01 апреля 2008
2087

Ольга Ларионова: У школ проблемы с выходом

Программы строительства и информатизации школ и детских садов Москвы работают только на "вход". Закачивая в них огромные бюджетные средства, на "выходе" город получает нулевой результат. К такому выводу пришла столичная мэрия.

Во вторник столичное правительство рассмотрело ход подготовки государственных образовательных учреждений системы департамента образования к новому учебному году. На этот раз традиционные вопросы ремонта, кадров, безопасности и даже родительских поборов отошли на задний план. Департамент образования и префекты выплеснули на заседании накопившиеся за год претензии к городскиому стройкомплексу и управлению информатизации.

Как заявила руководитель департамента образования Ольга Ларионова, из 100 сданных в прошлом году детских садов работают только 20. Около 70 до сих пор не имеют постоянного водоснабжения, в 10 нет горячей воды. При этом более 60% новых детсадов строится на месте старых, и число мест в них увеличивается незначительно. В результате за период с 2006 года появилось только 15 тыс. новых мест.

Из-за этого на 1 сентября 2008 года из-за дефицита мест в детских садах в очереди будет стоять 20 065 человек.

Еще одна острая проблема, сообщила Ларионова, - реконструкция школ довоенной постройки, после завершения трехлетней адресной программы к 2011 году останется еще 108 таких зданий, и 297 зданий 50-х годов.

А, как заявила префект СВАО Ирина Рабер, строительство новых школ превращается в сплошную нервотрепку для местных органов власти, детей и их родителей. "Выигравшим тендер строителям приходится постоянно напоминать, что учебный год начинается 1 сентября, а не 1 января, - рассказала префект. - Новые школы сдаются в конце четвертого квартала, а потом по полгода стоят необитаемыми, что создает понятные проблемы".

Но, если бы это были действительно новые школы, было бы полбеды, объяснила Ирина Рабер. Дело в том, что строительство ведется на месте старых зданий.

По ее словам, многие компании выходят на стройплощадку лишь спустя год после того, как закрыли старую школу, а детей распихали по соседним. И особой активности на этих стройплощадках, как правило, не наблюдается. Хотя, по словам Ирины Рабер, все новые школы в округе возводятся по типовым проектам и при желании могли бы быть сданы к августу.

В свое оправдание стройкомплекс, как обычно, сослался на задерживающих подключение к сетям энергетиков и конъюнктуру рынка. По словам первого замруководителя департамента градостроительной политики Александра Косована, строительство садов и школ дело убыточное, и на конкурсы в результате приходит кто попало, есть уже даже "черные списки" организаций, которым участие в таких конкурсах запрещено. "Нам приходится буквально заставлять браться за эти проекты крупные организации, - заявил Косован. -Надо пересматривать расценки, иначе эту программу не решить". Кроме того, пожаловался Косован, под социальные объекты отводятся сложные для освоения участки. "Обременения таковы, что часто стоимость их вывода втрое превышает цену самого объекта", - заявил он.

Обернулась профанацией и широко разрекламированная программа информатизации школ. На сегодняшний день все московские школы подключены к интернету, но пользоваться ни им, ни другими преимуществами информационных технологий они не могут.

Как рассказала на заседании Ольга Ларионова, многие имеющие выход в интернет школы не оснащены компьютерами. Но даже имеющееся в школах оборудование пылится без монтажа и программного обеспечения. До сих пор не проведены и конкурсы на обслуживание действующей техники и информационных систем.

По словам Ларионовой, год назад департамент образования уже поднимал этот вопрос, и все положенные бюджетные средства были направлены в управление информатизации, но ситуация не изменилась.

Кроме того, поставляемая техника не соответствует требованиям школ, к ней нет программного обеспечения. "Я направила кучу писем в управление. Но ситуация стала еще хуже, чем в прошлом году", -отметила она.

По словам префекта Ирины Рабер, до сих пор не завершена начатая еще в 2006 году работа по прокладке внутришкольных сетей. Но главная проблема, на ее взгляд, это не выдерживающее никакой критики качество оборудования: брак, некомплектность, а также полная беспомощность школ, которые не могут самостоятельно заказывать то, что им нужно: электронные микроскопы, электронные доски, веб-камеры.

"Ни один директор школы без городского управления информатизации не может решить вопрос даже с приобретением картриджа, - заявила она. - И при этом пропадают огромные выделенные, но не освоенные средства".

Руководитель управления информатизации Алексей Михайлов не согласился с претензиями в свой адрес. По его словам, школы сами не шли на контакт при подключении к интернету. "Одни заявляли, что у них уже все есть, других не устраивало время подключения", - объяснил Михайлов.

Что же касается не начавшихся до сих пор конкурсов на эксплуатацию школьного компьютерного оборудования, то, по его словам, их задерживает департамент экономической политики города, не согласовывающий конкурсную документацию и сметы. "ДЭПР не согласовывает нашу смету, так как считает, что мы предлагаем слишком мало денег, - заявил Михайлов. - Но мы согласовали суммы, оборудование дешевеет, унифицированные пакеты программ тоже стоят не столь дорого. Я прошу назначить арбитра".

Арбитром тут же выступил мэр Юрий Лужков. "Я выношу вам выговор с предупреждением о неполном служебном соответствии, - заявил он. - И требую к новому году решить эту проблему. А заодно пусть КСП проверит управление целевым образом".

Что до стройкомплекса, то ему мэр даже посочувствовал. "Строительство детских садов осложняется протестами населения. Такая ситуация сложилась, например, на Маршала Жукова. Сейчас появилась новая тенденция - эгоизм москвичей, и она носит даже не человеческий, а политический характер" , - объяснил Юрий Лужков. Правда, под конец он все же посоветовал департаменту образования быть со стройкомплексом построже. "Конец июля - полная сдача школ, это закон. Не идите на поводу у строителей", - порекомендовал мэр Ольге Ларионовой.


01.04.2008
http://www.gazeta.ru/education/2008/04/01_a_2683382.shtml
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован