23 мая 2006
2772

On-line конференция Сергея Апатенко (23.05.2006)

23 мая 2006 г., во вторник, в 13:00 (мск) на сайте проекта "Медиакратия" состоялась Интернет-конференция руководителя Департамента по молодежной политике, воспитанию, социальной защите детей Министерства образования и науки РФ Сергея Николаевича Апатенко.

Тема: "Проблемы усыновления детей-сирот в российские семьи".

Сергей Апатенко: "Министерство образования и науки РФ готовит проект реформы органов опеки и попечительства в соответствии с положениями президентского послания. В ближайшие месяцы концепция "О реформировании органов опеки и попечительства", которая полностью реорганизует российские детские дома, будет направлена в правительство РФ. Концепция подразумевает переориентирование детдомов на содействие устройству детей в семьи, а не на постоянное пребывание в них сирот".



Сергей Апатенко: Здравствуйте! В первую очередь, хочу поприветствовать тех, кто сегодня находится у компьютеров. Вопрос, который мы сегодня хотим поднять - серьезный не только для министерства - это полномочия по выработке государственной политики в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, охраны прав детей-сирот, а также по ведению федерального банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Я хочу напомнить, что сегодня в федеральном банке данных находятся сведения о 187 тыс. детей этой категории. К сожалению, ежегодно эта цифра увеличивается. О проблемах увеличения количества детей-сирот мы сегодня и поговорим. Ежегодно в семьи устраивается до 60% от выявленных детей. Вы знаете, что семейное устройство является сегодня приоритетом в деятельности правительства и министерства. Напомню, что кроме усыновления, которое является одной из форм устройства детей в российские семьи, существуют - приемные семьи и патронатные семьи, но приоритетным должно быть усыновление. Для устройства детей иностранными гражданами возможно только усыновление. До 2003-2004 годов, к сожалению, в России отмечалась тенденция увеличения усыновлений российских детей семьями иностранных граждан. Вы знаете, что в своем Послании Федеральному Собранию президент Путин говорил об этой тенденции. Мы также считаем, что это негативная тенденция... Однако, в 2005 году российское усыновление превысило иностранное. В 2005 году в российские семьи усыновлено 7 500 детей, в иностранные семьи было усыновлено 6 900 детей. Всего в 2005 году было устроено 103 тысячи детей. В этом году российское усыновление тоже превысило иностранное, это удалось осуществить благодаря серьезным действиям со стороны министерства, а также межведомственному взаимодействию. На первое место мы должны вынести сегодня то, что мы осуществили серьезный прорыв в информационной политике, отдавая приоритет российскому усыновлению. Многое еще предстоит сделать, чтобы российское усыновление было и оставалось приоритетным и эффективным.


Вопрос Аладина Наталия, Ставропольский край, газета "Ставропольские губернские ведомости": Сергей Николаевич, согласно имеющейся информации, готовящаяся реформа органов опеки РФ призвана переориентировать детские дома на содействие устройству детей в семьи, а не на постоянное пребывание в них сирот. Это неплохо, но ответьте - будут ли оптимизированы условия для тех россиян, которые усыновляют детей или оформляют опеку? Может быть, планируется их дополнительная финансовая поддержка?
Ответ Сергей Апатенко: Финансовая поддержка сегодня в регионах существует, сегодня это функционал местных властей, но существующая система организации работы органов опеки, не позволяет нам надлежащим образом устроить детей на воспитание в семьи. Это приоритет. Порой остается только на бумаге процесс подбора и подготовки приемных родителей, опекунов, и еще одна немаловажная деятельность органов опеки - поддержка семьи. Также следует уделять внимание созданию условий и материальных, и психолого-методологических, чтобы не дать распаcться приемной семье, не допустить определения ребенка в интернат или другое учреждение. Причины таких явлений кроются и в недообеспеченности органов опеки кадрами. В стране сегодня более 3-х тысяч органов опеки и попечительства. По данным Департамента за прошлый год, в 300 из них отсутствовали специалисты по охране детства, а в 1 700 - работал только один специалист. В основном граждане на общественных началах занимаются такой важной проблемой в наших органах опеки.


Вопрос Ирина Козлова, "НТА-Приволжье", Нижний Новгород: 1 - Сергей Николаевич, как Вы оцениваете перспективы распространения в России системы патронатного воспитания? Будет ли соответствующий закон принят на федеральном уровне? 2- Какой процент детей, переданных на патронатное воспитание, надолго остается в этих семьях или усыновляется? И как Вы считаете, не получает ли маленький ребенок еще большую психологическую травму в случае отказа патронатной семьи от его дальнейшего воспитания и возвращения в детский дом? Спасибо.
Ответ Сергей Апатенко: Да, сегодня патронатное воспитание - это одна из форм. К сожалению, когда мы видим, кто сегодня усыновляет детей в семью, мы делаем вывод, что это не настолько высоко устроенные, обеспеченные люди. Как правило, это люди среднего заработка или даже ниже среднего уровня достатка. Мы, конечно, за то, чтобы усыновляли детей. Но сегодня, при этом, теряются льготы для детей и родителей - льгота по получению жилья, хотя не всегда эта норма выполняется в некоторых субъектах, льгота при поступлении детей в средние специальные и высшие учебные заведения. Эта норма, которую мне будучи депутатом, пришлось расширить, и ребенок имеет право беспрепятственно поступить в вуз. Я думаю, что для потенциальных родителей эти льготы важны, поэтому они выбирают другие формы, опека, попечительство, патронатная семья. Патронатная семья - это новая форма устройства детей в семью, она предполагает обоюдную ответственность и родителей и государства по отношению к ребенку. Сейчас идет эксперимент в 23-х субъектах и есть положительные результаты. Если средний показатель усыновленных детей, которые были предварительно устроены в семьи под опеку и попечительство порядка 70%, то патронатом достигается до 90%. Я не хочу сказать, что эта форма должна быть приоритетной, приоритет для нас - усыновление. Что касается переустройства детей, то процент таких детей всегда существует, при всех формах устройства детей. На самом деле это большая душевная рана, поэтому нам и нужно реформирование органов опеки и попечительства, чтобы как можно чаще избегать подобных травм.


Вопрос Марина Иванова, Бурятия, Улан-Удэ, информационное агентство "Восток-Телеинформ".: Доброе время суток! Вы говорите о реформе опеки и попечительства. Скажите, в результате ее проведения изменятся ли условия усыновления ребенка, и какие именно условия? Сократится ли разрыв между "попечительскими" и "детскими" выплатами? Есть множество примеров, когда люди не усыновляют ребенка, взятого на попечение лишь потому, что размер ежемесячного детского пособия составляет порядка 100 рублей, а попечительское пособие - более 3 тыс. рублей. Но ведь для ребенка есть разница - жить ему во временной (пусть зачастую лишь формально - ведь невозможно не привязаться к маленькому человечку) семье или с ПАПОЙ и МАМОЙ.
Ответ Сергей Апатенко: На самом деле проблема такая существует. В последнее время участились случаи, когда родители отказываются от своего ребенка, а родители этой мамы, бабушка и дедушка берут под опеку своего внука, чтобы получить некоторую финансовую помощь. Я думаю, что, как никогда своевременно, президентом были высказаны в Послании социальные инициативы и сегодня, с их учетом Минздравсоцразвитию и региональным властям необходимо проработать эту ситуацию. Мы внесли предложения по реализации пунктов Послания и нам необходимо проработать ситуацию, чтобы подобных моментов не было. Еще раз - самое важное для нас сохранить кровную семью. Не только социальные проблемы возникают при распаде семьи. Сегодня есть много примеров, когда обеспеченные люди не могут найти взаимопонимания со своими родными детьми, в своей семье. Дети склоняются и к наркомании, и к другим негативным формам поведения. Родители должны быть педагогически подкованы, иметь возможность получить профессиональную консультацию. Таких специалистов у нас достаточно, но нужно совершенствовать их квалификацию. В течение 10 лет ведется эксперимент в 23 регионах страны, в рамках которого представители органов опеки проходят обучение. Считаю, что это имеет свой положительный результат.


Вопрос Клюева Ольга, Р. Мордовия, газета "Известия Мордовии": 1. Возможно ли в рамках концепции "О реформировании органов опеки " принять законопроект о крупнейших предприятиях, которым бы рекомендовалось помогать детдомам материально взамен на некоторые налоговые льготы. 2. Путин призвал увеличить выплаты для приемных родителей. Не приведет ли это к тому, что количество усыновленных детей резко увеличится, но спустя некоторое время часть поторопившихся опекунов не справится с родительскими обязанностями и вернет детей в интернат.Кто потом объяснит ребенку, что его взяли в семью, польстившись на деньги? 3. Как будет решаться проблема обеспечения интернатских детей жильем? Поможет ли в скором времени Правительство "ничьим детям"? Как решить вопрос на местном уровне, если в республиканском бюджете не хватает средств?
Ответ Сергей Апатенко: 1. Эта практика существовала еще в советское время и сегодня нам необходимо создать ситуацию, когда наши граждане, среди которых достаточно усыновителей, могли свободно общаться с детьми в таких учреждениях. Главное, чтобы взрослые непосредственно общались с детьми в детских домах. Необходимо устраивать не просто гуманитарные акции, лучше это делать систематически. Ведь в России есть регионы-доноры, да и во многих регионах определенный достаток есть. Например, я знаю, что сегодня продолжается акция, в которой участвуют и коммерческие подразделения - "Глория Джинс" в Ростовской области, которая предоставляет одежду для детей-сирот. Это качественная одежда. За полгода в рамках этой акции было одето много детей из детских домов, примерно на сумму в 5,5 млн долларов. Это приличная сумма и очень хорошо, но для детей особенно ценно общение. Детям очень важно, чтобы взрослые дарили им свое тепло и внимание. Тот, кто хоть один раз бывал в детдоме, тому трудно выйти оттуда без мысли о благоустройстве, о помощи. Еще "Молодежное единство" проводило конкурс рисунков детей из детдомов, помню, как нам сложно было выбрать лучшую детскую работу. Их потом вывешивали на стенах Кремля, а победители получали мольберт из рук президента. Детям нужно добро, тепло. Нужно, чтобы после своего совершеннолетия он мог бы прийти в семью, пожаловаться или похвастаться своими успехами, поделиться тревогами. Мы должны помнить о том, что каждый ребенок имеет право иметь семью и должен воспитываться в семье.

2. Это сложное решение и процесс. Во-первых, потенциальный усыновитель не за пять минут приходит к решению усыновить ребенка. Важно, чтобы специалисты органов опеки провели работу, важно выяснить причины этого решения, и по некоторым усыновителям можно вынести отрицательные решения. Для российских граждан это решение суда, по иностранным гражданам - это только решение регионального суда. Это не приведет к тому, что начнут отказываться от усыновлений. Но ответственность лежит на органах опеки и государстве, чтобы и ребенок, и родители были готовы. Здесь дополнительное внимание необходимо уделить этому. Когда мы говорим о патронате, мы говорим о двойной ответственности и здесь легче избежать таких проблем по переустройству и возврату детей, потому что если возникают проблемы у патронатной семьи, то сами специалисты органов опеки должны держать на контроле ситуацию, пытаться ее разрешить, и дорабатывать с родителями и с ребенком.

3. Мы прекрасно понимаем, что в законодательстве прописано предоставление жилья, в большинстве регионов не хватает средств и уже образовались очереди на квартиры. Без помощи государства мы эту проблему решить не можем, конечно, Минобразование и науки выступает за то, чтобы помочь с жильем. Мы считаем, что порядка 40% средств на обеспечение жилищной проблемы детей-сирот должны поступать через инвестиции. Механизм предлагается через реализацию федеральной целевой программы "Дети России" и через федеральный фонд компенсаций для регионов. Хочу сообщить, что в ближайшее время этот вопрос решится и с 2007 года деньги уже начнут выделяться.


Вопрос Андрей Петров, Волгоград: Добрый день! Есть информация, что в Волгоградской области цыгане зачастую специально усыновляют социальных сирот для того, чтобы использовать их в торговле наркотиками. Планируется ли усиление контроля за усыновлением детей и какие меры уже приняты для защиты детей от усыновления в асоциальные семьи?
Ответ Сергей Апатенко: Подобные случаи могут быть, но я считаю, что это в основном выдумки. Процесс усыновления сложный процесс, в регионах четко знают порядок и правила, знают информацию. Если люди неблагонадежные пытаются усыновить ребенка, то заслон таким фактам должен быть поставлен на уровне органов внутренних дел.


Вопрос Дмитрий Вохмянин, сайт "Молодежная политика Кировской области":: Сергей Николаевич, каким образом департамент осуществляет контроль за деятельностью частных организаций, занимающихся вопросами усыновления? И еще один вопрос из другой сферы вашей компетентности - каковы перспективы Федеральной целевой программы "Молодежь России" и Стратегии государственной молодежной политики?
Ответ Сергей Апатенко: По функционалу, который определен нам правительством РФ постановлением No 123, сегодня министерство осуществляет функции оператора банка данных детей-сирот, а также решает вопрос по аккредитации представительств иностранных организаций по усыновлению. Сегодня на территории РФ работает 73 иностранных организации по усыновлению, это организации США, Испании, Италии, Франции и других государств. Контроль за их деятельностью на территории РФ очень серьезный. Так, перед аккредитацией представительства организации проходит долгий процесс сбора документов и проверок таких органов власти, как МВД, которое запрашивает Интерпол и МИД и через консульские службы предоставляет нам необходимую информацию, Минюст, Минздравсоцзащиты. Только тогда, когда агентство прошло весь этот путь, наше министерство принимает решение об аккредитации представительства организации. Кроме этого в течение года департамент совместно с заинтересованными органами власти проводит выборочные проверки таких организаций. С прошлого года уже лишены аккредитации или не продлены аккредитации 10 представительствам: это организации США, с которыми были связаны претензии к их работе. Этот вопрос очень важный для нас, потому что департамент должен заниматься выработкой законодательства и политикой в молодежной сфере. Вы знаете, что департаментом совместно с общественными организациями разработана концепция государственной молодежной политики. с 1993 года не существовало такого документа. 74 субъекта РФ участвовали в его подготовке и внесли свои предложения в проект стратегии. Этот документ не может быть идеальным и охватить все сферы, также, когда мы говорим о молодежной политике, о молодежи, какую бы мы сферу не взяли, любая сфера касается молодежи. Поэтому само понятие молодежь - необъятное. Хотя и определена категория - с 14 до 30 лет. А их в РФ 49 миллионов...

Я хочу с глубоким удовлетворением сказать, что вчера, на правительственной комиссии под руководством Михаила Фрадкова концепция стратегии развития молодежной политики была одобрена. Наконец-то, у нас в скором времени, а нам необходимо еще на заседании правительства рассмотреть эту стратегию, появится документ, который станет отправной точкой для изменения законодательства, и для разработки новой программы "Молодежь России". Я думаю, что после рассмотрения на правительстве, которое состоится в конце июня этого года, будет принято решение и поручение правительства о разработке новой программы "Молодежь России". Определены три приоритета и самое главное цель государственной молодежной политики - развитие потенциала молодежи в интересах страны. Определены 6 проектов, реализация которых должна вестись и при финансовой поддержке. Надеемся, что этой поддержкой станет программа "Молодежь России".


Вопрос Евгения Сощенко, Тюмень: Я слышала, что в России ужесточили законодательство по усыновлению российских детей иностранцами. Действительно ли это так? если да, то зачем? Ведь усыновляют в основном бездетные семьи из Европы и Америки, где детям будет лучше, чем в российских детских домах. Что планируется предпринять для популяризации усыновления среди российских граждан?
Ответ Сергей Апатенко: Российское усыновление является приоритетным и мы должны сделать все, чтобы со временем иностранные усыновители стояли в очереди за российскими детьми. Мы должны предотвратить пополнение армии детей-сирот и предпосылки к этому уже есть, результаты налицо. Мы вывели российское усыновление на первый план, а реформирование органов опеки позволит нам изменить ситуацию к российскому усыновлению не на бумаге, а на деле. Ужесточения нет, а ужесточился контроль, не только для иностранных усыновителей, но и для российских. Мы считаем, что дополнительно к документам нужно добавить независимую психологическую экспертизу и требования прохождения обучения родителей. Потому что те проблемы, которые проявились и выявились за прошлые годы - в иностранных семьях из 64 тыс. усыновленных погибло 14 детей, при этом 12 - по вине усыновителей. Это происходит из-за того, что родители не готовы воспитывать детей с нарушенной психикой, поэтому мы сможем избежать этих проблемных моментов, если будем двигаться в обозначенном мной направлении.


Вопрос Александр Якуба, газета "Курск": Намеченная концепция предполагает радикальную переориентацию детских домов, вместо нянечек понадобятся социальные работники. Не возникнет "кадрового голода"?
Ответ Сергей Апатенко: Не возникнет. У нас уже достаточно специалистов для того, чтобы начать эту переориентацию. Я не говорю о том, что детдома нужно закрыть, как пишут сегодня некоторые сми, воспринимая наше предложение именно так. В решении вопроса переориентации, сегодня очень многое зависит от позиции региональных властей, от позиции руководства детских домов. Руководители регионов и детских учреждений хорошо понимают, что работают на будущее страны.
Между тем, сегодня, по статистике, 50 процентов матерей выпускников детдомов отказываются от своих детей. Еще в 2002 году из 15 тысяч детей - выпускников детдомов 6 тысяч оказывались безработными, 5 тысяч - бездомными, около 1,5 тысяч бывших воспитанников детдомов оканчивают жизнь самоубийством... Как правило, выпускники детдомов специалисты невысокого класса, для дальнейшей экономически активной жизни им не хватает знаний, которые они получили в школе, они не имеют возможности продолжить образование, даже при поддержке государства. Учитывая такую статистику, мы должны переориентироваться на то, чтобы власти и организации работали над устройством детей в семьи. Сегодня часто в детдоме на одного воспитателя приходится порядка 25 детей и только в малом количестве детдомов на все количество детей приходится половина воспитателей. Если говорить о деньгах, которые выделяются на ребенка в детском доме, то это от 8 до 15 тысяч рублей ежемесячно, это и питание, и одежда, и учебники, и коммунальные услуги. Приемная семья будут государству обходиться гораздо дешевле, а эти деньги могли бы дополнительно определить из бюджета на медицинское обслуживание, на получение образования.


Вопрос Куприн Александр.Челябинск: То что вы готовите, на мой взгляд, можно смело назвать революционным документом, подразумевающим принципиальное изменение подхода к работе органов опеки и попечительства. Как конкретно реализовать задуманное на практике? В чем, согласно концепции, будет заключаться работа каждого конкретного детдома? Например, должен ли он стать своего рода информационным центром, в котором можно узнать о детях-сиротах? Когда концепция будет расмотрена в правительстве? Какого финансирования потребует ваша программа? Повлечет ли новый подход к работе детдома, появление в его штате новых специалистов - например, по связям с общественностью, информированию населения?
Ответ Сергей Апатенко: Такие задачи ставятся, у нас есть экспериментальные центры. Пример - 19-й детский дом в Москве. Там существуют специалисты по работе с семьей, которая берет ребенка, специалисты, которые работают с ребенком, чтобы его подготовить к обустройству в семье, специалисты, которые ищут граждан, которые хотят и могут взять ребенка. Это профессиональный подход специалистов к решению проблемы, именно таких специалистов мы сегодня готовим в экспериментальных центрах. Мы готовы прийти к тому, что через 10 лет детдом станет учреждением, в котором ребенок будет находится временно, до устройства в семью. Уже в следующем году несколько регионов готовы у себя изменить ситуацию с детскими домами в этом направлении.


Вопрос Николай Малахов, Чебоксары: Подразумевает ли новая концепция введение упрощенного порядка усыновления?
Ответ Сергей Апатенко: В процессе усыновления мы имеем дело с детьми, с человеческим ресурсом, поэтому, в первую очередь, упрощение порядка усыновления будет касаться только семей российских граждан. В министерстве создана комиссия по усыновлению детей-сирот, прорабатывается вопрос по созданию "одного окна" для обработки документов российских граждан, желающих усыновить ребенка. Процедуру усыновления для россиян, конечно, нужно упрощать, нужно менять законодательство, привлекать СМИ, чтобы решить эту проблему. Сегодня действует Интернет-сайт, посвященный вопросам усыновления в России www.usynovite.ru, работает многоканальный телефон +7 (495) 223-42-80. За 4 месяца этого года по нему поступило огромное количество звонков! Специалисты рассказывают о формах устройства детей в семью, о том, какие документы нужно подготовить. Министерством запущен SMS-сервис со словом "дети" на телефон 30-33, по нему можно получить сообщение и информацию о телефонах федерального банка данных детей-сирот и региональных банков данных. Готовятся рекламные ролики, выпуски социальной рекламы, которые будут выходить в региональных СМИ. Все это привело к тому, что в этом году российское усыновление превысило иностранное.


Вопрос Мария Балуева, Курган: Скажите, как вы относитесь к усыновлению детей семьями из однополых родителей? Какие ограничения сегодня существуют? Спасибо.
Ответ Сергей Апатенко: У нас вызвало беспокойство, что в некоторых странах Европы было принято законодательно, разрешающее не только однополые браки, но и усыновление детей такими парами. Эти ситуации отслеживаются в министерстве. Иностранным партнерам мы подтвердили свое принципиальное мнение о том, что в российском законодательстве не предусмотрено усыновление детей такими семьями. Такая ситуация исключена - однополые семьи не будут иметь возможность усыновлять российских детей.


Вопрос Серпионов Георгий, сеть районных газет "Наш район. Ростов": Здравствуйте, Сергей Николаевич! Последнее время мы стали все чаще получать тревожные сигналы из-за рубежа, где приемные дети из России подвергаются издевательствам, а иногда и убийству. А ведется ли в России подобная статистика?
Ответ Сергей Апатенко: По данным Департамента, из 64 тысяч случаев, зафиксированных у нас, 13 случаев произошли по вине усыновителей за границей, но не меньше случаев отмечено в РФ. За 5 лет с 2000-го по 2005-й год в России по вине усыновителей погибло 10 человек, из-за жестокого обращения родителей около 40 детей были переустроены в другие семьи. К сожалению, статистику можно продолжать, это и отказ российских усыновителей от детей, переустройство в другие семьи, такие случаи существуют в РФ. Я думаю, что те требования, которые мы дополнительно собираемся применять к усыновителям - психологическая экспертиза и педагогическая подготовка - должны иметь место и для российских граждан и для иностранных.


Вопрос Александра Белуза, газета "Ставропольская правда": Есть такое понятие, как тайна усыновления. Насколько часто она нарушается в России?
Ответ Сергей Апатенко: Да, в российском законодательстве существует понятие "тайна усыновления", когда родители могут изменить в сведениях о ребенке его дату рождения, фамилию, отчество. Но эта норма выполняется на территории РФ не всегда. Есть даже такие требования, как сбор документов при подготовке к усыновлению предполагает, что органы опеки могут обратиться к соседям, чтобы выяснить не скандальные ли эти люди, какой у них семейный уклад. Мы считаем, что это нарушение законодательства, но у нас - многонациональное государство и есть разные обычаи. Считаю, что нам не нужно спешить отменять тайну усыновления, но нужно готовить граждан к тому, что усыновление это героический поступок. Нужно сделать так, чтобы граждане, усыновившие ребенка, не скрывали этот факт и ребенок должен знать, что он усыновлен. Необходимо провести работу в обществе, чтобы такие дети не считали себя изгоями.


Вопрос Сергей Апатенко: Хотел бы поблагодарить всех, кто сегодня был на связи. Проблема очень серьезная и она приобретает дополнительную ответственность в связи с положениями Послания президента. Я думаю, что наше общество готово к тому, чтобы материнство и детство было приоритетами государственной политики. Ребенок должен чувствовать себя полноценным гражданином своей страны и связывать свой успех с ее достижениями, а государство - с успехами граждан.


http://www.mediacratia.ru/owa/mc/mc_conf.html?a_id=9030

23.05.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован