15 февраля 2007
3966

Оппонент с полосатым жезлом

Визитная карточка
ОЛЬШАНСКИЙ Леонид Дмитриевич - адвокат, вице-председатель "Движения автомобилистов России", действительный член Академии юридических наук, член экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, лауреат премии "За права человека". Выиграл около двухсот судебных процессов в защиту прав автолюбителей и собственников транспортных средств, гаражей и "ракушек".
Долгое время люди в погонах и с жезлами со снисходительным недоумением относились к бескомпромиссным высказываниям и действиям Леонида Ольшанского, отмахиваясь от любых претензий адвоката к неприкасаемой ГАИ. Как оказалось, напрасно
С академиком и правозащитником беседует корреспондент "Парламентской газеты".
- Леонид Дмитриевич, в МВД России недавно официально признали: "оборотни" на дорогах попадаются сплошь и рядом, коррупция процветает. Министр Борис Грызлов даже предложил автолюбителям фотографировать вымогателей, снимать на видео, пообещав тщательно разбираться в каждом отдельном случае. Значит, не пропали безнадежные, как многим казалось, ваши усилия?
- Если честно, очень хотел бы понаблюдать за процессом съемки и познакомиться потом с фотографом. Но необходимо признать, что Борис Грызлов - мужественный и решительный человек. Перешагнув через ведомственные амбиции, он твердо заявил: так дальше работать нельзя! И всем нам необходимо оказать всемерную поддержку руководству МВД в искреннем стремлении выйти из профессионального кризиса
- Странно слышать такие слова от человека, который в свое время был объявлен едва ли не главным врагом ГАИ
- Сегодняшнюю позицию руководителей МВД я открыто приветствую.
(Окончание на 3-й стр.)
(Окончание. Начало на 1-й стр.)

Они честно признали, что речь идет не о единичных ошибках, а о преднамеренных злоупотреблениях и преступлениях - широко распространенных и известных миллионам наших граждан. Я был непримирим, когда генералы, если их упрекали в милицейском беспределе на дорогах и в служебных кабинетах, невинно разводили руками и всеми способами оправдывали и выгораживали мздоимцев. Времена, к счастью, изменились. Что предлагают милицейские начальники сейчас?
Как сообщил недавно заместитель министра внутренних дел РФ Александр Чекалин, разработан комплекс мер по борьбе со взяточничеством среди сотрудников. По его словам, до конца года на каждой гаишной машине будет указан "телефон доверия", по которому автолюбители смогут уточнить полномочия инспектора. На дорогах планируется использовать так называемые "машины-ловушки", в которых под видом обычных водителей будут ездить сотрудники службы собственной безопасности МВД и контрольно-профилактического отдела ГИБДД. Будет проводиться разъяснительная работа: как действовать инспекторам в случае навязывания взятки
- Вас что-то не устраивает в объявленных планах?
- В планах устраивает все! И "телефоны доверия", и "машины-ловушки", и другие, неафишируемые мероприятия. Посмотрим, как намеченное будет реализовываться. Мне думается, руководству МВД надо бы активнее привлекать к сотрудничеству общественные организации. Скажем, у "Движения автомобилистов России" есть весьма перспективная программа по наведению порядка, которая могла бы лечь в основу коренной перестройки отношений между стражами дорог и автомобилистами.
И все-таки не могу не поиронизировать по поводу объявленной массовой "разъяснительной работы". Дожили! Учим, как отказаться от взятки. Получается, что у нас прямо вереницы злокозненных взяткодателей на колесах, и сотрудники с ними никак не могут справиться: так и суют деньги во все гаишные карманы
- А вы сами знаете, как покончить с этой стыдной российской бедой на дорогах? Дайте "совет от Ольшанского"
- Прежде всего в любой ситуации сохраняйте чувство собственного достоинства. Не канючьте и не соглашайтесь с предложением инспектора договориться. С вымогателями у вас разговор должен быть короткий: все проблемы будем решать в суде!
- При нынешней ситуации в судебной системе совет ваш, мягко говоря, некорректный. Ведь месяцами придется посещать присутственные места, никаких нервов и времени не напасешься
- Вот-вот, такое же умозаключение скорее всего выстроит и ваш оппонент с полосатой палкой. И поостережется связываться с лицом, готовым к длительной судебной тяжбе. А если вымогатель все же шантаж закончит "протоколом", уверенно пишите на составленном инспектором документе: не согласен! То есть опять недвусмысленно даете понять, что последнее слово останется за судом. Убеждаю вас, светиться там инспектору с большой дороги, простите за каламбур, ну никак не светит
- Вы чрезмерно строги к сотрудникам ГАИ, а ведь, согласитесь, среди автолюбителей в последнее время нарушителей развелось очень много. На дорогах - вакханалия. Как прикажете с этим бороться?
- Я всегда и везде открыто заявляю о своих симпатиях к честным и добросовестным сотрудникам ГИБДД, о чрезмерности их профессиональных нагрузок. К сожалению, этой службе в наследство досталась масса несвойственных функций. Например, прием экзаменов по правилам дорожного движения и вождению, проведение ежегодных технических осмотров автомобилей и т.д. А ведь задача у автомобильной инспекции государственная и единственная - обеспечение безопасности и порядка на дорогах. Вот этим и должны сотрудники заниматься должным образом. А за знание правил и навыки вождения пусть несут полную ответственность автошколы со всеми вытекающими юридическими обстоятельствами. О техническом состоянии автомобилей должен сервис заботиться. И, выдавая талоны о прохождении ТО, ремонтные фирмы будут гарантировать стопроцентную надежность автотранспортного средства, неся ответственность за халтуру.
Впрочем, почему мы упорно говорим о ежегодном техническом осмотре? Российским автозаводам надо дать право выдавать собственные талоны ТО и на пять, и на десять лет. Представляете, какой начнется ажиотажный спрос на вазовские, скажем, машины, если к ним будут прилагаться подобные "вечные" талоны? Ведь тогда никакого правительственного протекционизма автопрому не потребуется. Могут сказать, что под милицейским присмотром надежнее. Отнюдь! И водительскими удостоверениями люди в погонах успешно торгуют, и талонами ТО. И сам техосмотр давно превратился в откровенную пародию, за которую мы еще и деньги платим. Абсурдная, согласитесь, сложилась ситуация, когда сотрудники одного и того же ведомства сначала оценивают техническое состояние автомобиля, а потом и контролируют его. Подобная "широта полномочий" развращает и сотрудников ГАИ, и участников дорожного движения.
- Больной вопрос о привилегиях. Кому позволено нарушать Правила дорожного движения - автомобилям с федеральными номерами, с синими (милицейскими) номерными знаками, со всевозможными "пропусками-вездеходами" на лобовом стекле?
- Никому! Сегодня депутаты Государственной Думы все больше склоняются к мысли о всеобщей отмене пресловутых "мигалок". Преимуществами смогут пользоваться только оперативные машины, пожарные расчеты, "скорая помощь". Все!
- И что - даже высшие должностные лица страны, добираясь на работу, будут простаивать в "пробках"?
- Высших должностных лиц, которых 10-15 человек мы как интеллигентные люди пропустим, конечно, вне очереди. А вот другим любителям езды с ветерком по встречной полосе необходимо сказать: стоп! Ведь сегодня вслед пролетающим многочисленным кортежам несутся нелицеприятные слова автолюбителей, ждущих вельможного проезда. Способствует это авторитету власти?
- Недавно в СМИ промелькнуло сенсационное для российских автолюбителей сообщение: начальник Главного управления ГИБДД Виктор Кирьянов заявил, что водителям будет разрешено употребление алкоголя в разумных дозах. С чего бы это?
- К введению норм допустимого содержания алкоголя в крови формально обязывает подписанная Россией международная конвенция, определяющая общепринятые нормы и правила для участников движения. Нормальная, казалось бы, тенденция. Но я со стопроцентной уверенностью предвещаю новое в связи с этим ущемление прав законопослушных и добросовестных автомобилистов. Возникает дилемма: долгое и нервное официальное медицинское освидетельствование на содержание алкоголя в крови или немедленное определение инспектором нужного уровня "на нюх" за отдельную, естественно, плату? Я догадываюсь, какое вы примете решение на пустынной ночной улице после "допустимой" рюмки. И сотрудники ГИБДД об этом догадываются, поэтому чрезвычайно благосклонно относятся к предстоящему нововведению
- Вы входите в руководство созданного год назад "Движения автомобилистов России", которое возглавляет депутат Государственной Думы Виктор Похмелкин. Девиз у него запоминающийся и привлекательный: "Автомобилистов в обиду не дадим!" Если честно, не предвыборная ли это кампания? Более трех десятков миллионов российских автолюбителей, а значит, и потенциальных ваших сторонников, - сила нешуточная
- Мы не кампанию проводим, а объединяем в надежную и юридически подкованную компанию эти самые миллионы ныне разобщенных и безответных людей. Нам всем по пути к правовому обществу

Парламентская газета :: www.pnp.ru :: Архив
Номер 140(1269) 30 июля 2003 года
Постоянный адрес статьи: http://www.pnp.ru/archive/12690111.html красный свет




Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован