Эксклюзив
18 января 2011
18691

Определение ценностей современной науки

Main 88340120a4cdc664970b800wi
Большинство отечественных и зарубежных ученых в настоящее время признают, что на характер полученного знания оказывает влияние не только характер деятельности субъекта, но и его ценностные ориентации. Так, В.Ф. Берков сравнивает систему ценностей со своеобразным фильтром, благодаря которому в распоряжении исследователя оказываются средства, являющиеся его опорой в творческой деятельности.

Анализ понятия "ценность" показал, что большинство ученых определяет его содержание через выделение характеристик, так или иначе свойственных формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность.

Х. Лейси приводит целый ряд аспектов, которые включены в понятие "ценность":
- основное благо, к которому последовательно стремятся в течение жизни, конечный мотив всех действий;

- качество (или его атрибут), придающее жизни достоинство, доброту, смысл, завершенность (жизни, которая есть или к которой стремятся);

- качество (или его атрибут), которое частично конструировано через определение понятия человека как самооценивающего, самоинтерпретирующего и в определенной степени самопроизводящего существа;

- основной критерий выбора - то, что является благом среди возможных направлений деятельности;

- основной стандарт поведения, на который равняются все;

- "объект ценности", отношение с которым обусловлено как качеством жизни, так и характером личности (1)

Следует заметить, что указание хотя бы на один из аспектов может свидетельствовать о ценностном отношении.

В отечественной науке ценность рассматривается как многомерное образование. Как отмечает Г.П. Выжлецов, ценность несводима ни к значимости как своему основанию, ни к норме либо идеалу, а является единством значимого и должного, средства и цели, сущего и идеала. Она представляет собой не просто необходимую и должную, а желаемую цель, становящуюся идеалом и участвующую тем самым в обратном нормативно-регулирующем воздействии на межчеловеческие отношения, а через них и на социальную практику (2)

Возникновение ценности связывается, с одной стороны, с предметами, явлениями, их свойствами, способными удовлетворить определенные потребности общества или человека. С другой стороны, ценность выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета или явления. Т.о. ценность - это форма проявления определенного рода отношений между субъектом и объектом.

Природу ценностного отношения как одного из видов духовной деятельности раскрывает М.С. Каган, и выделяет два аспекта его изучения - внутренний и внешний. Рассматриваемое изнутри, ценностное отношение образуется связью предмета, который является носителем ценности, и человека, который оценивает данный предмет и придает ему смысл. Т.о. "ценность есть значение объекта для субъекта - благо, добро, красота и т.п., а оценка есть эмоционально-интеллектуальное выявление этого значения субъектом - переживание блага, приговор совести, суждение вкуса и т.д." (3)

На основании проведенного анализа выделим наиболее существенные черты ценности:
- Ценность объективна по своему содержанию, т.к. связана с определенными предметами, явлениями или их свойствами, которые могут удовлетворить потребности человека. В связи с этим любой предмет, социальное или природное явление, сам человек или его личностные качества могут стать ценностью.

- Ценность может иметь разное содержание, зависящее от содержания потребностей человека. В связи с этим выделяются ценности витальные, социальные, нравственные, интеллектуальные, эстетические и т.д.

- Ценность субъективна по своему выражению, т.к. включает в себя рациональный и эмоциональный компоненты и проявляется в личностном суждении по поводу предмета или явления.

- Ценность оказывает нормативно-регулирующее воздействие на поведение человека, его деятельность, на межличностные отношения. Степень выраженности ценностного отношения может быть различна: от явного предпочтения человеком какого-либо предмета или явления (такие ценности условно можно назвать эксплицитными) до неосознанного выбора, сделанного по причинам, неочевидным для самого человека (условно назовем такие ценности имплицитными).

- Ценность может иметь разную степень значимости для человека: это может быть, с одной стороны, ценность-цель (идеал, к достижению которого человек стремится), а, с другой стороны, это может быть ценность-средство, которое обеспечит достижение желаемой цели.

Определение ценностей науки связано с серьезными трудностями. Одной из причин этого является то, что многие из них не закреплены официально. Поэтому необходим анализ функций науки и установленных в ней норм, а также соответствия ценностей науки ценностям культуры в целом.

Наука как феномен культуры несет в себе специфические черты того способа жизнедеятельности, элементом которого она является. Современная наука отражает основные тенденции развития культуры в целом. Вместе с тем наука занимает особое место в культуре. Сошлемся на идею М.К. Мамардашвили о том, что результат творчества, как и сам творческий акт, вообще не принадлежит культуре, а располагается в некоем "докультурном" или "а-культурном" зазоре. Произведение научного творчества - это не культура, а уникальный предмет, неповторимый и неизменный.

Ученый рассматривает творческий процесс и наличие творческого продукта в качестве культуры как разные вещи. "Мы - в культуре того, что сделал художник, а он сам как художник уже не там. Его нельзя определить нами или культурой. Наука, как и искусство, содержит в себе элемент возможного и впервые, только однажды устанавливающегося. В этом докультурном (а-культурном) зазоре размещается творчество - творчество новых форм из исследуемого наукой возможного, из потенцированного бытия" (4)

Для выделения ценностей науки проанализируем ее функции.

Функции науки определяются на основе анализа факторов, под воздействием которых наука возникает и развивается: материальное производство, политика, торговля, быт и т.д.

Чаще всего исследователи (В.Ф. Берков, А.С. Кармин, В.П. Кохановский и др.) указывают на следующие функции науки. Во-первых, наука является регулятором материального производства, научная деятельность интегрируется в производственный процесс, а научное знание образует его теоретическую основу. Во-вторых, наука является фактором социальной регуляции, воздействуя на потребности общества через сложившуюся в обществе систему образования и воспитания. Выделяются также культурная, мировоззренческая, технологическая, проективно-конструктивная, экологическая функции науки.

Рассматриваются и более частные функции. Так, Б.Г. Юдин приводит достаточно большой перечень того, что общество получает от науки:

- Знания, проверенные и обоснованные (о строении вещества, возникновении и развитии жизни на Земле и т.д.) участвуют в формировании культуры и мировоззрения людей.

- Научные знания порождают новые промышленные, сельскохозяйственные, медицинские технологии, новые источники сырья и энергии, даже новые сферы человеческой деятельности. На них общество опирается и при решении возникающих перед ним социальных проблем.

- Особый вид знаний, вырабатываемых наукой и передаваемых ею обществу, - это знания о путях и методах эффективного использования научных знаний в практических целях. Сам по себе новый научный результат требует, как правило, доработки.

- Ученые, занимаясь преподаванием, не только обеспечивают процесс воспроизводства науки, но и формируют интеллектуальный потенциал общества в целом, необходимый для самых разных сфер деятельности.

- И, наконец, еще один важный вид продукта, получаемого обществом от науки - это использование опыта и квалификации ученых, когда они выступают в роли экспертов по подготовке и реализации различных социальных, экономических, культурных и т.п. программ (5)

Отдельно рассматриваются функции научно-исследовательской деятельности. О.Конт, например, выразил их одной фразой: "знать, чтобы предвидеть". Позже к основным функциям науки стали относить: описание, объяснение и предвидение.

При этом следует учитывать специфику функций естественных и гуманитарных наук: главная познавательная функция наук о природе - объяснение. Она состоит в подведении единичного объекта под общий закон (понятие, теорию), в результате чего полностью уничтожается вся неповторимая индивидуальность этого объекта. Основная познавательная функция "наук о духе" - понимание. Здесь, напротив, стремятся постичь смысл изучаемого объекта именно в этой его индивидуальности.
Оценку выполнения наукой своих функций дает общество, оказывая ей поддержку в различных формах: выделение финансовых и материальных ресурсов, необходимых для осуществления научной деятельности, подготовка кадров и т.д. Анализ официальных документов, принятых Российским правительством в последние годы, свидетельствует о поддержке науки, о признании ее ценностей.

Таким образом, можем очертить круг ценностей науки как социального института, выделив в нем собственно научные ценности и нравственные ценности, регулирующие деятельность и поведение членов научного сообщества.

К собственно научным ценностям можно отнести истину, новизну и оригинальность, преемственность, пользу и красоту.

Общепризнанной собственно научной ценностью является истина. В классическом понимании (со времен Платона и Аристотеля) мысль истинна только тогда, когда она соответствует действительности.

Регулирующая функция истины в научном познании проявляется в ориентации ученого на истину как результат своей деятельности, как желаемое, т.е. истина может быть определена как ценность-цель.

Любой ученый стремится к достижению истины. Все должно быть установлено так, как оно есть на самом деле. Можно утверждать, что именно ценностная установка на получение истины определяет специфику научного исследования.

Но, как замечает Н.С. Чернякова: "стандарт истинности столь же рукотворен, как и любое иное (эстетическое, моральное, религиозное) основание оценки". Трудность также, по мнению К. Поппера, состоит в том, что установление истины на теоретическом уровне в принципе невозможно. Любое теоретическое высказывание всегда имеет шанс быть опровергнутым в будущем.

Следует заметить, что истины в гуманитарных науках могут отличаться от естественнонаучных истин. С одной стороны, это связано с трудностью обоснования, т.к. эксперимент в гуманитарных науках не всегда может быть повторен. С другой стороны, в гуманитарных науках истинность научных положений ученые готовы отстаивать, т.к. они представляют особую значимость, а, следовательно, имеют эмоциональную окрашенность. В связи с этим для гуманитарных наук "характерен плюрализм идей и концепций, объяснений и интерпретаций" (6)

Кроме того, как отмечают современные философы, для науки ХХI века эта ценность в ряде случаев отодвинулась на второй план, что нашло отражение в работах ряда авторов, преимущественно западных.

В современной науке наибольшую ценность приобретает новизна и оригинальность (проблем, идей, гипотез, теорий и т.д.). Новые идеи расширяют проблемное поле науки, способствуют постановке новых задач, обусловливающих направления научного познания. Без новых идей развитие науки невозможно. По образному выражению Н. Бора, подлинно глубокая новая теория должна в определенном смысле быть сумасшедшей. Оригинальные идеи особо ценны потому, что не каждый ученый в силу своих способностей может их выдвинуть.

Следует, однако, заметить, что в науке достаточно сильны и консервативные тенденции, обеспечивающие заслон против внедрения малоправдоподобных идей. Так, Ж.Б. Ламарк утверждал, что лучше подвергнуть длительным испытаниям открытую истину, лишая ее заслуженного внимания, чем допустить легкомысленное признание всего, что создается "пылким воображением человека". В истории науки немало примеров, когда фундаментальные открытия признавались общественностью только после смерти авторов.

Бесспорной ценностью науки является преемственность. Даже гениальные ученые признаются, что смогли совершить столь значительные открытия, потому что "стояли на плечах" своих предшественников. Т.Кун именно традициям отводил роль конституирующего фактора в научном развитии, доказав, что традиция является необходимым условием быстрого накопления знаний. Сила традиции проявляется, во-первых, в том, что ученые, воспроизводя одни и те же действия в разных обстоятельствах, изучают все новые и новые явления, во-вторых, в определении формы фиксации полученных результатов.

Нужно заметить, что не только совершить открытия, но даже понять их другому человеку невозможно, если он не знаком с предыдущими достижениями науки. Все, что накоплено наукой, навсегда сохраняет свое интеллектуальное значение, даже если старые теории перестраиваются или опровергаются. Интересно, что открытия, сделанные в рамках одной науки, могут использоваться учеными из других областей.
Еще одна наиболее значимая ценность науки - польза (практическая значимость). Ценность науки состоит "в ее практической значимости, способности создавать удобства" (П. Фейерабенд). Наука, превращаясь в ведущую производительную силу общества, становится объектом заказа со стороны общества. Современная наука стремится не просто к созданию новых теорий, описывающих и объясняющих явления, результаты исследования оцениваются и с точки зрения эффективности их использования в различных сферах общественного производства. Уточняя это положение, сошлемся на мнение А. Пуанкаре: "необходимо, чтобы каждая из наших мыслей приносила пользу столь часто, сколь это возможно, и именно поэтому всякий закон будет тем более ценным, чем более он будет общим" (7)

Ценностью науки можно считать доказательность, которая связана с непротиворечивостью научных теорий. Значение ее состоит в том, что она дает возможность описывать уже известные явления и предсказывать новые.

Интересно, что многие ученые оценивают результаты научной деятельности с эстетической точки зрения. Критериями оценки могут быть красота и изящество теории, гармоничность результатов. Так, Ж.Адамар считает, что "изобретение - это выбор; этим выбором повелительно руководит чувство научной красоты" (8).

На основании этого можно включить красоту в число ценностей науки. Об эстетичности научных построений пишет и А.Пуанкаре. Анализируя, какие математические предметы обычно называют изящными, вызывающими эстетические эмоции, ученый отмечает: "Это те, элементы которых расположены так гармонично, что ум без труда может охватить целое, проникая в то же время и в детали. Эта гармония одновременно удовлетворяет нашим эстетическим потребностям и служит подспорьем для ума, который она поддерживает и которым руководит" (9).

При этом автор сопоставляет такие ценности научного знания, как красота и польза и на основании эмпирических фактов приходит к выводу, что поиски прекрасного приводят нас к тому же выбору, что и поиски полезного.

Нравственные ценности науки представим, используя концепцию Р. Мертона, описывающую этос науки, понимаемый им как комплекс ценностей и норм, воспроизводящихся от поколения к поколению ученых и являющихся обязательными для человека науки. Эти ценности могут быть определены как ценности-средства.
- Универсализм (демократизм) предполагает, что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует.

- Общность заключается в том, что научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Ученый не может монопольно владеть им, хотя может претендовать на достойную оценку своей работы коллегами.

- Незаинтересованность проявляется в бескорыстном поиске истины, отсутствии стремления к личной выгоде (получении денежного вознаграждения, завоевания награды и т.д.).

- Организованный скептицизм предполагает, что каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы эта оценка стала достоянием гласности. В науке нельзя слепо доверяться авторитету предшественников. Равно необходимы и уважение к тому, что сделано другими, и критическое (скептическое) отношение к результатам.
Обобщая изложенное, можно представить основные элементы ценностного поля науки. К ценностям-целям следует отнести пользу и истину. Ценности-средства представлены познавательными (новизна и оригинальность, доказательность, преемственность); эстетическими (красота) и нравственными ценностями (демократизм, общность, незаинтересованность и организованный скептицизм).

Именно эти ценности, культивируемые современным научным сообществом, оказывают влияние на разрабатываемые проекты и определяют будущее науки.

_________________________________________________________________________________
1. Лэйси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание / Под ред. В.А. Яковлева. - М.: Логос, 2001. - С. 65.

2. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб.: Изд-во СПб. университета, 1996. - С. 58.

3. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: Петрополис, 1997. - С. 68.

4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1992. - С.345-346.

5. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. - М.: Аспект Пресс, 1996.

6. Чернякова Н.С. Наука как феномен культуры: Учебное пособие. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - С.25.

7. Никифоров А.Л. Философия науки: История и теория (учебное пособие). - М.: Идея-Пресс, 2006. - С. 228.

8. Пуанкаре А. О науке. - М., 1990. - С. 403

9. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. Пер. с фр. / Под ред. И.Б. Погребысского. - М.: Советское радио, 1970. - С. 33.

10. Пуанкаре А. О науке. - М., 1990. - С. 406.

Шалова С.Ю.
к.пед.н., доцент, докторант кафедры педагогики РГПУ

Viperson

Публикации

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован