12 августа 2008
1142

Организационный ресурс развития области

10.1. Развитие региональной системы управления Кировской области

Реализация Стратегии базируется на построении эффективной региональной системы управления, включающей региональный и муниципальный уровни.
В Кировской области на протяжении последних лет заложены основы развития региональной системы управления: разграничены полномочия и расходные обязательства региона и местного самоуправления, сформирована система оценки результативности и эффективности управленческой деятельности как на региональном, так и на местном уровнях, осуществляется непрерывный процесс оптимизации функций и структуры органов исполнительной власти.
Существуют определенные проблемы в системе управления развитием региона: система недостаточно адекватна изменяющимся требованиям законодательства, в том числе бюджетного, недостаточно разработаны механизмы формирования, согласования и синхронизации стратегий (программ) развития региона и муниципальных образований, а также учёта требований и возможностей федеральных отраслевых стратегий. В результате снижается эффективность использования бюджетных средств.
Существующие системы статистического наблюдения и мониторинга не позволяют своевременно и в необходимом объеме анализировать факторы социального и экономического развития регионов, показатели оценки эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Для эффективной реализации Стратегии необходимо изменение подходов к системе управления региональным развитием. Стратегическая цель системы регионального управления - обеспечение полного выполнения конституционно-гарантированных прав и свобод граждан, адекватность принимаемых управленческих решений требованиям изменяющейся внешней среды и качественный просчет ожидаемых результатов.
Исходя из поставленной цели, для становления эффективной региональной системы управления будет:
продолжено дальнейшее развитие системы оценки деятельности регионального управления, в том числе за счет установления значений индикаторов (показателей) выполнения государственных функций и полномочий Кировской области в виде пороговых значений, обеспечивающих социально-экономическую безопасность Кировской области, в виде планового задания на перспективу;
разрабатываться и внедряться система эффективного взаимодействия регионального уровня власти и органов местного самоуправления, в том числе с использованием механизмов совместной реализации долгосрочных целевых программ, установленных Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов";
совершенствоваться система перераспределения государственных полномочий и функций;
продолжено совершенствование государственной гражданской службы Кировской области, в том числе для повышения качества кадрового потенциала;
обеспечено повышение качества и доступности государственных услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам за счет разработки и внедрения административных регламентов предоставления государственных услуг;
повышена эффективность взаимодействия органов исполнительной власти и общества, в том числе за счет освещения деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в средствах массовой информации и сети Интернет, организации получения "обратной связи" от населения, внедрения механизмов согласования с общественностью ключевых управленческих решений;
продолжено совершенствование системы мониторинга факторов экономического развития - показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Кировской области, органов местного само-управления городских округов и муниципальных районов;
осуществлена разработка и внедрение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти области;
Ключевыми задачами органов государственной власти Кировской области в сфере совершенствования механизма государственного управления является внедрение в деятельность органов исполнительной власти и подведомственных им организациях принципов и процедур управления по результатам, повышение прозрачности административных процедур, внедрение административных регламентов предоставления государственных (муниципальных) услуг, обес-печение учета населения и оценки числа потребителей государственных услуг, развитие мониторинга удовлетворенности населения исполнением органами власти государственных функций и оказанием государственных (муниципальных) услуг.
Для предотвращения возникновения условий для коррупции в органах исполнительной власти области предполагается внедрить специальные экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность, добиваться максимально возможной деперсонализации взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями путем введения системы "одного окна" и системы электронного обмена информацией, разработки и внедрения регламентов процедуры взаимодействия с потребителями государственных услуг, разделять административно-управленческие процедуры на стадии с их закреплением за независимыми друг от друга должностными лицами для обеспечения взаимного контроля.
Совершенствование региональной системы управления, открытой для общественности и направленной на удовлетворение потребностей потребителей будет осуществляться в несколько этапов:
На первом этапе (ближайшие три года) будет обеспечиваться:
прозрачность и эффективность взаимодействия власти и общества, которые являются основой для повышения эффективности исполнения государственных функций и качества государственных (муниципальных) услуг;
сокращение административных процедур и барьеров;
расширение практики оценки результатов деятельности на всех этапах исполнения государственного управления;
внедрение механизмов эффективного взаимодействия регионального уровня власти и органов местного самоуправления.
На втором этапе (до 2015 года) будет обеспечиваться:
создание сети негосударственных организаций, оказывающих общественные услуги, с четким доведением плановых показателей и оценки их выполнения;
оптимизация административных процедур;
качественное предоставление государственных услуг, в том числе с использованием информационных технологий на дистанционной основе;
продолжение реализации совместных программ (проектов) регионального и муниципального уровня.
На третьем этапе (до 2020 года) будет обеспечиваться:
формирование эффективной системы регионального управления, направленной на повышение качества и доступности государственных услуг;
повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти области;
ограничение вмешательства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования.
В результате к 2020 году степень удовлетворенности граждан и субъектов качеством и доступностью государственных услуг возрастет в 2 раза, значительно снизятся издержки бизнеса на преодоление административных барьеров, сократятся временные затраты граждан на получение информационных услуг (проведение разрешительных процедур, сбор и предоставление информации).
Весь период реализации Стратегии система управления развитием региона будет базироваться на более широком применении программно-целевого метода управления: доля расходов консолидированного бюджета субъекта Кировской области, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов (без учета субвенций на исполнение делегируемых полномочий) возрастет в 1,5 раза: с 20% в 2007 году до 30% к 2020 году (табл.19).

Таблица 19
Основные индикаторы развития региональной системы управления
Наименование индикатора 2007 год 2009 год 2011 год 2015 год 2020 год
Степень удовлетворенности граждан и субъектов качеством и доступностью государственных услуг (в % к общей численности респондентов) 30 60 65 70 75
Степень внедрения стандартов государственных услуг и административных регламентов (в % к общему количеству массовых и значимых государственных услуг) 1 9 70 90 100


10.2. Управление областным и муниципальным имуществом

В состав имущества Кировской области входит имущество, закрепленное на праве оперативного управления за учреждениями и казенными предприятиями; имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями; акции (доли в уставных капиталах) хозяйственных обществ, принадлежащие области и муниципальным образованиям; имущество, временно учитываемое на балансах хозяйственных обществ (как правило, это объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения); имущество, составляющее казну Кировской области и муниципальных образований; земельные участки, на которые в силу законодательства возникло право областной собственности.
Территория области составляет более 12 млн.га, из них около половины составляет лесной фонд, менее 40% - земли сельскохозяйственного назначения, 2% - земли населенных пунктов, 8% -земли иных категорий. При этом 70% территорий разграничено между Российской Федерацией, Кировской областью и муниципальными образованиями, оставшуюся часть составляет частная собственность.
Государственная политика в сфере управления государственным и муниципальным имуществом направлена на перепрофилирование и приватизацию имущества, не связанного с исполнением государственных и муниципальных полномочий, соответственно в перспективе прогнозируется снижение имущественных объектов.
В то же время, учитывая социально-общественную значимость отдельных объектов и имущественных комплексов в целом, в ближайшей перспективе будет сохранена государственная собственность на предприятия дорожной отрасли и аптечной сети, производящей лекарственные препараты.
В период реформирования имущественного комплекса области особое значение приобретает построение эффективной системы управления имуществом региона. Основными целями управления областным и муниципальным имуществом Кировской области является его использование для развития потенциала государственного управления и обеспечение устойчивого экономического роста.
Реализация этих целей достигается выполнением следующих задач:
наделение необходимым имуществом органов власти и подведомственных им предприятий и учреждений;
приведение структуры предприятий, учреждений и хозяйственных обществ в соответствие с полномочиями, определенными действующим законодательством;
обеспечение роста поступления неналоговых доходов в консолидированный бюджет Кировской области в расчете на единицу ресурсной базы на условиях рыночных отношений;
привлечение дополнительных инвестиций в экономику Кировской области;
обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства объектами имущества в соответствии с действующим законодательством;
создание системы управления земельными ресурсами на основе единой системы кадастра объектов недвижимости и завершения процедуры разграничения земельных участков между публичными собственниками.
Поставленные задачи будут достигаться за счет:
внедрения современных форм и методов управления имуществом Кировской области путем привлечения профессиональных участников рынка и формирования системы управления имуществом Кировской области с использованием института доверительного управления, создания специализированных холдинговых компаний и инвестиционных фондов;
оптимизации государственного сектора экономики Кировской области, реорганизации и создания новых государственных предприятий и учреждений, а также приватизации, ликвидации (в том числе через процедуру банкротства) организаций, находящихся в собственности Кировской области;
развития имущественно-земельных отношений муниципальными районами и городскими округами Кировской области;
концентрации земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в собственности сельхозпроизводителей, а невостребованных - в собственности Кировской области и муниципальных образований;
развития информационной системы для комплексного учета государственного имущества Кировской области.
В результате к 2011 году будет создана система управления земельными ресурсами Кировской области для полного использования земель сельскохозяйственного назначения. Создание указанной системы обеспечит необходимой ресурсной базой реализацию национальных проектов и областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года".
До 2015 года завершится процесс разграничения прав на имущество и земельные ресурсы между публичными собственниками и частным сектором и приватизации имущества Кировской области, не соответствующего полномочиям органов власти и подведомственных им предприятий и учрежде-ний.
К 2020 году будет создана система кадастра объектов недвижимости для обеспечения полного пространственного учета и оценки объектов недвижимости на территории области.
Реализация указанных мероприятий позволит к 2020 году обеспечить повышение инвестиционной привлекательности региона за счет рационального использования ресурсов области, развитие конкурентной среды на рынке общественных услуг за счет реорганизации бюджетных и создания автономных учреждений (данная организационно-правовая форма наряду с выполнением государственных функций позволит заниматься коммерческой деятельностью для получения дополнительных средств на развитие материальной базы); развитие малого и среднего предпринимательства за счет приоритетного предоставления имущества Кировской области на условиях долгосрочной аренды с последующим правом ее выкупа в соответствии с законодательством.

10.3. Управление развитием ресурса малого предпринимательства

Развитие малого предпринимательства является одним из важнейших приоритетов для региональной экономики, основой для развития конкурентной среды, повышения инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов, кроме того, за счет развития малого предпринимательства обеспечивается занятость населения и повышение качества жизни жителей Кировской области, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества.
В Кировской области за последние годы заложены основы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Разработана нормативная правовая база, реализуется ряд государственных механизмов финансового, имущественного, информационного, обучающего и иного содействия развитию субъектов малого предпринимательства. Осуществлен переход от отдельных мероприятий к программно-целевому методу поддержки малого предпринимательства. Ежегодно в бюджете области предусматриваются финансовые средства на государственную поддержку малого предпринимательства. Созданы объективные предпосылки для перехода малого предпринимательства от периода становления к периоду устойчивого поступательного развития.
В Кировской области действует 7529 малых предприятий и более 41 тыс. индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Всего в сфере малого предпринимательства занято 33,2% экономически активного населения области. Малый бизнес - динамично развивающийся сектор региональной экономики: за 4 года (2004-2007 годы) объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг малыми предприятиями вырос в 3,5 раза, инвестиции в основной капитал малых предприятий возросли в 4,3 раза, налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней увеличились в 2,8 раза). Традиционными отраслями для малого бизнеса в Кировской области являются: оптовая и розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, деревообработка, мебельное производство, пищевая промышленность, текстильное и швейное производство, строи-тельство.
Тем не менее, существуют определенные проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства:
сложность в привлечении финансовых (инвестиционных) ресурсов. Несмотря на увеличение в настоящее время на финансовых рынках свободных и готовых к вложениям в реальный сектор экономики кредитных средств, высокая стоимость банковских кредитов и требований по их обеспеченности препятствуют широкому доступу к ним субъектов малого предпринимательства;
административные барьеры, особенно при осуществлении контролирующими организациями контрольно-ревизионных и разрешительных функций. По оценке экспертов, каждый десятый рубль предпринимателями тратится на преодоление административных барьеров;
невысокое качество предпринимательской среды. У субъектов малого предпринимательства зачастую недостает навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний для более эффективного саморазвития бизнеса. Низкий уровень самоорганизации малого бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей также негативно сказывается на развитии малого предпринимательства в целом;
слабое развитие производственно-технической базы малого предпринимательства. Сдерживает развитие предпринимательской деятельности и недостаточный уровень производственной кооперации крупных и малых предприятий, хотя для этого в Кировской области имеются благоприятные условия, где исторически в индустрии преобладают крупные предприятия машиностроения и высокотехнологичного военно-промышленного комплекса;
отсутствие полной и достоверной статистической информации о деятельности субъектов малого предпринимательства не позволяет составить объективное представление о секторе малого предпринимательства и осложняет принятие эффективных управленческих решений. По оценкам экспертов, вклад малого бизнеса в экономику Кировской области, также как и в целом по стране, по ряду показателей на 30 - 50 % выше официальных статистических данных.
Развитие малого предпринимательства происходит неравномерно в отраслевом и территориальном разрезах, свыше половины малых предприятий и индивидуальных предпринимателей осуществляют деятельность в сфере тор-говли и услуг. Более 80 % субъектов малого предпринимательства сосредоточены в городах Вятские Поляны, Киров, Кирово-Чепецк, Котельнич и Слободской.
Цель государственной политики - развитие ресурса малого предпринимательства для обеспечения максимально полного использования экономического и социального потенциала региона, увеличение доли среднего класса.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
стимулирование развития малого и среднего бизнеса как основного фактора развития экономики "зон смешанного типа";
стимулирование развития малого предпринимательства кластерного типа в "зонах опережающего развития";
стимулирование инновационной активности малого и среднего бизнеса.
В основу политики в сфере развития малого предпринимательства положены следующие принципы:
активная роль органов государственной власти Кировской области и органов местного самоуправления в процессе создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства, сокращение административного воздействия и усиление нормативно-правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства, информационная открытость государственной (муниципальной) системы поддержки малого предпринима-тельства;
дифференцированный подход при проведении государственной (муниципальной) политики в отношении субъектов малого предпринимательства с учетом отраслевых и ресурсных особенностей муниципальных образований. Обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к получению государственной (муниципальной) под-держки;
участие представителей малого бизнеса в формировании и реализации государственной (муниципальной) политики по поддержке и развитию малого предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Кировской области, затрагивающих интересы малого предпринимательства.
Для развития и использования ресурса малого бизнеса будет осуществляться:
развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства:
развитие существующей системы бизнес-центров, направленное на расширение спектра и комплексный характер услуг, предоставляемых субъектам малого предпринимательства (по принципу "под одной крышей"), распространение деятельности существующих бизнес-центров на территориально граничащие муниципальные образования, где отсутствует самостоятельный объект инфраструктуры или на данном этапе его создание нецелесообразно,
создание в городе Кирове фонда прямых инвестиций, инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства (технопарк, инновационно-технологический центр, центр трансферта технологий, венчурный фонд),
создание в городе Кирове и городах областного значения сети бизнес-инкубаторов,
создание центров аутсорсинговых услуг в сфере малого предпринимательства, электронных торговых площадок и магазинов, маркетинговых центров, бирж, магазинов готовых бизнесов и других,
формирование в сети Интернет портала "Малый бизнес Кировской области", содержащего комплексную, систематизированную информацию по всем вопросам, связанным с деятельностью малого бизнеса и предоставлением государственной поддержки. Портал будет предоставлять субъектам малого предпринимательства возможность интерактивного дистанционного консалтинга по любым вопросам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности;
развитие механизмов финансово-кредитной (инвестиционной) поддержки субъектов малого предпринимательства:
дальнейшее развитие и интенсификация деятельности системы гарантийно-залогового кредитования через Кировский областной и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства (бизнес-центры),
дальнейшее развитие и интенсификация деятельности системы кредитной потребительской кооперации,
развитие системы микрокредитования начинающих предпринимателей через Кировский областной и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, предоставление начинающим предпринимателям грантов (первоначального капитала), необходимых для организации бизнеса,
субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с реализацией инвестиционных проектов,
предоставление субъектам малого предпринимательства инвестиционных займов,
венчурное финансирование высокорисковых инновационных проектов субъектов малого предпринимательства,
содействие взаимовыгодному сотрудничеству коммерческих банков и других финансовых учреждений с организациями инфраструктуры поддержки малого бизнеса, в том числе разработка механизмов кредитования организаций инфраструктуры и рефинансирование полученных финансовых ресурсов в сектор малого предпринимательства;
противодействие избыточным административным барьерам, препятствующим развитию малого предпринимательства:
организация информирования субъектов малого предпринимательства о правах, функциях и действиях контролирующих и надзорных органов, расширение практики применения и эффективности действия принципа "одного окна" при выполнении субъектами малого предпринимательства обязательных административных процедур,
координация совместных действий исполнительных органов государственной власти Кировской области и территориальных структур федеральных служб, осуществляющих на территории Кировской области функции пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора, энергонадзора, надзора в сфере защиты прав потребителей, надзора в сфере природопользования, градостроительного и архитектурного контроля, функции в области лицензирования и сертификации продукции и услуг,
упорядочение контрольной деятельности органов исполнительной власти, недопущение дублирования проверок, сокращение контролируемых видов деятельности и числа контролирующих инстанций без ущемления прав потребителей и общественных интересов, содействие переходу от системы обязательных плановых проверок к системе реагирования на факты нарушения законов, проверок по жалобам заявителей (кроме производств, где есть угроза безопасности и здоровью граждан),
создание системы эффективных и доступных по стоимости механизмов юридической защиты и поддержки субъектов малого предпринимательства при рассмотрении дел в арбитражных судах,
создание системы антикоррупционных мер путем предоставления возможности участия в разработке законопроектов тем субъектам малого предпринимательства и их объединениям, чьи интересы затрагивают эти законопроекты, введения антикоррупционной экспертизы законопроектов, других проектов нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области и органов местного самоуправления с привлечением независимых экспертов,
разработка и принятие нормативных правовых актов, региональных и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, предусматривающих меры по устранению административных барьеров,
организация постоянно действующей "горячей линии" в целях выявления и устранения факторов, препятствующих развитию малого предпринимательства;
совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого предпринимательства:
создание на областном уровне доступной информационной базы данных нежилых помещений, земельных участков, находящихся в государственной собственности Кировской области, которые могут быть предоставлены в аренду или собственность субъектам малого предпринимательства на доступных усло-виях,
содействие организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, способным взять имущественные комплексы для вложения капитала в их переоборудование для сдачи в аренду малым предприятиям,
введение для вновь созданных субъектов малого предпринимательства понижающих коэффициентов при расчете ставок арендной платы за нежилые помещения, земельные участки,
упрощение процедуры и порядка оформления разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство объектов недвижимости для субъектов малого предпринимательства,
содействие органам местного самоуправления в разработке для субъектов малого предпринимательства упрощенной процедуры перевода жилых помещений в нежилые,
создание бизнес-инкубаторов на базе подходящих для этих целей объектов областной и муниципальной собственности для содействия начинающим предпринимателям,
создание на территории муниципальных образований функциональных зон, включающих земельные участки и объекты недвижимости для передачи субъектам малого предпринимательства;
содействие в развитии малого инновационного предпринимательства:
формирование областного информационного банка данных продукции и услуг, результатов научно-исследовательских работ, инновационных проектов, организаций инфраструктуры, содействующих инновационному бизнесу,
создание сайта в сети Интернет с выставкой наукоемкой продукции предприятий и информацией об инновационном бизнесе Кировской области,
проведение для субъектов малого бизнеса конкурсов научных разработок и ярмарок инновационных проектов, предлагаемых к внедрению,
долевое участие органов государственной власти Кировской области в финансировании научно-технологических исследований субъектов малого предпринимательства, ориентированных на решение приоритетных прикладных задач социально-экономического развития области, потребностей научно-производственной инфраструктуры, включая оплату патентно-лицензионных расходов,
развитие инфраструктуры инновационной деятельности, обеспечивающей финансирование инновационных проектов, трансферт высоких технологий, коммерциализацию инновационных проектов, инновационное обновление производства,
интеграция региональной инновационной системы в федеральную проводящую инновационную сеть за счет организации единого информационного пространства, сотрудничества региональных, российских и зарубежных субъектов в рамках национальной инновационной системы инновационной деятельности;
развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства:
разработка и реализация инновационных образовательных программ и семинаров, предусматривающих развитие мотивации обучающихся для организации своего дела, развитие личностных предпринимательских качеств и способностей, а также приобретение специальных знаний, умений и навыков, необходимых при организации и ведении своего дела,
формирование образовательного заказа на профессиональную подготовку специалистов для малого предпринимательства,
создание условий для прохождения производственной практики учащихся в организациях малого бизнеса,
гарантированное трудоустройство выпускников учебных заведений в организациях малого бизнеса;
развитие предпринимательских инициатив среди молодежи:
привлечение молодых предпринимателей к участию в областных социально-экономических программах с гарантированным финансированием,
создание сети молодежных бизнес-инкубаторов,
создание консультативных центров, проводящих профессиональные отбор и ориентацию для предпринимательского сектора,
изучение основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях;
внедрение отраслевого подхода к управлению развитием малого предпринимательства:
разработка специализированных подпрограмм развития малого предпринимательства в приоритетных для экономики Кировской области отраслях с привязкой к проблематике конкретных муниципальных образований, имеющимся у них ресурсам и стратегической направленности местной экономики,
Развитие сектора малого предпринимательства, адекватного к требованиям общества и региональной экономики, будет осуществляться в несколько этапов с концентрацией деятельности, прежде всего, в зонах смешанной специализации.
На первом этапе, в 2009-2011 годах, в Кировской области будет создаваться необходимая институциональная база, обеспечивающая на следующем этапе количественный и качественный рост показателей деятельности субъектов малого предпринимательства (формирование комплексной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в том числе инновационной, интенсификация и диверсификация механизмов (инструментов), направленных на развитие малого предпринимательства, внедрение отраслевого подхода к управлению развитием малого предпринимательства, аутсорсинга непрофильных государственных функций по поддержке малого предпринимательства).
На втором этапе, в 2012-2015 годах, будет увеличена государственная поддержка субъектов малого предпринимательства за счет средств областного бюджета с одновременным привлечением федерального и муниципального софинансирования, осуществлен перенос акцента с развития малого предпринимательства в "зонах опережающего развития" на "зоны смешанного типа".
На третьем этапе, в 2016-2020 годах, закреплены достигнутые положительные изменения. Это будет способствовать созданию "критической массы" субъектов малого предпринимательства, адекватной потребностям региональной экономики, с изменением их отраслевой направленности от торгово-посреднической к инновационно-производственной.
Реализация поставленных задач позволит обеспечить устойчивое развитие малого предпринимательства и доведение основных показателей, отражающих его вклад в решение социально-экономических задач области, до среднеевропейского уровня.
Численность занятых в сфере малого предпринимательства составит 50 % от экономически активного населения, вклад малого предпринимательства в валовой региональный продукт увеличится до 35 %, малый бизнес будет обеспечивать более 30% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Данный сектор экономики позволит сформировать обширный "средний класс" Кировской области и обеспечит высокое качество жизни населения. Заработная плата работников сферы малого предпринимательства в 2020 году по сравнению с 2007 годом увеличится более чем в 12 раз (табл.20).

Таблица 20
Основные индикаторы развития малого предпринимательства
Наименование индикатора 2007 год 2011 год 2015 год 2020 год
Доля занятых в малом бизнесе, % от экономически активного населения 33,2 38,5 43,6 50
Уровень заработной платы у наемных работников субъектов малого предпри-нимательства, тыс.рублей 7,3 18 50 92
Вклад малого предпринимательства в валовой региональный продукт, % 21 25 29 35
Удельный вес налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней, % 15 19 24 30
Объем инвестиций малых предприятий, млрд.рублей 1,2 1,6 2,1 2,7

В результате к 2020 году в муниципальных образованиях Кировской области, обладающих крупным производственным потенциалом, получит развитие "кластерная система" малого предпринимательства. Для муниципальных районов, не обладающих градообразующими структурами, малый бизнес станет главным приоритетом в развитии муниципальной экономики с учетом ресурсной и отраслевой направленности муниципалитетов.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован