03 апреля 2007
1112

Осевые нагрузки или проблемы строительства и обслуживания дорог

Интервью с С.Ю. Потаповым мы решили подкрепить информацией из различных регионов страны. И первыми на наше предложение откликнулись дорожники Вологодской области. И это не случайно. Благодаря усилиям администрации и правительства области этот регион в последние годы отличается активным экономическим развитием. Это проявляется во всех сферах, в том числе и в дорожном хозяйстве. И при решении ряда проблем дорожники области - впереди своих коллег...
Мы беседуем с начальником Департамента дорожного хозяйства Вологодской области Заслуженным строителем России Борисом Фавстовичем Мельниковым.

- Борис Фавстович, по мнению москвичей, Вологодская область расположена в большом отдалении от центра Европейской части страны. Ведь выше на север от области - одни леса... Так ли важны автомобильные трассы в области?

- Во-первых, я скажу о том, что хорошие дороги нужны всегда и везде. Развитие экономики любого региона невозможно без хорошо развитой инфраструктуры, куда входит и дорожная сеть. Вот характерный пример. В прошлом году наша область приступила к реализации проекта создания Особой экономической зоны (промышленного парка) в районе Череповца. И первыми здесь были задействованы дорожники, в первую очередь - ЗАО "Череповецдорстрой"...
Не будет транспортных магистралей, нечего и думать о строительстве новых объектов индустрии и промышленном, экономическом развитии региона...
На территории Вологодской области расположено немало промышленных предприятий, среди которых флагманом является Череповецкий металлургический комбинат. Развита лесная и деревообрабатывающая промышленность, пищевая и легкая. В дорогах нуждаются развитое сельское хозяйство области и даже туризм, который в последние годы развивается у нас очень бурно. По этой причине мы большое внимание уделили трассе, которая идет на вотчину российского Деда Мороза в Великий Устюг, ведь в этот город теперь ежедневно приходят несколько современных туристских автобусов, которые везут иностранных гостей со всего мира... А это трасса немалая - почти 600 километров от Вологды, столько же, сколько от Москвы до Санкт-Петербурга! Наконец, напомню, что через нашу область проходит федеральная трасса от столицы на север, в Архангельск - "Москва-Холмогоры", которая тоже нуждается в постоянном уходе...

- Вы можете назвать какие-то цифры, которые характеризуют состояние дорожной сети в области?

- Общая протяженность региональных дорог в области составляет около 11,5 тысяч километров и муниципальных - более 7 тысяч километров.

- Какие основные вопросы приходится решать возглавляемому Вами департаменту?

- Как и везде - на нас лежат проблемы строительства автодорог и мостов, их ремонта, обслуживания и эксплуатации. И хочу отметить, что со всеми проблемами нам удается справиться в рамках своих полномочий и объемов выделяемых бюджетных ассигнований. Мы строим очень много. Перечень объектов, завершенных в минувшем году, занял бы много места. Но поверьте - мы, как говорят, "развязали" немало "узлов": возвели дорожных развязок, мостов, проложили участков дорог, без которых транспортное сообщение с некоторыми соседними областями было до сих пор или затруднено, или практически невозможно. Мы также можем гордиться тем, что по вине дорожников в области в нынешнюю короткую, но весьма снежную зиму не было аварийных остановок транспорта или серьезных разрушений дорожного полотна.

- Одна из серьезных проблем дорожного хозяйства страны - недостаточное финансирование дорожного хозяйства. Как обстоит дело в Вологодской области?

- В прошлом году на дороги области было выделено около 2 миллиардов рублей, из которых федеральный бюджет обеспечил только около 15 процентов. Остальное обеспечивается из бюджета области. Для того, чтобы по уму решать вопросы финансирования строительства и ремонта дорог, федеральной власти необходимо совсем по-другому строить межбюджетные отношения между центром и регионами...
По счастью, сложные вопросы дорожного хозяйства всегда находят понимание у нашего областного правительства во главе с губернатором В.Е. Позгалевым. Область делает все, что находится в пределах ее возможностей.
Но выделяемых денег, естественно, не хватает для решения всех проблем строительства и эксплуатации дорожной сети области. Дороги стареют. По правилам, дорогу нужно ремонтировать уже через 7 лет после ее строительства. У нас они не ремонтируются по 20 и более лет... Для поддержания их в нормальном состоянии в области необходимо отремонтировать в общей сложности около 1300 километров. А выделяемых средств едва хватает на 40 километров в год! Это сегодня для нас проблема "номер один". А нет ремонта - растут расходы на содержание дорог. И они намного, в двадцать раз больше, чем на ремонт... Так нерешенность одной проблемы влечет за собой другую. Правда, а последнее время Росавтодор занял правильную позицию, ориентируя всех нас на то, что профилактика содержания дороги важнее и лучше, чем латание дыр и так называемый "ямочный ремонт" уже испорченной трассы...

- Вы можете пояснить, в чем причина постоянного разрушения автомобильных дорог? У нас что - не умеют строить так, как это делают за рубежом?!

- Во-первых, следует признать, что в прошлом дороги строили значительно хуже, чем это могут сделать сегодня. Наши основные автодороги не соответствуют современным, принятым во всем мире нормативам. Более того, скажу, что это обстоятельство остается одной из острейших проблем дорожников, потому что это несоответствие до сих пор закладывается еще на стадии проектирования. В устаревших СНИПах проектирования автомобильных дорог были приняты расчеты на осевые нагрузки грузового автотранспорта в пределах 6,5 тонн. А в странах Европы давно принят стандарт - 13,5 тонн! Сейчас, правда, Росавтодор рекомендует проектировать дороги в расчете на 10 тонн. Но мы все равно отстаем...
Сейчас по дорогам нашей области потоком идут из Германии и обратно с лесом автомобили, загруженные так, что нагрузка на ось достигает 11-13 тонн. Какая наша дорога это выдержит!? Она быстро приходит в негодность. И так - везде!

- Кто же призван решать эту проблему в стране?

- Думаю, что Росстандарт. Но при этом нужно иметь в виду, что принятие современных нормативов приведет к удорожанию строительства дорог на 40-50 %! Думаю, что в нашем государстве на сегодняшний день еще не готовы к такому решению. И проблема останется.

- И все же - еще о качестве строительства... Даже при старых нормативах можно стоить по-разному...

- Скажу без ложной скромности, что за последние годы качество строительства дорог в нашей области значительно выросло. Это отметили при своих визитах в область и руководители Росавтодора, и министр транспорта РФ И. Левитин. У нас есть уже немало участков новых дорог, которые полностью соответствуют европейским стандартам. И не только по качеству покрытия, но и по таким стандартам, как "радиусы закругления" и "уклоны" на виражах... Более того, специалисты с удивлением отметили, что показатели "ровности" и "шороховатости" у нас выше, чем у американских компаний, которые строят отдельные участки федеральных дорог под Санкт-Петербургом. Мы требуем от своих подрядчиков гарантий качества не менее чем на 5 лет. И не могу не отметить, что работающая у нас в области строительная компания ЗАО "ВАД" из того же Санкт-Петербурга и обеспечивает, и гарантируют это отменное качество. Эта компания стала своего рода "раздражителем" наших региональных дорожников, которые на ее фоне были вынуждены подтянуться и строить так же качественно и за те же деньги...

- Вы можете назвать лучших строителей в вашей области?

- Помимо названных в беседе компаний, я хотел бы отметить такие мощные предприятия и компании, которые делают с высоким качеством практически основную работу в области, как "Вологодавтодор", "ДСУ-1", "Строймост", а также "Мостоотряд-61"...

Интервью: Вадим Истомин, Журнал"Моя Москва"
moyamoskva.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован