15 апреля 2008
452

Основа взаимодействия - Конституция Вопросы регионального законодательства

- Валерий Георгиевич, как осуществляется взаимодействие двух ветвей региональной государственной власти в сфере разработки и принятия законов и иных нормативно-правовых актов?

- Основы взаимодействия заложены в Конституции РФ, Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и в Уставе Воронежской области.

В первую очередь - это право законодательной инициативы, которым наделен губернатор Воронежской области.

В 2007 году в рамках обеспечения законопроектной деятельности губернатором направлено в областную Думу более 110 проектов областных законов, 17 поправок к ним, 33 проекта постановлений областной Думы.

Второй аспект взаимодействия - это направление проектов законов, разработанных и внесённых в Думу иными субъектами права законодательной инициативы, для заключения губернатора области.

Нередко дальнейшая судьба законопроекта зависит от такого заключения.

Например, в 2007 году не рассматривались областной Думой законопроекты "О внесении изменений в статью 17 Закона Воронежской области "Об образовании", "О внесении изменений в Закон Воронежской области "О наградах Воронежской области" и другие. В целом же в прошедшем году подготовлено 31 заключение губернатора.

Третий уровень взаимодействия законодательного и исполнительного органов государственной власти области - обнародование губернатором принятых областной Думой законов.

- Насколько сложен порядок прохождения законов?

- Принятые Думой законы направляются губернатору для их подписания и опубликования. На этой стадии законы ещё раз тщательно проверяются на их соответствие федеральному законодательству, на полноту правового регулирования. При наличии явных недостатков закона, при нецелесообразности принятия закона и в других случаях он может быть возвращён без подписания.

- Как решаете спорные вопросы?

- Все вопросы решаются путём коллективного обсуждения. Депутаты областной Думы участвуют в заседаниях, проводимых администрацией области и иными исполнительными органами государственной власти региона. Нередко именно на них вскрываются проблемы, связанные либо с отсутствием нормативного правового регулирования в какой-либо сфере правоотношений. Либо выясняются недостатки принятых нормативных правовых актов, связанные с толкованием их отдельных положений, с возникновением сложностей в правоприменительной практике.

Ясное понимание проблемы позволяет как администрации, так и депутатам принимать действенные меры к устранению подобных недостатков.

Аналогичным образом организуется работа и на заседаниях комитетов областной Думы.

- Каковы основные задачи и функции полномочного представителя губернатора в областной Думе?

- Основная задача - представлять интересы губернатора и способствовать реализации его полномочий в областной Думе. Это, в частности, следующие функции: представление законопроектов, внесённых губернатором в областную Думу; согласование данных законопроектов; подготовка предложений губернатору о подписании или отклонении принятых законов; осуществление в установленном порядке координации деятельности органов исполнительной власти и структурных подразделений администрации области по вопросам законопроектной работы; взаимодействие с депутатами областной Думы и депутатскими объединениями по вопросам законопроектной деятельности и другие.

- Как вы оцениваете уровень и эффективность законотворческой работы в региональном парламенте?

- Оценивать этот уровень можно по различным критериям. Так, если взять количественный показатель, то 2007 год был рекордным по количеству принятых законов. Если в 2005-м их насчитывалось 97, то в прошлом году - 169. При неизменном числе заседаний областной Думы видно, что повестки дня каждого заседания становятся всё более насыщенными.

В качестве другого критерия можно рассматривать качество принимаемых законов. Здесь уместно заметить, что в 2007 году практически не поступало протестов прокуратуры области на вновь принятые законы. В большей части отмечались недостатки законов, принятых в 90-е годы.

Но и в этом направлении и областной Думой, и администрацией области ведётся планомерная работа по приведению регионального законодательства в соответствие с действующими федеральными законами.

Анализ принятых законов свидетельствует о том, что основная масса из них (более двух третей) приходится на законодательную инициативу губернатора.

В истекшем году было принято 58 новых законов, которые регулируют различные сферы правоотношений. Они являются важными с точки зрения решения как социальных проблем, так и экономического развития области.

На мой взгляд, администрация области и Дума находят полное понимание необходимости совместными усилиями решать комплексные задачи социально-экономического развития региона и роста благосостояния его населения.

- Насколько часто вы принимаете участие в заседаниях отраслевых комитетов? И какие из них запомнились больше всего?

- Участие в таких заседаниях - одна из важнейших функций полномочного представителя губернатора в областной Думе. Именно на них и вырабатывается общее видение путей решения любой проблемы, представляется позиция губернатора области, достигается консенсус по спорным вопросам.

Конечно, участвовать во всех заседаниях отраслевых комитетов не представляется возможным. Но я практически всегда участвую в заседаниях комитета по бюджету, налогам, финансам и банковской деятельности, по законодательству и правам человека, по труду и социальной защите населения. Присутствую на заседаниях других комитетов, когда обсуждаются наиболее значимые проекты нормативных правовых актов.

Каким-либо образом выделить заседания, которые наиболее запомнились, не могу. Каждое заседание проходит в обстановке бурного обсуждения, иногда и спора, обладает большой информативностью, а порой отличается и особой эмоциональностью. Но, как говорится, в споре рождается истина, поэтому считаю, что в целом работа заседаний строится конструктивно и продуктивно.

- Сколько законопроектов было рассмотрено и сколько принято областной Думой в прошлом году?

- За редким исключением все законопроекты, которые были внесены субъектами законодательной инициативы, были приняты на заседаниях областной Думы. Всего было принято 169 законов.

Среди рассмотренных и не принятых можно отметить два. Это проект Закона "Об общественной палате Воронежской области", вызвавший бурные дебаты на заседании областной Думы. В настоящее время создана и действует рабочая группа по доработке законопроекта. И - проект областного Закона "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации деятельности административных комиссий".

В его принятии были заинтересованы многие муниципальные образования, имелись многочисленные обращения и к депутатам областной Думы, и к губернатору об актуальности данного законопроекта.

Однако ввиду его противоречия федеральному законодательству данный проект закона так и не был вынесен на заседание областной Думы.

- Какие законы, на ваш взгляд, оказывают реальное влияние на экономическое развитие области?

- В первую очередь, это законы, которые в целом определяют государственную экономическую политику, формируют привлекательный инвестиционный климат в регионе, способствуют росту производства. Из принятых в прошлом году необходимо отметить, прежде всего, такие законы, как "О программе экономического и социального развития Воронежской области на 2007-2011 годы", "О науке и научно-технической политике", "О развитии сельского хозяйства на территории Воронежской области", "О ставках налога на прибыль резидентов технопарков на территории Воронежской области" и другие.

- А какие из них являются социально значимыми?

- Среди социально значимых законов, принятых в 2007 году, отмечу следующие: "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Воронежской области", "Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Воронежской области", "О предоставлении жилых помещений жилого фонда Воронежской области по договорам социального найма", "О социальных гарантиях для малоимущих граждан при приобретении (потреблении) ими газа", "О мерах социальной поддержки семей в связи с рождением одновременно трёх и более детей".

И это - далеко не полный перечень законов, которые были приняты в прошлом году и направлены на социальную защиту наших граждан.

- Какие законопроекты администрация области планирует?

- Свои предложения губернатор области представил в комитет по законодательству и правам человека. Все они вошли в план законодательной деятельности, утверждённый постановлением областной Думы 28 февраля этого года.

Среди предложений губернатора могу озвучить такие проекты, как "О государственной (областной) поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья", "О льготном налогообложении в Воронежской области", "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Воронежской области", "О государственной поддержке ипотечного кредитования (заимствования) на территории Воронежской области", "О ведении лесного хозяйства в защитных лесных насаждениях".

Всего в план законодательной деятельности областной Думы включены 54 законодательные инициативы губернатора области.


15.04.2008

www.kommuna.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован