Мнистерство (обороны США. – авт.) Доклад о стратегии использования |
…производство оружия и военных технологий сегодня неразрывно Я. Новиков, |
В общем виде можно с уверенностью прогнозировать, что развитие многих экономик и распространение технологий в 2020–2040 годы XXI века неизбежно приведет к тому, что доступ к новейшим ВиВТ получат очень многие государства и другие акторы, что, естественно, резко увеличит их возможности для нападения на ведущие мировые державы. Как бы ни пытались ограничить распространение ЯО, ракетных и других технологий, такие возможности получат очень многие субъекты МО, что неизбежно создает угрозу и требует соответствующей реакции. Как справедливо заметили английские эксперты в своем долгосрочном прогнозе, говоря об ответной реакции, «будущие технологии также могут быть созданы для предотвращения, поражения и противодействия таким атакам[3].
Революционные изменения в науке и технике в XXI веке приводили к еще более революционным переменам в экономике, политике и социальной сферах, которые можно охарактеризовать как отдельные революции. Так, технологические и научно-технические изменения привела к военно-технической революции, которая выразилась в революции не только средств (ВиВТ), но и способов применения вооруженного насилия. В XXI веке, ожидается, как минимум, очередной «технологический рывок», в котором российские ученые прогнозируют следующие направления[4]:
Эти революционные изменения в науке, технике и технологиях, таким образом, неизбежны и в XXI веке, как неизбежны и их следствия – революции в отдельных областях человеческой деятельности. Но остается два главных вопроса:
– во-первых, когда конкретно такие революционные изменения приведут к смене парадигм, т.е. системным революционным изменениям?
– во-вторых, когда произойдет сама смена этих парадигм и в каких областях?
В самом общем виде и в предварительном порядке можно придти к следующему заключению: в среднесрочной перспективе до 2025–2030 годов влияние глобальных тенденций в науке и технологиях на сценарии развития ЛЧЦ и МО будет стремительно усиливаться даже по сравнению с началом XXI века, но пока еще не приведет к радикальной смене парадигм. Тем не менее мощное финансирование военных программ, которое все больше будет концентрироваться в странах-лидерах – США и КНР – неизбежно приведет к усилению концентрации наиболее современных видов и систем ВиВТ в этих двух странах.
Английские эксперты из Министерства обороны прогнозируют, что в долгосрочной перспективе только США, Китай и Индия (и в совокупности ЕС) смогут обеспечить ведущие военные потенциалы, а только «большая тройка» смогут обеспечивать соответствующие НИОК и производство новейших ВиВТ[5].
Такие изменения позволяют говорить о том, что к середине XXI века в мире останутся три сверхдержавы в военно-политическом отношении, которые будут обладать всем набором необходимых новейших ВиВТ и неизбежно станут самостоятельными центрами силы. Но это же означает, что роль России, Англии, Франции и других великих держав радикально изменится, если, конечно, им не удастся создать крупных военно-политических и экономических союзов, способных компенсировать резко возросшую стоимость создания новых технологий и ВиВТ. Изменения в военных расходов ведущих стран мира в будущем английские эксперты оценили следующим образом.
Таким образом при формировании будущего сценария развития МО необходимо учитывать вероятность «наложения» двух глобальных тенденций: лидерства в области технологий некоторых ведущих держав и рост военных расходов, который дадут неизбежный синергетический эффект в изменении соотношения военных сил в мире.
Это прежде всего непосредственно связано с продолжением перехода локальных человеческих цивилизаций на новый технологический уклад, который будет происходить не одновременно и не везде, а в каждой ЛЧЦ по-разному. Однако представляется, что после 2030 года начнется революционная смена экономических, технологических, политических и социальных парадигм, которая приведет к радикальным мировым потрясениям.
Из приведенного выше примера видно, что новый технологический уклад:
– во-первых, уже зародился в ряде развитых экономик в отдельных отраслях, но он пока что не стал доминирующим и не будет им до 2023 года, хотя его влияние будет усиливаться;
– во-вторых, будет развиваться крайне неравномерно, определяя в реальности место и значение той или иной ЛЧЦ или страны в мире и, соответственно, ее значение для формирования МО;
– в-третьих, новый уклад станет преобладающим в долгосрочной и решающим уже в среднесрочной перспективах, т.е. результат соревнования ЛЧЦ будет решен к 2030 году;
– в четвертых, от этого результата будет в решающей степени зависеть какая из цивилизаций будет доминировать при формировании МО после 2030 года;
– в-пятых, исходя из самых предварительных оценок, такими лидерами станут западная ЛЧЦ и китайская ЛЧЦ, которые и будут определять будущие нормы и правила МО.
Сказанное выше означает, что формирование будущей МО во многом предопределено рамками и границами технологического и научно-технического развития отдельных ЛЧЦ и государств. Так, если новый технологический уклад будет доминировать только в двух ЛЧЦ – китайской и западной – к середине 40-х гг. XXI века, то это обстоятельство является решающим не только для определения значения государств, входящих в эти ЛЧЦ, но и остающихся за их границами. Будущие факторы мирового влияния – независимые государства – в действительности в своей абсолютной массе и полностью будут зависеть от стран-лидеров тех ЛЧЦ, которые смогли перейти к новому укладу, а именно – западной и китайской ЛЧЦ.
Крайне неравномерное развитие нового уклада в еще большей степени, чем изменение в соотношении страновых и даже цивилизационных ВВП, определяет неравенство мировых сил, но, главное, соотношение мощи и влияния на МО отдельных ЛЧЦ, наций государств и даже отдельных мировых акторов, которые смогут получить доступ к новейшим технологиям. Причем «старт» уже дан. Если США, например, этот переход уже начался, то в России еще не произошло полного перехода даже к предыдущему технологическому укладу. Существующий разрыв в технологиях и их синтезе чрезвычайно опасен потому, что он «расставляет» страны по экономическому рангу и их возможностям, но ещё и потому, что США делают свою основную геополитическую ставку именно на увеличение этого технологического разрыва.
России предстоит не просто повторная индустриализация, связанная с восстановлением разрушенной в 90-е годы промышленностью, но и быстрое преодоление разрыва с развитыми странами возникшем в связи с отставанием в развитии на предыдущем информационно технологическом этапе. Причем делать придется это не последовательно, как в других странах, а параллельно. И не за несколько десятилетий, а за одно десятилетие. Вместе с тем возможно и необходимо своеобразное «перескакивание через этапы» в развитии, когда сразу же осваиваются «на опережение» новые технологии.
Иными словами многочисленные разговоры об инновациях и импортозамещении, идущие в России почти 10 лет, на деле означают, что стратегия развития ее ЛЧЦ в XXI веке предполагает (если мы хотим, чтобы она продолжала участвовать в формировании МО) продвижение сразу по нескольким направлениям:
– во-первых, восстановление существовавшего индустриального уклада, своего рода новая индустриализация в ряде отраслей;
– во-вторых, «догоняющее» освоение отраслей и технологий, относящихся к информационному этапу в развитии человечества;
– в-третьих, «опережающее» развитие некоторых отраслей, которые будут определять в будущем уровень мирового развития.
Особенно важно обратить внимание на те области, которые, как ожидается, обеспечат неизбежные «технологические прорывы», и которые могут привести к качественным изменениям в экономике, социальной сфере, политике, и других областях деятельности наций. Именно эти качества обеспечат той или иной ЛЧЦ преимущественное влияние на формирование МО.
Такие «технологические прорывы» в военной и гражданской областях искусственно создаются для обеспечения технологического и военно-технического лидерства западной ЛЧЦ, а в будущем и китайской, и индийской. В докладе о перспективах таких «прорывов» военно-научного комитета министерства обороны США говорится прямо: «Преимущества, обеспеченные нашим лидерством в таких возможностях, как GPS, интернет-коммуникации, космическое оповещение и технологии “невидимок”, будут сокращаться и во многих случаях ликвидированы. Для сохранения превосходства в военной области будет необходимо разработать новые технологии, тактику и процедуры, которые… компенсируют наше предыдущее превосходство, существовавшее два десятилетия»[6]. В любом случае технологическое лидерство является в XXI веке залогом успеха и безопасности. О чем, кстати, регулярно повторяется во всех документах США последние 30 лет. Некоторые эксперты полагают, что «…к 2020–2025 гг. следует ожидать очередную военно-технологическую микрореволюцию в военном деле. Поэтому сегодня мы весьма туманно можем представить себе будущую технологическую базу войны…»[7].
Я не исключаю такой «микрореволюции» к 2025 году, но гораздо тревожнее и опаснее настоящая технологическая революция и ее отдельная часть и последствия – военно-технологическая революция, которые неизбежно произойдут вследствие смены технологического уклада в ведущих ЛЧЦ.
Основные последствии в научно-техническом развитии государств для военно-политической области, однако, видятся за рубежом несколько в иной плоскости, а именно[8]:
– очевидный и непреодолимый разрыв в военных бюджетах США и Китая с другими странами;
– появление «второго эшелона» стран (Индия и Евросоюз), обладающих большими военными бюджетами;
– отсутствие прямой зависимости между объемами финансирования и военными возможностями (которые могут быть компенсированы внутриполитической нестабильностью и т.д.);
– возрастающей стоимостью ВиВТ, которое может и не привести к росту ВС.
Во многом рост значения технологического превосходства компенсируется ростом уязвимости инфраструктуры и ВиВТ, в том числе с помощью традиционных средств. Это вносит и будет вносить коррективы в сопоставление военных потенциалов потому, что не всегда более совершенное оружие окажется более эффективным.
Тем не менее очевидно, что в XXI веке многие политические, экономические и военно-технические изменения станут следствием развития науки, техники и создания новых технологий.
Очевидно, что роль стратегического прогноза в этой области становится решающей. Именно она создает условия для адекватного стратегического целеполагания и планирования, которые в конечном счете непосредственно ведут к изменению всего будущего через формирование наиболее эффективной научно-технической политики.
Пока что можно с уверенностью говорить о том, что с военно-технической точки зрения будущие сценарии развития ВПО и, как следствие, МО будут в решающей степени зависеть от того, каким странам (кроме КНР и США) быстрее и полнее удастся перейти на новый этап технологического развития. Не зависимо от целого ряда других факторов и тенденций, формирующих МО, такой переход к новому технологическому укладу станет решающим.
[1] Доклад о стратегии использования ядерного оружия Соединенными Штатами Америки. Направлен в конгресс правительством США в соответствии с положением раздела 491 тома 10 Свода законов США 12 июня 2013 г. – С. 9 [Электронный ресурс]. URL : http://www.defense.gov/pubs/ReporttoCongressonUSNuclearEmploymentStrategy_Section491.pdf
[2] Новиков Я.В. Вступительное слово // Подберезкин А.И., Мунтян М.А., Харкевич М.В. Долгосрочное прогнозирование сценариев развития военно-политической обстановки: аналит. доклад. – М.: МГИМО (У), 2014. – С. 5.
[3] Strategic Trends Programme Global Strategic Trends – Out to 2045. Fifth Edition. London, Ministry of Defence. 2015.
[4] Долгосрочные технологические и экономические тренды. Варианты политики. Ученый Совет ИНП РАН 20 января 2016 г. С. 2–3.
[5] Strategic Trends Programme Global Strategic Trends – Out to 2045. Fifth Edition. London, Ministry of Defence. 2015. P. 170.
[6] Technology and Innovation Enablers for Superiority in 2030 // Report of the Defense Science Board. September 19, 2013 / Office of the Secretary of Defense. Wash., DC 20301–3140. P. VIII.
[7] Аладьин В., Ковалев В., Малков С. Пределы сокращения / отв. ред. О.А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2013. – С. 71.
[8] Strategic Trends Programme Global Strategic Trends – Out to 2045. Fifth Edition. London, Ministry of Defence. 2015. P. 173.