15 января 2010
2043

Основные проблемы инновационного развития в России и подходы к их решению

Гретченко, А.А. Основные проблемы инновационного развития в России и подходы к их решению /А.А. Гретченко // Антикризисное управление, экономическая безопасность и борьба с коррупцией : материалы 11-й Межд. межвуз.науч.- практ.конф. (23-25 ноябр. 2009, Москва) / ВГНА Минфина России. - 2010. - С.314-316.

ISBN 978-5-9940-0078-8

Основные проблемы инновационного развития в России и подходы к их решению
Гретченко Александр Анатольевич
E-mail: vaz21063@list.ru

РЭА им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

Переход на инновационное развитие, как любое управление изменениями, требует решения многих сложных проблем.

Ценовые пропорции. Ценовые пропорции определяют технологические пропорции. Дешевые ресурсы вытесняют дорогие ресурсы, делая продукцию более рентабельной. Дорогой труд в США и Европе стимулирует его замещение более дешевыми ресурсами: капиталом, технологиями, знаниями и умениями.

В России труд все еще является дешевым ресурсом. В настоящих условиях порой инновации целесообразно направлять на замещение дорогих в России ресурсов (технологий, капитала, знаний и умений) более дешевым ресурсом - трудом. В настоящих ценовых пропорциях экономически целесообразные инновации вполне могут работать против научно-технического прогресса.

Высокая оплата труда позволяет привлекать и удерживать высококвалифицированных специалистов. Специалистам высокой квалификации можно делегировать полномочия. Также имеются возможности аккумулирования опыта, что ведет к росту производительности труда.

Низкая оплата труда ведет к найму низкоквалифицированных специалистов, к текучке. Делегирование полномочий в этом случае затруднительно. Текучка также препятствует аккумулированию опыта. Все это не способствует росту производительности труда. Таким образом, дешевый труд стимулирует инновации препятствующие росту производительности труда.

Приватизация. Приватизация в России привела к появлению крупного негосударственного капитала, и, соответственно, к появлению крупных частных интересов. Вместе с тем, приватизация в России имела свои особенности.

На момент приватизации рынка капитала в России еще не было. В результате основные фонды приватизировались не всегда по адекватным ценам. Балансовая стоимость могла отличаться от рыночной стоимости на порядки. Рыночные цены могли на порядки отличаться от мировых цен. И цена приватизации могла отличаться от мировых цен. В США такие сделки остались бы вне правового поля по статье шокирующее неадекватная цена (shockingly inadequate consideration).

Приобретение собственности по ценам, отличающимся от мировых, имело далеко идущие последствия. Капитал вкладывается туда, где его ждет максимальная отдача. Наличие неподеленной собственности, оцененной по ценам существенно ниже мировых, ведет к тому, что капитал направляется на передел еще не поделенной собственности. Вкладывать деньги в инновации становится экономически неэффективно. В этом аспекте необходимо государственную собственность приватизировать по ценам, адекватным мировым.

Процентная ставка. В России все еще высокая процентная ставка. Высокая процентная ставка приводит к тому, что удаленные члены дисконтированного финансового потока становятся малозначимыми.

При высокой процентной ставке наиболее значимы первые, наиболее близкие, члены финансового потока. Приоритет смещается в сторону коротких проектов. Длинные проекты становятся неинтересными. Капиталоемкие проекты - проекты связанными с инвестициями и инновациями, как правило, длинные. Высокая процентная ставка оставляет инновации за бортом экономики.

Высокая процентная ставка сводит к нулю стоимость отношений, репутации. Экономика стимулирует "одноразовые" отношения. Инновации же можно рассматривать как обязательства, распределенные во времени. Задачу снижения процентной ставки следует рассматривать как задачу формирования почвы для инновационной экономики.

Инфраструктура. Инновации ведут к стыковке различных ресурсов и появлению синергетического эффекта. Стыковка различных ресурсов тем более эффективна, чем ниже транзакционные издержки. Транзакционные издержки снижаются при развитии инфраструктуры.

Инфраструктура обеспечивает условия, в которых бизнес может зарождаться и функционировать. Зрелый бизнес обеспечивает население трудовыми местами и зарплатой, а власти - налоговыми поступлениями. В этом аспекте формирование и развитие инфраструктуры вполне можно рассматривать как инвестиции. Отдача от инвестиций - снижение потребности населения в социальной поддержке и рост налоговых поступлений в бюджет.

Нравственность. Уровень нравственность влияет на уровень транзакционных издержек. Чем выше уровень нравственности, тем меньше потребность в правовой поддержке бизнес циклов. Становится дешевле и быстрее заключать договора, снижается уровень риска. Бизнес циклы сокращаются по времени и растет маржа прибыли на цикле.

Падение уровня нравственности, наоборот, ведет к снижению маржи прибыли и увеличению длины бизнес циклы. Направления деятельности становятся менее рентабельными, а ряд из них может перейти через порог безубыточности.

Инновации как отношения распределенные во времени особо чувствительны к уровню нравственности. Если вероятности исполнения удаленных во времени обязательств невелика, то почва для инноваций исчезает.

Трудовая мораль. Трудовая мораль предполагает привнесение добавленной стоимости. Оплата производится в объеме существенной части привнесенной добавленной стоимости. Если трудовая мораль разделяется обществом, то инновации, особенно высокотехнологические инновации стимулируются обществом.

Высокотехнологические инновации связаны с работой в динамично меняющейся слабоструктурированной среде. В этих условиях экономически выгодно, чтобы лица принимали решения оперативно, беря на себя риск и ответственность. Прописать все в контракте, полностью исключающим мошенничество, сложно - препятствуют слабая структурированность и динамичные изменения.

Трудовая мораль стимулирует все инновации, в том числе и инновации, не прописанные в контракте. Лица их придумавшие и применившие получат свою существенную часть привнесенной добавленной стоимости.

Дефицит трудовой морали ведет к тому, что прибыль концентрируется на отдельных звеньях цепочки привносимых ценностей. Эти звенья контролируются "своими" людьми. "Чужие" люди, сидящие на других звеньях, остаются без прибыли, независимо от объема привнесенной ими добавленной стоимости.

На коротком временной горизонте такая стратегия очень эффективна и обеспечивает большую норму прибыли. Ни с кем, в том числе из тех кто принес добавленную стоимость, делиться не надо. На средних временных горизонтах такая стратегия ведет к ослаблению цепочки. На длинных временных горизонтах происходит отмирание оставленных без прибыли звеньев, что ведет к гибели всей цепочки. В этом случае не только не культивируются инновации, ведущие к росту производительности труда, но, наоборот, стимулируются отношения ведущие к разрушению производительной экономики.

Большая процентная ставка сокращает временной горизонт вплоть до нуля. Маленькая процентная ставка расширяет горизонт вплоть до бесконечности. Таким образом, для перехода на инновационное развитие необходимо снижение процентной ставки и культивирование трудовой морали.

Правовая база. Существенную роль в экономике страны, региона играет правовая база. В США деловое право защищает бизнес, защищает производителей добавленной стоимости. Закон не исполняется, если его применение ведет к вопиющей несправедливости. Сделки допускаются только по адекватным ценам, близким к рыночным. Возможны различные премии, например, премия за ликвидность - скорость совершения сделки, но эти премии должны быть в разумных, установленных рынком пределах.

Осуществляется защита миноритарных акционеров, что способствует привлечению средств населения на фондовый рынок в качестве долгосрочных инвесторов. В России же ФСФР защищает крупных акционеров от миноритариев, например, с помощью закона о принудительном выкупе. Рыночная цена активов, особенно во время кризиса и провалов рынка может быть очень далекой от справедливой стоимости активов. Это не способствует привлечению денег населения на фондовый рынок как долгосрочных инвесторов.

Контракт в США суд понимает так, как его понимает средний американец. Это стимулирует экономику, так как защищает ее от мошенников. Систематическое привнесение добавленной стоимости позволяет получить оплату через суд по рыночной цене от лица ее систематически и сознательно потреблявшего.

Норма отдачи на капитал. Экономика требует отдачи от активов. Активы не обеспечивающие требуемый экономикой уровень рентабельности дешевеют, а активы, обеспечивающий лучший уровень рентабельности дорожают. Создаются условия для того, чтобы активы переходили из рук плохо управляющей команды в руки хорошо управляющей команды.

Например, в Китае не было приватизации государственной собственности. Единственным законным способом обогащение было создание добавленной стоимости. Это стимулировало инновации, стимулировало инвестиции в повышение рентабельности активов.

В России распределение собственности было слабо связано с инвестициями в рентабельность активов. Скорее распределение собственности было связано с инвестициями в доступ к "распределителям" собственности. Это наложило отпечаток на культуру собственников.

Снижение процентной ставки и уменьшение объема еще не распределенных активов ведут к потребности к активизации имеющихся активов, т.е. в доведении их рентабельности до приемлемого экономикой уровня.

Инвестиции в инновации, повышающие рентабельность активов, возможны только в том случае, если они созвучны ценностям, знаниям и умениям собственников. Если собственники получили активы за счет близости к распределителям, то им сложно: распознать профессионалов; достойно оплатить их труд.

Не являясь профессионалами и не умея их распознать собственники могут нанимать неквалифицированных лиц. Обеспечить рост рентабельности в длительной перспективе такие лица не в состоянии. Получив собственность за счет близости к "распределителям" собственникам труднее уважать труд профессионалов, их квалификацию. Оплачивать труд профессионалов ниже их стоимости не получится - профессионал, потерявший уважение к себе, теряет и квалификацию.

Низкая отдача активов ведет к их перераспределению. В сложившихся условиях перераспределение вполне может происходить случайным путям и прекращаться только после попадания активов в руки эффективных собственников. Такое перераспределение может занять время небольшое в масштабах экономики, но все же время существенное в масштабах человеческой жизни. Находясь в руках неэффективных собственников - во время пути - активы будут приносить недостаточную отдачу. А это значит, что население - сотрудники предприятий - будут получать недостаточную компенсацию за труд, а власти - недостаточные налоговые поступления.

Процесс перераспределения собственности с конечной целью попадания в руки эффективного собственника способного и желающего привносить добавленную стоимость вполне можно назвать демократической революцией, идущей мирным путем.

Формирование институтов эффективных собственников и эффективных менеджеров - задача формирование почвы для зарождения и развития инновационной экономики.

Демократические ценности. Инновации в слабоструктурированной динамично меняющейся среде возможны при оперативной обработке больших объемов быстро меняющейся информации. Для этого необходимо делегирование полномочий и ответственности. И мотивация и культура должны поддерживать такое делегирование полномочий.

Делегирование предполагает партнерские отношения, в том числе и в распределении добавленной стоимости. Партнерские отношения стимулируют принятия риска и ответственности. Культура стимулирует знания и умения, инициативность, способность принимать и реализовывать решения. Принимаемые решения вполне могут ломать сложившиеся стереотипы. Это черты демократической культуры.

Традиционная культура стимулирует уважение к старшим, дисциплину. Ломать стереотипы в традиционной культуре если и может, то только человек стоящий на ее вершине. В противном случае этот человек может быть отторгнут обществом.
Традиционная культура вполне конкурентная в сложных, но стабильных условиях. Сложная иерархическая структура - структура адекватная традиционной культуре - способна обрабатывать большие объемы сложной структурированной стандартной информации. Как только информация становится слабоструктурированной и динамично меняющейся иерархические структуры перестают быть адекватными и возникает потребность в их дополнении и замещении горизонтальными связями.

Переход на инновационное развитие требует принятия обществом демократических ценностей. Уважение и социальный статус человека должны определяться не его позицией, а знаниями и умениями. Смена ценностей культуры болезненна для общества, но необходима для перехода экономики на инновационный путь развития.

Государственные программы инновационного развития. Экономика допускает насколько устойчивых состояний: с высокой фондовооруженностью труда; средней фондовооруженностью труда; низкой фондовооруженностью труда.

Состояние с высокой фондовооруженностью труда характеризуется высокой производительностью труда, что позволяет привлекать и удерживать высококвалифицированных специалистов. Им можно делегировать полномочия, они способны аккумулировать опыт.

Состояние с низкой фондовооруженностью труда характеризуется низкой производительностью труда, что позволяет привлекать только неквалифицированные кадры. Возникает текучесть персонала. Делегирование полномочий становится очень затруднительным. Основной упор приходится делать на управление сверху и дисциплину (или ее подобие) снизу. Текучка персонала препятствует аккумулированию опыта.

Состояния с высокой и низкой фондовооруженностью труда устойчивы, т.е. сами себя поддерживают - при небольших отклонениях экономика возвращается в исходное состояние. Состояние со средней фондовооруженностью труда неустойчиво и является барьеров, разделяющим экономики с высокой и низкой фондовооруженностью труда.

Разделяющий барьер препятствует самопроизвольному переходу экономики из состояния с низкой фондовооруженностью в состояние с высокой фондовооруженностью. Этот же барьер препятствует обратному переходу, т.е. охраняет экономику с высокой фондовооруженностью от скатывания в состояние с низкой фондовооруженностью.

Разделяющий барьер требует государственных программ инновационного развития. Цель государственных программ - перевести, перетащить экономику через разделяющий барьер. После преодоления разделяющего барьера экономика становится способной самостоятельно добраться до состояния с высокой фондовооруженностью труда.

Государственные программы должны быть целевыми и формировать очаги экономического роста - экономические анклавы с высокой фондовооруженностью труда. Самостоятельно этого экономика сделать не может - препятствует разделяющий барьер. В этом и состоит роль государства - роль разумного государства - перевести экономику в нужное состояние через разделяющие барьеры. Если на пути какие-либо экономические институты отсутствуют или еще недостаточно развиты для полноценного выполнения своих функций, то роль государства заключается в силовом восполнении дефицита функций с одновременным созданием условий для быстрейшего формирования и развития необходимых рыночных институтов.

Таким образом, перевод экономики РФ на инновационный путь развития не прост и не очевиден. На пути к инновационному развитию имеется множество проблем и подводных камней. Тем не менее, проблемы необходимо решать, а подводные камни обходить. Инновационное развитие способно давать большую добавленную стоимость, что необходимо для выживания нации, находящейся в суровых природных условиях, для защиты территориальной целостности страны, для защиты природных ресурсов от имеющихся на них претендентов, для создания населению достойного уровня жизни.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован