12 августа 2008
2369

Основные цели и задачи деятельности Правительства Кировской области по снятию системных ограничений экономического развития региона

К важнейшим системным ограничениям экономического развития области, направленного на достижения генеральной цели, относятся:
ограничения по кадровому ресурсу;
ограничения по транспортной инфраструктуре;
ограничения, накладываемые низким уровнем газификации;
ограничения, накладываемые уровнем развития энергетики региона.
Работа по преодолению этих ограничений является и будет оставаться важнейшим направлением деятельности Правительства Кировской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Достижение заявленных ниже результатов этой работы является определяющим фактором успеха в достижении генеральной цели Стратегии.

8.1. Основные цели и задачи в сфере обеспечения социально-экономического развития кадровыми ресурсами

В настоящее время одним из сдерживающих факторов развития экономики региона становится нехватка кадрового ресурса. По информации управления государственной службы занятости населения Кировской области на 01.07.2008, количество вакансий на рынке труда по большинству рабочих профессий составляло в среднем от 12 до 46, а по ряду специальностей, прежде всего строительного профиля, доходило до 88 вакансий на одного безработного. Чуть лучше, но также очень серьёзной, была ситуация по ряду должностей инженерно-технических работников и служащих. Так, например, по инженерам-проектировщикам на одного безработного приходилось 52 вакансии, инженерам-строителям - 34, инженерам-электрикам - 6,8 и так далее. При этом по избыточным профессиям количество соискателей на одну вакансию редко превышает 2 человек, что, в сопоставлении с показателем дефицита, явно свидетельствует об ограниченности возможностей восполнения дефицита в кадрах за счёт профессиональной переориентации людей, находящихся вре-менно без работы.
Проблема осложняется тем, что уровень подготовки кадров и набор специальностей, по которым производится профессиональная подготовка, далеко не в полной мере соответствует потребностям экономики региона. Несмотря на предпринятые в последнее время Правительством Кировской области меры в рамках реализации ведомственной программы "Ресурс начального и среднего профессионального образования", анализ ситуации показывает, что около 5% выпускников системы начального профессионального образования не смогли устроиться по специальности. Около 12% выпускников предоставлено право свободного трудоустройства без каких-либо гарантий по предоставлению работы в соответствии с полученной специальностью. Ещё 12% выпускников ушли на службу в ряды Вооружённых Сил, и, как показывает практика прошлых лет, эта категория, как правило, утрачивает профессиональную квалификацию и не может в последующем трудоустроиться по полученной профессии. Ещё хуже складывается ситуация с выпускниками учреждений среднего и высшего профессионального образования, среди которых количество лиц, не устроившихся на работу по специальности, составляет соответственно около 35% и 20% от общего количества выпускников.
Ситуация с кадровым обеспечением ещё более может усугубиться по мере развития экономики до тех масштабов, достижение которых запланировано в рамках Стратегии. Примерные расчёты показывают, что потребность в кадрах только в промышленности и сельском хозяйстве в 2020 году может составить около 800 тыс. человек, в то время, как сегодня в них занято около 200 тыс. человек. С учётом значительного повышения требований к уровню профессиональной подготовки можно сказать, что кадровая проблема становится главной проблемой, главным сдерживающим фактором социально-экономического развития Кировской области на ближайшие 20 - 30 лет.
С аналогичной проблемой сталкивается подавляющее большинство регионов Российской Федерации. Следствием этого становится усиление конкурентной борьбы за квалифицированный кадровый ресурс между территориями. На сегодняшний день наиболее явным проявлением этого являются массовый выезд на работу за пределы региона проживания, а также усиление миграции наиболее трудоспособных и перспективных, с точки зрения наращивания интеллектуального потенциала территории, групп населения.
Для Кировской области эта проблема выражается в том, что по данным выборочного исследования, проведённого управлением государственной службы занятости населения по Кировской области в апреле-мае 2008 года за пределами области работает примерно 46 тыс. человек, или около 10% от всех занятых в экономике. Среди мигрантов более 70% составляют лица трудоспособного возраста.
Наряду с обострением кадровой проблемы в качестве дополнительных негативных последствий для регионов - "кадровых доноров" являются ухудшение демографической ситуации, а также, особенно в случае масштабного участия населения в вахтовых методах работы, снижение бюджетного потенциала территории при одновременном сохранении, а иногда и росте, расходных обязательств бюджета.
Для решения проблемы кадрового обеспечения развития экономики необходима скоордированная деятельность Правительства области, руководителей муниципальных образований, всех властных структур, бизнес-сообщества в следующих направлениях:
в усилении работы направленной на кратное повышение производительности труда;
в области демографической политики;
в работе по повышению уровня и качества жизни на территории региона.

8.1.1. Основная цель и задачи деятельности по повышению производительности труда

Примерные расчёты показывают, что потребность в кадрах для выполнения тех задач по экономическому развитию, которые поставлены данным документом, только в промышленности и сельском хозяйстве в 2020 году может составить около 950 тыс. человек, в то время, как сегодня в них занято около 300 тыс. человек. В 2020 году потребность в трудовом ресурсе может составить около 1,3 млн. человек, превысив потребность 2007 года примерно в 2,6 раза. С учётом сложной ситуации, складывающейся в Российской Федерации в целом, нельзя прогнозировать серьёзного притока из-за пределов области. Также нереально говорить о серьёзном количественном росте трудового потенциала в результате улучшения демографической ситуации. Кроме того, многие руководители предприятий не перешли к системной работе над увеличением производительности труда, в связи с чем вынуждены расходовать большое количество денежных средств на приобретение нового технологического оборудования в тех случаях, когда первостепенным является обучение кадров и приобретение знаний. Последнее, к тому же, значительно дешевле, чем покупка основных средств. Исходя из этого, решение вопросов, связанных с ростом производительности труда, становится важнейшим направлением экономической политики Правительства области.
Основной целью экономической политики в этом направлении становится обеспечение темпов роста производительности труда, соответствующих потребностям экономики в трудовом ресурсе.
Основными задачами, которые необходимо решить для достижения этой цели, являются:
ориентация в развитии экономики на инновационные производства, способные за счёт внедрения новых технологий, новых организационных методов в производстве и управлении обеспечить резкий рост производительности;
повышение адресности социальной политики в сфере социальной поддержки населения с целью стимулирования трудоспособного населения к трудоустройству, повышению производительности и, как следствие, росту заработной платы, как в абсолютном размере, так и в части её доли в доходах этой категории населения Кировской области;
разработка и реализация системы мер, стимулирующей работу субъектов хозяйственной деятельности по повышению производительности труда;
развитие систем занятости населения, профессиональной подготовки, непрерывного обучения и повышения квалификации;
развитие системы непрерывного обучения руководителей высшего и среднего звена предприятий в целях развития системного подхода к повышению производительности труда основных производственных рабочих и специалистов.
В качестве механизмов, направленных на решение данных задач, будут выступать механизмы государственного регулирования инвестиционной деятельности на территории Кировской области, частно-государственного партнёрства в области подготовки и переподготовки кадров и развития непрерывной системы обучения, а также социальной политики в сфере социальной поддержки населения.
В результате к 2020 году будет достигнут рост производительности труда в 3-4 раза, а в отдельных секторах до 5-6 раз.


8.1.2. Основная цель и задачи деятельности в сфере демографической политики

Существенное улучшение демографической ситуации является общенациональным приоритетом, так как издержки демографического развития препятствуют решению кардинальных социально-экономических задач, эффективному обеспечению национальной безопасности.
В Кировской области ведется большая работа в этом направлении, основу которой составляют положительные изменения в экономике области, достигнутые в 2005 - 2007 годах.
В тоже время, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, произошедшие в 2005 - 2007 годах, демографическая ситуация в области в целом остается неблагополучной, основные параметры демографического развития продолжают ухудшаться. За период с 1970 по 2007 год общая численность населения сократилась почти на 294,7 тыс. человек. Уровень рождаемости в Кировской области, начиная с 1987 года, остается стабильно ниже общероссийского. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной за репродуктивный период) снизился за двадцать лет более чем на треть (на 33,3%): с 2,07 в 1985 году до 1,38 в 2007 году, и не обеспечивает даже простого замещения поколений родителей детьми. По уровню рождаемости в 2007 году среди регионов России Кировская область занимала 57-е место.
Некоторое повышение рождаемости, начиная с 2000 года, сопровождается повышением уровня смертности (за исключением последних двух лет). Причем общий коэффициент рождаемости в 2007 году относительно 1990 года снизился на 16,5%, а коэффициент смертности вырос за это же время на 42%, почти в два раза превысив коэффициент рождаемости. Показатель смертности в области в 2007 году превышал общероссийский уровень.
Сформировавшиеся тенденции в области естественного и миграционного движения населения предопределяют дальнейшее сокращение численности населения области в среднем на 12 - 14 тыс. человек ежегодно, причем размер убыли будет определяться как разницей между смертностью и рождаемостью, так и величиной миграционной убыли.
Область постоянно теряет население в результате миграции. В 2007 году миграционная убыль из области увеличилась на 5,6% и составила 4,8 тыс. человек.
В соответствии с прогнозами специалистов до 2011 года в области ожидается некоторый рост общего коэффициента рождаемости и снижение общего коэффициента смертности. В тоже время, начиная с 2011 года, прогнозируется осложнение демографической ситуации. Процесс депопуляции усилится из-за негативных изменений возрастного состава населения.
Демографическую ситуацию в области, как и в целом по Российской Федерации, будут определять две тенденции, ведущие к сокращению численности населения области и ухудшению его качественных характеристик: предполагаемое сокращение рождаемости и предполагаемое старение населения.
Первая тенденция обусловлена следующим объективным фактором: рост рождаемости в 2007 году был связан с достижением детородного возраста женщин, родившихся в первой половине 1980 годов, во времена, когда рож-даемость была наивысшей за последние 40 лет. Снижение числа женщин наиболее детородного возраста (20 - 29 лет) начнет сокращаться через 3 года, когда скажутся последствия весьма низкой рождаемости 1990 - 2004 годов. Таким образом, возникнет "дефицит матерей".
Вторая тенденция также довольно предсказуема. Если в странах Европы снижение уровня рождаемости сопровождалось снижением уровня смертности, то в Кировской области, как и в России в целом, до последних двух-трёх лет падение числа и интенсивности рождений происходило на фоне роста числа смертей, что способствовало формированию суженного воспроизводства населения, его демографическому старению.
Процесс старения населения в нашей области идет пока низкими темпами, но можно прогнозировать его ускорение, и в течение 10 лет будет неуклонно расти число лиц в возрасте старше трудоспособного возраста, родившихся в период максимальной послевоенной рождаемости 1950 - 1960 годов. Рост числа пенсионеров достигнет максимума в 2018 году.
Реалии демографического процесса вступают в явное противоречие с требованиями, предъявляемыми к кадровому обеспечению планов социально-экономического развития, закладываемых в Стратегию. Расчёты показывают, что при сегодняшней структуре населения Кировской области по возрастным группам и по занятости в видах деятельности, а также при сегодняшнем уровне производительности труда, необходимая численность трудового ресурса обеспечивается при численности населения в 2020 году около 4 млн. человек, то есть примерно в 2,5-2,7 раза, превосходящей численность 2007 года.
Разница становится гораздо меньше при выполнении планов по росту производительности труда в соответствии предыдущим разделом. В этом случае общая численность населения Кировской области должна составлять в 2020 году 1,5 млн. человек, то есть рост по отношению к ситуации 2007 года составит около 5%.
Исходя из этого, а также с учётом возможных изменений миграционных потоков, и прежде всего "возврата" на территорию области жителей, работающих за пределами региона (около 50 тыс. человек по состоянию на апрель-май 2007 года), основную цель демографической политики можно сформулировать как обеспечение стабилизации численности населения области к 2015 году и роста до уровня численности 1,5 млн. человек к 2020 году.
Причины сложившейся ситуации многочисленны. Так, например, к ним относятся: отсутствие у многих молодых людей хорошо оплачиваемой работы, надлежащих жилищных условий, наличие у них во многом обоснованных сомнений в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень медицинских услуг, качественное образование.
Для изменения демографической динамики, обеспечения в будущем хотя бы простого воспроизводства населения недостаточно мер демографической политики, направленных на создание семьям условий для рождения желаемого количества детей. Необходимо реализовывать способы воздействия на формирование у молодежи потребности в детях.
Серьёзное отрицательное влияние оказывает деформация института семьи. К более низким репродуктивным ориентациям может вести либерализация отношения молодежи к государственной регистрации брака.
Негативное воздействие на формирование будущего репродуктивного поведения молодежи оказывает воспитание детей в неполных семьях. В 2006 году численность таких семей по сравнению с 2005 годом возросла на 6%, в более чем 32 тысячах неполных семей воспитывается около 41 тысячи детей.
Значительная часть семей испытывает серьезные материальные затруднения.
Высокой остается смертность населения в трудоспособном возрасте. В 2006 году ее основными причинами стали травмы и отравления (38,8%), болезни системы кровообращения (30,8%), новообразования (11,6%), болезни органов пищеварения (4,9%), болезни органов дыхания (4,0%).
Значительное число смертей обусловлено злоупотреблением алкоголем. В 2003 - 2006 годах по этой причине скончались 23,5% мужчин и 8,2% женщин в возрасте 20 - 59 лет от общего числа умерших. Важно отметить возрастающую алкоголизацию женщин в возрасте 20 - 39 лет. Их смертность от алкогольных отравлений возросла в 2005 году по сравнению с 1989 годом в 13,3 раза.
В результате высокой смертности такой важный демографический показатель, как ожидаемая продолжительность жизни при рождении, несмотря на некоторый его рост в последние 2-3 года, остается ниже уровня 2000 года.
В целом анализ показывает, что основными факторами, влияющими на демографическую ситуацию, являются факторы, обеспечивающие рост уровня и качества жизни населения. Исходя из этого, задачи, которые необходимо решить для изменения ситуации к лучшему, механизмы их решения, целевые индикаторы полностью совпадают с задачами, механизмами и индикаторами, озвученными в разделах Стратегии, посвящённых повышению уровня и качества жизни на территории Кировской области.

8.2. Основные цели и задачи развития транспортной системы Кировской области

В современных условиях транспорт выступает не только как отрасль, перевозящая грузы и пассажиров, но и как межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования. В утверждённой Министерством транспорта Российской Федерации "Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года" (приказ от 12.05.2005 N45) впервые главный акцент сделан на понятие "устойчивого развития". Под устойчивым развитием понимается такое использование всех видов ресурсов (людских, природных, финансовых и других), при котором будущие поколения должны жить, по крайней мере, не хуже нынешних. В транспортной сфере это означает комплекс программных мероприятий по последовательному улучшению потребительских индикаторов транспорта Кировской области, закрепленных в свойствах территории (доступность услуг, экология мест проживания и другие свойства, формируемые транспортной системой, которые "перейдут" следующим поколениям). При этом транспортная система должна обеспечить:
максимизацию внутреннего спроса, являющегося главным источником экономического роста, и расширение транзитных возможностей территории как источника внешних финансовых поступлений;
обеспечение социально-территориальной справедливости в части гарантированной транспортной доступности и социальных благ для населения и обеспечение экономии свободного времени;
снижение степени неопределенности в прогнозировании и осуществлении хозяйственной деятельности в части, зависящей от транспортных факторов (сокращение удельных затрат времени на поездки, особенно на пассажирские и, частично, грузовые, где время доставки лимитировано);
повышение уровня безопасности граждан в части, зависящей от транспорта;
использование территории для транзитных международных перевозок, так как важнейшим ресурсом развития транспортной инфраструктуры области является выгодность ее транспортно-географического положения, которая в настоящее время практически не используется.

8.2.1. Краткая характеристика транспортной системы Кировской области

Транспортная система Кировской области представлена следующими видами транспорта: железнодорожным, внутренним водным, автомобильным, воздушным и соответствующей инфраструктурой. Основными видами транспорта в Кировской области являются автомобильный и железнодорожный.

8.2.1.1. Современное состояние железнодорожного транспорта

Железнодорожный транспорт, представляющий услуги по грузовым и пассажирским перевозкам в пригородном и дальнем сообщениях, является наиболее значимым по объемам перевозок.
Протяженность железных дорог на территории области составляет 1100 км. Через территорию Кировской области проходят железнодорожные магистрали, связывающие центр России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, северные регионы Российской Федерации - с ее южными зонами. Железнодорожная сеть области расположена на территории 18 районов.
Общий объем отправления грузов железнодорожным транспортом составляет около 9,0 млн. тонн.
Перспективные прогнозы показывают, что объемы железнодорожных перевозок будут постоянно увеличиваться, возрастет роль и значение железнодорожного транспорта в жизнеобеспечении и эффективном хозяйствовании на территории Кировской области. Этому будут способствовать такие факторы как:
транспортно-географическое положение, при котором область является своеобразным "мостом" между регионами северо-запада, центра Европейской части России и регионами промышленно развитого Урала, а также богатой природными ресурсами Сибири;
наличие устойчивых транспортных и торговых связей с соседними регионами России, обусловленных достаточной развитостью сети железных дорог;
повышение уровня открытости экономики области, активизация промышленного бизнеса, развитие экспортноориентированных отраслей и, прежде всего, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, химической и нефтехимической промышленности;
рост мобильности населения в международном, межрегиональном и внутриобластном сообщении.
В результате объём грузовых перевозок к 2020 году возрастёт на 40-60%, а пассажирских - на 40% (без учёта роста грузопотока, связанного со строительством новых дорог).
В целом при неплохой ситуации с железнодорожным транспортом, на территории области имеется ряд проблем, нерешение или несвоевременное решение которых может привести к серьёзному сдерживанию наращивания темпов экономического развития региона. К ним относятся:
отсутствие железнодорожного сообщения в юго-западной части Кировской области. Это, в частности, может привести к срыву планов по развитию промышленности строительных материалов вследствие осложнения ситуации с реализацией проекта по строительству цементного завода в Совет-ском районе;
несоответствие пропускной способности отдельных участков железнодорожных путей темпам роста объемов грузовых перевозок. Так, например, уже сегодня почти исчерпана пропускная способность железнодорожного участка ст.Лянгасово - ст.Котельнич, что осложняет ситуацию с пропуском транзитных грузовых и пассажирских потоков. На 75% исчерпана пропускная способность железнодорожного пергона ст.Киров - ст.Котлас. Оставшийся "задел" по пропускной способности скорее всего не будет серьёзным препятствием для реализации планов развития территории северо-западных районов области, однако с учётом планов по строительству железнодорожной ветки ст.Яранск - ст.Котельнич и развитию морских пе-ревозок на базе Архангельского морского порта однопутная колея станет серьёзным препятствием в реализации планов наращивания доли транспорта в ВРП за счёт увеличения транзитных перевозок.
Ещё одним "узким" местом в системе железнодорожного транспорта является участок ст.Верхнекамская - ст.Лесная - ст. Крутоборка. Плохое состояние путей, находящихся сегодня в ведомственной принадлежности Федеральной службы исполнения наказаний, привело к практической невозможности использования данного транспортного ресурса для целей социально-экономического развития северо-восточной части территории Кировской области.

8.2.1.2. Современное состояние автомобильного транспорта и автомобильных дорог области

Автомобильный транспорт - важнейшая составляющая транспортной системы Кировской области. В конечном итоге именно автомобильный транспорт реализует те возможности по доставке грузов и пассажиров "от порога до порога", которые обеспечивает дорожная сеть, лежащая в основе функционирования автомобильного транспорта и имеющая первостепенное значение для экономики.
Фактором, практически полностью определяющим сегодняшнее положение и перспективы развития автомобильного транспорта, в том числе его влияние на социально-экономическое развитие области, является состояние автомобильных дорог.
По густоте автомобильных дорог с твердым покрытием область занимает 51-е место в России и 13-е место в ПФО. Доля автомобильных дорог области не соответствующая нормативам, по оценкам Федерального дорожного агентства, составляет более 76%. Этот показатель не самый худший в Российской Федерации, но достаточно характеризующий состояние сети и масштабы дорожной проблемы.
Основная сеть автомобильных дорог Кировской области, в том числе опорная, была сформирована в 80-х годах. На сегодняшний день учетная территориальная сеть дорог общего пользования области составляет около 15 тыс. км, в том числе сеть межмуниципальных и межрегиональных дорог составляет - 9,7 тыс. км, и около 5,0 тыс. км - муниципальная сеть. Кроме того по разным оценкам на территории области находится от 2 до 5 тыс. км бесхозяйных дорог, принадлежавших в свое время лесной отрасли, системе Кировмелиорации, агропромышленному комплексу и другим ведомствам.
По видам покрытия областная сеть дорог представляется дорогами с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием - 57%, с гравийно-щебеночным покрытием - 30%, с железобетонной колеей - 3% и около 10% дорог без покрытия.
В результате многолетнего недофинансирования на сети дорог области сложилось отставание ремонта автодорог. В соответствии с нормативами (ВСН 24-88) за последние 10 лет в области должно быть отремонтировано 8823 км, фактически ремонт выполнен только на 635 км и на 50 км сделана поверхностная обработка.
Похожая ситуация и с федеральной автомобильной дорогой "Вятка" сообщением Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров - Сыктывкар, имеющей протяженность 369 км, из которых за последние 5 лет отремонтировано 121 км. Недоремонт составляет 212,5 км. По перспективным планам федерального государственного учреждения "Волго-Вятскуправдор" приведение территориальной части автомобильной дороги в надлежащее состояние планируется только к 2011 году.
Как следствие, в неудовлетворительном состоянии находятся основные дороги области, на низком уровне находится содержание улично-дорожной сети населенных пунктов (не хватает тротуаров, уличного освещения, средств регулирования дорожного движения), все районные центры, а также областной центр город Киров не имеют объездных дорог, позволяющих грузовому транзитному транспорту двигаться в объезд жилой застройки. В связи с появлением большегрузного транспорта значительно возрастает осевая нагрузка - одна из главных причин разрушения конструкции дорожной одежды. Сейчас она в 2 и более раз превышает допустимую на дорогах области. При систематическом обследовании дорог и искусственных сооружений отмечается много недостатков в содержании мостов. Около 12% железобетонных мостов требуют ремонта, а в отдельных случаях - полной перестройки (127 мостов до сих пор деревянные).
Уровень дорожной проницаемости (характеризует возможность попасть из одного района в соседний район) в среднем по области составляет примерно 61%, а уровень пространственного единства (характеризует уровень связанности дорогами с твёрдым покрытием населённых пунктов внутри района) - 52% (в среднем в большинстве регионов европейской части Российской Федерации значения данных показателей составляет 70-80%). В результате только в 15 районах области (из 44) показатель интегральной транспортной доступности (средневзвешенное количество времени, необходимое для того, чтобы добраться из любой точки района в любую другую его точку) (далее - ИТД) соответствует норме, а в 14 районах эта величина на 50 и более процентов превышает норму.
Увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), связанных с неудовлетворительными дорожными условиями. Если в 1995 году их абсолютное число составляло 259 ДТП, то в 2005 году - 625 (увеличилось в 2,4 раза). Постоянно растет количество пострадавших в авариях. Так, в 2005 году число пострадавших относительно 1995 году увеличилось в 2,7 раза.
Описанная выше ситуация в перспективе усугубится в связи с прогнозируемым ростом объёмов грузовых и пассажирских перевозок, в том числе с использованием личного транспорта. По оценочным данным среднегодовые темпы роста по грузовым перевозкам составят от 2 до 5%, по пассажирским - от 4 до 6%.

8.2.1.3. Современное состояние воздушного транспорта области

В сфере воздушного транспорта области осуществляет деятельность открытое акционерное общество "Кировское авиапредприятие" с аэропортом в посёлке Победилово.
Аэропорт имеет стандартную инфраструктуру и функционирует с 1969 года после ввода в эксплуатацию взлетно-посадочной полосы и объектов наземной инфраструктуры. Аэропорт "Киров" относится к классу "В".
Наибольший объем пассажирских авиаперевозок составил 660 тыс. человек в 1988 году, в том числе парком собственных воздушных судов - 400 тыс. человек.
Объемы транспортных отправок авиапредприятия за 2007 год возрос более чем в два раза к уровню 2006 года и составил 13160 пассажиров. За 6 месяцев 2008 года отправки пассажиров превышают уровень аналогичного периода 2007 года на 20%. Более чем в 2 раза возросли доходы от эксплуатации.
Аэропорт является аэропортом круглосуточного действия. В зоне ответственности аэропорта "Киров" обеспечивается круглосуточное диспетчерское сопровождение более 150 транзитных авиарейсов. Из них около половины в направлении Запад - Дальний Восток, треть в направлении северо-западная часть Российской Федерации - Средняя Азия и Индокитай и пятая часть северо-восточная часть - южные регионы Российской Федерации и зарубежье.
Перспективы развития авиационного транспорта Кировской области во многом будут зависеть от федеральной политики в этой области, от состояния инфраструктуры аэропорта, возможностей авиапредприятия по обновлению воздушных судов для дальних перевозок и платежеспособного спроса.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.99 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" одним из важных направлений в сфере пассажирских перевозок является организация воздушного сообщения с наиболее удаленными районами. В тоже время возможность развития местного авиасообщения определяется, прежде всего, конкурентоспособностью авиатранспорта по отношению к железнодорожному и автомобильному транспорту. Расчёты показывают, что в настоящее время стоимость перелёта от Кирова до таких удалённых районных центров как Вятские Поляны и Кирс примерно в 1,5-2 раза превышает затраты на поездку автотранспортом и примерно в 1,6 раза - затраты при использовании железной дороги, экономия же времени составляет в 5-6 раз. Исходя из этого соотношения, можно предположить, что местный воздушный транспорт будет востребован при росте экономической активности в удалённых районах, в результате чего стоимость 1 часа времени резко возрастёт.
Востребованность местного воздушного транспорта возрастет при реализации перспективных планов социально-экономического развития периферийных территорий северо-западной и северо-восточной частей области, причём с учетом современных требований к обустройству аэропортов, местные авиаперевозки будут осуществляться с использованием вертолетов.

8.2.1.4. Современное состояние речного транспорта области

Речной транспорт Кировской области как одно из направлений транспортной инфраструктуры в современных условиях утратил свое былое значение. Среди основных факторов снижения транспортной значимости являются:
отсутствие объективного спроса на транспортные услуги в связи с низкими скоростями транспортирования грузов и пассажиров;
природные явления, связанные с естественными процессами обмеления русла реки Вятки и ростом затрат на обеспечение гарантированных глубин для речного флота;
повышение заинтересованности грузоотправителей и грузополучателей в сокращении перевалочных операций и стремлении к обеспечению доставок грузов "от порога до порога";
объективные факторы роста автомобилизации экономики и социальной сферы.
В ближайшей перспективе река Вятка будет использоваться как туристско-рекреационная артерия.

8.2.2. Влияние транспортной ситуации на социально-экономическое развитие Кировской области. Основная цель развития транспортной системы

Несмотря на значительные усилия Правительства области, способствующие за последние три года увеличению объёмов финансирования, транспортная ситуация остаётся одним из наиболее значимых факторов, тормозящих социально-экономическое развитие региона.
Так, например, агрегированный показатель, характеризующий влияние транспорта на экономику территории и учитывающий объём затрат на перевозку продукции - грузоёмкость экономики (отношение грузооборота (в тонно-километрах) к объёму ВРП) в нашей области почти в 10 раз превышает средний уровень по Российской Федерации и в 8 раз уровень Республики Татарстан.
Такая ситуация приводит к тому, что доля транспорта в себестоимости в наиболее перспективных отраслях промышленности области сегодня составляет:
в целлюлозно-бумажной промышленности до 40%;
в производстве мебели до 20%;
в других отраслях лесопереработки до 11%;
в пищевой промышленности до 26%.
Серьёзно влияет транспорт и на развитие сельского хозяйства. Так в себестоимости продукции свиноводства его "вклад" составляет около 15%.
В целом, по оценкам специалистов, ежегодный ущерб для ВРП от недоразвития транспортной системы Кировской области составляет около 4 млрд. рублей.
Существующее состояние транспортной системы оказывает достаточно серьёзное влияние на развитие социальной сферы области и, как следствие, на уровень обеспеченности жителей области государственными услугами.
Высокая социальная значимость транспортной компоненты объясняется, прежде всего, уровнем компактности проживания населения на территории области. Сегодня более 70% населённых пунктов имеют численность проживающих 100 человек и менее. Подобная некомпактность, наличие малочисленных населенных пунктов приводят к значительным затратам на содержание инфраструктуры социальной сферы и отрицательно влияют на качество оказываемых услуг.
Наиболее реальным и доступным направлением решения сложившейся проблемы является проведение структурной перестройки, прежде всего, систем образования и здравоохранения. В тоже время негативные последствия этого процесса можно скомпенсировать только за счёт одновременного повышения доступности услуг через "сжатие временного пространства" за счёт качественного изменения транспортной системы. Агрегированным показателем, характеризующим транспортную ситуацию области, является понятие "интегральной транспортной доступности" (средневзвешенные затраты времени, необходимые для того, чтобы добраться из любой точки территории в любую другую её точку). Агрегированный показатель является базовым измерителем уровня транспортной дискриминации, то есть явления, когда из-за недостаточного развития транспортной системы людям не доступны услуги социально-гарантированного минимума (качественные образование, здравоохранение, соцобеспечение, культурно-бытовое обслуживание и так далее). В Кировской области только 28 муниципальных образований имеют благоприятный уровень дискриминации (отступление от нормы не более 5%), но в то же время около 270 тыс. человек проживают вне нормативной зоны доступности. В такой ситуации любая оптимизация объектов социального обеспечения, а также систем образования и здравоохранения приведёт к наращиванию транспортной дискриминации и, как следствие, к ухудшению качества жизни на территории.
Исходя из всего вышесказанного, основной задачей деятельности Правительства Кировской области по развитию транспорта и его инфраструктуры должно стать формирование такой транспортной системы (транспортного каркаса), которая устранит сдерживающее влияние транспорта на социально-экономическое развитие региона.
Численными показателями степени достижения цели могут стать: обеспечение интегральной транспортной доступности внутри области по грузоперевозкам - 5,7 часа, по пассажирским перевозкам - 4,2 часа. В результате этого уровень грузоёмкости экономики составит 10,6 ткм/1USD ВРП (в ценах 2000 года), уровень транспортной дискриминации вне зависимости от места проживания - не более 6%. Расчёты показывают, что достичь такой ситуации в полной мере вряд ли возможно ранее 2040-2050 года.

8.2.3. Основные задачи по развитию транспортной системы региона

В тоже время для достижения этой цели в рамках рассматриваемого временного промежутка (до 2020 года) будут решены следующие наиболее значимые задачи по развитию транспортной системы:
В области железнодорожного транспорта:
в 2014-2017 годах будет построена железнодорожная ветка Яранск - Котельнич с ответвлением на Советск. Задача будет решена через механизмы частно-государственного партнёрства с привлечением средств Инвестиционного фонда в рамках межрегионального проекта по созданию на территории Советского района цементного завода;
до 2020 года будет решён вопрос об увеличении пропускной способности железнодорожного участка ст.Лянгасово - ст.Котельнич со строительством совмещенного моста через реку Вятку. Решение этой задачи будет осуществлено в рамках Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года;
до 2020 года будет решён вопрос по модернизации участка ст.Верхнекамская - ст.Лесная и далее до ст. Крутоборка. Механизмы решения данного вопроса будут приняты в течение 2009 - 2010 годов в рамках проекта по строительству железнодорожной магистрали "Белкомур";
в рамках разработки и реализации проекта по созданию городской агломерации "Большой Киров" будут проведены работы по технико-экономическому обоснованию и, в случае положительного решения, по проектированию железнодорожного сообщения г.Киров - г.Кирово-Чепецк.
Параллельно в рамках отраслевых программ развития Горьковской железной дороги будет решен целый ряд вопросов по модернизации станций и отдельных участков Транссибирской магистрали, находящихся на территории Кировской области, по наращивании мощностей ремонтной базы в п.Лянгасово и г.Зуевка, а также по другим сферам развития и модернизации железнодорожного транспорта на территории региона.
В области автомобильных дорог:
планируется сконцентрировать усилия на работе по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорожной сети. В этой области будут решены следующие основные задачи:
к 2011 году будет обеспечен выход на нормативный уровень ежегодного финансирования дорожного хозяйства, позволяющий реализовывать территориальную программу по совершенствованию и развитию дорожной сети. Расчёты показывают, что этот уровень должен составлять примерно 3,15% от ВРП. В 2007 году эта цифра составила приблизительно 2,1%, по оценке 2008 года она составит около 2,4%;
к 2020 году полностью будет решена проблема устойчивого функционирования опорной сети автодорог, имеющей как внутриобластное, так и межобластное значение. При этом качество дорог опорной сети будет соответствовать требованиям нормативов для автомобильных дорог общего пользования 2-3 категорий. В состав областной опорной сети войдут автомобильные дороги:
Луза - Опарино - Мураши - Гирсово - Нововятск - Кумены - Нолинск - Уржум - Вятские Поляны - граница Татарстана;
Центральный широтный коридор области (граница Костромской области - Ленинское - Котельнич - Оричи - Кирово-Чепецк - Зуевка - Фаленки - граница Удмуртии);
Северо-восточный коридор (граница Нижегородской области - Кикнур - Яранск-Советск -Киров- Слободской - Афанасьево- граница Пермского края);
Большое полукольцо (Луза - Опарино - Даровской - Котельнич - Советск - Нолинск -Богородское - Зуевка - Омутнинск - -Афанасьево граница с Пермским краем);
автодорога "Вятка" (граница Марий-Эл - Яранск - Котельнич- Киров- граница республики Коми);
территориальный участок транспортного коридора Казахстан - Оренбург-Казань-Киров-Кострома-Санкт-Петербург;
Меридиональный коридор (граница Вологодской области - Луза);
будут построены объездные автомобильные дороги в обход крупных населенных пунктов области. В частности, к 2015 году планируется строительство Западного обхода города Кирова первой технической категорией дороги, обходов города Вятские Поляны и города Уржума третьей технической категорией для пропуска автомобильного транспорта с повышенной осевой нагрузкой;
в рамках снижения транспортной дискриминации населения, особенно населения сельской местности, в период 2010-2015 года за счёт использования механизма Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" будут построены новые автомобильные дороги к сельским населенным пунктам с числом жителей не менее 125 человек, имеющим транспортный разрыв до 5 км. На эти цели, начиная с 2010 года, планируется выделение не менее 170 млн. рублей ежегодно. После 2015 года работа в этом направлении будет продолжена;
формирование опорной сети автомобильных дорог и обходов крупных населенных пунктов в значительной степени улучшит положение дел с обеспечением безопасности дорожного движения на территории Кировской области. Кроме этого, областной целевой программой "По повышению безопасности дорожного движения в Кировской области в 2007-2009 годах"планируется реализация за счет средств федерального и территориального бюджетов ряда крупных мероприятий на общую сумму 450 млн. рублей;
приобретение и введение в действие комплексов видеофиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации;
оснащение современной автоматизированной системой управления движением и работой светофорных объектов;
строительство дорог, пешеходных переходов в разных уровнях, реконструкция улиц с уширением проезжей части, проектирование и строительство автостоянок в местах притяжения автотранспорта, реконструкция перекрестков для ликвидации транспортных задержек;
капитальный ремонт 11 железнодорожных переездов;
создание системы маршрутного ориентирования на улично-дорожной сети области.

В области авиатранспорта:
Развитие авиатранспорта области пойдёт по трём основным направлениям:
развитие международных перевозок с превращением Кировского аэропорта в международный аэропорт;
развитие авиаперевозок внутри Российской Федерации;
развитие внутриобластных перевозок за счёт создания вертолётной авиации.
Для достижения этого будут решены следующие задачи:
к 2010 году будет закончена реконструкция взлётно-посадочной полосы;
к 2011 году будут приобретены новые самолеты, обеспечивающие беспосадочный и комфортный перелет пассажирам по международным и межрегиональным направлениям с дальностью не менее 5 тыс. км;
к 2015 году будет закончена реконструкция инфраструктуры Кировского аэропорта, позволяющая использовать его как международный аэропорт, а также реконструкция здания аэровокзала для расширения видов предостав-ляемых услуг и обеспечения современного комфорта для пассажиров. Параллельно будет обеспечено внедрение на территории аэропорта дополнительных пограничных и таможенных услуг для пассажиров осуществляющих международные перелеты;
к 2020 году будет завершено строительство в Вятскополянском, Верхнекамском, Афанасьевском, Кильмезском и других удаленных районах области специальных площадок для обеспечения вертолетного обслуживания пассажиров на местных авиалиниях. Будут закуплены вертолёты для организации авиаперевозок на внутриобластных линиях.
Результатом работы по развитию транспортной системы будет значительное улучшение транспортной ситуации в области. Так, к 2015 году значительно снизится транспортная дискриминация населения. В результате количество жителей, "отрезанных от больших дорог", снизится на 25% по отношению к 2006 году, к 2020 году - ещё на 25-30%.
За счёт создания базисных элементов транспортного каркаса грузоёмкость экономики к 2015 году составит примерно 22 ткм/USD ВРП (в ценах 2000 года), а к 2020 году - 17 ткм/USD ВРП.
Значительно (до 4,5 раз) возрастёт "вклад" транспорта в ВРП, достигнув величины примерно 50-55 млрд. рублей.
Схема развития транспортной системы области приведена в приложении N23.

8.2.4. Логистический центр как один из элементов совершенствования транспортной системы региона

Современная транспортная инфраструктура не может объективно существовать без логистического обеспечения в силу сложности организации её функционирования. В транспортной системе области создание логистического центра обеспечит дальнейшее совершенствование организации транспортных процессов, повышение уровня их контейнеризации, использование наиболее эффективного вида или видов транспорта для доставки конкретной партии грузов. Например, обеспечит последовательное поэтапное переключение короткопробежных железнодорожных перевозок на автотранспорт. Сегодня в Кировской области во внутриобластном сообщении железнодорожным транспортом общего пользования перевозится примерно 1,5 млн. тонн различных грузов.
Основными объективными факторами, определяющими целесообразность организации логистического центра в Кировской области, являются:
отсутствие предложений на рынке логистических услуг;
достаточный уровень развития промышленного производства в области;
выгодное транспортно-географическое положение области;
значительный вклад транспортной системы области в обеспечении перевозок грузов по международному транспортному коридору Транссиб. Основные грузовые потоки продовольственных и непродовольственных потре-бительских товаров идут со стороны Нижегородской и Костромской областей по автомобильным и железнодорожным магистралям, проходя через город Киров. Транзитные потоки этих грузов на Республику Коми также проходят через город Киров.
Грузопотоки проходят с востока на запад по северному ходу Транссибирской магистрали и разветвляются на Москву и Санкт-Петербург. Объемы будут постоянно возрастать в связи с перспективным и долгосрочным прогнозированием увеличения мультимодальных и контейнерных перевозок контейнеров по Транссибирской магистрали с Дальнего Востока в Европу.
Кроме того, формированию материальных потоков в логистический центр в городе Кирове будет способствовать строительство железной дороги Яранск- Котельнич. Введение в работу этой железнодолрожной ветки позволит организовать функционирование меридиональной железнодорожной магистрали Астрахань - Волгоград - Саратов - Ульяновск - Казань - Йошкар-Ола с выходом на Киров и порты Белого моря. В результате расстояние железнодорожной перевозки от портов Каспийского моря до портов Белого моря и Кольского полуострова сократится более чем на 500 км.
Эффективность данного логистического центра зависит от наличия мощной товаропроводящей опорной сети в Кировской области. Реально она может быть организована на основе использования механизмов государственно-частного партнерства, которое во всем мире стало одним из главных инструментов государственного управления и регулирования экономических процессов и направлено, прежде всего, на достижение баланса интересов между государственными структурами и частными компаниями.
Ожидаемые результаты организации логистического центра в городе Кирове:
повышение качества и эффективности транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий и организаций Кировской области и соседних регионов. Транспортные расходы промышленных предприятий сократятся на 10-20%, расходы на погрузочно-разгрузочные работы и хранение материальных ресурсов и готовой продукции - на 15-30%, оборачиваемость материальных ресурсов увеличится на 20-40%, размеры запасов материальных ресурсов и готовой продукции уменьшатся на 50%. В конечном итоге снизятся цены на продукцию и индивидуальные расходы населения на ее приобретение;
решение экологических и транспортных проблем города Кирова за счет ликвидации расположенных в городе многочисленных мелкооптовых баз и складов и перехода системы транспортного обслуживания от принципа самовывоза к централизованной системе доставки;
создание объективных условий для повышения уровня социально-экономического развития области, дальнейшего роста промышленного производства;
создание дополнительных рабочих мест, повышение квалификации сотрудников на базе использования современных технологий управления транспортно-логистическими процессами;
укрепление конкурентных позиций транспортной системы Кировской области на общероссийском рынке транспортных, экспедиторских и логистических услуг.

8.3. Основная цель и задачи политики в сфере энергетики региона

Кировская энергосистема входит в объединенную энергосистему (ОЭС) Урала и так же, как вся ОЭС Урала, является энергодефицитной. Внутри Кировской области вырабатывается только 60% всей потребляемой электроэнергии, остальную часть область получает перетоками из других энергосистем ОЭС Урала.
По прогнозу Министерства энергетики Российской Федерации и открытого акционерного общества "Системный оператор - единой энергетической системы", среднегодовой прирост потребления электроэнергии в Кировской области в период с 2007 года по 2015 год составит 2,2%, данная тенденция сохранена на перспективу до 2026 года.
Прогноз потребления электроэнергии по Кировской области с перспективой до 2020 года представлен в таблице 17.

Таблица 17
Прогноз потребления электроэнергии по Кировской области
(млн. кВт/ч)
2008 год 2011год 2015год 2020 год
7763 7958 8117 9400

При указанном росте электропотребления в Кировской области доля электрической энергии, получаемой перетоками, будет постоянно расти. Учитывая ежегодное увеличение присоединяемой нагрузки внутри ОЭС Урала на 700 МВт (для сравнения: установленная мощность Кировской ТЭЦ открытого акционерного общества "ТГК-5" - 940,3 МВт) и аналогичный высокий рост в ОЭС Центра, ОЭС Северо-Запада и ОЭС Средней Волги, проблема получения электроэнергии извне для Кировской области становится наиболее значимой и требующей кардинальных подходов в ее решении.
В настоящее время при проведении ежегодных ремонтов на линии ВЛ-500 кВ Звезда-Вятка или ВЛ-500 кВ Воткинская ГЭС-Вятка, а также на ПС Вятка при возникновении аварийной ситуации существует угроза отключения на продолжительное время примерно половины потребителей Кировской энергосистемы. Это крупные промышленные предприятия, объекты жизнеобеспечения, социальный сектор. Исходя из этого, возникает насущная необходимость в серьёзных решениях, связанных с повышением надёжности сетевого хозяйства.
В областном центре существует дефицит трансформаторных мощностей, ограничивающий развитие экономики в городе Кирове. Учитывая существующую динамику роста энергопотребления, обусловленную ростом промышленного производства и строительства нового жилья, величина дефицита может увеличиваться. Кроме этого, вследствие концентрации строительства крупных промышленных объектов возможно появление дефицита в ряде районов области.
В настоящее время в ведении органов местного самоуправления находится около 900 км линий электропередач (далее - ЛЭП) 0,4 - 35 кВ и 300 ТП, из них 730 км ЛЭП и 180 ТП нуждаются в проведении ремонтно-восстановительных работ (75% от объема муниципальных ЛЭП и 1,5% от всего объема ЛЭП в области). По информации муниципальных образований, по сетям, отнесённым к категории ветхих, получают электроэнергию более 80 объектов социальной сферы, а также объекты жилищного фонда, в которых проживает более 43 тыс. человек. Особенно остро проблема стоит в осенне-зимний период, когда аварии в системе энергоснабжения становятся причиной отключения теплоснабжения. Исходя из этого, несмотря в целом на незначительную протяжённость ветхих ЛЭП, задача их ремонта и реконструкции имеет большое социальное значение.
Исходя из необходимости решения вышеперечисленных проблем, основной целью политики в сфере энергетики региона становится достижение устойчивого обеспечения региона электроэнергией и мощностью.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:
повышение надёжности энергоснабжения потребителей области
Решение данной задачи планируется, прежде всего, за счёт строительства новых высоковольтных линий электропередач. Так, в частности, необходимо реализовать планы по строительству новых линий и реконструкции подстанций, предусмотренные Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.02.2008 N215-р. Реализация данных мероприятий позволит усилить межсистемную связь Урал - Центр и избежать системных отключений потребителей области, тем самым повысить надежность электроснабжения Кировской энергосистемы. Кроме того, в рамках областной целевой программы "Ремонт и реконструкция ветхих электрических сетей в муниципальных образованиях Кировской области" необходимо к 2015 году снять проблему ветхости муниципального электросетевого хозяйства. Механизмом решения задачи будет передача ветхих сетей специализированной сетевой организации "Кировэнерго" для их последующего ремонта за счёт тарифной составляющей.
Кроме этого, в рамках решения этой задачи необходимо снять риски энерго- и теплоснабжения, связанные с непредсказуемым ростом цен на энергоносители, поступающие из-за пределов Кировской области: мазут, уголь. Основным направлением решения данной проблемы будет увеличение доли торфа в топливном балансе предприятий "большой" энергетики, в результате чего к 2015 году удельный вес торфа возрастёт до 17%.
Дальнейшее увеличение использования торфа будет осуществляться за счёт использования механизмов программ по реформированию ЖКХ и развития торфяной отрасли в результате чего к 2020 году будет обеспечен рост удельного веса торфа в общем топливном балансе области до 21%, что, в свою очередь, позволит снизить долю угля в топливном балансе с 14% (2007 год) до 8% к 2015 году и до 5% к 2020 году и снизить до минимума потребление мазута. Увеличение доли торфа в топливном балансе позволит сэкономить около одного миллиарда рублей. Кроме того, снижение расхода топливопотребления должно быть обеспечено повышением эффективности его использования за счет реализации современных энергосберегающих технологий;
увеличение собственной генерации электроэнергии
Для обеспечения потребностей области в электроэнергии при внутреннем росте энергопотребления и возможном сокращении величины получаемой электроэнергии извне области планируется реализовать утвержденные комиссией по инвестициям при совете директоров РАО "ЕЭС России" инвестиционные проекты по вводу дополнительной мощности на двух станциях открытого акционерного общества "ТГК-5" в Кировской области на общую сумму 5 млрд. рублей.
Проекты подразумевают модернизацию Кировской ТЭЦ-1 и Кировской ТЭЦ-3 с применением парогазовых установок мощностью 72 МВт и 163 МВт соответственно. Реализация проектов позволит повысить надежность энергоузлов в крупнейших городах области: Кирове и Кирово-Чепецке, обеспечить дополнительную выработку электрической энергии, тем самым к 2015 году планируется сохранить долю собственной генерации на уровне существующей при ежегодном росте потребления 2%, а к 2020 году довести её до 65% за счёт строительства парогазовой установки на Кировской ТЭЦ-5;
обеспечение роста трансформаторных мощностей
В целях ликвидации дефицита трансформаторных мощностей в областном центре необходимо осуществлять их планомерное строительство в городе Кирове, компенсирующее нехватку электрических мощностей, и поддерживать надлежащий уровень энергообеспеченности социально-экономического развития региона. С этой целью необходимо обеспечить реализацию существующей инвестиционной программы открытого акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья" на 2009 - 2011 годы по Кировской области, предусматривающей дополнительное введение 200 МВА трансформаторных мощностей, а также продление действия программы на дальнейший период с целью обеспечения к 2015 году ликвидации имеющегося дефицита и решения задачи опережающего роста трансформаторных мощностей в возможных "точках роста" экономики Кировской области.
Учитывая имеющийся дефицит, необходимо повышать энергоэффективность используемого оборудования, применяя современные технологичные установки.
Основные показатели развития энергетики региона приведены в приложении N24.

8.4. Основная цель и задачи политики в сфере газификации региона

Газификация природным газом играет существенную роль в социально-экономическом развитии региона. В этом вопросе Кировская область значительно отстает от соседних регионов. Хотя газификация области природным газом ведется более 20 лет, но надо отметить, что на 01.01.2008 уровень газификации региона самый низкий в Приволжском федеральном округе - 29,3% (в том числе городов и поселков городского типа - 39,5%, сельских поселений - 6,8%).
Необходимые темпы работы по газификации приобрели только в последние 4 года, в этот период на строительство газовой инфраструктуры направлено 4145,8 млн. рублей (2007 год - 1515,5 млн. рублей), что в четыре раза больше, чем в предыдущие четыре года.
Кировская область не имеет, за исключением торфа, собственных полезных ископаемых - нефти и угля, поэтому топливные ресурсы в подавляющем большинстве завозятся в область из других регионов.
В топливном балансе области на отопительный сезон 2008/2009 года местные топливные ресурсы (торф-3%, дрова-17,9%, опил-2,1%, щепа-1,9%) занимают лишь 24,9%, газ - 25,9%, остальные 49,2% - завозимые в область топочный мазут - 20,6%, каменный уголь - 28,2% и печное топливо - 0,4%.
Подобная ситуация негативно влияет на экономику области. Необходимо снять риски энерго- и теплоснабжения, связанные с непредсказуемым ростом цен на данные энергоносители.
Кроме того, на настоящий момент объём газа, поступающего в наиболее промышленно развитые районы области, явно недостаточен для развития экономики региона. Подобное положение вещей уже сегодня выступает серьёзным сдерживающим фактором социально-экономического развития региона. С учётом планов по резкому наращиванию темпов развития ситуация может серьёзно обостриться.
Исходя из необходимости решения вышеперечисленных проблем, основными целями политики в сфере газификации региона становятся повышение уровня комфортности проживания населения, повышение конкурентоспособности региональной экономики за счёт снятия рисков не-предсказуемого роста цен на уголь и мазут, а также устранение дефицита газа как фактора, препятствующего социально-экономическому развитию области.
Достичь этой цели планируется путём оптимизации топливного баланса за счет повышения газификации и увеличения использования местных видов топлива в коммунальной энергетике.
Газификация области будет проведена в три этапа. Стратегическим партнёром в проводимой работе является открытое акционерное общество Газпром, головным проектным институтом которого (открытое акционерное общество "Промгаз") в 2005 году разработан "Инвестиционный проект газификации Кировской области".
Первым этапом газификации является работа в рамках загрузки уже существующих магистральных газопроводов, построенных в прошлые годы, от которых газ через систему межпоселковых газопроводов разводится по населенным пунктам.
Общий объем средств, вложенных в газификацию области в 2006-2007 годах, за счёт всех источников финансирования составил более 3 млрд. рублей. За этот период построено более 700 км газовых сетей, 40 газовых котельных, переведено на природный газ более 6,5 тысяч домовладений и квартир. Уровень газификации увеличился на 3% и на 01.01.2008 составил 29,3%. В целом работы первого этапа будут закончены в 2009 году в результате чего уровень газификации области составит примерно 31%.
Одновременно с окончанием первого этапа в 2008 году развёрнут второй этап газификации. Ориентировочные временные рамки второго этапа - 2008 - 2017 годы. Целью работ второго этапа является обеспечение стратегического прорыва в решении этой проблемы, прежде всего, за счёт строительства новых газопроводов-отводов и снятия ограничений по использованию газа в области. Резко, от 4 до 5 раз, возрастут объёмы инвестиций, достигнув величины 22-25 млрд. рублей (для сравнения - объём инвестиций первого этапа составит примерно 5-5,5 млрд. рублей). Основными задачами этого этапа являются:
реконструкция газопровода-отвода Оханск - Киров. Данная работа будет завершена к 2011 году, в результате чего появится возможность увеличить общий объем потребления областью природного газа с 2,5 до 6 млрд. куб. метров в год и снять ограничения по использованию газа в экономике, в социальной сфере и для нужд ЖКХ;
строительство газопровода-отвода Кирово-Чепецк - Барамзы - Слободской будет завершено к 2012 году. В результате данной работы будет газифицирована заречная часть города Кирова и появится возможность в рамках второго этапа газифицировать 12 промышленно-развитых районов области с населением более 140 тыс. человек;
строительство газопровода-отвода на пос. Кумёны, строительство газораспределительной станции в пос. Кумёны будет завершено к 2013 году. Решение этой задачи позволит проводить газификацию густонаселённых южных районов центральной части области;
продолжение строительства газопровода-отвода Яр - Омутнинск - Рудничный. Результатом реализации этого проекта будет создание предпосылок для развития химической промышленности области за базе Верхнекамского месторождения фосфоритов.
Одновременно с решением этих задач будет продолжаться строительство межпоселковых газопроводов и газификация населённых пунктов, в результате чего уровень газификации поднимется к 2011 году примерно до 34-35%, к 2015 году до 49-50%, к 2017 году до 52%.
Третий этап будет этапом окончательного решения проблемы газификации. В результате его реализации уровень газификации области достигнет 94,6%. В то же время с учётом политики Правительства Российской Федерации в отношении цены на газ, высокой зависимости хода газификации от уровня финансирования со стороны ОАО "Газпром" риски решения данной задачи достаточно высоки, и главной задачей Правительства области будет проведение соответствующей работы с федеральными ведомствами и с Правительством Российской Федерации в целом, а также с ОАО "Газпром" по снятию этих рисков. При этом, с учётом системы планирования инвестиций в ОАО "Газпром" необходимо обеспечить опережающее проведение данных работ на 2-3 года до момента начала работ непосредственно по газификации.
Поэтапная схема газификации области представлена в приложении N25.
Решение этой задачи позволит обеспечить к 2020 году примерный уровень газификации около 55%.
В результате объем потребления природного газа к 2020 году увеличится в 1,5 раза, численность газообслуживаемого населения в 1,6 раза, число домовладений в 2 раза по сравнению с 2007 годом.
Кроме этого, в экономически сопоставимых условиях газификация позволит снизить экономически обоснованные тарифы на коммунальные услуги на 25-30%, что приведет к повышению уровня жизни, экономии бюджетных средств в части предоставления льгот и субсидий населению и содержания объектов социальной сферы в части теплоснабжения в размере более 300 млн. рублей в год, сократить затраты на производство промышленной продукции и перевести на надежную промышленную основу многие производственные процессы в сельском хозяйстве (особенно в кормопроизводстве и переработке продукции). Годовой экономический эффект от снижения себестоимости про-дукции (работ, услуг) составит более 250 млн. рублей.
В оставшихся негазифицированных сельских населенных пунктах в качестве топлива будут использованы местные виды топлива: торф, отходы лесозаготовок и деревообработки.
С масштабным проведением газификации Правительство области сделало первый шаг в деле использования механизмов Киотского Протокола. В рамках реализации проекта Протокола Перевод котельных с угля и мазута на биомассу и природный газ проводятся мероприятия по реконструкции и строительству котельных с использованием в качестве топлива природного газа и биотоплива (дрова и древесные отходы).
В рамках данной программы осуществляется перевод 64 котельных на природный газ и 36 котельных (прежде всего в районах, газификация которых в ближайшее время не планируется) на биотопливо (дрова, опил, щепа). Часть котельных уже переведена в 2006 и 2007 годах. Работы в этом направлении продолжаются и в текущем году. Сумма, которую может получить Кировская область за счет сокращения выбросов углекислого газа начиная с 2008 года, составит 240 - 250 млн. рублей. Работа в этом направлении будет продолжена.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован