12 августа 2008
1221

Основные цели стратегии социально-экономического развития

1. Основные цели Стратегии

Стратегия представляет собой документ, который определяет цели и направления деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на территории Кировской области, указывает ориентиры бизнес-сообществу в выстраивании стратегических планов развития конкретных предприятий и организаций в части совершенствования внешней среды их деятельности, формирует перспективы повышения уровня и качества жизни населения области.
В Стратегии определено основное предназначение - миссия - органов власти Кировской области в сфере социально-экономического развития региона.
Миссия состоит в создании условий для достижения нового качества экономического развития и развития человеческого потенциала.
Эта миссия будет реализована через комплекс действий, направленных на достижение генеральной цели Стратегии.
Генеральная цель Стратегии - повышение качества жизни населения, достижение прорыва в социально-экономическом развитии области, создание условий для изменения качества социально-экономического развития на основе использования производственных традиций, природных ресурсов и пространства Кировской области, создания условий для роста человеческого капитала.
Повышение качества жизни населения является основой развития человеческого потенциала и повышения конкурентоспособности каждого человека.
Кроме того, в условиях усиления демографического вызова особую актуальность приобретает борьба регионов за человеческий ресурс как основу реализации стратегических планов развития. Следовательно, уровень и качество жизни на конкретной территории становятся наиболее важными преимуществами регионов.
Повышение качества жизни будет достигаться решением таких ключевых стратегических задач, как обеспечение благоприятных социальных условий для развития способностей каждого человека, повышение уровня жизни населения, улучшение условий и комфортности жизни людей.
Благоприятные социальные условия для развития способностей каждого человека будут обеспечены за счёт повышения качества и доступности социальных услуг (образования, здравоохранения, культуры и социального обеспечения) для всех категорий жителей области, эффективной поддержки социально уязвимых слоев населения. Будет осуществлена модернизация системы здравоохранения, развитие системы образования, культуры, усилена адресность социальной помощи населению области.
В целях обеспечения качества и доступности социальных услуг будут созданы условия для развития конкурентной среды и различных форм частно-государственного партнерства, разработаны и введены стандарты социальных услуг, осуществлены значительные бюджетные финансовые вложения в развитие отраслей социальной сферы, внедрены отраслевые системы оплаты труда, стимулирующие высокие достижения в труде, применены инновационные технологии, в том числе дистанционные формы оказания социальных услуг, улучшено кадровое обеспечение социальной сферы.
В результате социальная сфера Кировской области к 2020 году будет представлять развитый комплекс качественных и доступных социальных услуг, отвечающий стандартам их предоставления, позволяющим удовлетворять потребности человека в самореализации и экономики в трудовых ресурсах: Кировская область будет одним из лидеров среди регионов России по качеству образования, в 1,5 раза возрастет доля выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования, устроившихся по специальности, значительно улучшится ситуация с социально значимыми заболеваниями, показатель материнской смертности сократится в 4 раза, младенческой смертности - в 2 раза, каждый нуждающийся в социальной защите гражданин будет получать помощь в размере, обеспечивающем его социализацию и самореализацию.
Одной из стратегических задач является повышение уровня жизни населения, прежде всего за счет обеспечения роста доходов населения на основе повышения производительности труда и качества рабочей силы, социальной ответственности бизнеса, создания возможностей для реализации трудового потенциала человека на рынке труда, снижения уровня бедности населения.
Повышение производительности труда, внедрение передовых технологий, развитие наукоемких производств будут являться базовыми механизмами для обеспечения роста заработной платы, к 2020 году производительность труда возрастет в 3-4 раза, а в отдельных секторах до 10-12 раз. Кроме того, разработка и внедрение отраслевых систем оплаты труда, предусматривающих прежде всего оплату за результат и имеющих стимулирующий характер, позволит повысить заработную плату работникам, занятым в бюджетном секторе экономики, и максимально приблизить к средней в экономике области.
В результате реальная начисленная заработная плата возрастет к 2020 году в 4,5 раза, к 2015 году ее абсолютный размер в действующих ценах составит около 50 тыс. рублей, к 2020 году - 90 тыс. рублей.
В целях снижения уровня бедности будут созданы условия для реализации трудового, творческого и социального потенциала населения области, роста экономической активности и мобильности трудоспособного населения, активного развития программ занятости, обеспечена поддержка граждан, не имеющих объективных возможностей реализовать свой трудовой потенциал (пенсионеров, инвалидов, семей с высокой иждивенческой нагрузкой, находящихся в экстремальной ситуации).
В результате реализации намеченных мероприятий покупательная способность среднедушевых денежных доходов возрастет с 2 раз по отношению к величине прожиточного минимума в 2007 году до 6,5 в 2020 году, доля среднего класса в Кировской области увеличится почти в два раза по сравнению с 2006 годом и составит 65%, удельный вес населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократится с 22,2% в 2007 году до 5% в 2020 году.
Обеспечение комфортной среды проживания граждан области также является одной из важнейших стратегических задач регионального развития. Комфортность жизни людей складывается из совокупности качества предоставляемых жилищных и коммунальных услуг, доступности приобретения и комфортности жилья, экологической обстановки, личной безопасности граждан, транспортной доступности.
Основополагающим моментом обеспечения комфортности жизни людей является повышение качества предоставляемых жилищных и коммунальных услуг, доступности приобретения и комфортности жилья.
Современное состояние жилищно-коммунального хозяйства области не обеспечивает достаточной комфортности проживания населения региона, высока доля ветхого и аварийного жилищного фонда и износ основных фондов отрасли. Стратегически важной задачей является реформирование жилищно-коммунального комплекса, направленное на повышение комфортности проживания и снижение доли платежей за жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи.
Задача будет решаться за счет качественного изменения рынка оказания жилищно-коммунальных услуг через переход от монопольного рынка к рынку с высоким уровнем конкуренции, модернизации фондов жилищно-коммунального комплекса и сокращения ветхого жилья, внедрения ресурсосберегающих технологий, решения проблем качественной утилизации твердых бытовых отходов, интенсификации работ по капитальному ремонту сетей и жилищного фонда. Выполнение работ по капитальному ремонту жилищного фонда будет осуществляться с привлечением федеральных средств из Фонда содействию реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
В результате реализации намеченных мероприятий в жилищно-коммунальном комплексе к 2020 году будет демонополизирован рынок жилищно-коммунальных услуг, полностью ликвидирован имеющийся в настоящее время аварийный жилой фонд, снижен уровень ветхого жилого фонда до 1,7%; уровень благоустройства жилищного фонда возрастет до 85%; будет обеспечено предоставление жилищно-коммунальных услуг, соответствующих необходимым параметрам качества, и снижена доля платежей населения до уровня, не превышающего 8% в совокупном доходе семьи.
Для достижения начального уровня доступности и комфортности жилья необходимо выйти к 2020 году на объёмы строительства, позволяющие вводить не менее 1 кв. метра на одного жителя области. Эта задача будет решаться за счет обеспечения опережающего предоставления земельных участков, роста доли малоэтажного индивидуального строительства в общем объёме жилищного строительства, внедрения в строительную индустрию эффективных энергоресурсосберегающих технологий, сноса ветхих и аварийных жилых домов, возведения на их месте новых, более комфортных домов с современными архитектурно-техническими решениями. Результатом решения задачи будет то, что область вплотную приблизится к современным стандартам комфортности жилища: каждая среднестатистическая семья будет к 2022 году иметь возможность приобрести трёхкомнатную квартиру общей площадью 85 кв. метров.
Наращивание темпов жилищного строительства приведет к повышению доступности жилья для всех категорий граждан. Кроме того, повышению доступности жилья будет способствовать развитие институтов жилищного рынка: строительно-сберегательных касс, ипотеки, земельной ипотеки, развитие рынка ипотечных ценных бумаг.
Будет продолжена государственная поддержка малообеспеченных категорий граждан, молодых семей, сельских жителей через социальное жилье и предоставление безвозмездных государственных субсидий, субсидирование процентных ставок банковских кредитов.
В результате за счёт использования всех механизмов к 2020 году число семей на территории Кировской области, способных приобрести жилье за счет собственных и заемных средств, должно составить не менее 60%. Количество молодых семей, имеющих возможность улучшить жилищные условия, в том числе за счёт разных форм поддержки из бюджетов всех уровней, возрастёт в 1,7 раза и достигнет 85% от числа нуждающихся. Коэффициент доступности снизится примерно в 1,5 раза и составит величину 4,5 - 4,6 года.
Несмотря на то, что экологическая обстановка в Кировской области является достаточно благополучной, существуют проблемы, связанные с обеспечением населения качественной питьевой водой, утилизацией отходов производства и потребления.
Особого внимания требуют основные экологически опасные объекты: территория Кирово-Чепецкого химического комбината, Кильмезское захоронение, захоронение в п. Совье Слободского района. Кильмезское захоронение непригодных к использованию пестицидов и агрохимических препаратов и захоронение фенолоформальдегидных смол в п. Совье Слободского района будут уничтожены к 2020 году. Работы по обеспечению экологической безопасности объектов хранения радиоактивных отходов и загрязненных территорий Кирово-Чепецкого химического комбината оцениваются ориентировочно в 10 млрд. рублей. Стабилизация ситуации с радиоактивными отходами является предметом совместных действий Правительства области и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Планируется решение проблемы в срок до 2025 года.
Целью региональной экологической политики является улучшение качества природной среды, обеспечение благоприятной среды проживания населения и формирование экологически ориентированной экономики и экологически конкурентных производств.
Поставленная цель будет достигаться за счет создания нового водозабора для питьевого водоснабжения населения г. Кирова, подготовки месторождений пресных подземных вод к разработке и перевода системы водопотребления на защищенные (подземные) источники; предотвращения негативных экологических последствий от хозяйственной деятельности и строительства мусоросортировочного комплекса для города Кирова, внедрения установок по утилизации сгораемых отходов, модернизации фондов полной очистки сточных и ливневых вод; стимулирования перевода автотранспорта на экологически чистые виды топлива, переноса предприятий и вредных производств из жилых зон в промышленные зоны. До 2020 года на территории области планируется строительство мусороперерабатывающего завода, который решит проблемы с объектами размещения отходов и захламленностью отходами населенных территорий.
В результате экологическая среда обитания человека к 2020 году будет отвечать современным природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям и обеспечивать гарантию нормальной жизнедеятельности для нынешних и будущих поколений: доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества, возрастет в 1,5 раза, будет обеспечена очистка 97% используемых в промышленности и коммунальном хозяйстве сточных вод.
Важнейшим направлением деятельности Правительства области по повышению комфортности среды обитания будет решение транспортных проблем области.
В настоящее время, несмотря на значительную активизацию усилий Правительства области, резкий рост объёмов финансирования отрасли за последние три года, транспортная ситуация остаётся одним из наиболее значимых факторов, тормозящих социально-экономическое развитие региона. Существующее состояние транспортной системы оказывает достаточно серьёзное влияние на развитие социальной сферы области и, как следствие, на уровень обеспеченности жителей области услугами. В Кировской области только 28 районов имеют относительно благоприятный уровень развития транспортной сети, но в то же время около 270 тыс. человек проживают вне нормативной зоны доступности.
Основной целью развития транспортной системы является создание такой транспортной системы (транспортного каркаса), которая должна устранить сдерживающее влияние транспорта на социально-экономическое развитие региона. Результатом работы станет то, что к 2015 году значительно уменьшится транспортная дискриминация населения. В результате количество жителей, "отрезанных от больших дорог", снизится на 25% по отношению к 2006 году, к 2020 году вышеуказанная категория жителей области снизится ещё на 25-30%.
Кроме того, решение этой задачи обеспечит возможность реализации всех запланированных проектов в различных отраслях экономики региона. Значительно - до 4,5 раз - возрастёт "вклад" транспорта в валовой региональный продукт (далее - ВРП), достигнув величины примерно 50-55 млрд. рублей.
Существенный вклад в обеспечение комфортности среды обитания людей внесет развитие инфраструктуры связи, всеобщая компьютеризация, доступное использование сети Интернет и других современных технологий связи. Это позволит упростить процесс предоставления многих услуг населению, предоставит возможность населению дистанционной работы и обучения.
Усиление роли среднего класса, формирование демократических институтов развития общества приведут к дальнейшему повышению уровня личной безопасности граждан.
Кировская область богата сырьевыми ресурсами, производственными традициями, имеет уникальное географическое положение и высокий творческий потенциал своих жителей области. Переход к новому качеству использования этих преимуществ в сложившейся ситуации создаст серьезную основу для реализации прорыва в социально-экономическом развитии региона.
Экономическую основу обозначенного перехода составит значительный - до 15 раз по отношению к 2007 году - рост объёмов производства в ряде отраслей экономики области. Данный рост будет достигнут в результате модернизации экономической политики Правительства области, проводимой с целью синхронизации с экономической политикой Правительства Российской Федерации в соответствии с изменениями политической и экономической ситуации в стране.
В результате инвестиционная и промышленная составляющие обеспечат бурный рост производства в отраслях опережающего развития, в аграрной составляющей усилия сконцентрируются на перспективных направлениях развития.
Неотъемлемой частью экономической политики станет новая территориальная политика: достижения отдельных хозяйствующих субъектов и экономики в целом должны быть неразрывно связаны с развитием соответствующей территории.
Этому будет способствовать и применение новых (инновационных) форм организации производства, основанных на кластерной политике.
Важнейшим элементом политики станет поддержка инновационной ориентации производств.
Рост темпов производства, объемов выпуска продукции, наращивание ВРП станут залогом устойчивости и высокой бюджетной эффективности экономики области.
Это, в свою очередь, обеспечит встраивание экономики Кировской области в общероссийские процессы модернизации, а по некоторым направлениям - и в глобальные мировые процессы с учетом новых вызовов - появления новых центров силы и влияния в мировой экономике, новой технологической волны и исчерпания источников современного экономического роста.
С учетом анализа экономической ситуации и уровня конкурентоспособности отраслями опережающего роста станут: лесопромышленный комплекс, производство строительных материалов, агропромышленный комплекс, производство и переработка местного вида ресурсов - торфа.
В то же время Правительство области в рамках своих административных и организационных возможностей будет поддерживать тенденции развития в любой другой отрасли экономики.
Однако необходимо давать себе отчет, что "традиционные" отрасли, даже имеющие в настоящее время высокую динамику развития, в силу целого ряда причин имеют ограниченный ресурс, в том числе по времени развития.
Поэтому важным элементом целеполагания Стратегии является переход к новому качеству развития за счет использования интеллектуальных ресурсов, когда владение самыми передовыми технологиями становится нормой поведения в обществе, а постоянное обновление технологий на производстве - нормой поведения бизнеса. Для этого должны быть решены следующие задачи:
развитие научного потенциала области;
создание инновационной инфраструктуры;
повышение восприимчивости нашего общества к инновациям.
Базовыми для реализации инновационного пути развития, полигоном для апробации всех элементов инновационной системы в рамках рассматриваемого периода станут биотехнологическая промышленность и производство фармацевтических препаратов для лечения заболеваний крови. Отлаженная инновационная структура позволит генерировать инновации и в других наукоемких отраслях. Целенаправленная система мер по поддержке инновационной деятельности приведёт к увеличению выпуска инновационной продукции к 2020 году в 8,8 раза по сравнению с уровнем 2007 года в сопоставимой оценке. Число организаций, осуществляющих технологические инновации, возрастёт при этом в 8,9 раза.
В территориальном аспекте рост зон опережающего развития с последующей трансформацией в региональные высококонкурентные кластеры обеспечит повышение уровня жизни проживающего населения. В отношении территорий, не вошедших в состав зон, будет проводиться политика социального выравнивания, основанная на создании транспортного каркаса территории, развитии информационных и коммуникационных технологий, опережающим развитии малого и среднего бизнеса.
В результате усилий по развитию экономики на территории региона к 2015 году валовой региональный продукт вырастет до 231 млрд. рублей в сопоставимых ценах, или в 2 раза, объем производства - до 494 млрд. рублей, или в 1,9 раза, бюджетная обеспеченность поднимется до 30 тыс. рублей, или в 1,5 раза.
К 2020 году базисные показатели будут составлять: ВРП - 397 млрд. рублей, или в 3,5 раза больше уровня 2007 года, объем производства - 686 млрд. рублей, или в 2,7 раза больше уровня 2007 года, бюджетная обеспеченность - 44,4 тыс. рублей, или в 2,2 раза больше уровня 2007 года.
В целом в социально-экономическом развитии области выделяется три этапа:
2009 - 2011 годы - этап подготовки и начала реализации крупных инвестиционных проектов и областных программ в экономике области, формирование зон опережающего развития, разработка концептуальных подходов к развитию инновационной деятельности и создание базисных элементов инновационной инфраструктуры, реализация существующих программ в области повышения комфортности проживания и подготовка новых программных документов в этой сфере, решение базовых проблем в области газоснабжения области; в социальной сфере будет создаваться необходимая институциональная база, обеспечивающая на следующем этапе переход к повышению качества социальных услуг, устранение барьеров и проблем, сдерживающих качественное развитие социальной сферы;
2012 - 2015 годы - выход реализуемых проектов на полную мощность и, как следствие, резкое возрастание бюджетной обеспеченности области по собственным доходам, качественное изменение ситуации в отраслях экономического прорыва через реализацию основных элементов кластерного подхода, решение существующих в настоящее время базовых вопросов в области энергетики, жилищного строительства, а также ряда вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ), создание в основном инфраструктуры инноваций, получение первых результатов развития биотехнологий и производства препаратов крови; значительное улучшение финансирования модернизации и развития сферы социальных услуг, получение качественной отдачи от внедрения систем оплаты труда, стимулирующих качество работы, развитие конкурентной среды на рынке социальных услуг - ощутимые результаты в образовательной и культурной сферах, медицинском и социальном обслуживании;
2015 - 2020 годы - достижение результатов стратегии, полное создание и активная работа инновационной инфраструктуры, переход к новому качеству социально-экономического развития, решение базовых транспортных проблем; за счет роста доходов бюджетной системы резкое улучшение финансового положения отраслей социальной сферы, переход на новое качество доступности и оказания социальных услуг, обеспечение функционирования социальной сферы, адекватной требованиям качественного развития человеческого потенциала, обеспечение достойного места региона на рынке социальных услуг среди субъектов Российской Федерации, граничащих с территорией Кировской области.
Масштаб Стратегии как нормативно-правового документа длительного срока реализации требует придания ей особого статуса, определяющего сохранение базового курса намеченных действий в пределах всего горизонта планирования. Данный статус будет реализован через принятие закона Кировской области о стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года.

www.ako.kirov.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован