25 июня 2007
1107

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО АГРОБИЗНЕСА.

Имидж - тоже капитал
ЕСЛИ ИМИДЖ - это тоже один из видов капитала, то его явно не хвата¬ет российскому сельскому хозяйству. Агропромышленный комплекс всегда был и остается в отечественной эко¬номике одним из самых важных ее секторов, однако престиж крестьян¬ского труда неуклонно снижался. Пе¬чальная тенденция стала особенно заметна в девяностые годы.
Кризис АПК имел не только не¬гативные экономические, но и соци¬альные последствия. С сельскохо¬зяйственной отраслью напрямую связана жизнь десятков миллионов россиян. Упадок в агропроме не мог на них не отразиться. Поэтому деп¬рессивное состояние АПК стало об¬щенациональной проблемой.
В Омской области, одной из пер¬вых в России, была начата реализа¬ция комплексной программы под¬держки сельского хозяйства, согласно которой АПК региона дол¬жен стать конкурентоспособным и динамично развивающимся. Техни¬ческое перевооружение агропрома, развитие социальной инфраструк¬туры деревни, внедрение инноваци¬онных технологий - вот основные направления политики губернского руководства в сфере АПК.
Показать сельским товаропроиз¬водителям перспективы развития отрасли; создать информационное поле, с помощью которого игроки агрорынка могли бы более эффек¬тивно обмениваться опытом; при¬влечь внимание общественности к проблемам АПК; наконец, улучшить имидж российского агропрома - ставшая традиционной сельскохо¬зяйственная ярмарка "Агро-Омск" решает сразу несколько задач.
Выставку, организованную по инициативе губернатора области Леонида Полежаева, сразу же окре¬стили "омской ВДНХ". Наш аграрный форум стал крупнейшим в Сибирс-ком федеральном округе. В этом году в нем приняло участие более сотни ведущих российских и зарубежных производителей сельской техники, множество агропредприятий регио¬на, а также десятки тысяч омичей и гостей города, посетивших ярмарку за несколько дней ее работы.
По словам организаторов "Агро-Омска", принципиальное отличие ярмарки от других подобных выста¬вок в том, что можно сразу приобре¬сти любую технику из представлен¬ного ассортимента.
Предприятия из России, Фин¬ляндии, Швеции, Канады, США - представительность участников "Агро-Омска" однозначно говорит о том, что сельхозрынок Прииртышья является весьма перспективным. Что, в свою очередь, несомненно свидетельствует о стабильной дина¬мике роста агропрома региона.
Важный итог деловой програм¬мы ярмарки: Министерство сельс¬кого хозяйства и продовольствия Омской области заключило соглаше¬ние о взаимовыгодном сотрудниче¬стве с российским представитель¬ством фирмы "AGCO - SM. GROUP", известной во всем мире компанией по производству сельскохозяйствен¬ной техники.
"Пришло время оптимистов"
Прогулка по выставочному комп¬лексу, созданному в живописной бе¬резовой роще, где проводилась яр¬марка, - это как экскурсия по светлому будущему отечественного АПК. Лучшая российская и иностран¬ная техника, передовые разработки аграрной науки, инновации почти на каждом квадратном метре выставоч¬ной площади - конечно, в условиях реальной российской деревни так бывает далеко не всегда. "Агро-Омск" участники ярмарки оценива¬ли, как своеобразный маяк, который показывает, куда нужно стремиться. Успешные бизнесмены-аграрии - это реалисты, которые не верят сказ¬кам о молочных реках с кисельными берегами. Зато они доверяют хорошо проработанным бизнес-планам и приветствуют аргументированные решения государства в сфере АПК. Конечно, готовых рецептов, как сде¬лать агропром страны таким же ус¬пешным, как, например, нефтехимия, не существует. Ярмарка "Агро-Омск" стала еще одним поводом поразмыш¬лять над этим. В рамках насыщенной деловой программы выставки состо¬ялись совещания и заседания "круг¬лых столов" по широкому спектру воп¬росов. В них приняли участие специалисты Министерства сельско¬го хозяйства Российской Федерации, Минсельхозпрода Омской области, ученые Омского государственного аг¬рарного университета, СибНИИСХоза. "Теоретические занятия" - бесе¬ды и споры за "круглыми столами" и в кулуарах - соседствовали с практи¬ческими семинарами для аграриев на опытных полях.
- Пришло время оптимистов, - заместитель председателя комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Сергей Воробчуков разви¬вает известную мысль о том, что раз¬руха прежде всего в головах. - Уже пят¬надцать лет многие не занимаются реальными делами, только, образно говоря, сидят на завалинке и рассуж¬дают, что сельское хозяйство в России всегда будет убыточным; что агропрому в нашей стране никто не помогает; что тот, кто начал собственное дело в АПК, обречен на разорение. Такие люди слова "агробизнес" боятся как огня. Пора что-то менять, а ярмарка "Агро-Омск" будет этому только спо¬собствовать, ведь на выставке можно узнать об опыте успешного ведения сельского хозяйства в России, Казах¬стане, Голландии, Канаде, США.
Законы рыночной экономики на¬поминают законы естественного отбо¬ра - выживает только сильнейший. За рубежом помогают только эффектив¬ным и успешным агрофирмам, резон¬но полагая, что неэффективные и не¬успешные должны быть с рынка удалены. Подобная санация нацио¬нальной экономики в зародыше уби¬вает опасный вирус иждивенчества.
Ресурсы, задействованные госу¬дарством в рамках приоритетного на¬ционального проекта "Эффективное сельское хозяйство", возможно, стоило бы распределять именно таким обра¬зом. Впрочем, эта проблема завязана у нас в стране гордиевым узлом, раз¬вязать который будет непросто.
Государственная поддержка аг¬рарному сектору экономики не должна сократиться даже в том случае, если Россия вступит во Всемирную торго¬вую организацию. Правила ВТО дают возможность защищать свой внутрен¬ний рынок при наличии определенной политической воли: Китай, например, успешно проводит протекционистскую политику в отношении своих товаро¬производителей, что дает им возмож¬ность завоевывать все новые и новые рынки сбыта. В современной России с политической волей, кажется, все в порядке, значит, опасаться вступления в ВТО не стоит.
Хочу быть фермером. Куда пойти учиться?
В России треть населения заня¬та в АПК, но вопрос о продоволь¬ственной безопасности страны с по¬вестки дня до сих пор не снят. В Канаде, например, только восемь процентов граждан занимаются сельским хозяйством, но этого впол¬не хватает не только для того, чтобы полностью обеспечить государство сельхозпродукцией, но и для экс¬порта. Тамошние климатические ус¬ловия весьма похожи на наши, зна¬чит, дело не в климате, дело - в разнице подходов. В той же Канаде производство мяса по прибыльнос¬ти уступает только автомобильной и нефтяной отраслям.
Частная инициатива, по мнению депутата Воробчукова, - важный фак¬тор, способный катализировать раз¬витие агропромышленного комплек¬са. К примеру, в Тарском районе Омской области Сергей и Вера Коношевы - оба, кстати, без специаль¬ного аграрного образования - взяли старую заброшенную молочную фер¬му в деревне Черняевке. Отремонти¬ровали ее, занялись свиноводством. Собираются сдавать на мясо по че¬тыре тысячи свиней в год. Если бы всего сотня таких фермеров (это не¬много, по три хозяйства на район), как они, была в области, то произ¬водство свинины в регионе увеличи¬лась бы примерно в полтора раза.
В нашем регионе десятки людей стоят в шаге от решения прийти в агробизнес. Их останавливает толь¬ко одно: нехватка знаний. Коношевы - самоучки, но пойти на такой риск решится далеко не каждый.
Быть может, нужна школа ферме¬ров, в которой желающие могли бы научиться азам сельского хозяйства и агроэкономики.
- Мы поддерживаем эту идею, - заявил Николай Колычев, ректор Омского государственного аграрно¬го университета.
"My name is Robert Miller"
Роберт Миллер - фермер не рос¬сийский, а американский. В нашу страну он прибыл по программе "Фермер - фермеру", цель которой - трансграничный обмен опытом.
Роберт - очень молодой человек, но что такое фермерство по-амери¬кански он знает не понаслышке. Па¬ренек из Вашингтонской волости с детства хотел продолжить дело отца и деда: за океаном быть фермером престижно, а ответ "хочу стать агро¬номом", полученный на вопрос "кем быть", улыбки не вызывает - не то что порой у нас... Такие, как Роберт Миллер, - бу¬дущее "одноэтажной" Америки: обыкновенный белый парень, вы¬росший в большой - такой же боль¬шой, какие были в нашей стране еще совсем недавно - крестьянской се¬мье, мечтающий разводить молоч¬ных коров на собственной ферме, расположенной неподалеку от аме¬риканской столицы.
В рамках программы "Фермер - фермеру" в Россию часто из-за океа¬на приезжают люди, скажем так, не¬молодые: наша страна привлекает их, скорее, своей экзотикой, а поэтому конструктивный разговор о пробле¬мах АПК получается с ними не всегда.
Интерес же Роберта Миллера к проблемам и достижениям россий¬ского сельского хозяйства был не¬поддельным: он оказался умным со¬беседником, всегда пытающимся докопаться до сути вопроса. Ярмар¬ка "Агро-Омск" как раз предполага¬ет неформальный диалог между аг¬рариями, а поэтому мнение Роберта о том, что нужно, чтобы сделать сель-хозотрасль эффективно работаю¬щей, оказалось очень интересным.
Секрет успеха, по Миллеру, можно выразить в одном предложении: It"s good management. Думается, то, что сказал американский фермер, в пере¬воде на русский язык не нуждается: без качественно выстроенной системы уп¬равления ожидать серьезного эконо¬мического прорыва в АПК не прихо¬дится. От хорошего менеджмента, как считает Роберт Миллер, зависит бук¬вально все - от подбора квалифици¬рованной команды, которая будет ра¬ботать на сельхозпредприятии, до выбора долгосрочной стратегии раз¬вития. Словом, 80% в общем успехе аг¬робизнеса приходится на "good management", - таково мнение заоке¬анского гостя.
Перед выставкой "Агро-Омск -2006" Роберт успел побывать в не¬скольких хозяйствах Тарского района: смотрел, спрашивал, подсказывал.
- Я уверен, что у сельского хозяй¬ства России есть неплохое будущее. АПК страны помогут, безусловно, реа¬лизуемые вашим правительством на¬циональные программы, - Роберт Миллер оказался в курсе российских агродел.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда: вряд ли американец знает эту русскую пословицу и сразу бы понял смысл нашего глагола "вкалы¬вать", однако он рассказал, что и в сельском хозяйстве Америки кто не работает, тот не ест.
- Семья из трех человек - роди¬тели, взрослый сын - вполне может обрабатывать несколько десятков акров земли и держать минимум сотню молочных коров, - говорит Роберт. - Уровень механизации тру¬да у нас несколько выше, чем в Рос¬сии, но не на порядок.
Фермер Миллер развеял и миф о том, что на агроотрасль в США льет¬ся золотой кредитный дождь:
- В Америке кредит получить до¬статочно тяжело. Его не предоставят без подробного бизнес-плана, где будет расписано, что и как собира¬ется делать тот, кто захотел попробо¬вать свои силы в сельском хозяйстве. А это снова "good management".
- Дельный парень, - вот отзыв о молодом американце руководителей хозяйств, в которых он побывал. Ро¬берт получил даже несколько пред¬ложений остаться на время порабо¬тать у нас, чтобы узнать российский агрокомплекс изнутри. Фермер Миллер обещал подумать.
Сельское хозяйство Америки и России, оказывается, весьма похо¬жи - в этом убедились все те, кто успел пообщаться с Робертом Мил¬лером. Но схожие проблемы реша¬ются разными способами, соответ¬ственно, разным бывает и результат. Американскую модель АПК нельзя слепо копировать, но кое-чему по¬учиться у США, пожалуй, стоит.
...История сибирской агротехни¬ческой ярмарки "Агро-Омск" - это история роста и развития российс¬кого агропромышленного комплекса в новейшее время. В Омской облас¬ти вектор развития АПК взят на по¬ступательное движение вперед: яр¬марка "Агро-Омск" это подтвердила.


Виктор ГАШЕЕВ
Омский вестник

http://www.vorobchukov.ru/press1.php?id=48
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован