14 января 2009
1030

`Особое мнение`: бастион цен на жильё ещё не пал, но пробоины уже заметны

Гость программы с Игорем Гмызой - Егор Друзенко, генеральный директор издательской группы "Индустрия". Тема: "Рынок недвижимости в условиях кризиса"

У микрофона - ведущий Игорь Гмыза.

Гость в студии - генеральный директор издательской группы "Индустрия" Егор Друзенко. Беседа в программе посвящёна тому, что происходит сейчас с жильём в России и по какому пути может пойти развитие рынка жилья в условиях кризиса.

- Разговор в программе о рынке недвижимости в России в условиях кризиса планировался давно. И вот, наконец, возник повод. Бастион, похоже, пал...

Как считает Е. Друзенко, он ещё не пал, но пробоины уже заметны.

- Уже можно говорить, что цены на жильё, на недвижимость в России начали понемногу снижаться. Это касается всей страны? Или это только московское явление?

Гость в студии уверен, что это касается всей страны. Но дело в другом. Наиболее чёткие данные по рынку недвижимости традиционно сначала появляются по московскому рынку, потому что в столичном регионе мониторинг налажен лучше всего.

В последнее время произошло достаточно интересное событие на рынке недвижимости, оно было ожидаемо, его ждали: одни - со страхом, другие - с надеждой, но цены начали падать, причём падают они довольно любопытно. По российской традиции компании и продавцы за редким исключением по-прежнему выставляют те цены, которые были 2-3 месяца тому назад, однако скидки по реальным сделкам (это признают практически все участники рынка, пусть и неофициально) уже очень большие. Скидки на сделки по квартирам, которые зафиксированы в Москве, уже доходят до 30-40, а в отдельных случаях - до 50 процентов.

- Пойдут ли цены далее вниз?

Эксперт затруднился ответить на данный вопрос. По некоторым позициям, предположил он, просадка будет продолжаться, потому что из-за кризиса и общей потребительской неуверенности платёжеспособный спрос в стране находится на очень низком уровне. Тех денег, которые хотели бы зарабатывать продавцы, уже год или два как нет. Но рынок был разогрет, и создавалось общее ощущение, что есть кредиты, есть ипотека, были ощущения будущей хорошей работы, повышения по службе, возможных успехов в предпринимательской деятельности, то есть общее потребительское настроение было позитивным.

Сегодня ситуация достаточно серьёзно изменилась. И хотя со стороны потребителей нет никакой паники, чувствуется, что наступило отрезвление, которое должно было наступить уже достаточно давно. В складывающейся ситуации люди просто не готовы платить тех денег, которые они были готовы, пусть даже морально, платить два года назад.

Ведущий Игорь Гмыза и генеральный директор издательской группы ``Индустрия`` Егор Друзенко в студии ``Радио России``
- К тому же сейчас стали строить жилья ещё меньше, чем прежде. И прежде ведь немного строили. Было много денег от ипотеки на рынке, но не было предложения...

Е. Друзенко уверен, что от ипотеки не было много денег на рынке. Скорее, это была раскрученная рекламная история. Хотя следует признать, что она играла какую-то роль, но далеко не доминирующую. В строительной сфере происходил экономически нормальный, естественный, циклический процесс. Строили в надежде на то, что можно будет построенное продать. Сегодня, когда такой надежды у девелоперов становится всё меньше и меньше, когда они сталкиваются с колоссальными финансовыми трудностями, они думают исключительно о том, как реализовать то, что уже построено, или достроить то, что они могут достроить. Новые проекты замораживаются. Это не сиюминутное явление, подобное происходит в массовом порядке. За последний месяц довольно большое количество компаний объявили (хотя в России компании очень не любят объявлять о каких-то негативных событиях, связанных конкретно с ними) о приостановках своих проектов коммерческой, торговой и жилой недвижимости. Можно представить себе, если пошло такое большое количество официальных отказов от проектов, что происходит на самом деле. Строительство ещё не встало, но рынок нового строительства затухает прямо на глазах...

Генеральный директор издательской группы ``Индустрия`` Егор Друзенко
- Как можно описать ту ситуацию, в которую попали большинство девелоперских компаний? Как они пытались развиваться и что с ними сейчас произошло? Какие трудности у них возникли?

Е. Друзенко, прежде всего, отметил, что в критическую ситуацию попало большое количество девелоперских компаний. Многие из них развивались следующим образом. Они не столько были нацелены на то, чтобы реализовать те проекты, которые они могут реализовать по своему потенциалу, сколько на то, чтобы набрать как можно большее площадок, как можно большее количество привлечь кредитов. Они вкладывали большие деньги в рекламу. И на растущем рынке недвижимость, которая стоила всегда очень дорого в России, расхватывалась. Люди чуть ли не занимали очередь для того, чтобы принести деньги и отдать их на нулевой или первичной стадии строительства объекта. То есть, на протяжении многих лет царил только рынок продавца, который развратил девелоперское сословие. Не все, но очень многие девелоперы, даже на уровне эмоционального восприятия рынка недвижимости, посчитали, что так будет происходить всегда, всегда будут сметаться квартиры практически по любым ценам. А если и не будут, то денег от продажи 10-30 процентов квартир, которые могут быть проданы сегодня в доме, хватит для того, чтобы безбедно существовать и привлекать новые банковские кредиты. У большинства компаний не было стимула вообще думать о том, что, может быть, необходимо поработать с ценами. Рынок недвижимости был настолько весь в их руках, что все верили в то, что в стране есть огромная коррупционная составляющая, в результате чего себестоимость строительства в России достаточно большая.

Завершая свой ответ, Е. Друзенко поделился впечатлениями о выставке, на которой он был всего год назад. Она не связана с жилой недвижимостью, проходит регулярно во Франции, называется MIPIM. На ней он увидел, чем были экспозиции из России. Французы улыбались, глядя на них, и говорили, что так не вели себя даже арабы в 80-е годы. После всего увиденного на выставке, очень трудно кому-то поверить в то, что у российских строительных компаний большие проблемы с затратной составляющей.

Строительный бизнес в России привык за очень многие годы существовать на высокой планке прибыли, гораздо выше средней. И он просто оказался не готов к нынешней ситуации...

Окончание беседы с Е. Друзенко слушайте в аудиозаписи программы.

14.01.2009
www.radiorus.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован