28 марта 2007
1755

От кого секретят оборонные расходы

Андрей Иванович, недавно мы беседовали с вами о коллизиях вокруг обсуждаемого бюджета будущего года, точнее - о предполагаемых расходах на оборону. Буквально на днях его проект принят Госдумой в первом чтении. А как идет исполнение бюджета текущего года? Ведь между его итогами и фактическими ресурсными возможностями бюджета-2001 связь самая прямая.

-Вы абсолютно правы. Несмотря на то, что федеральные законы о федеральном бюджете имеют годовую дискретность, их функциональный разрыв невозможен. Поскольку конечные итоги одного являются начальными условиями другого.

Если оценивать исполнение оборонного бюджета этого года в целом, с позиций помесячно-пропорционального финансирования, то на сентябрь все выглядит в общем-то благополучно. Однако интегральная цифра не всегда отражает суть. К сожалению, оборонные расходы правительством так сверхзасекречены, что я существенно ограничен в информационных возможностях. Кстати, с бюджетом 2001 года такая же ситуация.

И тем не менее у нас хорошие рабочие взаимоотношения с Минобороны и Минфином. По нашим официальным запросам Минобороны постоянно представляет нам динамику с любой степенью детализации. Периодически ? Минфин. Большое подспорье ? материалы Счетной палаты.

Бюджет 2000 года, безусловно, лучше предыдущего. В силу известных вам факторов, в том числе и ценовых, он, естественно, и лучше исполняется.

- А что Комитет по обороне в исполнении бюджета волнует больше всего?

- Главная проблема - крайне низкое материальное обеспечение военнослужащих. Сегодня среднестатистическая семья офицера из двух-трех человек существует на треть прожиточного минимума. Известная вам статья 96 бюджета О внесении Правительством России в Государственную Думу к 31 марта законопроекта "Об увеличении денежного содержания военнослужащим" правительством не исполнена. Наоборот, правительство просит Государственную Думу рассмотреть этот законопроект уже в IV квартале. То есть Государственная Дума должна ?задним числом¦ принять этот закон, чтобы освободить виновных от ответственности за неисполнение статьи 96 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 г.". Вы понимаете, что это не способ решения проблемы, а лазейка для ухода oт ответственности.

Вторая проблема. Над бюджетом 2000 года, а значит, и бюджетом 2001 года "висит" кредиторская задолженность. На 1 января нынешнего года примерно 60 млрд. рублей. Идет выверка задолженностей и их постепенное погашение. К сожалению, медленнее, чем хотелось бы. И это в момент, когда возможности у правительства есть, поскольку появился довольно ощутимый профицит. Кстати, в ходе выверки Минфин признал, или, как говорят, санкционировал не весь долг. Пока не достигнуто согласия по той части долговых расходов, которую как бы не минимизировало при разработке бюджета правительство. Платить к концу года "по счетам" все равно придется. Или, погашая долги предыдущих лет, "вползать" в новые, в том числе социальные. Это содержание войск ? коммунальные расходы: тепло, электроэнергия, газ, связь, транспорт и прочее.

- Если правительство полностью исполнит бюджет, это позволит решить основные проблемы обеспечения жизнедеятельности и подготовки войск в текущем году?

-Нет. Расчеты показывают: чтобы обеспечить жизнедеятельность войск хотя бы до минимальной потребности, дотянуть до конца года, необходимо дополнительно, не считая средств на погашение долгов, изыскать (в миллиардах) на денежное довольствие - 5,2; на заработную плату - 1,1; на транспорт - 4,8; на ГСМ - 4,7; на прочие расходы, связанные с обеспечением личного состава, - 0,2; на коммунальные расходы, в основном для расчета с ТЭК, - 6,7. Итого - почти 25 миллиардов рублей. Одна часть этого финансового дефицита вызвана объективными условиями, другая - неисполнением правительством Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год".

- А как обстоят дела с финансированием антитеррористической операции в Чечне?

- Войсковые части Минобороны обеспечиваются в основном за счет текущих расходов. Таким образом, группировка СКВО "перемалывает" значительную часть финансовых ресурсов других округов. По денежному обеспечению дополнительно выделены средства только на так называемые "боевые". Командировочные, полевые обеспечиваются из текущих расходов. Да и ситуация с "боевыми" вам хорошо известна по пикетированию воен-нослужащими-контрактниками штаба в СКВО. Мы, в соответствии с протокольным поручением Государственной Думы, разбираемся в ситуации.

- Численность личного состава Вооруженных Сил уже существенно сокращена. Президент Российской Федерации объявил о необходимости создания более компактной армии. Это значит ? впереди новые сокращения. Но ведь сокращение численности личного состава должно компенсироваться расширением возможностей и тактико-технических характеристик вооружения и техники. Не так ли?

- Вы правы. Иначе надо менять задачи под сокращенные боевые возможности. Что касается финансирования разработки (НИОКР) и закупок вооружения и техники, то обстановка такая. На сегодня этот госзаказ по Минобороны профинансирован лишь на 50 процентов от годовых назначений. По логике же за 9 месяцев должно быть примерно 75 процентов. Таким образом, не исполняется поручение Президента в части финансирования госзаказа для его безусловного исполнения.

Оставшиеся 50 процентов Минфином планируется выделить лишь в IV квартале. Однако это не позволит выполнить даже приоритетные работы, в том числе оснащение 42-й дивизии в Чечне. Не получается в достаточной мере проавансировать важнейшие закупки (космические аппараты различного назначения, индивидуальные средства бронезащиты, современные средства связи и разведки), а также ряда НИОКР.

Я недавно беседовал с несколькими руководителями оборонных предприятий. Ситуация катастрофическая. Если Минфин и выделит эти деньги в IV квартале, то в связи с длительным циклом НИОКР и производства сложных вооружений их уже нельзя будет освоить. То есть материализовать в сложные технические системы, вооружение, технику. Это действительно как бы виртуальное финансирование. Мировая же стратегия финансового обеспечения эффективного производства состоит в том, что основная доля ассигнований должна быть выделена в начале года, под кредитование. В нашем Минфине диаметрально противоположная стратегия ? на конец года. Я уже не беру в расчет инфляцию. Так мы высоко техногенную промышленность и в целом экономику России не поднимем, оборону не укрепим.

Ситуацию усугубляют массовые иски предприятий в арбитражные суды. Если в 1999 году Минобороны перечислило по искам 0,37 миллиарда рублей из предназначенных на финансирование гособоронзаказа, то за 7 месяцев 2000 года уже 1,5 миллиарда. Кроме того, есть решения арбитражных судов о взыскании с Минобороны еще более 1,3 миллиарда рублей. А ведь в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве", в случае неисполнения без уважительных причин в срок решений арбитражных судов судебный пристав - исполнитель выносит постановление о взыскании кроме долга и сбора в размере 70 процентов от взыскиваемой суммы. Но так как у Минобороны, да и у других ведомств, нет средств для погашения задолженности, то они изымаются в безакцептном порядке и берутся еще 7 процентов, которые частично идут в бюджет. Это же абсурд: за неисполнение Минфином бюджета берется дополнительная плата с Минобороны в тот же бюджет. Во-первых, это срывает выполнение заданий гособоронзаказа текущего года, во-вторых, поскольку контракты на поставки заключены в полном объеме, образуется переходящая задолженность на 2001 год.

- А как идет погашение кредиторской задолженности по НИОКР и закупкам вооружения за предыдущие годы?

- На сегодня долги по этим расходам погашены примерно на 40 процентов. Вместе с тем в проекте бюджета на 2001 год не предусмотрены средства на их погашение. Если за оставшееся время долги не будут погашены или не будет введен в действие компенсационный механизм, развал исполнения госзаказа 2001 года гарантирован. А там даже до минимальной потребности недостает нескольких десятков миллиардов рублей. Вы понимаете, что материальной основой Российский армии при таком исполнении оборонных бюджетов и в таких параметрах вскоре будет не современное вооружение, как предполагается, а горы полуисправного и опасного не только для военнослужащих, но и для регионов вооружения и техники, в том числе ядерной. Фактически - горы опасного металлолома.

- Давайте подведем итоги: что делать и какова позиция комитета?

- Основной вывод такой: несмотря на общий в целом нормальный процент финансирования за первое полугодие, его внутреннее содержание не позволяет строить сколько-нибудь оптимистических прогнозов.

Если мы намерены кардинально сокращать армию, необходимо синхронно, по времени, компенсировать сокращение численности современным вооружением. Бюджеты последних лет, в том числе и проект бюджета 2001 года, если в нем ничего не изменить, не позволяют это осуществить. В итоге в 2001 году в Российскую армию не будет поставлено ни одной единицы нового современного вооружения и техники. Итог всему - продолжение технической деградации Вооруженных Сил и очередной виток массового досрочного увольнения офицеров, не удовлетворенных как материальным обеспечением, так и отношением власти к перевооружению армии современными вооружениями и техникой. Люди просто не хотят быть "пушечным мясом" и разменной картой в руках власти и политиков. Полный развал обороноспособности ? вот возможная ближайшая перспектива, как производная от подобного финансирования.

Что касается позиции комитета, то, невзирая на ?партийный цвет¦, члены комитета, с позиций высших государственных интересов и обеспечения национальной безопасности, не удовлетворены как исполнением бюджета текущего года, так и некоторыми параметрами проекта бюджета 2001 года. Если в нем мы ничего не изменим, о Российской армии как силовом государственном институте России необходимо забыть, объявить страну пацифистским государством и распустить армию.

Но при этом необходимо ответить на два вопроса: где найдут работу 1,2 миллиона бывших военнослужащих и выброшенный за ворота предприятий персонал оборонных предприятий и как поведет себя относительно России мировое сообщество в условиях все более острых сырьевых и энергетических проблем. Не исключено, что оно посчитает несправедливой геополитическую и экономическую ситуацию, когда небольшая часть населения Земли (то есть мы - россияне) владеем огромными энергетическими и сырьевыми ресурсами, и потребует поделиться. Добровольно или силой? Ответа на этот вопрос у меня нет.

Полагаю, что только полное финансирование минимальных оборонных потребностей текущего года, а также создание бюджетом 2001 года реальных финансовых возможностей позволит остановить развал армии, создать условия для реального, а не декларируемого в различных документах и заявлениях восстановления ее возможностей, необходимых для успешного решения возложенных на нее задач по обеспечению обороны России.


газета "Парламентская газета"
11 октября 2000 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован