09 декабря 2006
3629

Отчет о выполнении проекта `Религиоведческое образование в государственной школе` (2000-2004 гг.)

Департамент образования г. Москвы
Московский институт открытого образования

Научный руководитель - Первый проректор МИОО С. Б. Романов

Автор проекта и ответственный за выполнение - методист МИОО А. В. БОРОДИНА

Введение

Закономерной реакцией педагогической науки и практики на кардинальные изменения в общественно-политической, культурной и экономической жизни россиян конца XX - начала XXI веков является поиск путей реформирования образования, обновления его содержания и теоретического осмысления в новых социокультурных условиях.
Ключевые проблемы образования - пересмотр содержания и повышение его качества - ставят в центр внимания педагогической мысли взаимосвязь и взаимозависимость образования и культуры. Национально-культурные, в том числе и народные традиции, их позитивное влияние на духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное и творческое развитие молодёжи стали предметом изучения педагогики, социологии, философии и других областей гуманитарного знания. Вопросам духовно-нравственного воспитания и образования в новой социокультурной и политической ситуации, проблемам сохранения культурно-исторического наследия посвящены труды многих современных учёных (д. филол. н. В. Ю. Троицкий, д. филол. н. И. Г. Минералова, д. и. н. С. В. Перевезенцев, д. п. н. Т. В. Челышева, д. филос. н. А. С. Панарин, д. и. н. Н. А. Нарочницкая, д. филос. н. В. Ф. Шаповалов, д. п. н. Т. И. Петракова, к. филос. н. И. А. Галицкая, к. ю. н. И. В. Понкин, к. п. н. И. В. Метлик, к. филол. н. О. Ю. Юрьева, и др.).
В исследованиях И. А. Галицкой, И. В. Метлика, И. Н. Кондратенко и др. рассматриваются вопросы формирования мировоззрения и гражданского воспитания молодёжи на основе духовно-нравственных традиций отечественной культуры.
В философских, филологических, культурологических и педагогических исследованиях учёные всё чаще обращаются к воспитывающему потенциалу духовных традиций русской культуры и литературы, к поискам путей раскрытия глубокого содержания отечественной классики через привлечение знаний о традиционных духовно-нравственных ценностях, идеалах и символах. Результаты изучения нравственных истоков, культурных, художественно-эстетических отечественных и мировых традиций, ценностных ориентаций, характерных черт складывающейся в российском обществе и в системе образования новой культуры всё отчётливее фиксируют отечественные духовные ценности как важнейший формирующий и творческий фактор (И. Г. Минералова, В. Ю. Троицкий, В. Н. Ганичев, С. В. Перевезенцев, Т. В. Челышева, О. Ю. Юрьева, В. К. Журавлёв и др.). Важным приобретением современной педагогической науки явилась разработка современными филологами и философами аксиологических аспектов изучения литературы и искусства.
Изучению возможностей использования традиционных духовных ценностей в воспитании подрастающего поколения на разных ступенях образования, содержанию и методам традиционного духовно-нравственного воспитания посвящены труды В. М. Меньшикова, прот. Артемия (Владимирова), А. А. Корзинкина (архим. Зиновий), протоиерея Евгения (Шестуна), В. В. Рубцова, В. Ю. Троицкого и др.
С начала 90-х годов XX века наиболее крупные международные и всероссийские научно-практические симпозиумы, конференции, семинары, последние Пленумы и Съезды Союза писателей России, VIII Всемирный Русский Народный Собор были посвящены (в той или иной степени) содержанию образования, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодёжи как основным государственным проблемам современности. В ходе работы и в итоговых документах всех мероприятий по актуальным проблемам воспитания и образования подчёркивалось и подчёркивается сегодня, что государственная система образования до сих пор не справляется с проблемами духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и оказывается неспособной своевременно противостоять внедрению в государственное и муниципальное образование разрушительных для общества и государства информационных технологий, оккультно-мистических учений и программ "полового воспитания", получивших в обществе название "программы растления несовершеннолетних". Всё это звучит серьёзным обвинением общества в адрес руководителей государственного образования, методических служб и системы повышения квалификации работников образования.
Духовно-нравственный кризис, рост подростковой преступности и наркомании, снижение общей культуры, к сожалению, подтверждают справедливость критики со стороны общественности.
Одновременно творческий научно-практический педагогический опыт последних лет по актуальнейшим вопросам, связанным с наиболее эффективным использованием воспитывающего потенциала отечественных культурных, прежде всего, духовных, традиций, принёс богатый, разнообразный (по областям знаний, форме, применению, тематике), апробированный в педагогической практике программно-содержательный и методический материал.
Подавляющее большинство учёных, практиков, общественных и государственных деятелей усиленно и всё более определённо ориентирует реформирование образования в направлении приведения государственного образования в соответствие с принципом культуросообразности путём обновления его содержания за счёт включения в него традиционного религиозно-познавательного компонента.
Попытки анализировать и обобщить результаты педагогической научной мысли и практической деятельности настойчиво возвращают современную педагогику к фундаментальным этическим ценностям российского общества, базирующимся на православии и глубоко укоренившихся в художественной культуре, семейных, общественных и бытовых традициях россиян.
Проект "РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ШКОЛЕ", реализуемый в 2000-2004 гг. в Московском институте открытого образования под научным руководством С. Б. РОМАНОВА, оказался одним из наиболее ярких научно-практических исследований в русле обозначенных выше проблем. Проект позволил наметить пути решения основных проблем обновления образования и духовно-нравственного образования, осмыслить и уточнить наиболее фундаментальные для успешного развития образования и культуры России и востребованные в современном обществе духовно-мировоззренческие и художественно-эстетические ценности, выявить наиболее оптимальные условия их использования в государственных и муниципальных школах (содержание, организационные формы, концепция преподавания, методика).
В результате в области нашей научно-практической деятельности оказались и были последовательно проработаны программно-содержательная, концептуально-методологическая, нормативно-правовая, организационная и методическая стороны использования религиоведческих знаний в школьном образовании.

О ходе реализации проекта "Религиоведческое образование в государственной школе"

Актуальность, цель и задачи проекта.
В условиях наметившегося в 90-х годах XX века реформирования и модернизации образования возросла необходимость поиска педагогических ресурсов, содержащих позитивные установки для успешного формирования общероссийской культуры.
Дефицит духовно-нравственного содержания и потребность в общенародных, общегосударственных, общечеловеческих ценностях и идеалах обусловили повышение интереса к традициям отечественной культуры, к её мировоззренческим, нравственным и эстетическим основам, к гуманитарным знаниям и общественно-бытовым традициям российского народа.
В новых исторических, социально-политических и культурных условиях вопросы, связанные с использованием историко-культурологических знаний, потребовали анализа и пересмотра фундаментальных основ современной организации отечественного образования с целью установления согласованности и соответствия: между заявленными в школьном воспитании духовно-нравственными ориентирами, его концептуально-методологическими и нормативно-правовыми основами - с одной стороны - и педагогической практикой использования отечественных культурных традиций на разных ступенях образования - с другой.
Актуальность данной проблемы привлекла внимание многих учёных и педагогов-практиков и уже во второй половине 90-х годов XX века появился ряд программ, предлагавших к использованию в педагогической практике духовно-этическое, культурологическое и религиоведческое содержание. Подходы к подбору содержания учебного материала и к преподаванию были различными и даже противоречащими по основным установкам: 1) на развитие индивидуальности ребёнка и на перспективы развития народной и государственной общности, 2) на традиции и инновации в образовании, 3) на западные ценности и отечественные культурно-исторические традиции.
Особый интерес проявлялся к области религий. Активная деятельность огромного числа иностранных миссионеров вызвала в обществе потребность в знаниях не только в области традиционных религий, но и сведений о сектах, прежде всего тоталитарных, деструктивных.
Стремительно возрастала роль Православной Церкви, что также требовало ознакомления школьников хотя бы с элементарными знаниями в области православия.
В новом политически и информационно открытом обществе были востребованы знания в области истории и культуры народов мира, родились курсы "История мировой культуры", "Мировая художественная культура", "Москвоведение", однако отсутствие в школьном образовании предмета, обеспечивающего фундаментальные знания в области религий, раскрывающего основные понятия, лежащие в основе исторического формирования тех или иных культур, ограничивало рамки и возможности названных курсов, что сказывалось и сказывается сегодня на низком качестве обученности по этим предметам. Что означает, к примеру, название самых известных храмов даже как архитектурных памятников (Казанского или Успенского собора) или икон, улиц, предметов, праздников, бытовых традиций - остаётся для учащихся неизвестным.
Есть и другие причины, связанные с базовым образованием. Классовый подход к изучению литературы, искусства, обществоведения и истории сменился концептуально-идейным и мировоззренческим вакуумом, который стал быстро заполняться под видом "отсутствия идеологии" разрушительными для народной и государственной общности, личности и культуры установками и содержанием. Естественно, использование такого материала для формирования устойчивых духовно-нравственных ценностей, ориентиров и идеалов, а также в целях патриотического воспитания оказалось невозможным.
В итоге, для всей российской общественности, родителей и педагогов стало очевидным, что современное образование не выполняет своей основной функции - передачи культуры или социального опыта. Эта проблема с 90-х годов XX века осознаётся в обществе как важнейшая проблема государственного значения, но на государственном уровне так и были предприняты серьёзные шаги к её решению, а проводившиеся реформы в образовании касались в основном финансовой и организационной области и были направлены, главным образом, на переход к платному образованию и вовсе не совершенствовали содержательной стороны образования.
Попытки отдельных учителей и педагогических коллективов России локально решать эту проблему путём включения в содержание образования за счёт школьного компонента знаний о традиционной религиозной культуре значительно обогатили российскую педагогику и привлекли внимание общественности.
К числу самых первых программ религиоведческого содержания относится и программа А. В. Бородиной "История религиозной культуры", созданная в 1996 году и получившая ныне наибольшую разработку и широкое распространение в России и за рубежом. Проблема сохранения единого образовательного пространства наряду с другими образовательными проблемами обязывает методические службы, научные и педагогические государственные вузы, институты повышения квалификации работников образования в России использовать любые возможности для организации теоретических и практических исследований с целью выявления оптимальных условий использования религиоведческого содержания в государственном образовании.
Программы А. В. Бородиной "История религиозной культуры" (для 1-11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий) и "Культура и творчество в русской школе" (для групп эстетического развития и подготовки к школе) стали основой для проведения такой работы в Московском институте повышения квалификации работников образования (ныне МИПКРО) Московского Департамента образования.
Исходной позицией исследования института было рассмотрение курса "История религиозной культуры" по программе А. В. Бородиной как одного из путей решения важнейших образовательных проблем: повышения качества гуманитарного образования, духовно-нравственного и патриотического воспитания в светских школах.
Цель проекта "Религиоведческое образование в государственной школе" - разработка и учебно-методическое обеспечение курса "История религиозной культуры" для создания условий оптимального использования религиоведческого содержания в светском государственном образовании.

Задачи проекта:
1. Исследовать содержание курса "История религиозной культуры" и интегративные связи его с базовыми дисциплинами на предмет использования в целях:
а) повышения качества базового образования по областям знаний "словесность", "обществознание", "искусства";
б) сохранения единого образовательного пространства России.
2. Изучить философские и психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания и образования детей в контексте отечественной культуры.
3. Выявить в области религиозной культуры воспитывающий и развивающий потенциал для использования его в государственной системе образования в целях:
а) духовно-нравственного и патриотического воспитания молодёжи в соответствии с принципом культуросообразности,
б) оказания помощи молодёжи в успешной социализации в родной российской культуре,
в) адаптации молодёжи в условиях социокультурного кризиса и распространения негативных явлений и информации,
г) творческого интеллектуального и художественно-эстетического развития школьников,
д) повышения общей культуры молодёжи,
е) профилактики национальных и религиозных конфликтов.
4. Уточнить содержание, объём и распределение учебного материала по годам обучения.
5. Собрать дидактические материалы для обеспечения курса учебно-методическими пособиями.
6. Определить оптимальные организационно-методические условия для изучения "История религиозной культуры"
7. Разработать и апробировать программу подготовки курсов повышения квалификации по курсу "История религиозной культуры" по программе А. В. Бородиной для учителей разных ступеней образования.

Методы исследовательской деятельности в рамках проекта.
Для достижения поставленных цели и задач использовался комплекс методов теоретического и эмпирического исследования, включающий: анализ исторической, культурологической, философской, психолого-педагогической, методической и правовой литературы по истории религии и культуры, богословию, истории Церкви, истории педагогики и образования, по вопросам светскости образования и обеспечению прав в области культуры и образование; изучение учебников и учебных программ; изучение результатов аттестационного обследования учебной деятельности школ; сравнительный анализ целей, задач и содержания образовательных программ школ различного типа, материалов из опыта работы и документов; наблюдение за практикой образовательно-воспитательной деятельности современной "массовой" школы; анализ и обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент; методы систематизации и анализа результатов экспериментальной деятельности, в том числе включённое наблюдение, беседы, опросы анкетирование, тестирование и интервьюирование учащихся, родителей, учителей и руководителей школ.

Этапы реализации проекта.
На первом этапе программа А. В. Бородиной "История религиозной культуры" прошла успешную апробацию в одной из светских "массовых" школ с этнокультурным (русским) компонентом образования. Была также успешно апробирована программа А. В. Бородиной "Культура и творчество в русской школе" (для групп эстетического развития и подготовки к школе). Были исследованы проблемы преподавания курса "История религиозной культуры", намечены пути их решения, корректировалась программа, уточнялась концепция курса.
На втором этапе реализации проекта "Религиоведческое образование в государственной школе" апробация курса "История религиозной культуры" проходила в условиях светского образования в "массовой" школе обычного типа. Проводилась разработка и апробация методики преподавания курса, учебно-методических пособий для школьников и учителей. Исследовались интегративные связи курса с базовыми дисциплинами. Программа корректировалась на основании результатов апробации, в соответствии с проверкой на практике рекомендаций рецензентов и пожеланий детей и родителей, нормативно-правовой базой школьного образования и современными исследованиями в области права по вопросам образования, культуры, светскости образования в России и за рубежом.
На третьем этапе была завершена методическая разработка 1 части (для начальной школы) программы курса, собраны дидактические материалы для подготовки учебно-методических пособий по программе "История религиозной культуры", подведены итоги исследования, составлена программа подготовки кадров по курсу "История религиозной культуры".

Опытно-экспериментальная база реализации проекта.
Проект осуществлялся на базе Московского института открытого образования Московского департамента образования и московских государственных школ.
В ходе реализации проекта были использованы связи с Московским педагогическим государственным университетом, Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации (АПК и ПРО), Московским государственным институтом радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), Арзамасским государственным педагогическим институтом им. А. П. Гайдара, Дальневосточным государственным университетом, Приморским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования, Союзом писателей России, Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, отделом религиозного образования Владивостокской епархии Русской Православной Церкви и др. организациями.

Основные результаты реализации проекта "Религиоведческое образование в государственной школе"

Реализации проекта позволила целенаправленно и достаточно глубоко проанализировать содержание современного школьного образования в контексте отечественных традиций, соотнести его с принципом культуросообразности образования, изучить особенности исторического опыта духовно-нравственного воспитания и образования детей на основе отечественной культуры и возможность его развития в современной педагогической практике.
Современные научно-педагогические достижения были рассмотрены как результат творческого переосмысления исторического опыта, науки, культуры. В современном обществе данный процесс осуществляется через образование, также уходящее своими корнями в далёкое прошлое народа, связано с его историей и традиционной культурой. Это обязывает к изучению фактов и явлений педагогической практики в контексте анализа идей и теорий прошлого с учётом их целостных концепций воспитания, образования и национального социокультурного развития. Обращение к опыту прошлого, к истории отечественного школьного образования позволило выявить надёжность его духовно-нравственных и педагогических традиций, национально-культурную сообразность и связь с современностью.
Независимая комиссия по лицензированию школы, на базе которой проходила апробация, результаты опроса и анкетирования родителей и учащихся обнаружили превосходные результаты по качеству образования, формированию межличностных отношений, мотивации к учению, продолжению образования и самообразованию. За период апробации программы в школах-участниках апробации не произошло ни одного конфликта на национальной или межконфессиональной почве.
Было проверено на практике, что духовно-нравственные традиции отечественной культуры в духовно-нравственном воспитании и образовании детей могут стать мощным механизмом развития культурного потенциала общества, профилактики национальных и религиозных конфликтов, интеллектуального, творческого и эстетического развития молодёжи, средством воспитания патриотизма и, в конечном счёте, формирования подлинно правового демократического общества.
Наряду с историческим опытом духовно-нравственного воспитания и образования детей на основе традиций отечественной культуры, при разработке концепции курса "История религиозной культуры" были использованы документы Правительства России программно-стратегического характера в области социально-культурной и образовательной политики (Доктрина информационной безопасности РФ. - М., 2000; Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект). - М., 2001; Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации. - М., 2001 г.; Концепция модернизации образования на период до 2010 года. - М., 2001 г.), а также документы, обеспечивающие нормативно-правовую основу историко-культурологического образования и воспитания.
Методологической основой курса стали следующие идеи, принципы и положения:
идеи взаимосвязи и взаимообусловленности принципов природосообразности и культуросообразности в современном образовательном пространстве;
принципы духовно-нравственной и гуманистической направленности содержания российского государственного воспитания и образования;
идеи формирования новой образовательной парадигмы, основанной на внеидеологическом подходе к духовно-нравственному воспитанию и образованию, на демократических правах и свободах, закреплённых в российском законодательстве и международных документах;
идеи развития самобытных качеств и традиций российского воспитания и образования;
идеи интеграции индивидуальных и социальных аспектов личности в воспитательно-образовательном процессе, в творческом развитии и социализации детей;
принцип культурно-исторической преемственности государственного образования;
идеи сохранения культурно-языковой и государственной целостности России через обеспечение гражданских прав населения на образование и культуру, а также через сохранение единого образовательного пространства страны.

В ходе реализации проекта было уточнено содержание, объём и распределение учебного материала по годам обучения. Так, в ходе рецензирования программы и апробации курса в разных условиях разделы для 8 и 9 класса, прежде называвшиеся "Католицизм" и "Протестантизм", были по рекомендациям практически всех рецензентов, пожеланиям родителей и с учётом интереса учащихся несколько скорректированы, в результате материал, касающийся названных религиозных культур, изучается не отдельно, как самостоятельный годовой курс, а в контексте истории христианства, соответственно были изменены и названия.
Наибольший интерес и востребованность в обществе вызвали разделы, позволяющие изучать православную культуру. Это обусловлено культурно-историческими условиями Российского государства и русского народа, составляющего в среднем около 90% населения. По данным, представляемым современными статистическими и социологическими службами, 90% россиян сегодня относят себя к православной культуре. Важной причиной является и возрастание роли Русской Православной Церкви, личный авторитет многих современных священников, их высокая образованность и культура, а нередко и признанность литературного творчества или других заслуг перед Отечеством. Издание первого учебника по 5 разделу программы "История религиозной культуры", посвящённого основам православной культуры и получившего название "Основы православной культуры", дало мощный толчок к развитию целого направления в образовании - "Основы православной культуры".
Вместе с тем в обществе выявились редкие, но агрессивные элементы, крайне не терпимые по отношению к традиционной религиозной культуре России - православию, это обстоятельство подчёркивает необходимость изучения основ православной культуры во избежание конфликтов на межконфессиональной и национальной почве.
Фактами, подтверждающими перспективность нового направления, явились благодарные отклики и просьбы продолжать работу по разработке именно основ православной культуры, приходящие из всех уголков России, ближнего и дальнего зарубежья.
Почти во всех крупнейших педагогических вузах страны создаются отделения, специализации, кафедры, курсы подготовки кадров по основам православной культуры. Проведение конференций, семинаров, приуроченных к православным праздникам и посвящённым проблемам изучения основ православной культуры, становится хорошей традицией в лучших вузах России.
Формируются и закрепляются плодотворные и довольно разнообразные взаимоотношения в области образования между Русской Православной Церковью и институтами светского образования.
Концепция курса приобрела определённо историко-культурологический характер, это касается как подбора учебного материала, источников, так и подходов к изложению материала, преподаванию. Религиоведческая концепция, как подтвердилось на практике, не соответствует специфике школьного образования, практически лишена возможности использования воспитывающего и творчески развивающего учебного материала. Полезное содержание становится формальным, мало интересным для школьников, плохо воспринимается, понимается и запоминается. Историко-религиоведческая концепция сразу натыкается на разные научно-исторические версии, в области религии зачастую противоречащих друг другу, и превращается либо в апологетику, либо в курс, близкий к прежнему научному атеизму. Изучение же религиозной культуры в контексте истории формирования её традиций находит прочный фундамент, связь с современной культурой, оказывается способным к структурированию и установлению интеграции в областях литературы, русского языка, искусства, мировой художественной культуры, истории, в доступной образной и словесной форме даёт опору базовым знаниям, обогащает представления о жизни и творчестве народов.
Соответственно, "религиоведческое образование" должно быть при дальнейшей разработке проблемы заменено более точной формулировкой "религиозно-познавательное образование", наиболее отражающей содержательное и концептуально-педагогическое наполнение данной образовательной области. Религиозное образование, согласно нормативно-правовым документам, остаётся за рамками образовательной программы школы, так как под ним подразумевается обучение собственно религии, выходящее за рамки светского образования.
Проект "Религиоведческое образование в государственной школе" позволил собрать дидактические материалы для разработки учебно-методического обеспечения курсов "История религиозной культуры" и "Основы православной культуры". Был подготовлен и издан ряд учебно-методических пособий для школьников и учителей по разным разделам программы.
Определены оптимальные организационно-методические условия для изучения "История религиозной культуры". Оптимальная организационная форма - классно-урочная при организации систематического изучения предмета в сетке часов. Но возможна и факультативная форма, и предмет по выбору.
Параллельно может быть организован курс по углублению отдельных разделов (например, православной культуры) как регионального или школьного компонента.

Выводы
Результаты реализации проекта "Религиоведческое образование в государственной школе" позволили сделать следующие выводы:
1. Курс "История религиозной культуры" по программе А. В. Бородиной содержит богатый воспитывающий и развивающий потенциал, полезный в государственной системе образования в целях:
а) духовно-нравственного и патриотического воспитания молодёжи в соответствии с принципом культуросообразности,
б) оказания помощи молодёжи в успешной социализации в родной российской культуре,
в) адаптации молодёжи в условиях социокультурного кризиса и распространения негативных явлений и информации,
г) творческого интеллектуального и художественно-эстетического развития школьников,
д) повышения общей культуры молодёжи,
е) профилактики национальных и религиозных конфликтов.
2. Апробированная программа А. В. Бородиной "История религиозной культуры" может быть использована в государственном образовании в качестве эффективного средства повышения качества базового образования по областям знаний "словесность", "обществознание", "искусства".
3. Введение в государственную систему образования курса "История религиозной культуры" по программе А. В. Бородиной по уточнённой историко-культурологической концепции может способствовать сохранению единого образовательного и культурного пространства России.
4. Содержание курса "История религиозной культуры" и интегративные связи его с базовыми дисциплинами способствуют формированию целостности школьного образования и приведению содержания образования в соответствие с его культурной сообразностью.

Всё выше изложенное доказывает необходимость дальнейшей научно-методической разработки курса "История религиозной культуры", а именно: - подготовка, апробация и издание учебно-методических пособий и демонстрационного материала,
- разработка методики преподавания,
- разработка и апробация программы подготовки курсов повышения квалификации по курсу "История религиозной культуры" или, прежде всего, по наиболее востребованной её части - "Основы православной культуры".
Для успешного продолжения начатой в институте работы ввиду актуальности темы религиозно-познавательного образования целесообразно создание центра Основ православной культуры или Истории религиозной культуры, либо хотя бы лаборатории по разработке методики преподавания основ православной культуры или истории религиозной культуры.

Практическая значимость выполненной работы состоит в возможности использования её результатов в современной педагогической практике государственных массовых школ.
Результаты реализации проекта нашли своё отражение в материалах и выступлениях автора на Международной научно-практической конференции "Славянская культура - образованию" (1999 г.); Седьмой Всероссийской конференции "Русская школа как система воспитания и образования" (2000 г.); Семинаре Московского комитета образования для специалистов окружных управлений образования на тему "Методическое обеспечение этноконфессионального и религиоведческого образования и духовно-нравственного воспитания" (2000 г.); Международном научном симпозиуме "Православие и культура этноса" (2000 г.); Круглом столе в Государственной Думе на тему "Религиозное образование в России: проблемы и перспективы" (2001 г.); Семинаре на тему "Проблемы разработки учебных пособий курса "Основы православной культуры" в общеобразовательных учебных заведениях" (2001 г.); Десятых Международных Рождественских образовательных чтениях (2002 г.); Научно-практической конференции в Нижнем Новгороде на тему "Проблемы и перспективы преподавания основ православной культуры" (2002 г.); Вторых образовательных чтениях в г. Лыткарино "Проблемы духовного воспитания в г. Лыткарино" (2002 г.); Одиннадцатых Международных Рождественских образовательных чтениях (2003 г.); Круглом столе в Совете Федерации на тему "Обобщение опыта преподавания православной культуры в школах России" (2003 г.); Третьих Приморских образовательных чтениях во Владивостоке (2003 г.); Круглом столе в Государственной Думе Федерального Собрания на тему "О защите традиционных духовно-нравственных ценностей в России" (2003 г.); Круглом столе на тему "Актуальные проблемы преподавания русской православной культуры в вузе и в школе" в МПГУ (15 апреля 2004 г.); Круглом столе в рамках Форума "Образование - 2004" на тему "Обновление содержания гуманитарного образования: историко-культурологический аспект" (22 апреля 2004 г.) и др.;
Результаты, полученные в ходе осуществления проекта, широко освещались в центральной и региональной печати (в газетах "Парламентская газета", "Российский писатель", "Литературная газета", "Время", "Союзная газета", "Русский деловой вестник", "Россия", "Православная Москва", "Русский вестник", "Радонеж", "Русское воскресение", в журналах "Москва", "Роман-журнал XXI век", "Традиции и современность", "Этносфера", "Российская Федерация сегодня" и др.;
Материалы отражены в авторской программе историко-культурологического учебного курса, в пособиях для учащихся и учителей, в альманахе Координационного совета по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской Патриархии Русской Православной Церкви "Духовные истоки воспитания"; а также в многочисленных статьях автора;
Материалы научно-практического исследования успешно внедряются в образовательнщ-воспитательный процесс ряда школ в Москве и Московской области, Приморского края, Владивостока, Хабаровска, Боровска, Обнинска, Козельска и других городов Калужской области, Нижнего Новгорода, Курска, Ставрополя и др. городов России;
Материалы исследования используются в педагогической практике вузов (при обучении студентов - в МПГУ, МИРЭА, АГПИ, ПСТБИ и др., для методического руководства - в МИОО МДО), на семинарах, курсах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (в Москве и Московской области, в Нижнем Новгороде, в Приморском крае, в АПК и ПРО, в Свято-Троице-Сергиевой Лавре, в Свято-Введенской Оптиной пустыни);
Материалы проекта имеют универсальный характер и могут быть использованы в разных областях науки: в педагогике, истории педагогики и образования, культурологии, истории, фольклористике, филологии и др.; для разработки программ и учебно-методических материалов, обеспечивающих поддержку школьного регионального и федерального компонентов Базисного учебного плана массовой школы, а также профильного обучения в старших классах.
Апробация и внедрение результатов проекта.
Апробация программы учебного курса "История религиозной культуры" проводилась на базе московских государственных (светских) массовых школ: в средней общеобразовательной школе N 1148 Юго-Восточного управления образования г. Москвы (1999-2002 гг.), в средней общеобразовательной школе N 979 Южного управления образования г. Москвы (2001-2003 гг.), в средней общеобразовательной школе N 179 Центрального управления образования г. Москвы (2003 г.).
Апробация и внедрение результатов научно-методической работы осуществлялась на семинарах и курсах для учителей и студентов (в Нижегородском педагогическом университете, в Николо-Угрешском монастыре, в центре образования N 1881 г. Москвы, в Свято-Троице-Сергиевой Лавре, в Свято-Введенской Оптиной пустыни, в Дальневосточном государственном университете, Приморском институте повышения квалификации работников образования, Арзамасском педагогическом институте и др.); а также на многочисленных конференциях, круглых столах, научных симпозиумах.

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПРЕДСТАВЛЕНЫ:
1. Бородина А. В. Величайшее сокровище // Российский писатель. - N 1(76), 2004. - С. 1,2.
2. Бородина А. В. Животрепещущая тема: причины введения религиоведения в содержание образования //Сто друзей (приложение к "Учительской газете"). - 2002 г. - 21 ноября. - N 47. - С. 7.
3. Бородина А. В. История религиозной культуры: Концепция и программа для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий // Сто друзей (приложение к "Учительской газете"). - 2002. - 28 ноября. - N 48. - С. 6.
4. Бородина А. В. История религиозной культуры: Концепция и программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М., 2001. - 108 с.
5. Бородина А. В. История религиозной культуры: Концепция и программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М., 2002. - 56 с.
6. Бородина А. В. История религиозной культуры: Методология курса. // Сто друзей (приложение к "Учительской газете"). - 2002. - 19 декабря. - N 51. - С. 6.
7. Бородина А. В. История религиозной культуры: Назначение, особенности и задачи курса. // Сто друзей (приложение к "Учительской газете"). - 2002. - 21 ноября. - N 47. - С. 1, 6.
8. Бородина А. В. История религиозной культуры: Нормативно-правовое обоснование курса. //то друзей (приложение к "Учительской газете"). - 2002. - 5 декабря. - N 49. - С. 6.
9. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебник для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М., 2002. - 256 с.
10. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - Изд-е 2-е, испр. и доп. - М., 2003. - 288 с.
11. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебно-методическое пособие. - М., 2003. - 288 с.
12. Бородина А. В. История религиозной культуры: Преподавание курса в средней школе. // Сто друзей (приложение к "Учительской газете"). - 2002. - 12 декабря. - N 50. - С. 6.
13. Бородина А. В. История религиозной культуры: Программа культурологического образования. - М., 1997. - 20 с.
14. Бородина А. В. История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М., 2004. - 48 с.
15. Бородина А. В. Концепция развития русской школы по модели непрерывного многопрофильного образования. //Сборник "Славянская культура - образованию". - М.: АПКиПРО МО РФ, 2000. - С. 187-192.
16. Бородина А. В. Культура и творчество в русской школе. - М., 1997.
17. Бородина А. В. Мы долго стоим на верном пути, а надо идти. // pravoslavie.ru - 2003. - Август.
18. Бородина А. В. Нормативно-правовое обоснование курса "История религиозной культуры". //pravoslavie.ru - Август 2003.
19. Бородина А. В. Религиозная культура в Русской школе. //Этносфера - М., 2000. - N 9. - С. 10-12.
20. Бородина А. В. О возвращении к истокам духовности. // Вторые Арзамасские Соборные встречи (16-18 октября 2003 г.). - Арзамас, 2003.
21. Бородина А. В. О задачах и опыте преподавания школьного курса "История религиозной культуры". //Специальный выпуск научного журнала "Исторический вестник". - М. - Воронеж, 2001. - N 13-14. - С. 524-528.
22. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Учебно-методическое пособие. - М., 2003. - 80 с.
23. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Учебное пособие. - М., 2003. - 224 с.
24. Бородина А. В. Основы религиозной культуры. // Духовные истоки воспитания. Альманах. - 2002. - N 1. - С. 97-114.
25. Бородина А. В. Раскол в сознании. // Сто друзей (приложение к "Учительской газете"). - 2002. - 28 ноября. - N 48. - С. 8.
26. Бородина А. В. Раскол в сознании (продолжение). // Сто друзей (приложение к "Учительской газете"). - 2002. - 5 декабря. - N 49. - С. 1, 8.
27. Бородина А. В. Раскол в сознании (продолжение). //Сто друзей (приложение к "Учительской газете"). - 2002. - 12 декабря. - N 50. - С. 1, 8.
28. Бородина А. В. Раскол в сознании (продолжение). // Сто друзей (приложение к "Учительской газете"). - 2002. - 19 декабря. - N 51. - С. 8.
29. Бородина А. В. Стилевые особенности "Преступления и наказания" как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. - М., 2004. - 128 с.
30. Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа "Преступление и наказание" как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. // Православная традиция в художественном творчестве и общественной мысли (XIX-XX вв.) - М., 2002. - С. 188-193, 194-202.

Отчёт публикован в журнале "Образование" - N 1 - 2005. - С. 47-63.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован