06 марта 2007
1444

Откровенный `неуд`

Российская система льгот нуждается в изменениях, но продуманных и подготовленных
Монетизация стала основной и единственной темой разговора на первом в этом году заседании Общественного Совещания при Президенте РБ, которое состоялось 26 января, под председательством Николая Курапова.
О том, как реализуется в республике Федеральный закон No 122, рассказал заместитель Премьер-министра, министр труда и социальной защиты населения Фидус Ямалтдинов. Наша газета постоянно освещает эту тему, информирует читателей о тех изменениях, которые происходят в начавшейся с 1 января 2005 года реформе как в отношении федеральных, так и региональных льготников. К тому, что уже было сказано, можно добавить следующее. На сегодняшний день из общего числа льготников к федеральному регистру относятся 326 тысяч, региональному - более 524 тысяч. Последним натуральные льготы сохранены практически в полном объеме - для этого понадобилась сумма в 2 миллиарда рублей, что в три раза больше, чем расходовалось из республиканского бюджета ранее. 93,3 процента региональных льготников получили ЕДВ за январь (80 процентов вместе с пенсиями, 20 процентов - по выбору заявителя).
Для эффективного обеспечения льготников дополнительными лекарственными средствами в республике разработан фрагмент федерального регистра. В него вошли 322 тысячи человек.
С 1 по 24 января на территории региона было выписано 28 тысяч рецептов для льготников, на 21 тысячу из которых получены лекарственные препараты. Те, кто пока не приобрел нужные лекарства, смогут сделать это в ближайшее время. Новая система обеспечения дополнительными лекарственными средствами льготных категорий граждан не будет менее выгодной, заверил министр труда и социальной защиты населения РБ. Если раньше для этого выделялось 400 миллионов рублей, то сегодня - 1 миллиард 200 миллионов. Кроме того, республика дала дополнительно на эти цели 300 миллионов из собственного бюджета.
Неплохие перспективы просматриваются в организации санаторно-курортного лечения. До реформы возможность отдохнуть по льготным путевкам имели порядка 5 тысяч человек в год, сегодня их число может стать в четыре раза больше.
Большая, если не сказать огромная, работа была проведена лечебно-профилактическими учреждениями, медико-социальными экспертизами - за полтора месяца 83 тысячи жителей республики получили статус инвалида и были переведены в категорию льготников федеральных. В текущем году эта работа будет продолжена. Только, по словам Фидуса Ямалтдинова, несколько снизятся ее темпы. Работать в режиме чрезвычайной ситуации наши медики уже не могут. Управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по РБ Фоат Хантимеров особо подчеркнул: если человек получил документы на инвалидность до 1 января 2005 года, то деньги ему выплатят, начиная именно с этой даты. Если все необходимые документы будут сданы в течение 2005 года, выплаты начнутся с даты подачи заявления, но не раньше официального получения инвалидности.
Все выступавшие в ходе заседания Общественного Совещания были едины во мнении: старая система льгот, сложившаяся в стране еще в советские времена, отжила свое и требует обновления. Достаточно сказать, что право на получение тех или иных видов льгот у нас в стране имел каждый второй житель. Громоздкая, зачастую не подкрепленная соответствующими финансовыми средствами, старая система тормозила развитие экономики, являлась кормушкой для недобросовестных чиновников, становилась причиной нецелевого использования средств, заметил в своем выступлении депутат Госдумы РФ Мансур Аюпов. Социальная реформа стране была просто необходима. И в этом ее самый большой и убедительный плюс. Однако то, в каком виде явилась она на свет, как начала свое шествие по стране, вызвало недоумение не только самих льготников - всей России. В этом смысле реформа не заслужила оценки больше, чем откровенный "неуд".
Федеральный закон No 122, последствия которого сравнивают с либерализацией цен и шоковой терапией, был подписан в августе прошлого года. Через несколько месяцев ему предстояло увидеть реальную жизнь. И это стало, пожалуй, первой ошибкой законодателей - слишком мало времени было отведено регионам для подготовки. А работы оказалось - непочатый край. Ведь Правительство страны не располагало даже списком лиц, нуждающихся в особой заботе государства. Составить федеральный и региональный регистры предстояло на местах. А это работа не одного дня. Парламентариям в субъектах Федерации необходимо было сделать главное - подготовить нормативно-правовую базу для нового закона. Например, депутаты Государственного Собрания - Курултая - РБ внесли изменения в 150 с лишним законодательных актов, чтобы расчистить дорогу социальной реформе. Последние из них принимались уже перед самым Новым годом.
А потом грянули рождественские каникулы. Вся страна отдыхала, и никто не думал о том, чем обернутся первые шаги реформы, никто не пытался спрогнозировать ситуацию. Я уже не говорю о том, что со стороны федерального центра не велось абсолютно никакой разъяснительной работы. Не было того самого диалога между властью и обществом, о необходимости которого совершенно верно говорили на заседании председатель Исполкома (Канаша) съезда чувашей РБ Георгий Шушпанов и председатель Исполкома конгресса татар Эдуард Хамитов. Уже после того, как по стране прокатилась волна митингов и демонстраций, Госдума отправила в регионы своих посланцев - разруливать ситуацию. Но сделать это необходимо было гораздо раньше.
Не совсем удачным стало время начала реформы, одной из тяжелейших в нашей стране, - в год 60-летия Победы. Не были учтены и психологические особенности старшего поколения россиян. Еще не видя реальных денег, они с первых дней нового года вынуждены были платить за транспорт. При их-то нищенской пенсии! В выступлениях многих членов Общественного Совещания звучала тревога: провал первого этапа реформы стал попыткой нанести удар по действующей власти (как федеральной, так и региональной), по Президенту Путину. Действительно, смутной обстановкой на местах сразу же попытались воспользоваться различные движения, объединения, отдельные одиозные личности, которые никак не причислишь к конструктивной оппозиции. Главной их целью стала не забота о нуждах стариков, а собственные политические амбиции. Было это, как вы знаете, и у нас в регионе.
Первый этап социальной реформы в стране, по существу, проигран. Но есть еще возможность исправить ошибки и извлечь полезные уроки. Завоевать доверие народа очень непросто, потерять - слишком легко и слишком опасно.


Тамара Пересыпкина.

Источник: Республика Башкортостан. Уфа

27 Января 2006 г.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован