21 мая 2002
126

ОЦЕНКА ЖИТЕЛЯМИ МОСКВЫ РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В ГОРОДЕ

Постоянный мониторинг отношения горожан к принимаемым решениям, касающимся жилищно-коммунальной сферы и основным направлениям ее реформирования, является необходимым условием сохранения формирующейся в последнее время социальной стабильности и доверия к органам власти как городского, так и федерального уровня. По заказу Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы в 2000 году был проведен социологический опрос жителей Москвы о ходе проведения жилищно-коммунальной реформы для изучения и анализа условий ее поддержки населением. Для выявления динамики общественного мнения по данному вопросу осенью 2001 года осуществлен опрос с аналогичными параметрами, ставящий своей целью своевременную фиксацию возможных негативных последствий проведенных мероприятий и закрепление имеющихся положительных тенденций.

При проведении опроса был использован разработанный для предыдущего исследования специализированный инструментарий, доработанный с учетом новых условий, сложившихся в ходе реформирования жилищно-коммунального комплекса города.

Опрос проводился посредством личного стандартизированного анкетирования жителей. Отбор единиц наблюдения осуществлялся методом случайной маршрутной выборки. При этом сбор информации осуществлялся по трем основным направлениям.

I. Общие сведения (сведения о возрастном составе опрашиваемых, их образовательном уровне, а также уровне дохода (в разрезе доходных групп).

II. Отношение к жилищно-коммунальной реформе в целом (отношение к необходимости реформирования системы жилищно-коммунального обслуживания; сути реформенных преобразований; мнениях о возможных результатах реформы).

III. Общественное мнение о важнейших направлениях реформы ЖКХ (отношение к размерам платежей за услуги отрасли по отношению к своему доходу; возможная реакция на повышение платы за услуги жилищно-коммунального хозяйства; сведения о степени знакомства населения с действующей системой социальной защиты населения при проведении жилищно-коммунальной реформы и фактическом пользовании теми или иными ее элементами; отношение граждан к принципам расчета платежей за жилищно-коммунальные услуги; отношение к различным системам управления жилищно-коммунальным обслуживанием; отношение к установке приборов учета расхода воды, тепла газа и оплате услуг в соответствии с их показаниями; доверии тем или иным органам управления при проведении жилищно-коммунальной реформы).

В ряде случаев респонденты имели несколько ответов на заданный вопрос.

Работа выполнена Международным фондом инвестиционных проектов под руководством профессора А.Н. Кирилловой

Общая тенденция к снижению числа москвичей, признающих реформы в сфере ЖКХ необходимыми, может быть вызвана как ростом удовлетворенности жилищно-коммунальным обслуживанием (отрицание необходимости дальнейших изменений), так и усилением недовольства (неверие в результативность осуществляемых мероприятий).

Ответ на вопрос о том в чем, по мнению опрошенных, заключается суть реформы ЖКХ, в определенной мере проясняет, какая из двух тенденций является превалирующей.

Отношение граждан к увеличению платы за услуги за период между двумя опросами практически не изменилось (16 и 15%). Вместе с тем наметившаяся тенденция к некоторому снижению числа опрошенных, видящих суть изменений в росте тарифов, внушает определенный оптимизм. В то же время несколько снизилась доля считающих (на 11%), что содержание реформы заключается в улучшении качества обслуживания и снижении нерациональных потерь.

Еще 10% респондентов видят содержание производимых изменений в стремлении снизить объем выплачиваемых гражданам субсидий на оплату услуг ЖКХ (такой вариант ответа при первом опросе не предусматривался).

Склонность придавать наибольшее значение росту тарифов растет с возрастом опрошенных и снижением образовательного уровня. Аналогичная ситуация в группах со средним уровнем дохода. Видимо, самые низкодоходные слои населения рассчитывают на субсидии, а для высокодоходных повышение платы не играет какой-либо серьезной роли. Следует особо отметить, что доля самых молодых респондентов, считающих, что реформирование ЖКХ заключается в увеличении платы, по сравнению с предыдущим опросом существенно снизилась (с более чем 20 до 5%).

Отношение к качеству обслуживания практически не зависит от возраста, однако его повышению в большей степени придают значения граждане с более высоким уровнем образования.

Снижению нерациональных потерь в большей степени уделяет внимание молодежь, более образованные граждане и низкодоходные группы.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован