08 августа 2005
966

Ответы на вопросы редакции газеты `Бизнес ТВ` Губернатора Александра Черногорова

Вопрос: Александр Леонидович, на въезде в краевой центр установлен рекламный щит с вашим портретом и словами: "Бог создал на небе рай, а на земле Ставропольский край". Вы по-прежнему готовы утверждать, что так оно и есть?

Ответ: Отвечу вопросом на вопрос. А вы не считаете, к примеру, жемчужину Ставрополья Кавказские Минеральные Воды удивительным и неповторимым местом, если иметь в виду его природно-климатические особенности (а ведь именно это - ипостаси того, что люди называют раем)? Ставрополье - не только живописные предгорья, но и бескрайние степи, леса, цветущие луга... Так было до того, как люди избрали меня Губернатором края, так, хочу верить, будет и через много-много лет. Что же плохого в пословице?
Вы знаете, что сам я родился и вырос в селе, поэтому, наверное, по-особому близок к природе. Я люблю свой край и не скрываю этого. Более того, знаю, что именно привязанность к своей малой родине, умение ценить родные места и рождают в людях стремление сделать все для процветания этого самого дорогого для тебя кусочка земли. Только любовь созидательна, а я свою роль как руководителя края вижу именно в этом - в созидании.
С другой стороны, хорошо понимаю, какой подтекст вы вкладываете в свой вопрос. Мол, о каком рае может идти речь, если кругом столько проблем. Проблем действительно немало. Но, скажите, а когда нам жилось легко? Да не было ни у Ставрополья, ни у России таких времен. Я видел, как "урабатывались" мои родители, простые колхозники; к умению трудиться приучали и нас, детей. Так что работать мы умеем.
Поэтому считаю, что главным результатом социально - экономического развития Ставропольского края за последние время, начиная с 1996 года (когда меня избрали на должность Губернатора) стало то, что из региона, находящегося фактически в состоянии банкротства (в 1997 году долги составляли четверть пяти - миллиардного краевого бюджета), Ставрополье превратилось в динамично развивающийся субъект Российской Федерации, занимающий прочные позиции на юге страны.
Давайте обратимся к сегодняшнему социально- экономическому положению Ставрополья.
По свидетельству территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, ("Экономика Ставропольского края за 2004 год" "СП" 3.02.05) "Итоги социально-экономического развития Ставропольского края в январе-декабре 2004 года свидетельствуют о продолжающемся наращивании темпов экономического развития края. По сравнению с предыдущим годом увеличились объемы производства продукции в промышленном и сельском хозяйстве, больше оказано платных услуг населению. Возросли грузо - и пассажирооборот предприятий транспорта, оборот розничной торговли и общественного питания, реальные денежные доходы населения и заработная плата".
Статистические данные (еще раз подчеркну, не с неба взятые, а утвержденные органами госстатистики) свидетельствуют, что за последние годы рост объемов производства в экономике практически по всем основным позициям превышает уровень по стране. Прирост продукции промышленности - 61,9% против 45,8% в Российской Федерации. Темп прироста инвестиций в основной капитал выше среднего по России на 13,6%. А оборот розничной торговли и реальные денежные доходы населения превышают показатели РФ на 14,8 и 4 % соответственно.
Здесь нелишне напомнить: все три последних года у нас отмечается устойчивый рост объемов валового производства сельскохозяйственной продукции. Как известно, Ставрополье входит в тройку ведущих регионов России по производству зерна, что создало предпосылки для оживления животноводческой отрасли. К слову сказать, на заседании Президиума Госсовета в Элисте Президент страны В.В. Путин озвучил цифры динамики роста производства зерновых на душу населения. По этим параметрам мы сумели опередить даже наших постоянных соперников Краснодарский край и Ростовскую область, не уступая никому первенства по его качеству.
Динамично развивающаяся экономика края обеспечивает расширение налоговой базы. За последние 4 года отмечен троекратный рост объемов собираемых налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета; их объем возрос с 5,4 млрд. рублей в 2000 году до 14,8 млрд. в 2004-м.

Вопрос: Несмотря на рекордный урожай хлеба в прошлом году, ставропольское село живет впроголодь, цены на зерно так и не поднялись. Как вы считаете, кому это выгодно?

Ответ: Ну, "впроголодь" - это, скорее, художественная метафора. Живут селяне трудно, небогато, однако не голодают. Мне приходится много ездить по краю. Часто встречаюсь с людьми, беседую... Что такое голод, особенно хорошо знают люди старшего поколения - нынче другой уровень жизни и другой уровень трудностей. Сегодня одна из самых серьезных проблем (при том, что Ставрополье получает рекордные урожаи) - бросовые цены на зерно. Понимаете, такое положение дел не может быть выгодным ни одному из участников внутреннего зернового рынка. Когда государство устанавливало цены на зерно, ситуация была простая и понятная. Больше вложишь труда, больше будет у хозяйства прибыль. Сегодня сами зависимости стали более сложными.
Мы живём в едином экономическом пространстве с другими государствами. Ситуация на мировом рынке оказывает сильнейшее воздействие на российский внутренний рынок. А мировой рынок в основном насыщен зерном, поэтому экспорт хлеба из Южного Федерального округа идет туго. Между тем, как я уже говорил, в последние годы в сельском хозяйстве края идет активное наращивание физических объемов валовой сельскохозяйственной продукции. По сравнению с прошлым годом достигнут рост на 26,4 процента. Это самые высокие темпы за последнее пятилетие и обусловлены они в основном успехами земледельцев. В 2004 году во всех категориях хозяйств края было собрано 6,4 млн. тонн зерна, причем 82 процента высокосортной пшеницы. Почти вдвое возросло производство сахарной свеклы, сбор винограда превысил результаты предшествующих семнадцати лет, в 1,3 раза увеличилось производство маслосемян подсолнечника и картофеля. Казалось бы, хорошо, да не все хорошо.
Падение цен (по всем позициям) на зерно и снижение рыночной активности стали основными тенденциями первой половины текущего года. Причинами нетипичного ценового баланса (начиная с марта цены, как правило, растут) стали: большие запасы урожая 2004 года и как следствие - избыточное предложение зерна на внутреннем рынке, неблагоприятная мировая конъюнктура, и что немаловажно для экспорта зерновых, - падение курса доллара к рублю. Все эти неприятности в совокупности и привели к труднейшему положению. Перед началом весенне-полевых работ, чтобы закупить в необходимом количестве ГСМ и семян хлеборобы вынуждены были реализовывать свой основной товар - зерно, по крайне невыгодным ценам. Некоторое преимущество было лишь у "портовых" регионов (Ростовская область, Краснодарский край), которые имеют возможность выбора и, конечно же, быстрее находят куда более выгодных покупателей за рубежом.
Тему о диспаритете цен на зерно и ГСМ мы не раз поднимали на разных уровнях. Как основная звучала она и на последнем Госсовете в Элисте, где речь шла об актуальных проблемах сельского хозяйства. Президент страны порадовал сообщением, что в этом году на государственную закупку урожая 2005 года будет выделено 5 миллиардов рублей. Это то, чего мы давно ждали и что, наконец-то должно исключить засилье "хлебных" перекупщиков. Поэтому Правительство края намерено оперативно подготовить все необходимые документы для участия наших хозяйств в государственных закупках.
А самая заветная моя мечта: это наладить в крае глубокую переработку зерна и выйти на рынок с уже готовой качественной продукцией.
Кроме того, в крае и ЮФО необходимо развивать животноводство. Это один из самых стабильных потребителей зерновой продукции. Развивая отрасль, мы, с одной стороны, наращиваем объёмы производства, численность животных и птицы, а с другой - увеличиваем объёмы рационального использования зерна.

Вопрос: Это было бы неплохо. В животноводстве сегодня масса проблем. Уменьшается количество крупного рогатого скота. Количество овец довели до критической черты, а ведь когда-то племенное овцеводство было маркой края. Удастся ли возродить отрасль и если "да", когда начнется этот процесс?

Ответ: Я хочу снова обратиться к итогам заседания Президиума Госсовета в Элисте, на котором присутствовал, а в своем выступлении большое место отвел именно этим вопросам. Состояние животноводства - это проблема не краевая, а, скорее, - российская. О необходимости подъема отрасли говорили практически все участники высокого собрания, а в итоге пришли к выводу, что для решения имеющихся здесь проблем необходимы комплексные меры на государственном уровне. С этой целью Минсельхоз совместно Минэкономразвития России разработали стратегию развития агропромышленного комплекса и рыболовства. В числе первостепенных задач обозначено "Форсированное развитие животноводства в условиях расширенного спроса и с целью постепенного импортозамещения на внутренних рынках".
Нынче рынок диктует спрос. И, похоже, его жесткие законы работники сельскохозяйственной отрасли уже осознали. Как бы ни было трудно сегодня, оптимизм внушает именно то, что спрос на продукцию животноводства растет. Значит, и у самой отрасли есть будущее. Да, положение в животноводстве у нас сложное. Но в прошлом году мы увеличили объем производства птичьего мяса на 14,7 тыс. тонн. В текущем - темпы еще более высокие, будет произведено 56 тыс. тонн этой продукции. Мы уже почти восстановили производство мяса птицы и подтянули производство продукции до уровня наивысших показателей прошлых лет, до 70 тысяч тонн. Благоприятные ценовые соотношения активизировали развитие свиноводческой отрасли. Ведется реконструкция ферм и комплексов, увеличивается численность свиноматок, кроме того, в крае строится новый свинооткормочный комплекс на 80 тысяч голов. По нашим расчетам, к 2010 году производство свинины в крае удвоится и составит 30-32 тысячи тонн.
На востоке и в приманыческой зоне активно развивается мясное скотоводство. Численность животных этого специализированного направления за последние 3 года выросла вдвое и продолжает наращиваться. Для этого мы используем бюджетную поддержку в виде лизинга. В этом году закупили племенной молодняк на 20 млн. рублей. Хозяйства этой зоны заинтересованы в развитии мясного скотоводства, ведут работу по улучшению и созданию пастбищ. На востоке края в ближайшее время мы рассчитываем иметь численность мясного скота до 70-80 тысяч голов.
По состоянию на 1 мая 2005 года в сравнении с его началом поголовье крупного рогатого скота не на много, но увеличилось в 15 районах края.
Молочное животноводство стало стабильно прибыльной отраслью, и это создает предпосылки для его развития. Сегодня мы полностью обеспечиваем животноводческой продукцией потребности края, а по отдельным видам имеем возможность вывозить ее за пределы, если это выгодно производителю.
Теперь об овцеводстве. Поголовье овец действительно сократилось и на 1 мая 2005 года во всех категориях хозяйств насчитывается около 2 миллионов голов. По сравнению с временами, когда Ставрополье славилось на всю страну как край тонкорунного овцеводства имеет место троекратное снижение. О причинах мы говорили уже много раз: это невостребованность шерсти и низкие цены, не позволяющие компенсировать затраты. Собственники не хотят и не могут заниматься убыточным производством.
Но мы сохранили главное - потенциал для селекционной работы и кадры. Конечно, речь идет о тех территориях, где имеется достаточное количество пастбищ, отрасль низкозатратна и приносит прибыль. К сожалению, здесь ставка делается не на производство "золотого" руна, а на выращивание мясных или мясошерстных пород овец. Диетическое баранье мясо на рынке востребовано. Вот почему сегодня мы принимаем меры по переориентированию овцеводческой отрасли на мясное производство. Если же говорить не о тактических действиях, а о стратегии, то сейчас в Правительстве разрабатывается программа "Восток", в которой развитие животноводства и овцеводства - в числе приоритетов. Но нам нужна ясность Федерального Правительства по импорту, только на основе которой необходимо решать развивать или не развивать мясное направление в животноводстве на основе современных технологий.


Вопрос: Почему Правительство страны ничего не предпринимает против массовых банкротств СХП? Ясно же, что давно следовало упразднить институт конкурсных управляющих, как не оправдавший себя. А Вы утверждаете, что все должно осуществляться в рамках закона. А не получится так, что поезд уйдет и сделать будет нечего?

Ответ: Это вопрос для нас давно наболел, но его решать нужно в законодательном порядке: вносить в него требуемые изменения.
Стоит признать, что Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", призванный регулировать порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), на практике порой имеет прямо противоположное действие. По закону финансовое оздоровление через внешнее управление должно бы способствовать восстановлению платежеспособности должника. Но живая практика дает иные результаты: из всех сельхозорганизаций края, прошедших через губительную процедуру, только две восстановили свою платежеспособность.
Правительство Ставропольского края неоднократно обращалось в адрес полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном Федеральном округе Д.Н. Козака, Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова с предложением о внесении необходимых поправок в существующее законодательство. Считаю, жизненно необходимо, чтобы в нем учитывалась специфика сельского хозяйства. В частности, мы предлагали внести изменения по срокам внешнего управления (в сельскохозяйственных организациях), увеличив его до 5 лет (вместо двух). Также высказывалось предложение об установлении дополнительных требований к кандидатурам арбитражных управляющих, назначаемых в сельхозорганизации; определении размера задолженности, при котором возбуждается дело о банкротстве в отношении сельхозтоваропроизводителей (более 10% стоимости его чистых активов).
Распоряжением Правительства РФ (от 25.02.2005 г. No202-р) в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". В частности, предполагается дополнить статью 179, регулирующую процесс продажи имущества сельхозорганизации, положением, что преимущественное право приобретения имущества банкрота при прочих равных условиях принадлежит сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности. Такие коррективы, по мнению Минэкономразвития России, позволят расширить возможности для сохранения целевого характера использования земель и имущества сельскохозяйственных организаций.
Сегодня выходом из сложившейся ситуации является финансовое оздоровление сельхозтоваропроизводителей в порядке, определенном Федеральным законом "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". На 1 мая текущего года участниками программы финансового оздоровления являются 78 сельскохозяйственных организаций, для которых утверждены соответствующие варианты реструктуризации долгов, что позволяет осуществлять производственную деятельность. Однако, как показала практика, имеется немало возможностей повысить его результативность. В первую очередь, это касается принятия упредительных мер.
Реальным и опасным моментом для ставропольских сельхозтоваропроизводителей является вероятность утраты права на реструктуризацию долгов в случае неблагоприятного воздействия природных факторов. Ставрополье является зоной рискованного земледелия. Стихийные бедствия наносят огромный ущерб и сельскохозяйственному производству, и экономике края в целом.
Вот почему внесение изменения в Закон в части предоставления отсрочки текущих платежей и пролонгации реструктуризации долгов участникам программы финансового оздоровления (в случае возникновения чрезвычайных ситуаций) стали бы эффективной мерой сохранения финансовой стабильности. Об этом я говорил и на заседании Президиума Госсовета в Элисте.
Напомню, что соответствующий проект Закона в прошлом году был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы Законодательным Собранием Челябинской области и поддержан Государственной Думой Ставропольского края. Хорошо бы вернуться к нему на новом уровне.
Думается, что существует также настоятельная необходимость внести коррективы в действующие нормативные документы, устанавливающие порядок, который позволяет (в случае приостановления права организаций на реструктуризацию задолженности по причине нарушения должником текущих обязательств перед кредиторами) начисление пеней и штрафов только в части текущих платежей, но не на общую сумму реструктуризированной задолженности. Такая мера позволит большинству организаций восстановить свое право участвовать в программе финансового оздоровления сельхозтоваропроизводителей.
Внушает оптимизм и то, что в ходе Президиума Госсовета Президент страны дал поручение закрыть, наконец, существующие в законодательстве "юридические дыры".

Вопрос: Александр Леонидович, в селе Воздвиженском Апанасенковского района при участии ОАО "Сигнал" смонтировано цифровое телевидение. Это свидетельствует о том, что предприятие идет в ногу со временем. И таких предприятий на Ставрополье немало. Значит, потенциал имеется и орден "Рубиновый крест", врученный краю Международным благотворительным фондом "Меценаты столетия," - лишнее тому подтверждение?

Ответ: Действительно, промышленность края имеет довольно высокий производственный потенциал. Так, на предприятиях ОАО "Концерн "Энергомера" освоено уже несколько поколений электрических счётчиков и оборудования для их проверки. На основе синтетических кристаллов сапфира разработаны и изготавливаются датчики давления, которые по своей конструкции и качеству превосходят все существующие аналоги. Наши разработки в области изготовления материалов для солнечных батарей признаны ведущими компаниями мира.
Внедрение новой технологии производства аэрозольных баллонов ведёт ОАО "Арнест". Стенки аэрозольного баллона уменьшены вдвое, что дает значительную экономию сырья и материалов. ОАО "Линкор" разработал и организовал выпуск нового оборудования для производства сварочных работ на базе полупроводниковой техники. В числе таких же современных технологических разработок - и организация цифрового телевизионного вещания в с. Воздвиженском.
Авторами его являются коллектив завода "Сигнал", который реализовывал идею в тесном сотрудничестве со столичным НИИ "Радио" и фирмой ROHDE&SCHWARZ (Германия). При выборе места эксперимента сыграло свою роль то, что наиболее активную помощь оказали местные органы власти.
Принцип работы вещания в с. Воздвиженском сходен с принципом работы сотовой связи. Он позволяет организовать прием информации впрямую со спутника цифрового пакета, а трансляцию в эфире непосредственно с цифрового передатчика.
При дальнейшем развитии этого направления, в чем мы кровно заинтересованы, в течении ближайших лет вполне реально охватить всю территорию края цифровым телевизионным вещанием. Так что понемногу стараемся продвигаться вперед.

Вопрос: Однако в последнее время в ряде центральных СМИ появились публикации, в которых предприняты попытки дискредитировать Вас, как губернатора. Чем это вызвано, кому вы перешли дорогу?

Ответ: Как вы знаете, в конце этого года истекает срок, на который я избран Губернатором края. И с первых дней 2005-го - в самых разных средствах массовой информации появились публикации с резкой критикой исполнительной власти. С точки зрения использования момента, время было выбрано со снайперской точностью. По сравнению с первыми числами января после новогодних праздников более тяжелым за весь период моей работы в качестве руководителя края был разве что июньский "потоп" 2002 года. Впрочем, с моральной стороны, тогда было проще, поскольку мы делали благое дело - восстанавливали порушенное стихией хозяйство.
Как вы помните, с начала года все силы Правительства были сконцентрированы на введении в действие вызвавшего бурю негодования среди населения не только края - страны - нового Закона ФЗ за No122 о монетизации льгот. Этот документ имел массу уязвимых мест и нуждался в серьезной доработке на федеральном уровне. Практически уже на этапе реализации нам пришлось приложить огромные усилия, чтобы предотвратить социальный взрыв. Именно тогда и начались атаки на Губернатора и краевую исполнительную власть со стороны разных политических сил, которые не стеснялись передергивать факты и подтасовывать цифры.
Считаю, что эта наша ситуация один в один ложится на то, о чем в своем прошлогоднем Послании говорил Президент России Владимир Владимирович Путин. К сожалению, в политике вместо конструктивного диалога политических партий и общественных движений бывает, что "цивилизованная политическая конкуренция подменяется корыстной борьбой за статусную ренту".
На всех уровнях я говорил и повторю, если надо, сотню раз: я хорошо понимаю, что критика власти, оппонирование ей необходимы. Это неотъемлемая и важная часть строительства гражданского общества. Но требуется цивилизованный диалог, а не попытки подсмотреть в замочную скважину, потрясти грязное белье или из мухи сделать слона. К любому конструктивному разговору я готов. Именно с этой целью при Правительстве края создан и работает политический консультативный совет, куда вошли представители самых разных партий и общественных движений. Прошло уже несколько его заседаний, на которые были вынесены серьезные вопросы экономической, политической и социальной жизни края.
Считаю, что такие встречи лицом к лицу, дают возможность прояснить все наши проблемы, решить их с пользой для края и его жителей, а не отдельных личностей.

Вопрос: Если статьи несут ложь и неправду, вы же вправе защищаться?

Ответ: Есть хорошая русская пословица "На чужой роток не накинешь платок". Если подсчитать, сколько наветов и элементарных глупостей публикуют не очень ответственные средства массовой информации, сколько передергов происходит, то цифра малой не покажется.
Поверьте, сегодня у Губернатора края достаточно куда более серьезных дел и проблем, кроме необходимости отвечать на те или иные выпады в свой адрес. Хотя, когда дело касается действительно серьезных, стратегических моментов, в которые есть необходимость внести ясность, то мы это делаем. И через средства массовой информации, и посредством пресс-конференций и других форм работы. Взять последний случай. Сразу несколько газет (в том числе, федеральных) вдруг начинают муссировать тему о том, что губернатор Черногоров при жизни воздвиг себе в краевом центре "памятник нерукотворный". При этом, будто сговорившись, делают одни те же ошибки. А именно - игнорируют самые главные детали, которые должны быть исходными при подаче любой информации: когда и по чьей инициативе произошло это событие. А случилось это ... два года назад (ну, и оперативность!). 30 июля 2003 года. По решению за No173 на заседании Ставропольской городской Думы было принято решение о присвоении звания "Почетный гражданин города Ставрополя" Черногорову А.Л. за (цитирую документ) "большой вклад в социально-экономическое развитие города Ставрополя". Это решение автоматически повлекло за собой появление моего бюста в числе целого ряда других Почетных граждан краевого центра.
Хочу в какой уж раз напомнить, что муниципальная и краевая власть - это две автономные величины, независимые друг от друга. И как вы знаете, выяснять взаимные претензии, улаживать сложные проблемы мы вынуждены гораздо чаще, чем обмениваться комплиментами. Так что говорить о желании губернатора Черногорова в очередной раз "пропиарить" себя, как утверждали газеты, просто не корректно. Ну, скажите, пожалуйста, что должен делать человек, когда его представили к награде? Топнуть на "город" ногой, закапризничать? Я принял такой жест доверия с признательностью еще больше трудиться, в том числе и на благо краевого центра, где проживаю.
В этой связи хочу процитировать строки из недавнего Послания Президента России В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации. "Мы должны обеспечить право граждан на объективную информацию. Это важнейший политический вопрос, и он прямо связан с действием в нашей государственной политике принципов свободы и справедливости". Хочется верить, что пути решения этой задачи будут искать не только властные органы, но также и работники некоторых СМИ.



Вопрос: Знакомый пенсионер переехал из Москвы доживать свой век в один из городов КМВ. Столичную прописку он потерял, а пенсию получает московскую. Юрий Лужков увеличил ее на полторы тысячи рублей. Вот бы и нам так. Доживут ли до такого дня ставропольские пенсионеры?

Ответ: Вопрос о пенсиях москвичей в сравнении с теми, которые имеют жители края, время от времени всплывает. Многие утверждают, что в столице пенсии и считаются по-другому, и выплачиваются куда в больших размерах, чем по всей стране.
В какой-то степени так оно и есть. Конечно, размер государственной пенсии, выплачиваемой за счет федеральных средств, определяется им также как и всем остальным жителям страны. Но, помимо установленных федеральных пенсий, москвичам устанавливается и ежемесячная доплата за счет средств города. Размер этих выплат, порядок и периодичность их индексации определяются исключительно Правительством столицы и распространяется только на граждан, получающих пенсию в пределах Москвы.
Данный факт, безусловно, свидетельствует о приоритетности решения социальных задач исполнительной властью столицы. В принципе, любой субъект России вправе решать вопрос социальной защищенности своих пенсионеров подобным образом.
Однако далеко не каждый может себе это позволить. В данном случае необходимо учитывать специфику Москвы с ее прочным и достаточно стабильным финансовым положением. Прожиточный минимум в Москве выше, чем в большинстве регионов России. Если у пенсионера в Ставропольском крае за 4 квартал 2004 года он составил 2174 руб. 92коп., то в Москве - 2531 руб.
Если же говорить о соотношении среднего размера пенсии и прожиточного минимума, то анализ такого соотношения в нашем крае показывает устойчивое превышение среднего размера пенсии (без каких-либо краевых доплат) над прожиточным минимумом, тогда как в Москве средний размер пенсии превышает прожиточный минимум только в сумме со средним размером доплат из средств города.

Вопрос: Столичная газета "Россия" в каждом номере на 1-й полосе публикует рейтинг губернаторов. По многим показателям Ставропольский край смотрится очень даже достойно. А вот по зарплате мы до сих пор плетемся в хвосте. Почему?

Ответ: Действительно, такая проблема имеет место. По многим отраслям заработная плата в крае оказывается ниже, чем у наших ближайших соседей (Краснодарского края и Ростовской области), но - не во всех случаях. Например, в прошлом году у работников транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, финансовых органов, включая страхование и пенсионное обеспечение, она была выше, чем в Ростовской области на 11-17 %. В торговле и общественном питании она такая же, как у кубанцев и ростовчан.
Но, повторю, проблема есть, и мы над ней работаем. Этому вопросу уделяли внимание не только на Правительственном уровне. Ею занимались профсоюзные органы, вопрос выносился на трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений с участием представителей министерств края.
На наш взгляд, вопрос повышения заработной платы в крае нельзя решить без дальнейшего активного развития экономики, выравнивания экономических возможностей городов и районов края, привлечения инвестиционных проектов, позволяющих внедрять современные эффективные технологии и создавать высокооплачиваемые рабочие места.
Кроме того, на рост заработной платы может повлиять (и как показывает анализ, влияет) расширение практики договорного регулирования трудовых отношений на всех уровнях социального партнерства, предусматривающего заключение коллективных договоров, которые призваны регулировать оплату труда работодателей и работников организаций.
Известно, что если на том или ином предприятии нет коллективного договора, заработная плата будет устанавливаться работодателем самостоятельно, и в таком размере, который выгоден ему. Поэтому не случайно, что, например, в 2004 г. зарплата в организациях строительства, добившихся права устанавливать рабочие отношения по коллективным договорам, была на 44,7 % выше, чем в остальных, на предприятиях промышленности - на 62,3 %.
Мы содействуем развитию социального партнерства. Только за последние три года число коллективных договоров в организациях края возросло на 20,3 % и составило на начало текущего года более четырех с половиной тысяч. И это не предел. Работу нужно продолжать. Здесь мы рассчитываем на более активную позицию профсоюзов.
Хотелось бы отметить еще один момент в области оплаты труда. Он известен многим жителям края. Это "зарплата в конвертах", т.е. неучтенная часть доходов работающих. Пагубность последствий этого явления, прежде всего, должен осознать сам работник. Ведь на эту часть доходов не производятся отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, не уплачиваются налоги и т.д. Значит, пенсия может оказаться мизерной.
При встречах мы призываем работодателей не допускать сокрытия части заработной платы работников. Но прямых рычагов влияния на эту проблему у Правительства края просто нет.

Вопрос: И все-таки, у края немалые возможности, огромный потенциал. Раскрутить бы их. Что мешает?

Ответ: Многое, к сожалению. Возьму то, что лежит на поверхности. В процессе разработки прогноза на основе предложенных Российской Федерацией сценарных условий нам вновь пришлось анализировать ситуацию с ростом тарифов на энергоносители, которая давно стала величиной "нарицательной" при оценке социального положения населения края и оценке возможности дальнейшего развития экономического потенциала.
Динамика изменения тарифов на электроэнергию показывает что, начиная с 2000 года, темпы роста приблизительно равны. Однако, согласно прогнозам, начиная с 2006 -го, рост тарифов будет опережать средние темпы.
Цена электроэнергии для промышленных предприятий выросла в сравнении с 2000 годом в 2,6 раза, а цена на природный газ к уровню 2003 года увеличилась на 25 процентов. Именно эти и подобные им факторы являются одними из основных сдерживающих моментов, если всерьез вести разговор о росте производства и доходности предприятий.
Чем это оборачивается для экономики края, покажу на одном примере. ОАО "Ставропольмебель" используют около 100 наименований фурнитуры, поставляемой из Турции, Польши и Китая. При организации этого производства на имеющихся мощностях машиностроительного комплекса края ее себестоимость будет в 1,5-2 раза выше, чем поставки из-за рубежа.
Более тревожная ситуация складывается на предприятиях химической промышленности. Продукция бюджетообразующих предприятий ОАО "Невинномысский Азот" и ОАО "Гидрометаллургический комбинат" становится неконкурентоспособной на внешнем рынке, в сравнении с поставляемой из Китая, стран Юго-Восточной Азии и Европы.
Трудно понять логику таких новаций, в результате которых тарифная политика Правительства России поддерживает отнюдь не отечественных товаропроизводителей и становится серьезным препятствием экономического роста.
2004 год - для нас был первым годом реализации Концепции развития налоговой базы Ставропольского края - как основы повышения финансовой самостоятельности.
В целом динамика роста налоговых доходов консолидированного бюджета Ставропольского края положительная. Правительство края вместе с Государственной Думой постоянно занимаются проблемой увеличения доходов бюджета. Однако, пока еще мы не успеваем наращивать их в необходимых объемах из-за постоянных изменений в налоговом законодательстве, в основном в пользу федерального бюджета.
Как видите, ситуация не очень позволяет "раскрутить" резервы в той мере, в какой хотелось бы. Но Ставрополье - край больших возможностей, и богатых ресурсов. Я верю в хорошее и благополучное будущее своей малой Родины.

Вопрос: Вы готовы остаться в кресле губернатора, да еще и не на один срок?

Ответ Подобный мне уже задавали журналисты мне не раз, в том числе и на пресс-конференции по итогам заседания Президиума Госсовета в Элисте.
Я решил не торопить события, а больше внимания сосредоточить на решении конкретных управленческих задач, связанных с социально-экономическим развитием Ставропольского края.
Поэтому, время до декабря еще есть и сейчас самая главная задача хорошо провести уборку зерновых культур, а также нарастить производство в других отраслях краевой экономики, как можно больше привлечь для этого инвестиций.
Так в июне в Буденновске, я встретился с Генеральным директором ОАО "Лукойл-Нефтехим" Алексеем Сергеевичем Смирновым, с которым обговорил вопросы, связанные с ходом строительства второй очереди по производству полипропилена на заводе ООО "Ставролен" и принятием решения о строительстве третьей очереди. А это многие десятки миллионов средств в валюте, дополнительные рабочие места и поступления налогов во все уровни бюджетов.
Так что и этот вопрос, который мне вы задали, будет решаться также последовательно.


Тамара Куликова
Член Союза журналистов РФ
"Бизнес ТВ"
8 августа 2005 г.
http://gubernator.stavkray.ru/publications
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован