31 декабря 2008
1231

Парамонов В.В. Аналитические структуры постсоветского пространства: от классификации к оценке основных проблем на пути развития национальных аналитических школ

На постсоветском пространстве существует значительное число различного рода аналитических структур. Их условно можно классифицировать следующим образом:



· Государственные аналитические структуры, в том числе аналитические подразделения тех или иных учреждений, министерств и ведомств. Занимаются зачастую текущими вопросами ("текучкой", нежели глубокой аналитикой. Как правило, данные структуры являются "кузницей кадров" для всех остальных видов аналитических структур, но одновременно испытывают острую нехватку профессиональных кадров особенно среднего и высшего звена (как аналитиков, так и аналитиков-управленцев). Основная причина этого - более сложное финансовое положение по сравнению с другими видами аналитических структур и, как результат, массовый отток подготовленных (набравшихся опыта) кадров.



· Неправительственные (т.е. созданные инициативными группами граждан) некоммерческие организации (т.н. ННО); их значительная часть в свое время обслуживала интересы внешних доноров/спонсоров (даже создавалась при их прямом финансировании). При этом многие ННО были отвлечены от решения наиболее актуальных проблем в развитии своих стран (если, конечно, не считать в качестве таких "наиболее актуальных проблем" вопросы демократизации, борьбы со СПИДом и за гендерное равенство). Сегодня в большинстве постсоветских стран данная группа аналитических структур или была подчинена воли государства или была закрыта, а в отдельных странах (жертв "цветных революций" - Грузии, Украине, Кыргызстане) функционеры данной группы даже вошли в состав национальных правительств.



· Т.н. проправительственные (т.е. с участием государства, если не под его эгидой) некоммерческие организации (т.н. ПНО) во многом, создавались и создаются для решения каких-либо конкретных задач, в целом страдают от тех же проблем, которые характерны для государственных аналитических учреждений (недофинансирование и кадровый голод), так как во многом являются "близнецами-братьями".



· Структурные подразделения при ВУЗах - на самом деле в большей степени поглощены вопросами "преподавания", в целом развития теоретических исследований, нежели практической аналитикой, хотя есть и некоторые исключения (например, тот же ИАЦ МГУ).



· Бизнес-структуры - специализируются на предоставлении бизнес-консалтинговых услуг и/или на информационно-аналитическом обслуживании интересов своих головных фирм. Практически не участвуют в процессе развития национальных школ аналитики так как в основном "варятся в собственном соку", а многие из их исследований носят закрытый - коммерческий характер.



В итоге, основными проблемами на пути развития аналитики на постсоветском пространстве являются проблемы, с которыми сталкивается именно государственная аналитика (как локомотив в развитии национальных аналитических школ): острый "кадровый голод", недофинансирование и ориентация на текущие, краткосрочные и даже сиюминутные задачи (например, реагирования на события, нежели на системный подход к их изучению, предвосхищению - прогнозированию).



Как результат в ряде случаев имеет место крайняя слабость анализа, прогноза и соответственно рекомендаций, предлагаемых для высшего политического руководства постсоветских стран, в целом зачастую отсутствует альтернативное видение тех или иных явлений, проблем, тенденций и процессов. Более того, остро ощущается нехватка новых идей и инициатив, которые могли бы быть востребованы при принятии государственных решений в сфере внешней политики, безопасности и экономики, в том числе в плане развития региональной экономической интеграции и формирования устойчивой системы региональной безопасности.



В то же время, более глубокий анализ характера деятельности на постсоветском пространстве различных аналитических структур свидетельствует о том, что даже наиболее успешные из них сталкиваются с такой ключевой проблемой как слабость именно управленческого персонала ("хорошие люди, но как они далеки от аналитики". В результате, существует слабое сути кадровой политики при организации аналитической работы, а при подборе конкретных профессионалов мало принимается во внимание самое главное - функциональное значение того или иного специалиста (и, соответственно, ниш(и) которые(ую) они могут/должны занять при распределении функций внутри той или иной аналитической структуры).



Как представляется, любой аналитической структуре следует начинать именно с решения последней проблемы, а постсоветским государствам необходимо в корне пересматривать подходы именно к кадровой политике за счет организации подготовки управленцев нового поколения - управленцев-аналитиков. В этом плане заслуживает особого внимания опыт Узбекистана, где впервые на постсоветском пространстве была создана и на протяжении многих лет функционирует учебная структура по подготовке аналитиков и управленцев-аналитиков.



Возможно, что именно такие системные шаги с одновременным повышением внимания к самой аналитико-прогнозной работе позволят более эффективно решать не только проблемы на пути развития национальных аналитических школ и конкретных аналитических структур, но и многочисленные системные проблемы более высокого порядка, с которыми сегодня сталкиваются республики бывшего СССР в условиях хаоса размежевания - дальнейшей дезинтеграции на постсоветском пространстве.

31.12.2008. http://ia-centr.ru/expert /3398/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован