31 мая 2007
1428

Павел Беленко: Топ-менеджеры и компании в поисках друг друга

Удачная карьера для человека - это высокий статус в обществе, возможность заниматься любимым делом и иметь хороший заработок На что может рассчитывать сегодня профессиональный управленец, решивший сменить работу?

"Эксклюзивные" соискатели и рыночная реальность

Сегодня складываются самые благоприятные возможности для карьеры и России. Это связано с ростом бизнеса во многих отраслях - FMCG, промышленности, сфере услуг (финансовых, IT, кадровых). А также с тенденцией к отходу собственников от оперативного управления компаниями. Они уступают руководство наемным менеджерам, освобождая таким образом высшие позиции, например должности финансового или коммерческого директора, руководителя по продажам. Больше становится и вакансий линейных менеджеров. Особенно эти тенденции характерны для малого и среднего бизнеса.


Несмотря на нехватку кадров, работодатели стремятся нанимать только высококвалифицированных сотрудников. Поэтому характерная черта конкурентного рынка - дефицит менеджеров - сегодня присуща и российскому рынку труда. Совсем недавно он отличался высоким спросом на предпринимателей - талантливых, энергичных личностей. Теперь же чувствуется потребность в руководителях, умеющих работать в системе регулярного менеджмента и выстраивать ее, при не ходимости, с нуля. К сожалению, критическое положение с управленцами, имеющими рыночное мышление и опыт в отечественном бизнесе, никак не облегчает ситуацию и не способствует ликвидации дефицита таких специалистов.


Чтобы менеджер и компания подошли друг другу, необходимо найти их "точки соприкосновения". Если таковые есть, длительной адаптации не потребуется (хотя считается, что руководитель дольше рядового сотрудника привыкает к новому месту), специалист за одну-две недели освоит особенности должности и начнет эффективно работать. Что же это за "волшебные точки"? Прежде всего, профессиональные компетенции кандидата, соответствующие требуемым на данной позиции. Кроме того, менеджерские навыки, а также определенные личные деловые качества (отношение к работе, собственнику, бизнесу). И конечно же, претендент должен "соответствовать" типу корпоративной культуры компании.
В последнее время тактика работодателей по отношению к соискателям существенно изменилась, и этого нельзя не учитывать: если раньше компании готовы были за любые деньги "перекупать" понравившихся специалистов, то сейчас понимают - посулив сотруднику зарплату значительно больше той, что он получал на предыдущем месте, не добиться более высокой производительности труда. Поэтому еще одна тенденция последнего года - работодатели почти не увеличивают зарплаты рядовым сотрудникам, однако охотно предлагают высокие доходы (увязывая их с результатами работы) "звездам" или ключевым менеджерам, вносящим значительный вклад в бизнес компании.

"Хороший" заработок современного топ-менеджера

Размер бизнеса Доход (долл. США)
Малый 1500-5000
Средний 5000-10000
Средне-крупный 15000
Крупный 50000

Приведу пример. В прошлом году крупная организация, выходящая на международный рынок, искала вице-президента по маркетингу. Был найден экспат, готовый перейти из иностранной фирмы, если новый работодатель предложит ему миллион евро в го (предполагалась средняя месячная зарплата, плюс опционы или премии по результатам работы). Сначала руководство отказалось платить такие огромные деньги наемному специалисту, пусть даже очень знающему и опытному. Виданное ли дело - доходы других топ-менеджеров организации в 10-20 раз меньше запроса этого кандидата! Однако после изучения предложений рынка труда и деловой биографии менеджера стало понятно, что "покупка" такого профессионала за миллион - вполне выгодная "сделка". В итоге специалист перешел в компанию и уже в первые месяцы работы принес ей экономию рекламного бюджета в 3 млн. евро.


Ищем достойную работу


Самостоятельный поиск работы - дело нелегкое, особенно если этим занимается специалист высокого уровня. Конечно, занять вакантное место в какой-либо столичной компании можно довольно быстро - в течение одной-двух недель, например, "вывешивая" свое резюме на сайтах по трудоустройству. При поиске должности с зарплатой, скажем, более 5 тыс. долл. США в месяц уже не престижно, да и просто опасно для карьеры помещать информацию о себе в Интернете. Найденная таким образом позиция, скорее всего, будет не та, о которой вы мечтали, - и по деньгам, и по возможностям. Достойную работу зачастую приходится искать месяцами.


Многие причины могут помешать кандидату в получении хорошего места, даже если он высококвалифицированный специалист. К примеру, такие:


1. Непродуманный подход к поиску работы. Сказываются незнание рынка труда, неточная оценка своих деловых качеств, неуживчивый характер, нестандартная (или даже неприятная) манера общения на собеседовании и многое другое.

2. Стремление поменять отрасль бизнеса. Некоторые менеджеры, глядя на зарплаты и перспективы своих коллег из финансового, девелоперского или нефтяного секторов, мечтают о переходе в другую отрасль. Однако такой шаг, чаще всего, ведет к значительным потерям в доходах. Так, начальница отдела крупной страховой организации с зарплатой 7 тыс. долл. США не "ужилась" с новым руководством и обратилась в executive search компанию с просьбой подыскать ей подходящее место в финансовом секторе, показавшемся ей более перспективным. Несмотря на то, что она была отличным специалистом, только конкурирующие страховые фирмы готовы были платить ей не меньше, чем на предыдущем месте. А те финансовые организации, в которые она хотела устроиться, предлагали начальную зарплату примерно 3 тыс. долл. США. Конечно, у нее были перспективы роста, но для этого пришлось бы многому учиться заново и на протяжении значительного времени доказывать свою профессиональную состоятельность.

3. Частая смена работы. В США считают, что специалисту можно и даже желательно менять работу каждые два года. В Европе же, и в частности, в России - другая культура, которая предполагает, что чем дольше сотрудник верен организации, тем он благонадежнее. А если он "бегает" в поисках нового места - значит, считает, что "стоит" дороже, чем ему платят. А какому работодателю понравится такое? Менеджер среднего или высшего уровня, каждый год меняющий работу (не имеются в виду краткосрочные проекты), - для серьезной компании не кандидат. Работодатель обычно отказывает специалистам с "блестящим" резюме, работавшим в брендовых компаниях, если у них более двух переходов в течение трех-четырех лет.

4. Завышенные ожидания в отношении заработной платы. Главное - чтобы человек сам понимал, на что он может рассчитывать. Но зачастую кандидат уверен в том, что достоин гораздо большего, чем имеет на самом деле. Поэтому хороший рекрутер обычно не делает ставку на кандидата, который спрашивает прежде всего о зарплате и соцпакете, а не об обязанностях на новом месте: какой бы он ни был специалист, он несерьезный работник и всегда будет искать "лучшей доли".


Вот, например, как складывалась карьера молодого и амбициозного менеджера, который обратился в executive search компанию 4 года назад и был приглашен из региона на позицию генерального директора крупного для своей отрасли подмосковного предприятия. Успешно отработав оговоренные в контракте 3 года, он решил уйти, т.к. собственники компании не выполнили часть своих обещаний. Перед этим он проконсультировался у своего хедхантера. Хотя он и имел хороший потенциал, но ситуация на рынке, недостаточные знания и опыт руководства не позволяли ему устроиться в организацию, о которой он мечтал. Тогда по совету executive search компании он согласился остаться на своей должности генерального директора. А год спустя смог - опять же с помощью рекомендации посредника ("со стороны" его точно не взяли бы) - устроиться руководителем торгового дома в крупный холдинг в другой отрасли. Изначально он претендовал на зарплату 15 тыс. долл. США, но после консультаций и посредничества хедхантеров согласился на 8 тыс. долл. США, при этом в конце года собственники холдинга готовы выплатить ему дополнительно по 7 тыс. долл. США за каждый месяц работы, если он сумеет добиться оговоренных в контракте результатов. Таким образом, компания снизила свои риски, а менеджер сделал правильный шаг в карьере, т.к. перешел в более крупную, престижную фирму, пусть даже с небольшой потерей в начальной зарплате.

Инструменты развития карьеры топ-менеджера:


1. Ведущий вуз (стимулирует карьеру).
2. Российский МВА (малозначимый параметр).
3. Собственный практический опыт реализации проектов.
4. Тренинги, курсы от "звезд" (следует проходить молодым специалистам).
5. Участие в семинарах, конференциях.
6. Работа с коучем.
7. Прохождение ассессмент-центров.
8. Executive career coaching - коучинг по карьере.

Добрый совет дорогого стоит


На сегодня самыми значимыми инструментами построения карьеры считаются: поступление в ведущий/престижный вуз, работа в западных компаниях, диплом МВА, собственный опыт реализации проектов.

В реальности "линейка" этих инструментов совсем другая. Среди перспективных менеджеров множество людей, которые не оканчивали престижные (по крайней мере, московские) вузы. Диплом МВА насторожит работодателя, но уж точно не распахнет двери в компанию его обладателю (за исключением МВА, полученного в ведущих западных бизнес-школах). Опыт работы в зарубежных компаниях как раскрывает, так и "закрывает" двери во многие российские организации.

Чтобы специалист высокого уровня точнее выяснил, сколько на самом деле он "стоит" и где сможет по максимуму использовать свои знания и опыт, можно рекомендовать ему пройти консультирование по карьере - executive career coaching. Это довольно новая и пока не слишком распространенная в России услуга компаний executive search, которая набирает все большую популярность. Специалист из вышеизложенного примера поступил умно, когда воспользовался помощью профессиональных консультантов.

На Западе executive coaching - явление довольно распространенное, и редкий менеджер начнет поиск новой работы, не получив рекомендаций по карьере. Правда, следует учесть, что хотя коучинг в России - модное течение, но настоящих бизнес-коучей здесь практически нет. Специалист с психологическим образованием, но без опыта работы на руководящих позициях в бизнесе, не может быть бизнес-коучем, даже если он владелец собственной компании из нескольких человек. Бизнес-коуч, консультант по карьере - это или хедхантер с опытом, или консультант из реального бизнеса: ритейла, финансов, HoReCa и т.п. Он должен не столько разбираться и психологии, сколько понимать бизнес, постоянно мониторить рынок, быть в курсе того, что происходит в системе бизнес-образования.

Конечно, услуги отечественных консультантов стоят недешево - около 200 долл. США в час, а продолжительность беседы колеблется от 45 минут до 1,5 часов.
"Козыри" консультантов, с помощью которых можно получить достаточно точные рекомендации по карьере, - знание рынка труда, специализация на конкретных отраслях и умение точно оценить возможности человека (в ходе биографического интервью и интервью по трудовой биографии).

Итак, компании ждут с раскрытыми объятиями и большими зарплатами, но только профессиональных менеджеров, ориентированных на результат, умеющих работать в постоянном стрессе, вызываемом как изменениями рыночной среды, так и управлением людьми. И "топам" придется приложить усилия, чтобы доказать работодателям, чего они стоят в действительности.



31.05.2007

Павел Беленко

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован