21 декабря 2004
2086

Павел Крашенинников: Новый Жилищный кодекс ограничит произвол коррумпированных чиновников

О новом Жилищной кодексе рассказывает Павел Крашенинников, председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.


- Павел Владимирович, расскажите, как идет работа над законопроектами из пакета по формированию рынка доступного жилья?



- После первого чтения в Кодекс было внесено порядка 2 тысяч поправок, многие из них имеют юридико-технический характер, но я бы хотел обратить внимание на следующие детали. Во-первых, понятно, что кодекс регулирует правила пользования жилыми помещениями на разных основаниях: на основании права собственности, по договору найма, социального, коммерческого, на основании членства в жилищно-строительных кооперативах; регулирует вопросы, связанные с товариществами собственников жилья, специализированное жилье и так далее.

Из 2 тысяч поправок где-то 700 Думой принято. Обращаю внимание на то, что Кодекс будет введен с 1 марта 2005 года, а не с 1 января, как планировалось вначале. Приватизация же жилья будет прекращена не сразу, а значительно позже - с 1 января 2007 года. То есть у граждан есть возможность и время подумать, взвесить и принять решение, реализовать свое право на приватизацию жилья, или не реализовать.

Важным, на мой взгляд, является принятое решение о том, что собственникам, которые живут в многоквартирных домах, будут переданы в собственность земельные участки, на которых стоит дом. Им не нужно будет выкупать эти участки, они передаются им в собственность безвозмездно. Теперь это регламентирует закон. На мой взгляд, это достаточно эффективное укрепление права собственности, когда, наряду с квартирой собственнику будет принадлежать доля общей собственности на объекты общего пользования в доме, плюс доля в праве собственности на земельный участок, который под домом и который прилегает к дому, так называемая придомовая территория.

Новый Жилищный кодекс значительно ограничит волюнтаризм властей, и произвол коррумпированных чиновников. Теперь что-либо строить на придомовой территории можно будет только с согласия собственников. И, соответственно, сносить какие-то постройки просто так тоже будет нельзя. Никакая местная власть теперь не сможет распоряжаться по своему усмотрению придомовой территорией, не сможет ее продать, или сдать в аренду. Теперь это будет незаконно. Часть вносимых поправок - это грамматические и технические поправки.



- Как в рамках принимаемого закона будет решен вопрос предоставления бесплатного жилья очередникам, стоящим в очереди 10, 15, и более лет?



- Для них ничего не меняется. Им будет предоставляться жилье в соответствии с нормами, существовавшими до принятия нового пакета. А вот уже с 1 марта следующего, 2005 года, в очередь на получение муниципального жилья будут приниматься только малоимущие и нуждающиеся граждане РФ. То есть администрация не имеет права выбросить на основании нового закона человека из очереди, под тем предлогом, что он не относится к категории малоимущих, - это будет нарушением закона.



- Как в рамках нового пакета законов решился вопрос с обеспечением жильем детей-сирот, выходящих за стены детских домов, и не имеющих жилья? Будет ли государство брать на себя эти обязательства?



- Да, эти поправки внесены. Дети-сироты, в отличие от того, что было представлено в первом чтении, сейчас включены как внеочередники. Те дети, которые вышли из детских домов, которые являются сиротами, будут получать жилье вне очереди, то есть они не будут ждать на общих основаниях. Вне очереди им будет предоставляться жилье в соответствии с социальными нормами.



- До последнего времени для изменения условий существования несовершеннолетних путем продажи или обмена жилья на другое, требовалось разрешение органов опеки, с тем, чтобы исключить нарушение прав несовершеннолетних, исключить возможность появления бездомных детей, или ухудшение условий проживания. В последнее время все чаще звучат предложения отменить эту норму. Как законодатели решили этот вопрос?



- Такая проблема есть, она действительно обсуждалась, и этот вопрос стоит по-прежнему остро. Прежний закон не позволял произвести отчуждение жилой площади без согласия органов опеки, если на ней прописаны несовершеннолетние дети, и совершаемая сделка ухудшает условия их проживания. Сейчас в законе говорится о том, что если семья не вызывает каких-либо беспокойств, то согласия органов опеки и попечительства не требуется. Если же семья относится к категории неблагополучных, то такое разрешение на любую сделку, затрагивающую интересы несовершеннолетних детей, от органов опеки по-прежнему требуется.



- Определяет ли новый закон права тех, кто в настоящее время проживает в общежитиях? Можно ли оформить такое жилье в собственность, приватизировать?


- Общежития, которые раньше принадлежали государственным предприятиям, если эти предприятия приватизированы, будут переданы муниципалитету. На них будет распространяться обычный правовой режим. Грубо говоря, люди получат на это жилье ордер, и будут жить по ордеру. То есть это будет правовой режим договора социального найма, из режима общежитий эти помещения будут выходить.



- Какие еще поправки будут вноситься?



- Все основные поправки, по сути закона, уже внесены. Это будет третье чтение, когда будут устраняться уже только грамматические ошибки, будет проводиться правовая и лингвистическая экспертиза, и я думаю, в ближайшее время это третье чтение пройдет, и пакет будет принят. Еще из плюсов, конечно, надо сказать, что мы предусматриваем самые разные процедуры. Допустим, процедуру обмена, процедуру переустройства, перепланировки, процедуры, связанные с переводом в жилое помещение нежилого или наоборот, жилого в нежилое. В конечном варианте все эти процедуры очень четко прописаны, дается исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены, что, конечно же, упростит работу связанных с этим служб, облегчит жизнь гражданам.

Хотел бы отметить очень важную, на мой взгляд, особенность подготовленного документа - в отличие от старого, советского Жилищного кодекса, все эти новые процедурные моменты, эти новые порядки, сильно ограничивают возможности для коррупции. К сожалению, в жилищной сфере коррупция все еще достаточно велика. И приходится признать, что необходимость принятия этих законов уже давно назрела, что старый Кодекс на 70% просто уже не работает. Эту задачу выполняют местные чиновники, на свое усмотрение, что, конечно, тоже иногда дает почву для коррупции. И могу сказать, что наряду с укреплением прав разных пользователей жилыми помещениями, конечно, этот закон почву для злоупотреблений выбивает в достаточной степени.



- Когда передавали в собственность жилье несколько лет назад, было сказано, что налог на эту собственность меняться не будет. Теперь правительство намерено отказаться от своих обещаний и налог исчислять от рыночной стоимости жилья, что сделает его непосильным для многих владельцев. Что предлагает новый закон?



- В новом законе этот вопрос поднимается, но он окончательно не решен, и я думаю, что он, может быть, сейчас, и не будет решен. Потому что идут дискуссии, не только в Думе, но и внутри правительства, поэтому на данный момент окончательного решения нет.



- Когда можно ожидать принятия нового закона?



-Наш комитет рекомендовал законопроект к третьему чтению, но, я так понимаю, загвоздка пока в других законопроектах, там еще затрагивается Градостроительный кодекс, и в этой части пока нет ясности. Но я думаю, что, поскольку работа идет достаточно интенсивная, пакет будет готов пройдет либо 22-го, либо 24-го декабря.

Беседовала Жанна Лабутина


17 декабря 2004http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован