15 апреля 2012
10804

Павел Лунгин снял кино к Пасхе

В главный православный праздник телеканал "Россия 1" покажет фильм "Дирижер".

История создания этой картины весьма любопытна: она родилась из музыкального произведения. Павел Лунгин познакомился с митрополитом Иларионом Алфеевым (вернее, митрополитом тот стал, когда кино уже начало сниматься), который дал режиссеру послушать свою ораторию "Страсти по Матфею". Митрополит надеялся, что будет снята лента, в которой фоном для музыки станут храмы, фрески старинных монастырей Сербии и Черногории. То есть такая традиционная документалка. Но Павел Лунгин узрел другую идею:

- Мне вдруг показалось, что столь высокая мощная музыка в сочетании с очень простой бытовой историей может дать впечатляющий эффект. Это сочетание несочетаемого для меня стало пари, которое я заключил сам с собой. И я стал искать историю.
Вариантов сценария было много, но в итоге история была найдена настолько обыденная, что многие из первых зрителей, сбитые с толку, принялись искать в ней второе дно, метафоры, подтексты...

- Я подумал: по какому поводу в фильме может постоянно звучать музыка? И понял, что это возможно, если мы показываем репетицию оркестра, - комментирует Лунгин. - Вот музыканты готовятся к своим партиям, вот главный человек - дирижер, в голове которого постоянно звучит музыка. А ведь в этот момент герои проживают и кусочек своей личной жизни, кусочек драмы. И эта драма начинает рифмоваться с пасхальной ораторией...

Сюжет такой. Главный герой - дирижер Вячеслав Петров - богат, знаменит, востребован. Он живет насыщенной духовной жизнью, его творчество светло, высоко и прекрасно. Но оказывается, погруженный в музыку Петров проходит в жизни мимо самого главного - он теряет связь с сыном. Отпрыск Саша - художник. Творческие метания забрасывают его то на Гоа, то в Израиль. Наркотики, богемная жизнь, постоянное выклянчивание денег у отца... Петров страшно разочарован и бросает сына на произвол судьбы, отказывая ему в помощи. А затем из Израиля приходит страшный факс, и дирижеру приходится ехать на Землю обетованную не только с тем, чтобы дать там концерт, но и чтобы поставить финальную точку в отношениях с сыном.

В поездке дирижера сопровождает оркестр. И каждый из этих людишек мелок и слаб по-своему. Один боится, что его заменят в оркестре, и поэтому впадает в приступы ярости, лести, самодовольства и лизоблюдства. Семейная пара (Карен Бадалов и Инга Оболдина) переживают кризис в отношениях, да такой, что муж спешит зарегистрироваться на рейс раньше жены, чтобы не сидеть в самолете с ней рядом. Она религиозна, он - атеист. Она верит, что их брак удастся спасти, и уповает на поездку в святые места. Он устал, не верит ни во что, отчаянно изменяет жене и в случайной попутчице (Дарья Мороз) видит объект для флирта. Он приглашает новую знакомую на концерт в Иерусалиме. Жена, взревновав, делает все, чтобы девушка на концерт не попала. В итоге героиня Мороз, по роковому стечению обстоятельств, оказывается на рынке. Здесь ее ждет встреча с террористом-смертником...

- Смысл фильма прост, если не примитивен, - говорит Лунгин. - Дирижер - человек духовный, цельный, аскетичный - на деле оказывается холодным и эгоистичным. Сына-то он загубил. Интеллектуализм без сердца ужасен... Семейная пара - люди, которые себе врут. Нет никакой высоты в характерах персонажей! Герои Бадалова и Оболдиной живут в мертвом браке, там давно кончилась любовь, только женщина, будучи, как ей кажется, истинно верующей, считает, что брак - это навсегда, что он совершается на небесах. Люди попадают в их орбиту и гибнут. А дальше начинается или не начинается покаяние и возрождение к новой жизни...

Роль дирижера досталась Владасу Багдонасу - актеру такой мощи и харизмы, что глаз не отвести. Играет скупо, даже аскетично, тем величественнее и значимее каждый его жест и слово.

- Владас - актер Театра Някрошюса. На нем держится основной репертуар. Я видел его в "Гамлете", "Отелло" - он иного типа, бермановского, - говорит Павел Лунгин. - Что до Оболдиной и Бадалова, актеров мастерской Петра Фоменко, то я взял их в свой проект, потому что люди они не медийные, относятся к исполнителям психологического плана...

Задачи, которые ставились перед актерами, были сложными. Владасу пришлось заучить каждое дирижерское движение, сопровождающее ораторию "Страсти по Матфею", Оболдиной и Бадалову пришлось открывать рот так, чтобы зритель поверил, что звуки столь духовных песнопений исторгают именно они.

- Я учился у дирижера Владимира Федосеева, несколько раз ходил к нему, он ведь как раз и выступает с концертами "Страстей по Матфею", - признается Багдонас. - Когда я уезжал с театральными гастролями, увозил с собой диск, на который было записано выступление Федосеева. А потом Лунгин поставил меня перед профессиональным оркестром и сказал: дирижируй. И я выдал все то, что заучил. Видимо, у меня получилось попасть и во внешнее, и во внутреннее состояние произведения - оркестр заиграл! Правда, когда кто-то пустил слух, что в Иерусалиме состоится целый концерт, которым буду дирижировать я, всерьез испугался. Хорошо, что это оказалось шуткой.

Инга Оболдина тоже не без содрогания вспоминают свои музыкальные опыты.

- Лунгин меня поставил перед фактом, что мне придется петь. Буквально накануне съемки сцены. Он сказал: "Ну ты же поешь, наверное", я пролепетала: "Ну да, дома, шепотом". А тут надо было петь арию Богородицы! В канун Рождества! И вот выходит оркестр - нарядный, в роскошных костюмах... Я несколько раз извинилась перед ними и... запела. Конечно, потом в фильм подложили профессиональное пение. Но ведь и я не играла, не просто открывала рот, а все делала по-настоящему. Очень важно было попасть в фонограмму. А я не могла понять, где берет дыхание певица в этой арии...

Карен Бадалов отнесся к эксперименту менее эмоционально:

- Понимаете, я же по роли баритон. Это не тембр, а характер. У тенора помыслы высокие, у баритона - ниже, у баса - еще ниже. Моя партия более ритмичная, речетативная, поэтому трудностей с открыванием рта не происходило... А вот что касается характера моего героя... Ему за 40. Изменить жизнь уже страшно. Только катастрофа может изменить зрелого человека. Любовь в этом возрасте - тоже катастрофа. Мне важно было поставить в характере героя многоточие...

Лунгин подчеркивает, что, помимо двух пар - отца-сына и мужа-жены, в фильме есть пятый главный герой - это город Иерусалим.
- Я много слышал об особой энергетике этого города, о том, что люди, попадающие в святые места, переживают катарсис, перерождаются, - рассказывает режиссер. - Поначалу город разочаровал. Он ведь довольно уродливый, выстроенный из белого камня. Мы искали город в подворотнях, проходах, но он ускользал. А хотелось, чтобы преображение героев происходило благодаря городу... В итоге нам удалось найти и ракурсы, и места. Чем хорош Иерусалим - тем, что там везде можно договориться. Нам необходимо было снимать в храме Гроба Господня. Этот храм находится во власти четырех конфессий. Три дали нам согласие на съемки, а армянская церковь категорически запретила. Был даже смешной случай: мы стояли недалеко от храма, а мимо проходили молодые воинственные армянские священники, которые охраняли своего каталикоса. Они были вооружены палками и всем своим видом давали понять, что ничего хорошего нам не светит. Ну, вот они прошли. Через 20 минут мы постучались к арабскому охраннику, его семье на протяжении веков принадлежат ключи от храма, и за сто долларов договорились о съемке.

Съемки в главной христианской святыне выдались напряженными.

- Нас было только четверо, - вспоминает Владас Богданас, - я, два звуковика и оператор. Мимо проходили туристы. Я их, видимо, очень напугал, потому что впал в какой-то транс...

Фильм "Дирижер" очень понравился митрополиту Илариону. Как известный богослов (Алфеев, кстати, сейчас возглавляет отдел внешних связей Русской православной церкви, сменив на этом посту Кирилла, нынешнего патриарха), отец Иларион увидел в картине притчу, отсыл к отношениям Отца и Сына:

- Это вечная тема. Отцы считают, что знают, как должны жить дети, и понимают свои ошибки слишком поздно, когда ничего невозможно исправить, - говорит Алфеев. - И конечно, это фильм о способности покаяния.

Герои приходят к покаянию и очищению через страшные, трагические события. Инга Оболдина до сих пор не может прийти в себя от того, что ей пришлось сыграть:
- Моя героиня совершает вроде не очень страшный поступок: она просит героиню Даши Мороз не приходить на концерт. В итоге девушка становится жертвой теракта... Судьба, роковое совпадение... Но сколько раз мы желали каким-то людям самого плохого? Сколько женщин просило: убери с моего пути соперницу... Фильм показывает, что наши молитвы исполняются и тяжким грехом ложатся на наши плечи. А дальше - наказание... Сцена теракта стала для меня самой тяжелой. Мне даже погружаться в особое состояние не надо было. Я приехала на площадку и увидела, что все вокруг в крови, стеклах...

- Жизнь человека - вечный кризис, - подводит черту Павел Лунгин. - Ты выходишь из одного состояния, чтобы попасть в другое. Я боюсь самодовольных людей, которые все поняли, у которых есть готовые ответы на все вопросы, которые не только деньги, но и душу положили в швейцарский банк. Своим фильмом я пытаюсь напомнить, что сегодня, когда мы все погрязли в индустрии развлечений, важно не разучиться задавать вопросы, анализировать, сомневаться, думать, куда движется жизнь...
Фильм "Дирижер" можно считать главным пасхальным кинопроектом. В прокат картина выйдет 29 марта. А на Пасху, 15 апреля, будет показана по каналу "Россия". Возможно, фильм ждет и фестивальная судьба.

- Я не снимал кино для фестивалей, потому что это ипподром, гонка, а у меня фильм медленный, для раздумий. Но ведь с "Островом" уже происходила удивительная история: думал, что выйдет в количестве пяти копий, а фильм рванул так... "Дирижер" понравился прокатчикам, напечатано уже сто копий. Посмотрим, оправдаются ли наши надежы на сей раз, - скромничает Лунгин.

Премьерный показ "Дирижера" состоялся в столичном ЦДЛ и вызвал интерес у звездной публики. Посмотреть на очередные духовные поиски Лунгина пришли Иван Ургант с женой,

Илона Егиазарова
http://www.vokrug.tv/article/show/Pavel_Lungin_snyal_kino_k_Pashe_33952/?utm_medium=twitter&utm_source=twitterfeed

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован