29 декабря 2003
1405

Пензенская область в 2004 году увеличит расходы на социальные нужды в 1,5 раза.

На вопросы "Интерфакса" отвечает вице-губернатор региона Михаил Косой

Михаил Григорьевич, правительство Пензенской области завершает разработку регионального бюджета на 2004 год. Какая идеология заложена в основу документа? Каковы основные параметры, приоритеты бюджета?
Региональное правительство разрабатывает бюджет исходя из принципа безусловного исполнения обязательств, возникающих в секторе государственного управления. Социальные расходы должны быть полностью профинансированы. Все статьи, направленные на социальную сферу, являютсязащищенными и гарантированными.
Второй принципиальный момент - меняется отношение к процессу расходования средств. Бюджетные расходы ориентированы на достижение конечных результатов. С этим связано и планируемое изменение методики распределения трансфертов областного бюджета, с целью выравнивания финансового обеспечения муниципальных образований. С этим связана и проведенная в текущем году инвентаризация бюджетных сетей, которая позволила выявить свыше 200 ненужных должностей в системе управления Пензенской области, а также продолжающаяся политика перехода на адресное оказание услуг, перевод медицинских учреждений области в систему обязательного медицинского страхования, перевод платежей за неработающее население из ведения муниципалитетов и централизация их на областном уровне, что подкрепляется и финансовой поддержкой пенсионного фонда.
Третья составляющая идеологии бюджета - повышение эффективности расходов и направление части сэкономленных средств на финансирование приоритетных статей и видов расходов. Четвертое- конкурсный характер распределения бюджетных ресурсов.
Проект бюджета еще разрабатывается, но можно с уверенностью говорить, что он будет социально направленным. Фактически все статьи бюджета связаны с социальной поддержкой населения региона. Даже в расходах на госуправление треть расходов предназначена на содержание органов социальной защиты населения и аппарата, который занимается контролем за оказанием социальной помощи.
Если говорить конкретнее, то бюджет разрабатывается под влиянием трех основных факторов. Во-первых, с 1 января будет отменен налог с продаж, во-вторых, в следующем году увеличатся размеры социальных и имущественных налоговых вычетов по налогам на доходы физических лиц, а в-третьих,- большая неприятность для доходной части бюджета - уменьшатся нормативы зачислений в бюджет субъектов РФ налога на добычу полезных ископаемых.
В связи со всеми этими изменениями собственные доходы бюджета Пензенской области определяются в сумме 3 млрд. 295 млн. рублей, что составляет 5,8% валового регионального продукта. С учетом финансовой помощи федерального бюджета доходная часть планируется в объеме 7 млрд. рублей.
Вместе с тем бюджет будет дефицитным. На сегодня мы планируем, что дефицит составит около 5% объема собственных доходов. Отмечу, что в 2000 году мы делали бездефицитный бюджет, который привел к образованию профицита.
Приоритетами в абсолютных цифрах в бюджете-2004 являются образование, здравоохранение, культура, социальная политика. По этим направлениям расходыпо сравнению с 2003 годом увеличиваются в 1,5 раза.
С чем связан такой значительный рост?
Прежде всего, с увеличением с 1 октября 2003 года зарплаты бюджетникам на треть, увеличением в два раза стипендий учащимся средних специальных учебных заведений.
Кроме того, предусматриваются значительные средства на финансирование основополагающих региональных программ - "Дом для молодой семьи" и "Дети Пензенской области", которые носят смешанный экономико-социально-демографический характер, а также программы социального развития села.
Дополнительно предусмотрены ассигнования в объеме 5,3 млн. рублей на исполнение закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Полностью заложены лимиты на отопление школ, больниц, учебных заведений, причем эта задача была для нас очень не простой, так как рост цен на газ в 2004 году прогнозировался на 20%, на электроэнергию - 15%, на тепло - на 16%.
Проект бюджета предусматривает субсидирование предприятий малого бизнеса, которые осуществляют инвестиции в райцентрах и селах области. Конкурс таких проектов уже начался и думаю, что к концу января в отделе поддержки предпринимательства правительства области подведемего итоги.
Впервые предусматриваются средства на ипотеку и расселение жильцов из ветхого жилого фонда. Будет продолжено финансирование программы развития единой образовательной информационной среды в Пензенской области - компьютеризация школ.
Поясните, пожалуйста, каким образом планируется изменить методикураспределения трансфертов.
Дело в том, что мы намерены с помощью трансфертов стимулировать органы местного самоуправления на пристальную работу с малойэкономикой, с местным производством. Правительство предусматривает разделение трансфертов на две части - одна направляется для выравнивания бюджетов по гарантированным статьям, размер второй будет зависеть от выполнения муниципальными образованиями местной программы социально-экономического развития. В целом трансферты будут основаны на обсчете реально существующих мощностей.
Иначе говоря, дополнительную поддержку из областного бюджета будет получать тот, кто сумеет добиться решения поставленных перед собой задач.
Как известно, правительство РФ поставило в 2004 году задачу сократить число предприятий, имеющих государственную долю собственности. Каковы планы областного правительства в сфере приватизации?
Необходимо иметь в виду, что программа приватизации базируется не столько на продаже государственной собственности, сколько на изменении организационно-правовой формы. Из двух форм государственной собственности - унитарных предприятий и АО со 100%-ным государственным капиталом - более эффективной оказывается вторая.
Контролировать деятельность АО с процентным капиталом не в примерлегче, чем контролировать деятельность унитарного предприятия. Государство, какединственный акционер, может в любой момент созвать собрание, заслушать отчет ипотребовать изменить состав правления и т.д.
В АО проще вмешаться в процессуправления, чем в унитарном предприятии, где на порядок сложнее добраться до директора и до производственной программы. С точки зрения отношений собственности преобразование ГУП в акционерные общества при 100% государственном участии ничего не меняет - как был один хозяин, так он и останется. Ну, а формально это называется приватизацией, потому что предприятие становится частным, только его владелец - государство. Эта юридическая тонкость породила немало сомнений и смятения в умах.
Государственный сектор в Пензенской области представляют всего 991 предприятие и организация, что составляет 4,2% общего числа хозяйствующих объектов, численность которых - 20 тыс. Однако, государственный сектор экономики дает 21,1% совокупного продукта региона. Это, прежде всего предприятия ВПК, спиртпрома, а также сельского хозяйства.
В целом говорить об эффективности госсектора однозначно нельзя. Транспортные госпредприятия на сегодня более эффективны, чем частные, что связано с недостаточным развитием инфраструктуры у частников, а вотпромышленные и строительные государственные компании в этом году проиграли частным.
Прокомментируйте, пожалуйста, прогноз социально-экономического развития региона в 2004 году.
В 2004 году мы ожидаем некоторого снижения темпов роста валового регионального продукта - с 5,6% в текущем году до 5,2%. Однаков базовых отраслях прогнозируется положительная динамика. В частности, рост в промышленности составит 6,8%, что соответствует показателю 2003 года, в сельском хозяйстве - 9% (2,2% в 2003 году), в строительстве - 3% (2%).
В демографии, как ожидается, сохранится негативная тенденция. Численность населения несколько сократится - с 1 млн. 484 тыс. человек в 2003 году до 1 млн. 470 тыс. человек.

29.12.2003
www.regions.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован