21 июня 2012
5159

`Персона грата`: Михаил Горст

С экранов телевизоров мы уже давно не слышим призывов заплатить налоги и спать спокойно, но все мы понимаем, что именно за счёт налогов живёт страна, живёт государство. И сегодня тема беседы посвящена тому, какая налоговая система сложилась в России, требует ли она изменений.

Преподаватель Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Михаил Горст - желанная персона в студии "Радио России".

В конце прошлого года, ещё будучи премьер-министром, президент Владимир Путин сказал о необходимости налогового манёвра. Но этот призыв все поняли по-разному. У Минфина свой подход, у Минэкономразвития свой, у организаций предпринимателей, например, у Деловой России - свои представления о том, куда надо двигаться, маневрируя в налоговой сфере. В чём же принципиальные различия в подходах? Да и нужен ли такой манёвр? Вы поспорите в Владимиром Владимировичем? Или поддержите его?

Михаил Горст: Всё зависит от того, какие мы преследуем цели в результате этого манёвра. Заявленная цель, которую озвучил премьер, тогда ещё - была подстегнуть экономический рост, развитие несырьевого сектора экономики с тем, чтобы нам наконец избавиться от так называемой "сырьевой зависимости", или, как это ещё называется в экономической теории "голландской болезни". Дело в том, что налоги - вещь весьма странная, тонкая и сложная, потому что, когда вы начинаете менять налоговую систему, вы влияете буквально на всю экономику. Если мы хотим отказаться выйти из этой самой сырьевой зависимости - если это будет единственная наша цель - то этой цели соответствует некий определённый набор налогов, некая структура налоговой системы. Мы можем этого достичь. Но всё было бы очень просто, если бы других ограничений при этом не было.

А какие же у нас другие ограничения? Прошлый год мы свели федеральный бюджет с небольшим профицитом. И это только благодаря тому, что цены на нефть держались на таком высоком уровне. Если цены на нефть упадут ниже ста долларов, а тем более семидесяти - восьмидесяти долларов, то вопрос дефицита бюджета станет со всей остротой. И в этой связи необходимо понять, а есть ли у нас вообще какой-то простор для налогового манёвра? С одной стороны, нам нужно менять структуру экономики, а, с другой стороны, вопрос - какой ценой? Тем не менее, как мы все прекрасно знаем, более половины налогов, поступивших в федеральный бюджет - это налоги с нефтяной отрасли: так называемая "нефтяная рента". И говорить о том, что мы можем свободно уменьшить налоговую нагрузку там, а увеличить её в другом месте, я думаю, мы не можем. И если вы поговорите, например, с представителями нефтяных компаний, то, уверяю вас, они найдут очень много аргументов в пользу того, чтобы снизить налоги на них.

Но это будут надуманные аргументы? Или это будут вполне обоснованные?

Михаил Горст: Часть аргументов будет, видимо, надуманной, потому что любой предприниматель заинтересован в том, чтобы снизить налоги. Но, с другой стороны, часть аргументов будут вполне обоснованными. В частности, эти аргументы касаются того, что в условиях высокой налоговой нагрузки стимулы к дальнейшей разработке запасов, к поиску новых месторождений, введению в строй новых - они снижаются. То есть, если от прироста цены на нефть вы получаете очень малую часть, то ваши стимулы к тому, чтобы расширять это производство будут снижаться. И это действительно проблема.

Вторая проблема, которая связана с налоговой нагрузкой на нефтяную отрасль - это нефтепереработка. Все мы знаем, что уровень нефтепереработки у нас в стране довольно низок. И до сих пор никак не получается налоговыми способами стимулировать нефтяников в сторону большей переработки нефти.

Вернёмся к различиям в подходах. Наверное, самую консервативную точку зрения озвучивает Минфин. И это понятно.

Михаил Горст: Безусловно, потому что главная задача Министерства финансов - это обеспечить финансирование государственных расходов. Минфин, безусловно, консервативен. И его задача обеспечить налоговыми доходами все расходы, которые должны быть профинансированы.

Тем более что социальных обязательств в последнее время было выдано "на-гора".

Михаил Горст: Не только социальных, но и обязательств по финансированию военного заказа, который, как вы знаете, довольно велик, что является одним из пунктов, по которому экономисты справедливо критикуют действующую власть - то что эти расходы для экономики непосильны. Поэтому Минфин проводит крайне осторожную политику. И то что предложил Минфин - не повышать социальные взносы на зарплату. Вполне возможно, что Минфин согласится на то, чтобы дать какие-то дополнительные стимулы для инвестиций. На это Минфин ещё как-то уговорить можно. Но на то, чтобы снизить налог на прибыль, НДС - я думаю, что это слабопроходные варианты.

Полностью интервью слушайте на сайте: http://www.radiorus.ru/news.html?id=603022
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован