28 января 2009
1561

Первый замглавы администрации президента Владислав Сурков рассказал, как идет работа над реализацией обращения президента к Федеральному Собранию

Изменение избирательного законодательства, о необходимости которого говорил президент Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному Собранию, будет осуществлено в весеннюю сессию. "В течение февраля все законопроекты, которые еще не внесены, окажутся в Госдуме", - пообещал первый замглавы администрации президента Владислав Сурков.

Исполнение президентских посланий - вещь непростая. Вне зависимости от того, кто возглавлял страну в то или иное время, в Кремле неизменно были недовольны тем, как и с какой скоростью ведомства реализуют постулаты "главной речи года". Взять хотя бы планы по снижению инфляции, которая уже давно должна была быть намного ниже 10 проц. Или же строительство магистрали "Север - Юг". Если "поднять" тексты посланий всех трех российских президентов, таких примеров окажется немало.

Впрочем, есть и обратная статистика. КПД исполнения Послания тем выше, чем больше конкретных поручений содержит документ. Особенно если эти поручения президент дает сам себе, то есть своей администрации. Именно так случилось и с Посланием Дмитрия Медведева. Решил глава государства подправить Конституцию - и это произошло, да еще и в рекордно сжатые сроки. Пообещал политическую реформу, по пунктам в Послании обозначив, как именно он хочет откорректировать сложившуюся систему, и часть соответствующих законопроектов уже подготовлена Кремлем и направлена в Госдуму. Как, например, это уже случилось с президентской инициативой, предусматривающей представление предложений главе государства по кандидатурам губернаторов политическими партиями, выигравшими выборы в регионе. Этот законопроект уже принят в первом чтении и отправлен в регионы. "Сейчас процесс назначения губернаторов происходит внутри администрации президента; это не вполне отвечает тому, чтобы кандидат был популярен в регионе и чувствовал свою связь и ответственность перед жителями субъекта", - сказал Сурков, заметив, что пока губернаторы чувствуют свою ответственность только перед президентом. И хотя президент и впредь оставляет за собой право не согласиться с выбором партий, подбирать кандидата будут именно они. Даже если президенту по каким-то причинам не захочется видеть этого человека на посту главы региона, он не сможет дать субъекту Федерации "полноценного" губернатора без партийного благословения, в крайнем случае, ограничившись лишь назначением исполняющего обязанности губернатора с обязательным возвращением к обсуждению этого вопроса с партийцами.

Такой подарок пока, конечно, на руку "Единой России", которая имеет большинство почти во всех заксобраниях. Но, как считает Владислав Сурков, "нигде в законе не записано, что это будет вечно". Мало того, он привел в пример бывшего лидера СПС Никиту Белых, который, несмотря на свою принадлежность к теперь уже несуществующей партии, был назначен губернатором Кировской области. "Этот процесс будет продолжаться. Будут губернаторы и из других партий", - пообещал Сурков.

А вот о прямых выборах губернаторов, видимо, придется забыть надолго. Несмотря на то что такие призывы в последнее время неоднократно звучали, например от глав Татарстана Минтимера Шаймиева, Башкирии Муртазы Рахимова и мэра Москвы Юрия Лужкова. "Мы не пойдем на прямые выборы губернаторов, не вернем их. Мы не пойдем на поводу у некоторых либеральных деятелей, которые говорят, что чем больше выборов, тем лучше. Это не так", - сказал Сурков, сделав вывод, что такой "либеральный догматизм" не соответствует российской политической культуре.

Еще три нововведения, связанных с избирательной системой, находятся в парламенте. Уже принят в трех чтениях и направлен в Совет Федерации закон об отмене избирательного залога на выборах в органы госвласти. "Лучше, если кандидаты будут искать общественную поддержку, а не заниматься политикой потому, что у них много денег", - считает Сурков. Находится на рассмотрении в Госдуме и предложение о формировании Совета Федерации из числа лиц, избранных в законодательные органы госвласти субъектов. "Это здоровый компромисс между выборами и прежним порядком - формирование из числа лиц, избранных в органы власти", - убежден он. "Это приведет в Совет Федерации людей, которые пройдут процедуры выборов именно на региональном, местном уровне", - уверен первый замглавы администрации. Уже принят закон, предусматривающий дополнительные меры для привлечения к законотворческому процессу представителей Общественной палаты РФ, представители которой смогут получать бесплатную экспертизу законопроектов, связанных со свободой, здоровьем и собственностью. Не обойдены вниманием и неправительственные организации, которые получат свою квоту.

Вчера же президент внес в Думу еще один законопроект, регламентирующий процедуру отставки главы муниципального образования. "Это не желание выстроить какую-то вертикаль или дать губернаторам дополнительные полномочия, это попытка дать возможность населению обращаться в органы власти и влиять на ситуацию в тех случаях, когда это необходимо", - охарактеризовал законопроект Сурков. Если нарушаются права граждан или глава муниципалитета попросту бездельничает, а такие случаи, по словам Суркова, встречались - одного из руководителей разыскивали почти полгода, - то это может стать основанием для начала процедуры отстранения. Затеять этот процесс могут как депутаты представительного органа муниципального образования, так и руководитель субъекта Федерации. Решение же об отставке должно быть принято двумя третями местного совета. Но при этом, чтобы избежать привычных вспышек конфликтов между мэрами крупных городов и губернаторами и сделать процедуру прозрачной и непростой, главе муниципального образования, по словам Суркова, гарантируется возможность выступления перед депутатами представительного органа и в СМИ с изложением своей позиции. Таким образом "люди смогут избавляться от нерадивых начальников на местах и поддерживать, защищать, укреплять позиции ответственных и добросовестных руководителей", - уверен Сурков.

Остальные политические идеи из Послания президента пока еще разрабатываются в Кремле и могут меняться по ходу процесса. Тем не менее оставшаяся часть законопроектов будет отправлена в Госдуму в течение февраля, заверил Владислав Сурков. "В весеннюю сессию примем все законы, и до лета они должны вступить в силу", - добавил он.

Идут консультации по поводу числа представителей в Госдуме и заксобраниях партий, набравших на выборах от 5 до 7 процентов голосов. И хотя, по мнению Суркова, 7-процентный барьер показал свою эффективность, интересы почти миллиона - активных, посещающих выборы - людей никем не представлены в Госдуме. Поэтому и родилась идея дать возможность участвовать в работе Совета Госдумы, получить трибуну для выступлений и доступ к СМИ тем, кто получил "полупроходной балл" на выборах, преодолев существовавший ранее барьер в 5 процентов.

Также вскоре будет внесен в Думу и проект закона о поэтапном снижении количества подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов. "Не нужно резкого снижения, но за несколько лет можно сократить его до 100-120 тыс. с нынешних 200 тыс.", - полагает Сурков.

Почти готов и законопроект о поэтапном снижении минимальной численности членов партии для ее регистрации. В этом вопросе также не следует ждать радикальных изменений. Если сейчас для создания партии требуется 50 тысяч человек, то "на первом этапе, который растянется на несколько лет, возможно, следует сократить до 40 тыс. чел., а потом можно будет планировать дальнейшие сокращения, может быть, до 35-30 тыс.", - считает Сурков.

Консультации продолжаются и по предложениям о ротации руководителей партии. "В целом полезно, чтобы мягкая ротация была", - считает Сурков. Но при этом все детали - количество сроков, их длина - останутся на усмотрение партий.

Одним из последних на рассмотрение Думы будет внесен проект закона о гарантиях освещения в государственных СМИ деятельности членов СФ и депутатов Госдумы, который в первую очередь коснется ВГТРК. И здесь, видимо, будет наибольшее количество сложностей. Пока непонятно, кто будет определять, действительно ли равное время было предоставлено партиям, кто будет считать количество их упоминаний, а также в каком ключе это все происходило. "Здесь необходимы очень точные формулировки", - считает Сурков.

А вот обеспечение свободы СМИ, о которой также говорил президент в Послании, в законодательном формате оформляться не будет. В Кремле, признавая, что с этим не всегда бывает гладко, видят ее гарантию в развитии цифрового телевидения и Интернета. Хотя и понимают, что "свобода лучше, чем несвобода".

Кстати

Дмитрий Медведев дал поручение своей администрации дополнительно проработать вопрос о внесении поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы в части, касающейся гостайны, госизмены и шпионажа. "Глава государства внимательно отнесся к мнениям, которые были высказаны по этому поводу в СМИ и обществе в целом", - сообщил Владислав Сурков. По его словам, "возможно, существует риск расширительного толкования понятий "государственная тайна", "госизмена" и "шпионаж". Сурков подчеркнул, что глава государства особо обратил внимание на то, что права граждан в связи с этими поправками не могут быть ущемлены и что необходимо исключить малейшую возможность необоснованного привлечения граждан к уголовной ответственности.

Марина Волкова

Опубликовано в РГ (Центральный выпуск) N4836 от 28 января 2009 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован