06 апреля 2005
1737

Петербургские верфи готовы разделить заказы

Владельцы двух крупнейших частных верфей России близки к мирному разделу рынка. Балтийский завод планирует сосредоточиться на гражданском судостроении, а "Северная верфь" - на военном, сообщают "Ведомости".

Как заявил накануне журналистам полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, владельцы "Северной верфи" и Балтийского завода готовят соглашение о "совместном решении общих вопросов". По словам полпреда, на базе этих заводов может быть создан современный судостроительный комплекс.

Последние годы петербургские верфи сражаются друг с другом за заказы. В 2002 году в спор двух заводов о том, кому достанется выполнение контракта на $1,4 млрд. на постройку двух эсминцев китайского флота, должен был вмешаться премьер. В итоге контракт достался "Северной верфи". Она же получила заказ от Военно-морского флота России на производство головного корвета проекта 20380.

Однако теперь конкуренты хотят мириться. Соглашение может быть заключено до конца недели, подтверждает источник, близкий к группе "ИСТ". По его словам, конкуренты договорились о том, что заказы будут размещаться на том предприятии, на котором это экономически более целесообразно, но в прибыли будут участвовать обе стороны в зависимости от финансового и технологического вклада в исполнение заказа. Так будут исключены ситуации наподобие той, когда Балтийский завод летом 2003 года отказался поставлять "Северной верфи" котлы для китайских эсминцев. Поставки возобновились под давлением питерской прокуратуры.

Источник, близкий к переговорам, сообщил, что строительство кораблей для отечественного военного флота будет развернуто на "Северной верфи", Балтийский завод сосредоточится на гражданском судостроении, а экспортные заказы будут делиться так, как это технологически целесообразно. Ранее гендиректор Балтийского завода Олег Шуляковский заявлял Reuters, что завод сосредоточится на гражданском судостроении - производстве ледоколов, химовозов и лесовозов. Выполнение последнего экспортного военного заказа на $900 млн. (строительство трех фрегатов для Индии) Балтийский завод завершил в 2004 году.

Соглашение - единственный способ предотвратить новые войны между двумя предприятиями, полагает менеджер одного из российских судостроительных заводов. Ведь предприятия находятся в одной нише, а их общие мощности превосходят потребности и России, и внешнего рынков. "Балтийский завод давно не рассчитывал на заказы российского ВМФ", - говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. А "Северной верфи" пока не удалось сделать выгодным бизнес из производства сухогрузов "река - море", налаженного в конце 90-х - продано три судна стоимостью порядка $6 млн. каждый, говорит сотрудник верфи.

Сложнее делить новый экспортный контракт - вскоре "Рособоронэкспорт" планирует начать переговоры с Индией о продаже трех фрегатов стоимостью не меньше $900 млн., считает Макиенко. Сотрудник "Рособоронэкспорта" допускает, что новый индийский контракт разыграют на тендере.

51% акций "Северной верфи" принадлежат Объединенной промышленной корпорации, а она сама - акционерам Межпромбанка. Еще 25% завода - у государства, а 18% - у холдинга "ИСТ". "Северная верфь" показатели за 2003 и 2004 годы не раскрывала.

"ИСТ" владеет 80% Балтийского завода, "золотая акция" которого принадлежит государству. Выручка завода в 2003 году - 3,4 млрд. руб., убыток - 458 млн. руб.


Росбалт, 06/04/2005
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован