07 ноября 2008
3313

Петр Фоменко . Номинация: Лучший режиссер пятилетия

Нельзя сказать, правда это или театральная байка, но Петр Наумович никогда ее не отрицал, всегда переводя разговор "на другое". Соучастник же истории - Лев Дуров обычно пересказывает "дела минувших дней" со свойственным ему размахиванием рук и, вживаясь в образ, уморительно изображает респектабельного и заслуженного теперь Петра Наумовича, а тогда просто Петьку.

Дело было в начале 1950-х. Петька, Левка и сотоварищи учились в школе-студии МХАТ. Петька однажды, якобы, влез на дерево на улице Горького и, по словам Дурова, натурально ел древесную кору, приговаривая: "Я зайчик! Не трогайте меня, я голодный бедный зайчик!" Он же, теперь Петр Наумович, но уже тогда Фома, расставлял на проезжей части аптечные пузырьки и, перегородив движение, руководил: "Машины, объезжайте, объезжайте! Мы берем пробы воздуха!" Из школы-студии его выгнали. Это уже точно не байка, а самая настоящая правда. Как и то, что вышло все по доносу кого-то из самой студии. Анонимка с просьбой "убрать из государственного учреждения культуры "петрушку" поступила куда следует, и "где следует" приняли соответствующие необходимые меры. Фоменко доказывать и спорить не стал (никогда не будет делать этого он и впредь, что бы ни случилось) и поступил в МГПИ. Поступление это потом уже заслуженный и украшенный регалиями режиссер с мировым именем назовет самой большой удачей в своей жизни. Там, в педагогическом, вместе с ним учились Визбор и Ким. "Сидели с тюрмэ Проспер Мэримэ, актер Жан Марэ и Петя Фомэ", - пели на мотив "Опавших листьев" веселые однокурсники. До тюрьмы, слава Богу, дело не дошло. Зато студию МГУ, в которой Фоменко ставил уморительные КВНы, в 1960-е разогнали с треском, но это было чуть позже.

Каким образом из "опасного элемента" он превратился в "лучшего режиссера современного театра" - не знает никто. Ни те, которые определили его "элементом", ни те, которые сейчас определяют как "Мастера". Быть может, все дело в том самом "хулиганстве", которое Дуров называет "диссидентством", а сам Фоменко - "обыкновенной веселостью". Никогда ничего не просил, никогда ни к кому не ходил, ни с кем не спорил, ничего не доказывал. Первая весточка прогремела, когда в еще не остывшей после оттепели Москве с треском закрыли сразу несколько спектаклей. Одним из них был "Смерть Тарелкина", который поставил в Театре Маяковского Фоменко. За "кощунственное сопоставление и надругательство над святынями". Надо сказать, что в тексте Сухово-Кобылина режиссер не изменил ни слова. Это был первый удар и первое понимание, что театр существует вопреки.

В 1970-е он жил на два города - Москва, Ленинград и снова Москва, Ленинградский театр комедии и "Теркин на том свете", "Экзамены никогда не кончаются" в Театре Советской Армии и "Любовь Яровая" в Малом. Однажды он послал по известному адресу секретаря Ленинградского обкома партии Романова. Речь шла о сохранении акимовского наследия. "Вы же сами его гнобили!" - взорвался Фоменко, и отношения, причем сразу с двумя столицами, разладились окончательно. Фома перебрался в Тбилиси, здесь в Русском драматическом имени Грибоедова он поставил "Свой остров" и "Дорогу цветов". Здесь же на банкете после одного из спектаклей, на глазах у изумленной публики отказался выпить за здоровье товарища Сталина Это не был протест, это была позиция. Фоменко был тих, ничего не декларировал, просто сказал: "Не буду".

В 1981-м он вернулся в ГИТИС, уйдя из репертуарного театра. В 1988-м набрал свой теперь уже знаменитый курс, а в 1993-м появилась "Мастерская Петра Фоменко" как театр. Играли прямо в аудиториях, публика срывала двери с петель и сидела друг у друга на коленках.

Сергей Женовач, Иван Поповски, Елена Невежина, Владимир Епифанцев, Миндаугас Карбаускис, Николай Дручек, сестры Кутеповы, Мадлен Джабраилова, Галина Тюнина, Тагир Рахимов, Юрий Степанов и Полина Агуреева - это все его театральные дети. А он по-прежнему запросто может по-гусарски, с локтя, тяпнуть сто граммов, взять гитару, спеть про "Забуели мои мысли". И скромно потупить глаза, не отрицая, но и не подтверждая, как однажды, на "Ленфильме" вместе с группой товарищей, проходя мимо стенда "Лучшие люди", они приклеили туда свои фотографии. А под ними листок, где написали - "люди похуже".

"Самый лучший способ определить, как действовать, - это зайти в тупик. Человек, который мучительно задает себе вопрос, что делать, уже начал преодолевать трудности"

Анна ТРЕФИЛОВА
"Театральные "НИ"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован