16 января 2004
1503

Петр Волостригов:`Кудрин мне написал: перебьетесь, вы и так богатые`

- Петр Станиславович, какова доля зарплаты в бюджете вашего округа?

- По 2003 году примерно 20%. Чуть больше будет в следующем году. Особенность нашего округа в том, что если в других регионах МРОТ составлял 450 рублей, то у нас была социальная защита к ставке ЕТС в размере 40%,то есть всего 600 рублей. Органами государственной власти автономного округа было принято решение об увеличении ставки до 600 рублей и сокращении 40%-ой ставки до 10%, и реальное увеличение зарплат после принятия соответствующего закона составило всего сто рублей, что потребовало в этом году дополнительных средств на 1,7 млрд рублей. То есть в абсолютных величинах после октябрьского повышения зарплат кардинального изменения ситуации не произошло.

- Получается, что повышение зарплат произошло не на 33%, а всего на 11%. А как местные бюджетники отреагировали на это. Не приходят, не жалуются?

- Конечно, приходят. Народ к хорошему, сами знаете, привыкает быстро. И даже маленькое ущемление от достигнутого сказывается на психологическом состоянии людей. Очень много обращений было и от профсоюзных организаций. Приходилось объяснять, что необходимо жить по средствам.

- Но в ближайшие два года ситуация резко изменится. Поступления по НДПИ, которые приносят бюджету ХМАО треть доходов, скоро у вас отберут. В 2004 году ваш округ получит вместо 20% уже 14,4%. Правильно?

- Я уточню: мы получим даже меньше. Сейчас подготовлены изменения в Бюджетный кодекс (БК) РФ, где допущены не только нарушения основных его норм, но и принципов межбюджетных отношений. Начнем с того, что всем областям и краям, на территории которых добываются полезные ископаемые, передается на 2004-й год 14,4% НДПИ. А автономным округам, входящим в состав областей и краев установили ставку 13,4%, то есть у нас забирают 1% и отдают его области, в состав которой мы входим. Я обращался к министру финансов Алексею Кудрину, доказывая, что справедливее было бы забрать этот 1% из федерального бюджета. А иначе получается, что некоторые субъекты РФ "равнее" других. И получил от Кудрина вместо аргументированного ответа письмо, где было сказано, что вы, мол, и так богатые - "перебьетесь".

- А как 2005-й год, когда у ХМАО будет оставаться только 5% НДПИ, отразится на вашем бюджете вообще и на расходах по выплате зарплаты в частности?

- Если сейчас НДПИ составляет треть доходов от нашего бюджета, а его поступления сократятся в 2005 году в три раза, то доля зарплаты в расходах бюджета округа возрастет где-то на 10%. Кроме того, в 2005 году предстоит реализация закона об общих принципах организации органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, где нам предстоит реализовывать те полномочия, которые прописаны в этом законе. В связи с этим сейчас вообще трудно подсчитать, в каком состоянии окажется не только бюджет нашего округа, но и других субъектов РФ, ведь существуют объективные и субъективные трудности с реализацией определенной части полномочий.

- Но если НДПИ у вас заберут, есть ли другие способы пополнения бюджета? Не станет ли в этом случае казна дефицитной?

- Есть несколько путей, чтобы решить проблему пополнения бюджета. Первое - увеличить объем добываемой нефти. В 2003 году предполагается добыть 228 млн. тонн, вместо 209 млн. в 2002-м. Исходя из этого, сумма налогов во все уровни бюджетов в абсолютном исчислении у нас превысит уровень 2002 года. Второе - придется перейти на режим жесткой экономии. Однако в этом случае объекты капстроительства, которые мы начинали в других условиях планирования и распределения налоговых доходов, придется свернуть. Вот это то, что можно сделать в нынешних жестких условиях, когда регионам фактически не оставили ни места, ни времени для защиты своих интересов от волюнтаризма центра.

- Разве реформа Козака не в полной мере решает проблемы регионов и федерации? В принципе ведь в ней все логично: каждый отвечает за свой участок работы, за каждым закреплены финансовые источники для выполнения этих обязательств.

- У многих субъектов РФ, в том числе и нашего округа, имеются достаточно большие нарекания по поводу перечня передаваемых полномочий. Например, независимые эксперты утверждают, что реально перечень полномочий могут исполнять от силы 15 из 89 субъектов РФ. Что касается нашего автономного округа, у которого отнимают 24 полномочия из 41, хотя изначально предлагалось отобрать все, то здесь тоже есть вопросы. Понимаете, автономные округа очень разные, а нас всех взяли и "слили" в общий котел. Если говорить об Усть-Ордынском, Коми-Пермяцком, Корякском автономных округах, то в каждом из них проживает не более 20-40 тысяч человек. У нас же, в Тюменской области, в корне противоположная картина. В нашем округе проживает населения больше, чем в области. На порядок больше и наш экономический потенциал. Я часто спрашивал того же Козака, какая цель у реформы. Ответ был таков - нужно, мол, выровнять потенциал субъектов РФ. Но ведь путь-то для такого выравнивании выбран административный, а не экономический, без учета радикальных изменений происшедших в автономном округе в последнее десятилетие: на территории округа проживает 1,5 млн. человек, он производит промышленной продукции на0,5 трлн. рублей, на ее долю приходится 57% нефтедобычи в России, он занимает первое место по производству электроэнергии.

- А какие налоговые доходы в итоге оставили у ХМАО?

- С 2005 года всем субъектам РФ предполагается полностью передать всего два налога - налог на имущество и на игорный бизнес. Остальные налоги подлежат распределению между федеральным центром и субъектами РФ. И здесь опять же возникает масса вопросов. Я, например, понимаю, что в Москве игорных заведений много и они смогут собрать этот налог. Ну а в сырьедобывающем регионе, которым является Ханты-Мансийск, кто-нибудь думал, какие могут быть поступления по игорному бизнесу?

- Но российское правительство объясняет перераспределение доходных источников обычной житейской справедливостью: раз по Конституции недра принадлежат всей России, то они и должны приносить доход не одному субъекту, а всем...

- Как-то нам показывали график бюджетной обеспеченности субъектов РФ на каждого человека, где регионы в зависимости от своего экономического потенциала идут по нисходящей линии. При этом на графике также проведена линия, которая показывает, какой должна быть средняя бюджетная обеспеченность по всей Российской федерации. Так вот Минфин предлагает наложить верхние линии на нижние и получить ту самую среднюю величину, которая приведет к уравниванию доходов на душу населения. Принцип дележки при этом предлагается простой - отнять у богатых и поделить на всех. Но это, на мой взгляд, порочная практика. Когда мы говорим о бюджетной обеспеченности, нельзя забывать о том, в каких тяжелых природно-климатических условиях работают наши люди. Нельзя их зарплату сравнивать доходами городских жителей. Люди пьют воду с примесью нефти, работают в условиях 40-50 градусных морозов, а им говорят: вы получаете много. Справедливостью тут и не пахнет. Необходимо построить сотни школ, домов культуры, тысячи километров дорог для того, чтобы только приблизится к общероссийским стандартам, ведь на это в период интенсивного освоения нефтегазовых месторождений никто не обращал внимания.

16.01.2004
http://www.volostrigov.ru/news.html?id=86
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован