12 марта 2004
1473

Петр Волостригов: Нас превращают в бутафорию

-Как получилось, что округа лишились своих полномочий? Ведь представители Совета Федерации и регионов работали над законами в группе Козака.

- Я участвовал в работе комиссии Козака по разграничению предметов ведения, полномочий между органами госвласти России, субъектов и местного самоуправления. Проблема заключалась в том, чтобы разграничить регулятивные, исполнительные и контрольные полномочия между тремя уровнями власти. Работа проводилась так: мы брали действующие законы и смотрели какие полномочия прописать за федерацией, какие за субъектами, какие передать местному самоуправлению.

- А как они были распределены?

- Они все были перемешаны. Одни и те же полномочия могли быть закреплены за несколькими уровнями власти сразу.

- Какой процент полномочий был так перемешан?

- Трудно сказать, в разных законах было по-разному. В некоторых вообще не было никаких полномочий местного самоуправления. Я участвовал в анализе около 50 законов и полномочия должны были быть прописаны в соответствии с этим анализом. Однако, когда в прошлом году мы получили текст президентского проекта закона о системе госвласти, там откуда-то появилась статья 26.6, которая как раз передавала часть полномочий округов регионам, в которых они территориально находятся. Да что там округа! Даже беглый анализ статьи 26.3 о полномочиях совместного ведения центра и регионов показал, что их список не аналогичен статье 72 Конституции РФ. В этот список попали полномочия, которые не является предметом совместного ведения. Они являются предметами собственного ведения субъектов РФ. Аналитики подсчитали, что предложенный перечень полномочий в состоянии исполнять порядка 15-20 субъектов РФ, а не все 89. А ведь с 1 января 2005 года этот закон начинает действовать. И совершенно непонятно где брать деньги на исполнение этих новых полномочий. Бюджет на 2005 год будет формироваться где-то в мае, а ничего еще не готово. Я даже не знаю, сколько времени нужно регионам для перехода на новую систему. Ведь еще надо вносить изменения в множество законов.

Надо было эволюционным путем все делать - сначала в законах полномочия перераспределять, а затем принять общий закон о системе госвласти в стране. Надо сначала по каждому закону пройтись и посмотреть, как это будет работать и финансироваться. А теперь телега пошла впереди лошади. Будут огромные трудности с реализацией этого закона. Мне по-человечески жаль Кудрина Алексея Леонидовича и Грефа Германа Оскаровича, которым предстоит выработать механизм его реализации. Им надо разработать необходимые законопроекты и нормативно-правовые акты, огромное множество ведомственных актов. Написать методики, каким образом это все претворить в жизнь. Я считаю, что такое отношение к реформе граничит с безответственностью.

- Любая перестройка - нервное занятие. А что же вы с полномочиями округов собираетесь делать. Восстанавливать?

- В Конституции записано, что округа являются равноправными субъектами РФ. Так что статья 26.6 вразрез с Конституцией делит полномочия между равноправными субъектами. Территориальное деление осталось с советских времен. Но в Конституции не записано, что Ханты-Мансийский автономный округ административно входит в состав Тюменской области. Он равноправный субъект федерации. Без всяких исключений.

Так что лишение округов практически всех предметов ведения и передача их на исполнение органам государственной власти краев и областей, в состав которых они входят - это абсурд.

-Но вы же все-таки отбили часть полномочий на стадии разработки закона. ?

-Действительно, первоначальный вариант закона был еще хуже. Разработчики, судя по всему, хотели вообще уничтожить округа. Вопреки Конституции. Этот закон шит белыми нитками, которые видны любому, кто хоть что-то понимает в юриспруденции. И я даже думаю, что лучше бы мы не устраняли все нелепости. Надо было пропустить закон, в первоначальном абсурдном виде и на следующий день после введения в действие подать в Конституционный суд. Это был бы 200-процентный выигрыш.

-Но все же вам удалось отстоять 17 полномочий для округов - это немало.

-Но 24 наших полномочия все равно остаются за краями и областями. Правда, у нас есть возможности забрать их себе и, таким образом, реализовать право равноправного субъекта РФ. Но это не так просто. Нам удалось записать в законе, что и эти полномочия мы можем сами исполнять, если заключим договор с органами государственной власти области. Эти полномочия также можно оставить за автономными округами, если будет принят федеральный закон об автономной округе. Ведь в статье 66-3 Конституции записано, что область, в состав которой входит округ, не может влиять на принятие и исполнение закона об автономном округе. Может быть принят закон об отношениях автономных округов с краями, областями, в состав которых они входят.

Сейчас мы прорабатываем все эти возможности. А также возможность внесения поправок в закон. Обращение в КС также внесет ясность и возможно упростит процесс.

-Но все-таки, раз округа территориально вложены в края и области, может быть не выгодно дублировать все полномочия? Зачем вам лишние полномочия?

-Вопрос сложный. В принципе я не против того, чтобы часть полномочий оставить краям и областям. Хотя у нас нет лишних полномочий. Мы их успешно исполняли, тут вопросов нет. Но можно было бы объединить самые общие полномочия, 5-6. Например, ликвидацию чрезвычайных ситуаций, нотариат. Но ни в коем случае нельзя отбирать у автономных округов и отдавать другому субъекту федерации 4 полномочия. За это я буду продолжать биться насмерть. Первое, это социальная защита населения. Второе,- образование. Третье -- здравоохранение. Четвертое -- выравнивание и бюджетное обеспеченность муниципальных образований. Вот это краеугольные полномочия, которые являются сутью и смыслом деятельности органов государственной власти. Я говорил об этом Козаку, но не нашел у него понимания.

Ведь, если их передать другому субъекту федерации, это будет сродни социальной катастрофе. Потому что на территории, например, автономных округов и юга Тюменской области совершенно разные законы, совершенно разные условия жизни: климатические, демографические, природные. На территории автономного округа и юга Тюменской области разная степень социальной защиты, разная степень развитости инфраструктуры. Расстояние от Тюмени до Ханта-Мансийска 1000 км.

Население округа выбирает себе губернатора и региональную Думу для того, чтобы они решали все проблемы. А оставленные нам 17 полномочий дают возможность власти комфортно себя чувствовать и быть не реальной властью, а бутафорией. Если губернатор не отвечает за социальную защиту, за образование, здравоохранение, за муниципалитеты, ему остается только кормить себя и жить в благоденствии. А по всем проблемным вопросам - обращайтесь в Тюменскую область, за 1000 км.

- А может было бы действительно проще слить округа с краями и областями, в которые они входят?

-У нас населения больше, чем в Тюменской области. У нас полтора миллиона населения, экономика в 10 раз сильнее, чем на юге Тюменской области. Зачем ломать устоявшуюся систему управления ради каких-то эфемерных, пока еще не просчитанных реформ по укрупнению? Чтобы доложить, да мы укрупнились? Нет расчетов, никаких нормативно-правовых документов. Вы же знаете, что для введения или изменения любого налога принимается десяток законов и сотни нормативно-правовых документов ведомственных.

-Но все это можно сделать, было бы время. Был бы экономический эффект.

-При слиянии нашего автономного округа с Тюменской областью экономическийэффект для области может быть и будет. Для нас нет. Я приводил пример: когда приняли Конституцию, то как бы выдавили из тюбика зубную пасту. Имеется в виду, что в Тюменской области признали равноправными субъектами Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Но естественно, сам-то тюбик деформировался, правильно? А за тот период, за 10 лет, пока мы были равноправными, с независимым бюджетом Ханты-Мансийский автономный округ вырос на несколько сотен тысяч жителей. У него увеличился экономический потенциал - сейчас вклад нашего промпроизводства в экономику РФ около 600 млрд руб. Это он сопоставим с потенциалом некоторых федеральных округов и больше суммарного вклада в экономику России Москвы и СПб вместе взятых.

И вот теперь попробуйте в этот деформированный тюбик загнать обратно эту пасту. Тем более что она еще и увеличилась, не рассохлась, как бывает с пастой. Я говорю Козаку, зачем это делать? А он говорит: для того, чтобы выравнивать бюджетные обеспеченности территории. Я говорю, пожалуйста, давайте будем выравнивать, мы и так выравниваем. Мы большой объем инвестиций вносим в Тюменскую область. У нас создан совет трех губернаторов, совет трех Дум, мы встречаемся, разговариваем, общеобластные программы принимаем, работаем. Зачем нас опять лбами сталкивать?

И кому будет интересно работать, если все взять и поделить? У наших нефтянников не будет мотивации увеличивать производство промышленной продукции. У нас суровые климатические условия. У нас инфраструктура еще не до конца развита. Нас постоянно укоряют, что у нас уровень бюджетной обеспеченности на человека очень большой. Но ведь у нас и расходы очень большие. У нас нет дорог, много ветхого жилья. 300 населенных пунктов все еще сидят на дизельном электропитании. По обеспеченности школами, детскими садами, яслями, объектами здравоохранения, мы до сих пор ниже среднероссийских показателей

12.03.2004
http://www.volostrigov.ru/news.html?id=91
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован