09 декабря 2008
1123

Пить меньше Вологжане, к сожалению, не стали

31 литр проданной алкогольной продукции (без пересчета на абсолютный алкоголь) пришелся в среднем на каждого жителя Вологодчины по данным декларирования за прошлый год, что на уровне среднероссийского показателя. - Цифры, свидетельствующие о потреблении алкоголя за первые девять месяцев текущего года, столь же высокие, - считает начальник департамента продовольственных ресурсов, торговли и услуг области Тамара БРИТВИНА. В минувшую среду в департаменте состоялось расширенное заседание коллегии, на повестку дня которой был вынесен вопрос об исполнении закона "О реализации полномочий органов государственной власти Вологодской области в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

НЕЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

- Уважаемые члены коллегии, механизм исполнения данного закона для нас крайне важен, так как работа алкогольной отрасли напрямую связана с формированием бюджета области, - открыла заседание коллегии департамента Тамара Бритвина. - Серьезностью рассмотрения объясняется и широкий спектр тем, заявленных в прениях, и большой круг докладчиков.

По мнению Тамары Павловны, кризис в алкогольной отрасли наступил ни вчера и ни сегодня, его первые симптомы начали давать знать о себе еще несколько лет назад, когда активизировалась капитализация (укрупнение) алкогольного рынка. Сравните: в 2000 году в России насчитывалось более 500 ликеро-водочных заводов (ЛВЗ), в настоящее время, не выдержав конкуренции, их число сократилось до 280 предприятий.

- То есть количество заводов сократилось почти наполовину, - говорит начальник департамента. - И нам очень бы не хотелось, чтобы эта картина повторялась на территории Вологодчины.

Тем не менее пока в стране процесс капитализации всех участников алкогольного рынка (здесь имеются в виду и сфера производства, и оптовое звено, и розничная торговля) по-прежнему продолжает идти довольно активно.

МИЛЛИОНЫ ОТ НЕЛЕГАЛОВ

Другим характерным фактором, негативно влияющим на ситуацию в целом, является наличие на рынке неоправданно высокой доли нелегального производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Далеко ходить за примерами не надо: в России, согласно статистике, только в 2007 году через розницу было реализовано 190 миллионов дал (к слову, один дал равен 10 литрам. - А.Я.) водки и ликеро-водочных изделий (ЛВИ), тогда как производство и импорт составили 130 млн. дал. В задаче спрашивается: откуда взялась столь существенная разница, исчисляющаяся 600 миллионами литров (вот уж действительно - ЛВИная доля!), и сколько при этом финансовых средств в виде налоговых отчислений потеряли бюджеты всех уровней?

- И в 2008 году положение не улучшилось, - вынуждена констатировать Тамара Бритвина. - По оценкам экспертов, доля нелегального оборота у нас в стране достигает 30-40 процентов.

ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ

Состояние алкогольного рынка в Российской Федерации тоже наводит на грустные размышления. Достаточно сказать, что наша страна занимает первое место в мире по объему потребления водки и второе, после США, по стоимости ее рынка. Разумеется, что все вышеперечисленные факторы не смогли не сказаться отрица-

тельным образом и на алкогольном рынке нашей области.

- Народ, к сожалению, выпивать меньше не стал, в том числе и жители Вологодчины, - говорит Тамара Павловна.

За девять месяцев 2008 года на алкогольном рынке области реализовано 2850 тысяч дал продукции, что составляет 103 процента к соответствующему периоду прошлого года.

- В структуре продаж на алкогольном рынке области в сравнении с аналогичным периодом прошлого года изменений практически не произошло, - поясня-

ет Тамара Бритвина. - Иными словами, это свидетельствует о традиционных предпочтениях вологжан.

НА ВКУС И ЦВЕТ ТОВАРИЩЕЙ НЕТ?

Впрочем, несмотря на традиционность предпочтений населения по отношению к продукции местных производителей, торговля упорно продвигает ассортимент иногородних производителей. То есть складывается впечатление, будто сами организации торговли работают не в Вологодской области.

И вот в чем парадокс. Казалось бы, по результатам проведенных маркетинговых исследований алкогольного рынка около 50 процентов опрошенных респондентов отдают предпочтение местной продукции. Однако в структуре регионального алкогольного рынка продолжает наблюдаться сокращение ее доли.

- Алкогольный рынок Вологодской области сегодня представлен пятью ликеро-водочными заводами, 27 и 1200 организациями оптовой и розничной торговли соответственно, - перечисляет Тамара Бритвина. - Но в числе последних свыше 100 организаций, имеющих розничную лицензию, работают исключительно с привозной продукцией. 24 такие организации насчитывается в Вологде, столько же в Череповце, более полусотни - в районах. И у контролирующих органов сейчас возникает вполне закономерный вопрос: чем вызван столь пристальный интерес этих фирм, работающих в пределах нашей области, сугубо к иногородней продукции?

ГОТОВНОСТЬ К ДИАЛОГУ

Начальник отдела лицензирования и координации алкогольного рынка департамента продресурсов, торговли и услуг Валентин Коновалов отметил:

- Алкогольный бизнес был, есть и будет находиться всегда под жестким контролем государства. Введение единой ставки акциза на этиловый спирт, установление минимальных цен на алкогольную продукцию в оптовых и розничных сетях будет способствовать снижению нелегального оборота. Кстати, соответствующий законопроект уже находится на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации.

Другой аспект, который берется на заметку, - обострение на рынке недобросовестной конкуренции. Еще один из рычагов позитивного воздействия на рост доли местной продукции -конструктивный диалог всех заинтересованных сторон и активизация работы с производителями.

Кстати, этой проблеме департамент посвятил серию совещаний в 17 муниципальных образованиях области с участием глав администраций, представителей предприятий-производителей алкогольной продукции, руководителей организаций торговли и общественного питания, контролирующих органов. На всех подобных встречах проходила презентация продукции, предоставлялась возможность заключения прямых договоров на ее поставки. Словом, основной целью проведения совещаний являлось установление партнерских отношений между предприятиями - производителями пищевой продукции и торговыми сетями.

САМИ-ТО ВЫ МЕСТНЫЕ?

По данным декларирования розничной продажи алкогольной продукции, за девять месяцев текущего года наибольший процент реализации продукции местных производителей - в Верховажском районе, где он составил 40 процентов.

- Далее следуют Кирилловский (38 процентов), Кадуйский, Кич-менгско-Городецкий, Сямженский и Устюженский (по 37 процентов), Вытегорский и Великоустюгский (по 36 процентов) районы, - продолжил Валентин Коновалов.

В перечень муниципалитетов, где доля реализации местной алкогольной продукции наименьшая, входят Вашкинский, Тарногский, Усть-Кубинский районы и Вологда - по 24 процента, Вологодский район - 22 процента, Грязовецкий и Сокольский районы, а также Череповец - всего по 21 проценту.

СНИЖЕНИЕ ОБЪЕМОВ

- Если вести речь о производстве алкогольной продукции на Во-логодчине в целом, то сложившаяся на алкогольном рынке области ситуация отразилась и на деятельности предприятий ликеро-водочной отрасли, - говорит Тамара Бритвина. - За девять месяцев теку-

щего года произведено 1,3 миллиона дал, что составляет 79 процентов к соответствующему периоду прошлого года, а реализовано 1,26 млн. дал, или 82 процента.

Среди предприятий удельный вес поставки продукции на внутренний рынок за 9 месяцев составил:

ОАО "Череповецкий ЛВЗ" 28%;

ЗАО "Арсенал вин" 25%;

ЗАО "Завод сортовых водок" 25%;

ОАО "ВУЛВЗ" 15%;

ОАО "ВЛВЗ "Вагрон" 6%.

Что касается вывоза продукции, то за девять месяцев текущего года он равен 530,6 тыс. дал. То есть 35 процентов (для сравнения: в 2007 году вывозилось 48 процентов) произведенной на территории области алкогольной продукции было реализовано за ее пределами, в основном это продукция ЗАО "Завод сортовых водок".

БОЛЬШОЙ БРАТ СЛЕДИТ ЗА ТОБОЙ

Вопрос о сотрудничестве торговых организаций с производителями Вологодчины волнует и Валентина Коновалова.

- Из 27 организаций, имеющих оптовую лицензию, часть зарекомендовала себя законопослушными участниками алкогольного рынка, - говорит Валентин Александрович. - Однако лишь пять-шесть организаций работают с заводами области. Кроме этого, прослеживается тенденция увеличения числа предприятий-поставщиков, зарегистрированных за пределами области, что также приводит к бюджетным потерям.

Впрочем, не стоит полагать, что негативные явления остаются без внимания и, что называется, "спускаются на тормозах". По факту незаконного оборота алкоголя возбуждаются уголовные дела. Выявляются нарушения, когда отсутствуют необходимые сопроводительные документы или товар не имеет специальных марок. Деятельность ряда организаций и вовсе приостановлена. Причем все инциденты, как правило, связаны с привозной продукцией.

- В результате мер, принятых в связи с осуществлением государственного контроля, нам удается находить общий язык между производителями, поставщиками и организациями торговли, находить пути взаимовыгодных условий сотрудничества, - говорит Валентин Коновалов. - Продукция вологодских производителей способна конкурировать на равных с иногородней. К примеру, в области немало торговых организаций, в обороте которых местная продукция занимает от 75 до 100 процентов от всего объема продаж.

НА 180 ГРАДУСОВ!

- Мы постоянно стремимся к установлению взаимовыгодных партнерских отношений, сокращению недобросовестной конкуренции, повышению престижа продукции вологодских предприятий, - подводит итог заседанию начальник департамента. - Приоритетным для нас является и противоборство обороту нелегальной продукции, от которой бюджеты всех уровней несут колоссальные потери. Все то, о чем мы говорили здесь сегодня, через поправки инициирует и Законодательное Собрание области, и Государственная Дума РФ. Объем теневого оборота будет сокращен. Причем эта проблема касается не только нашей области, но и других российских регионов. Поэтому ситуацию давно пора изменить кардинальным образом и развернуть на 180 градусов. Также необходимо выработать ряд мер, чтобы и в наступающем году вологодские заводы остались на рынке, а наши оптовики в большей степени переориентировались на реализацию продукции местных производителей.

Антон ЯНКОВСКИЙ
krassever.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован