30 ноября 2005
1171

По реке - дешевле

Владимир Михайлович Кочуров, заместитель директора департамента транспорта и связи администрации Архангельской области...

- Владимир Михайлович, какое место реки занимают в транспортной системе области?
- До 2000 года Северная Двина практически не работала целое десятилетие. Глубины упали до 80 см. В 2001 году было принято совместное решение Минтранса и администрации области о паритетном финансировании дноуглубительных работ. За 4 года глубину довели до 150 см. И в 2004 году по рекам было перевезено 2908,2 тыс. т грузов и почти полтора миллиона пассажиров. Даже до Лешуконского через Пинегу, Кулой и Мезень проводили баржи с углем и дизтопливом по тысяче тонн. Но в этом году в связи с разделением полномочий федеральных органов, органов субъектов Федерации и муниципальных образований все работы должен финансировать центр, а он их не профинансировал в полном объеме. В результате глубина уменьшилась до 145 см. Навигация сократилась на месяц. Но даже в этих условиях и северный завоз сделать успели, и плоты с лесом доставили.
- Что нас ждет в следующем году?
- В ноябре на Морской коллегии при Правительстве РФ мы свои заявки и обоснования представили, но деньги в полном объеме скорее всего выделены не будут. Рассматривается вопрос о передаче рек, кроме магистральных, в управление регионов. Но пока никакой правовой базы для такого разделения нет. Следовательно, в бюджете мы не можем предусматривать средства на финансирование этих работ.
- Какие могут быть варианты?
- Один из вариантов - введение платы с грузоперевозчиков. У нас есть сборы дорожные и морских портов, а реки до сих пор "бесплатные", но бесплатного ничего не бывает, и разумно было бы содержать инфраструктуру за счет пользователей. Безусловно, должно остаться бюджетное финансирование в части обеспечения перевозки грузов по государственному заказу для выполнения каких-то государственных социальных обязательств. А остальное - от судовых сборов.
- Но для такого варианта должны быть приняты основы на федеральном уровне, а это долгий процесс .
- Другой вариант - лесопромышленники. Основные грузополучатели - они. Сегодня стоимость перевозки одного кубометра леса на один километр по воде стоит от 10 до 20 копеек, по ж.д. - 40 копеек, автотранспортом - 1,5 руб. При этом "КамАЗ" берет 20 куб. м, а плот - до 10000. А сколько еще платят штрафов за перегруз, разрушение дорог, мостов! Предприятию проще заключить договор с управлением водных путей и профинансировать работы на тех боковых реках, где для них идет заготовка. Тем более им не нужен договор на всю навигацию, а только на пару недель для спуска плотов до Двины, откуда их можно не спеша в течение лета доставить на предприятия. Тогда бы и с Двины средства не отвлекались. Летнюю, осеннюю сплотку возобновить, баржи активнее использовать, и работала бы река от ледохода до ледостава. Тем более что с каждым годом ледоходы все раньше, а ледоставы все позже.
- Может, дорого?
- Нет. Стоимость установки и поддержания навигационной обстановки на боковой реке на две-три недели сопоставима со стоимостью половины джипа.

Андрей Ружников
"АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА"
dvinainform.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован