20 марта 2003
1932

Почему человек перестает быть актером и становится священником?

Этот человек начинал как артист, много снимался в кино, работал во МХАТе. И все было замечательно. Но однажды он резко изменил свою судьбу, стал дьяконом, и при этом в отличие от некоторых других людей, которые становятся священниками, перестал мелькать на телеэкранах, совершенно исчез из жизни. Поэтому очень приятно, что он посчитал возможным придти в нашу программу. У нас в гостях Леонид Каюров.

- Почему человек перестает быть актером и становится священником?

КАЮРОВ: Если Господь даже мытарей воззвал, если он даже блудниц претворял в жен-мироносиц и через ослов говорил, то, я думаю, что для него не составляло особого труда из артиста театра и кино создать православного дьякона.

- А с вашей точки зрения, что произошло в вашей жизни?

КАЮРОВ: Я предполагал, что этот вопрос возникнет, хотя никогда его не формулировал для себя. Одна из причин v желание быть самим собой. Вторая причина v жажда святости. И третья причина v жажда свободы.

- Неужели нет никакой внешней причины, что человек вдруг перестает ходить в театр и сниматься в кино?

КАЮРОВ: Все подлинное и настоящее произрастает постепенно и зреет изнутри. А причина была в том, что в 1983 году, мне тогда было 26 лет, я крестился. Для меня этот поступок был не случайным. Поэтому моя жизнь стала меняться. Я стал серьезно к этому относиться.

СЛУШАТЕЛЬ: В чем вы видите истину человека-актера и истину того человека, кем вы стали сейчас?

КАЮРОВ: Истина человека в том, чтобы стать самим собой. А истина актера в том, чтобы в кого-нибудь воплощаться, перевоплощаться. Главное для него играть, быть кем-то, а не самим собой. Часто бывает, что яркая индивидуальность у актера ему мешает. И обычно такой актер начинает себя тиражировать, начинает во всех ролях играть самого себя. А известно, что самые великие артисты, как, допустим, Михаил Чехов, в жизни были незаметными, невзрачными людьми.

- Вы во МХАТе играли Ленина в знаменитом спектакле "Путь". Вы сейчас к этому относитесь как к греху?

КАЮРОВ: Нет, потому что я играл его с определенным отношением. Есть тонкость одна: я играл не Ленина, а роль Ленина. Я наполнял эту роль своим отношением, можно сказать, критическим отношением. Когда этот спектакль показали по телевидению, мне рассказывали, что старые большевики, которых трудно обмануть, писали письма такого содержания: кого вы нам показываете, какого-то фашиствующего молодчика?

СЛУШАТЕЛЬ: Как вы относитесь к войне с Ираком, которая может начаться уже сегодня?

КАЮРОВ: С ужасом отношусь. Люди забывают, что физический мир настолько тонок, что малейшее воздействие может привести к совершенно непредсказуемым последствиям.

- А у вас не возникает мысль, что поскольку уничтожают неверных, то это правильно?

КАЮРОВ: Нет. Такой мысли не было.

- Мне кажется, очень важно сказать, что такой мысли у православных христиан не должно возникать. Потому что, к сожалению, такие мысли возникают у некоторых людей.

КАЮРОВ: Мне приходилось слышать подобное мнение от людей, которые считают себя православными. Когда 11 сентября произошла трагедия в Нью-Йорке, я слышал такую точку зрения, что Господь наказал Америку за ее прегрешения. Это чудовищно было слышать. Из Евангелия мы знаем пример, когда апостолы предложили Христу низвести огонь на селения из-за того, что они не приняли Христа. Господь сказал на это, что вы не знаете, какого вы духа. Так что это совсем не христианское воззрение.

СЛУШАТЕЛЬ: Как отнесли ваши родители к вашему уходу в духовенство и как сейчас к этому относятся?

КАЮРОВ: Отнеслись с пониманием. У нас не было разговоров, объяснений.

- Я читал в интервью, что ваш отец сначала воспринял это как удар. Это не так?

КАЮРОВ: Я не знаю. Мы это не обсуждали. Я сказал маме. Она отреагировала очень болезненно и сказала: "Я буду готовить папу". Не знаю, как она готовила, но объяснений не было. Для меня имело очень большое значение, как к этому отнесутся родители.

- А почему вам не хотелось посоветоваться с вашим отцом?

КАЮРОВ: Я чувствовал десницу Господню, волю Божью. Мне просто надо было согласовать свои поступки.

- Я как человек, который занимается театром, знаю, что театр - это болезнь, его даже называют наркотиком. По этой жизни у вас никогда не возникало тоски?

КАЮРОВ: Нет, у меня не возникало такой тоски. В первые годы, когда я оставил прежнюю жизнь, мне даже снился один и тот же сон, что я сижу, занавес закрыт, впереди за занавесом зрительный зал, сейчас занавес откроется и начнется какое-то действие. И вдруг поднимается ураганный ветер, меня проносит этим ветром через всю сцену, и я куда-то улетаю.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Есть фраза "Пути Господни неисповедимы". Когда у человека случается беда, ему надо искать объяснение этому или надо просто принять случившееся?

КАЮРОВ: Существование самого мира v это величайшая тайна. Мир прост только для дураков.

- Если человек хочет в вере обрести какое-то успокоение, как это сделать?

КАЮРОВ: А помните, как сказал у Достоевского старец Зосима Алеше: "В горе ищи счастья". Когда в жизни случается такая ситуация, что надо нести крест, то надо его нести и благодарить Господа за все. Это очень сложно понять. Искусство жить v это еще искусство правильно поставить вопрос. Случается несчастье, и человек, как правило, задает вопрос: за что мне это? А вот если поставить вопрос: для чего мне это, очень многое может открыться.

- Сейчас идет Пост. Почему истинно верующий человек должен поститься или он не должен?

КАЮРОВ: К Посту не должно быть суеверного отношения, не должно быть пародийного представления о Посте. Вспомнилось такое высказывание сербского писателя Юрия Крижанича, который сказал, что в России русские люди едят друг друга и поэтому сыты бывают. Поэтому часто от отцов церкви можно слышать: ешь все, только людей не ешь.

- Это правильно?

КАЮРОВ: Конечно, это правильно. Хотя соблюдать Пост надо. Но надо знать, что не человек для Поста, а Пост для человека. Пост v это средство. И имеет он, прежде всего, духовное значение. Пост v это не меню. Пост v это духовный труд. Результат Поста v это Пасха. И так уж человек устроен, что он не может встретить светлый праздник, если перед этим он не пройдет трудный путь самоограничения. Принцип Поста v именно воздержание. У каждого, конечно, свои меры.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Случались ли у вас искушения? Хотелось ли вам заняться чем-нибудь мирским?

КАЮРОВ: Нет, Господь милостив. Я чувствую свое призвание к тому, чем я сейчас занимаюсь.

- На вашем месте сидел замечательный артист Михаил Боярский, который говорил о том, что занятие искусством, в том числе и занятие театром, v это очень греховное дело. Вы считаете так же?

КАЮРОВ: Если это происходит во имя свое, если человек через это самоутверждается, то, как и всякое искусство, оно греховно. Искусство греховно, когда оно не осенено высшей идеей, когда существует отрыв от Бога. Я хотел бы даже порассуждать не столько о греховности искусства, сколько об опасности профессии актера. Актеру, чтобы сыграть страсти, нужно спровоцировать, вызвать в себе эти страсти. И до поры до времени хороший артист уверен, что контролирует эти страсти, но они могут захлестнуть человека, он может с ними не справиться.

- А если искусство греховно, то почему такое большое количество людей именно в нем ищут спасение?

КАЮРОВ: Смотря что подразумевать под спасением.

- Но людям без искусства жить было бы сложней?

КАЮРОВ: Церковь не отрицает искусства, творчества. Человек вообще призван к творчеству. И разве церковь когда-нибудь обходилась без музыки, без архитектуры, без живописи? Нет. Другое значение, чему все это служит.

- Литература и музыка в церкви определенная. Но есть же великая литература v Пушкин, Толстой, которые были с точки зрения церкви греховными людьми, а с точки зрения огромного количества людей теми, кто помогал понимать любовь. Как одно с другим сочетается? Как греховный человек может помогать другим людям? Или он на самом деле не помогает?

КАЮРОВ: Наверное, помогает на определенном этапе. Пока человек не вышел на путь поиска истины.

- Ваш взгляд на жизнь сильно изменился с тех пор, как вы стали священником?

КАЮРОВ: Да. Вы сказали при встрече, что я сильно физически изменился, значит, я изменился и внутренне, потому что дух творит формы. Мы по форме человеческого тела можем сказать, какая у него душа.

Леонид Каюров
2003/20/03 Андрей Максимов (ведущий программы)

mayak.rfn.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован