13 ноября 2006
2078

Подъем переворотом

История компании "СКБ Контур" - это история о том, как идея превращается в авантюру, авантюра - в бизнес, а бизнес в поисках возможностей расширения замахивается на принципы взаимодействия хозяйствующих субъектов и государства

В июле 2000 года молодой программист компании "СКБ Контур" Леонид Волков положил на стол непосредственного руководителя заявление "по собственному желанию". Как теперь говорит сам Волков: особо радужных перспектив ни у компании, ни у него лично в ее составе не просматривалось. К тому же ему предложили должность программиста в одном из крупных банков и очень хороший по тем временам оклад. Но руководитель сказал: подожди, есть идея. Так начался проект "Контур-Экстерн". Сегодня это программный комплекс, позволяющий предприятиям отчитываться в налоговые и другие органы через интернет, не используя специального оборудования или программного обеспечения: все формы заполняются на сервере "СКБ Контур", там же проверяются и, снабженные электронной цифровой подписью (ЭЦП), отправляются в налоговую. Все это за более чем доступную плату - около 300 рублей в месяц. Бессменный руководитель проекта - Леонид Волков.

Леонид с удовольствием демонстрирует всем желающим занятный документ - "Оптимистический план развития проекта "Контур-Экстерн"", составленный в августе 2000го. По нему, проект должны были завершить к ноябрю того же года. Но разработка продолжается до сих пор. За это время Волков побывал в 200 командировках и похудел на 8 килограммов. При этом производит впечатление человека, который очень гордится своей работой и немного собой. Немудрено: "Контур-Экстерн" - продукт, формирующий две трети прибыли "СКБ Контур". Именно он сделал регионального игрока средней руки лидером пусть узкого, но федерального рынка (компания удерживает 50% рынка налоговой отчетности через интернет, имеет 150 тыс. абонентов во всех субъектах РФ, кроме Чечни). Да и узость этого рынка - временная. Количество предприятий, отчитывающихся через интернет, удваивается каждые 8 - 10 месяцев. Кроме того, сама технология имеет огромный потенциал. О ее становлении, современных проблемах и перспективах мы беседуем с Леонидом Волковым.
"Эмбиэев не кончали"

- Леонид, расскажите, как "СКБ Контур" пришел к идее отчетности онлайн?

- Отчетностью компания занималась с момента возникновения в 1988 году, и к 2000-му была наработана солидная база. Но нерешенной оставалась глобальная проблема. Дело в том, что существуют десятки федеральных форм отчетности и еще сотни региональных. Если посчитать все местные особенности отчетности, то только в налоговой - более четырехсот форм. Это около 40 тыс. показателей, 8 тыс. контрольных соотношений. И несколько сотен тысяч строк справочников. Все это в полном виде просто невозможно установить на машину пользователя. Кроме того, формы и показатели постоянно меняются, поэтому информация требует обновления минимум раз в месяц.

В качестве решения проблемы появилась идея сделать "тонкого клиента". Суть технологии в том, чтобы вся информация хранилась и обновлялась в одном-единственном месте - на нашем сервере. На машину клиента ничего ставить не нужно: он заходит на сайт в интернете, заполняет формы там и выгружает готовый отчет. К весне 2001 года мы худобедно сделали "набивалку" (то есть можно было зайти по открытым каналам на сайт, забить данные в форму и сохранить их в виде отчета на дискете. - Ред.). Только в таком виде это никому не было нужно...

- Почему?

- Потому что нельзя было продать. Нерешенной оставалась другая проблема: выгрузив файл, клиент должен был распечатать его на бумаге, чтобы придать документу юридическую значимость, и вместе с дискетой отнести в налоговую. Конечно, налоговому инспектору сверить электронный вариант с бумажным проще, чем самому вносить данные. Но это даже не наполовину решение проблемы - на четверть.

- То есть вам нужно было решить вопросы защиты и транспортировки данных, а также юридической значимости в электронном виде?

- Да, только при выполнении этих условий мы могли продать наш продукт. И в 2001 году оформилась идея налоговой отчетности через интернет. И надо же было такому случиться, что в апреле 2001 года сразу несколько производителей софта выпустили средства криптографической защиты информации (СКЗИ) нового поколения (подробнее об ЭЦП и СКЗИ см. "Виртуальность с автографом", "Э-У" N 16 от 24.04.06). Они были просты, удобны и легко совмещались с продуктами Miсrosoft, под которые затачивались наши программы. К лету 2001 года у нас было готовое решение: можно зайти на сервер, сформировать отчетность, зашифровать ее и отправить. ...Но налоговая ее не приняла бы: закона об ЭЦП еще не было, и придать юридическую значимость электронному отчету было невозможно. Закон приняли 10 января 2002 года. И с лета 2001го по зиму 2002го был еще один период, когда мы все чуть не поувольнялись. Что мы только ни делали, чтобы занять людей. Например, писали сайты для канадской авиации: по продаже самолетов, по найму пилотов.

- То есть в 2000 году вы начали разрабатывать проект, возможность коммерциализировать который появилась только после принятия закона об ЭЦП в 2002м. Но откуда вы знали, что закон вообще примут?

- Не было такой уверенности.

- Получается, что проект - по большому счету авантюра...

- Чистой воды. Но у нас такая структура: сформирована из технарей, отцыоснователи - программисты. Бизнесменами тут и не пахнет. "Эмбиэев" не кончали. Было интересно сделать - делали.

И только потом думали, как продать. Много проектов так и осталось загублено. Мы только сейчас, если честно, учимся мыслить как бизнесмены.

- Коммерческая эксплуатация "Контур-Экстерн" началась сразу после принятия закона об ЭЦП?

- В том-то и дело, что нет. Кроме закона нужно было еще несколько нормативных актов. Но самое обидное, что наш основной конкурент "Такском" уже работал. Он тогда пользовался административной поддержкой в ФНС, ему было выдано ведомственное разрешение, позволяющее работать без закона об ЭЦП и нормативных актов. Более того, "Такском" принимал непосредственное участие в разработке этих норм, там наперед знали их содержание. Мы сильно отставали. К счастью, нормативная база была разработана быстро. С 15 по 31 марта 2002 года через нашу систему отчитались первые 15 клиентов.

- А как удалось обогнать "Такском"?

- Там совершили стратегическую ошибку - изначально ориентировались в основном на Москву. С регионами работали по остаточному принципу. Их можно понять: в то время 80% пользователей русскоязычного интернета находились в Москве. Мне кажется, тогда никто кроме нас не верил, что в регионах на этом можно зарабатывать. Но вскоре число пользователей интернета в регионах начало расти. "Такском" стал нам проигрывать по количеству клиентов. Вторая причина - наше объективное конкурентное преимущество - "тонкий клиент", которого до сих пор нет ни у одного игрока. Конкурентам приходится тратить массу усилий на обновление клиентского ПО.

- Почему другие не делают "тонкого клиента"?

- Это очень трудоемко. У нас одних программистов - 40 человек. Но самая большая проблема - мощность. Когда десять клиентов - ставь сервер, который в десять раз мощнее клиентской машины, и вперед. А когда их 150 тысяч? Серверов, которые в 150 тысяч раз мощнее клиентской машины, не бывает. Поэтому на оптимизацию мощности и пропускной способности серверов требуются невероятные человеческие и технические ресурсы.
Закадычные конкуренты

- Как сейчас складываются ваши отношения с "Такскомом"?

- Не разлей вода. После долгих лет непримиримой борьбы у нас одновременно созрело понимание: мы - тактические конкуренты, борющиеся за каждого клиента, но стратегические союзники в распространении самой технологии.

В стране 2,5 млн юридических лиц. Из них онлайн отчитывается 300 тысяч, или 12%. Спрашивается, какой смысл тратить усилия на передел этих 12%? Гораздо умнее объединить усилия для "окучивания" всех остальных.

- Конкретные примеры сотрудничества есть?

- Большой совместный проект - разработка полноценного учебного курса с видеоматериалами и необходимым справочным аппаратом "Электронная отчетность для средних специальных и высших учебных заведений". Это и основы законодательства, и практические навыки. Курс сейчас ведется в нескольких учебных заведениях: выйдут специалисты, не только умеющие работать с электронной отчетностью, но и оценившие ее преимущества на практике. Вероятность того, что предприятия, где они будут работать, станут нашими клиентами, повышается в разы.

Но главное общее дело - и для нас, и для "Такскома", и для всех остальных игроков - лоббирование идеи "единого окна". На базовую услугу, налоговую отчетность через интернет, можно нарастить множество других: отчетность в пенсионный фонд, в Росстат, в соцстрах. Это нужно всем юридическим лицам. Есть формы отчетности, которые нужны не всем, но тем не менее количество потенциальных клиентов велико: по медицинскому страхованию, по внешнеэкономической деятельности, по недропользованию, - всего несколько десятков. А суть "единого окна" состоит в том, чтобы все виды отчетности реализовать на одном ПО и в едином интерфейсе. Мы позиционируем эти формы отчетности как дополнительную услугу.

- Здоровая коммерческая стратегия. Что тут дополнительно лоббировать? Делай услугу и продавай...

- Это нормальная идея для нас как продавцов и для предприятий как клиентов. Но есть еще третья сторона - ведомства, принимающие отчетность. Вот они ведут себя странно. В фонде социального страхования говорят, мол, мы сами все сделаем: разработаем ПО, распространим его, будем поддерживать и клиентов консультировать. Зачем? Во-первых, у нас уже вся база готова для того, чтобы начать эти услуги оказывать. Во-вторых, если каждое ведомство испечет свою программку, значит, клиенту придется иметь этих программок - по количеству ведомств. А их еще надо как-то обновлять и поддерживать. Это с одной стороны - бардак, с другой - просто расточительно. Но самое главное: программка, сделанная в ведомстве, работать не будет.

- Откуда такая уверенность?

- Смотрите. Отчетов в налоговую предприятие делает 20 - 40 в год. Это много, и именно поэтому они платят нам деньги за автоматизацию этого процесса. А в пенсионный фонд - один отчет в год, в фонд социального страхования - четыре. Будет кто-то специально покупать программу ради этого? Если и будут, то далеко не все. Вариант: ее будут распространять бесплатно. А раз бесплатно - откуда деньги на поддержку, обновление ПО, консультирование клиентов? А ниоткуда. Я могу сейчас взять нашу абонентскую плату и с точностью до копейки разложить: сколько уйдет на совершенствование серверных мощностей, сколько на оплату трафика, сколько (больше всего) на оплату труда людей, которые поддерживают и консультируют. Причем количество консультантов растет пропорционально количеству абонентов: один консультант на 500 клиентов. Смогут ведомства осуществлять сервис на таком уровне, учитывая, что их программу никто не купит? Нет. Наконец: разработка и поддержка ПО - это профильный вид деятельности для государственного ведомства?

- Как именно вы лоббируете идею "единого окна"?

- Используем любую возможность, чтобы довести до Минфина, до МЭРТа, до федерального агентства по информационным технологиям мысль о том, что отчетность должна строиться по одним технологиям во всем государстве. Пишем бумажки - их уже гора. Участвуем в конференциях. Объясняем. Вот интервью вам даю. Одним словом, формируем общественное мнение.

- Практические результаты есть?

- Есть. Вот статистику окончательно убедили, они начинают работать с нами. Пенсионный фонд - серединка на половинку: зреет понимание на федеральном уровне, но окончательное решение принимается индивидуально - в каждом регионе. Удалось договориться с пенсионными фондами 45 субъектов. А вот соцстрах от сотрудничества пока отказывается.
Налоговых инспекторов - на биржу труда

- Допустим, все предприятия перейдут на полную электронную отчетность. Что дальше?

- Мы технологически готовы к тому, чтобы совершить, не побоюсь громкого слова, революцию во взаимодействии хозяйствующих субъектов и государства. Речь идет о создании единой информационной системы документирования фактов хозяйственной деятельности.

- Объясните.

- Необходимо интегрировать пять существующих систем: документооборот, оборот финансов, учет, контроль и нормативную базу. Давайте представим, что эта система уже существует, и разберем порядок ее работы на примере. Бухгалтер одного предприятия заходит на некий портал в интернете и оттуда пишет бухгалтеру другого предприятия: "Хочу купить у тебя вагон гвоздей". Второй бухгалтер в рамках этой же системы выставляет ему счет. Дальше счет оплачивается через электронную платежную систему. Все эти счета и оферты существуют в электронном виде, и мы можем их учесть в бухгалтерии. Затем произошло фактическое перемещение гвоздей, появились электронные накладные, акты и прочее. При этом в системе присутствует информационно-справочный аппарат, который накладывает ограничения: следит за тем, чтобы все было оформлено правильно, чтобы каждая операция покрывалась проводкой по определенным счетам. А вот теперь самая суть. Когда все это происходит в единой системе, зачем нам отчетность вообще? Ведь отчетность, например налоговая, - это сбор размазанной по компьютерам бухгалтерий информации в единую базу налоговых органов. Ради этого и получают зарплату сто тысяч налоговых инспекторов. А если в системе уже есть информация, причем не предоставленная бухгалтерами о хозяйственных операциях, а сами хозяйственные операции "живьем"? Налоговой не нужно ничего собирать по крупицам. Вся информация в одном месте - бери и работай.

- Значит, мечтаете оставить без работы большую часть из этих самых 100 тысяч инспекторов?

- Совершенно верно. А еще облегчить жизнь сотням тысяч бухгалтеров, в разы повысить прозрачность хозяйственной деятельности, сократить вероятность ошибок и возможность злоупотреблений.

- С технической точки зрения такое решение выполнимо на практике?

- То, что я описал, в разрозненном виде уже существует. Нужно взять правительственный портал Великобритании, добавить к нему систему электронных счетовфактур Германии и российскую систему электронной отчетности. Не хватает только законодательного разрешения электронных счетовфактур. Но разработать и принять такой закон - дело техники.

- Ну вы замахнулись...

- А я и не говорю, что мы одни это сделаем. Я изложил генеральную линию развития взаимоотношений хозяйствующих субъектов друг с другом и с государством с точки зрения ИТ. И наша задача состоит в том, чтобы встроиться в эту линию, взять на себя работу над элементами будущей системы. Лет через пять появится интернет бухгалтерия. А лет через десять заработает вся система. И мы будем играть в ней значительную роль.


www.expert.ru

Юрий Немытых, редактор отдела строительства и телекоммуникаций "Эксперт Урал"

13.11.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован