16 февраля 2007
2415

ПОДЕЛИТЕСЬ ЛИЧНЫМ ОПЫТОМ: ПАРТНЕРЫ АВТОРЫ МОДЕЛЬНОГО УСТАВА ЯВНО НАДЕЮТСЯ РЕШИТЬ СРАЗУ ДВЕ ЗАДАЧИ


Исполнительная власть и академики не могут договориться, как реформировать госакадемии. Новые уставы, которые должны сейчас принять академии, определят их структуру и возможности. Чиновники пытаются заложить в будущие уставы свое всевластие, академики же хотят сами руководить наукой.

В пятницу в Москве прошел круглый стол по проекту "модельного устава госакадемий", всполошившего в начале февраля все научное сообщество страны. Обсуждение анонимного документа проходило на площадке Минобрнауки, однако, как ни старались приглашенные академики, в авторстве так никто и не сознался (документ был опубликован в СМИ без указания источника).

Тем не менее, открывая обсуждение, замминистра образования Дмитрий Ливанов подчеркнул, что академиям наук придется исполнять положения, изложенные в неизвестно кем написанном документе.

"Могут обсуждаться только детали. Принципиальные положения мы будет отстаивать и считаем императивными", - заявил он.

В число императивов замминистра включил: лишение президента и президиума права управлять академией (включая отделения и институты) и оставление за ними только экспертно-аналитических функций; создание "коллегиальных органов управления" - правления и наблюдательного совета с представительством чиновников и наделение последнего правом вето в вопросах распоряжения финансами и имуществом академии; сокращение "чрезмерного" аппарата РАН (с одновременным созданием аппарата наблюдательного совета, превышающего по численности нынешний аппарат президиума); а также введение возрастных ограничений для президента академии и директоров академических институтов. Впрочем, пообещал замминистра, ученых, достигших 70-летнего возраста, отстранят только от административной работы, а не от науки: им обещают посты научных руководителей институтов (аналогичные президентам вузов).

Авторы модельного устава явно надеются решить сразу две задачи.

Если удастся навязать этот устав академиям, то чиновничьи "волки" будут сыты, получив доступ к рычагам управления богатейшей системой фундаментальной науки, а академические "овцы" - целы, оттянув уход на нищенские пенсии.

Заодно делается попытка вбить клин между руководством академий и "простыми" учеными. Уже сейчас, заявил один из организаторов круглого стола, исполнительный директор центра "Открытая экономика" Александр Гордеев, "в жесткое противостояние с Минобрнауки вступила не РАН, а президиум РАН". А если документ вызывает опасения у кого-либо помимо академического начальства, то исключительно из-за его "невнимательного прочтения", добавил он.

Дискуссия, впрочем, вскоре показала, что академики прочитали проект-анонимку очень внимательно. Прежде всего, им бросилось в глаза, что принятие всех важнейших решений в жизни каждой из шести госакадемий в случае реализации идеи становится прерогативой десятка чиновников из наблюдательного совета и правления и приданного им аппарата 50 человек. "Управление всей научной отраслью сразу примет случайный и крайне авторитарный характер",- предсказывают они.

Чиновничий наблюдательный совет - искусственный орган, подчеркнул "Газете.Ru" директор Института прикладной астрономии РАН Андрей Финкельштейн.

На самом деле роль внешнего наблюдателя в академиях сейчас выполняют президиумы, в состав которых помимо академиков всегда входили и входят представители госвласти, а сегодня - и несколько крупных предпринимателей. "Это тот же наблюдательный совет, только разумно устроенный", - заявил Финкельштейн. Минобрнауки же, подчеркнул он "Газете.Ru", должно заниматься не уставами академий, а государственной стратегией развития науки. Например - вопросами налогообложения академических институтов, не имеющих возможности при нынешнем налоговом законодательстве вести инновационную деятельность.

При этом академики отнюдь не отрицают необходимости реформирования системы фундаментальной науки и даже предлагают конкретные схемы.

Одна из них, рассказал "Газете.Ru" советник РАН академик Георгий Георгиев, предполагает сделать основными единицами научной работы (и финансирования) не научные институты, а лаборатории. Финансирование фундаментальной науки, считает он, должно сочетать сметный и проектный принципы. Проектный - для двух-трех десятков приоритетных, прорывных направлений фундаментальной науки, сметный - для поддержания инфраструктуры и базовых зарплат сотрудников остальных направлений. Тогда, подчеркнул академик, сразу станет понятно, кого сокращать: "Каждые пять лет нужно проводить сплошное анкетирование лабораторий. Оно и покажет реальную картину в институтах. Те, где большинство лабораторий работают с полной научной отдачей (по количеству публикаций и другим объективным показателям), - трогать нельзя. С остальными можно делать что угодно: сокращать, закрывать, сливать с другими".

Предложенная схема реформирования, и даже значительного сокращения академического сектора воспринимается учеными нормально. Но метод действий исполнительной власти не вызывает в академическом сообществе ничего, кроме возмущения. Как заявил "Газете.Ru" замдиректора Института общей физики РАН и одновременно глава московского профсоюза ученых Виктор Калинушкин, "появление документа со столь радикальными предложениями без предварительного обсуждения с научным сообществом несерьезно. Авторы документа неизвестны, а их претензии на власть огромны. Фактически они ставят академиям ультиматум, в случае невыполнения которого угрожают проблемами и академиям, и их руководству. На самом же деле это - очередная попытка перехватить управление академиями из рук ученых и сосредоточить их в руках чиновников".

"Может, авторитет президиума РАН и не очень высок, однако чиновники из правительства пользуются в научной среде несоизмеримо меньшим авторитетом", - заключил он.





http://www.ras.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован