18 января 2002
118

ПОДГОТОВКА РАЗВЕДЧИКА: СИСТЕМА СПЕЦНАЗА ГРУ



ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ

Ф.Д.Заруцкий, Федор Тарас

Подготовка разведчика: система спецназа ГРУ.

ОСR Палек, 1998 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие авторов.

ЧАСТЬ 1

1. Что должен уметь разведчик.
2. Отбор кандидатов в разведчики.
3. Психофизическая тренировка.
4. Общефизическая тренировка.
5. Специальный курс рукопашного боя.
Снятие часового.
Захват в плен.
Связывание пленного.
Удары ножом.
Удары саперной лопаткой.
Удары автоматом.
Защита от ударов холодным оружием.
6. Метание ножа и гранат.
7. Тропа разведчика.

ЧАСТЬ 2

1. Оборудование постоянных укрытий.
Тренировочный лагерь.
Система базирования в тылу противника.
Требования к базированию.
Выбор места базирования.
Базирование в районах средней полосы.
Базирование в северных и горных районах.
Обеспечение безопасности баз.
2. Передвижение разведчиков в тылу противника.
Организация передвижения,
Способы движения и преодоления препятствий.
Обеспечение скрытности марша.
Особенности передвижения ночью.
Способы сигнализации на марше.
Преодоление болот.
Движение суровой зимой.
Движение в тайге.
Движение в горной местности.
Уход от преследования с собаками.
Передвижение в населенном пункте.
Транспортировка раненых и пленных.
Переход линии фронта.
3. Преодоление водных преград.
Переправа вброд.
Переправа вплавь.
Использование подручных средств.
Переправа на плотах.
Переправа на лодках.
Переправа по льду.
4. Преодоление инженерных препятствий.
Типы мин и фугасов.
Средства взрывания.
Средства обнаружения и обезвреживания мин.
Преодоление проволочных заграждений.
5. Топография и ориентирование.
Военные карты и пользование ими.
Азимуты и движение по азимутам.
Определение координат и целеуказание.
Определение расстояний на местности.
Ориентирование на местности.
Ориентирование при десантировании.
Составление кроки маршрута.
Определение местного времени без часов.
6. Маскировка.
Маскировочная одежда и раскраска лица.
Табельные маскировочные комплекты.
Маски из подручных материалов.
Маскировочное окрашивание предметов.
Макеты и ложные сооружения.
Естественные маски.
Средства световой и тепловой маскировки.
Дымовые средства маскировки.
7. Наблюдение.
Средства оптического наблюдения.
Разведка фотографированием.
Телевизионная и тепловизионная разведка.
Карта и местность.
Наблюдательные пункты.
Демаскирующие признаки объектов и людей.
8. Следопытство.
Городок следопыта и занятия охотой.
Изучение стоянок войск.
Изучение следов техники.
Изучение следов людей и животных.
Определение давности следов.
Наблюдение за поведением животных.
9. Выживание в экстремальных условиях природы.
Обеспечение водой.
Обеспечение огнем.
Предсказание погоды.
Оборудование укрытий от непогоды.
Обеспечение продуктами.
Приготовление пищи.
Гигиена в полевых условиях.

ЧАСТЬ 3

1. Тактико-специальная подготовка разведчиков.
Подготовка к операции и заброска в тыл врага.
Переход группы в заданный район.
Наблюдение за противником и связь со штабом.
Диверсионная работа и отрыв от преследования.
Захват пленных и документов.
2. Соревнования и войсковые учения разведгрупп.
3. Комплект приборов разведчика.
4. Походное снаряжение разведчика.
5. Ножи выживания и НАЗ.
6. Специальное стрелковое вооружение.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Алгоритмы спецназа.
Рукопашка после Чечни.
Программы спецподготовки.




АНОНС

Пособие по подготовке военных разведчиков, действующих за линией
фронта, в глубоком тылу врага, впервые выходит в открытой печати на
русском языке. Его авторы, в прошлом бойцы спецназа ГРУ, дают здесь ре-
комендации, необходимые для начального обучения военнослужащих в подраз-
делениях глубинной (силовой) разведки.
Авторы освещают вопросы психофизической и тактической подготовки раз-
ведчиков, следопытства и маскировки, оборудования укрытий и преодоления
минно-взрывных заграждений, рукопашного боя, выживания в экстремальных
природных условиях, а также многое другое.
Это пособие принесет пользу сержантам, прапорщикам и офицерам специ-
альных войск, членам военно-спортивных и военно-патриотических клубов,
учащимся школ выживания, туристам, охотникам, рыбакам и вообще всем, кто
хочет научиться преодолевать любые опасности.


Предисловие автора

Сейчас очень много говорят и пишут о бойцах подразделений специально-
го назначения армии, внутренних и пограничных войск. При этом речь обыч-
но идет лишь об операциях бойцов спецназа, но не о том, благодаря чему
они способны решать задачи, недоступные для основной массы военнослужа-
щих.
Данная книга призвана заполнить этот пробел. Она представляет собой
пособие по базовой подготовке армейских разведчиков-диверсантов (иногда
такую подготовку называют `одиночной`). Книга рассчитана на сержантов,
прапорщиков и младших офицеров (командиров взводов и рот), занимающихся
подобной подготовкой. Книгу могут также использовать для работы с моло-
дежью руководители военно-патриотических, военно-исторических и воен-
но-спортивных клубов. Кроме того, она может быть полезной всем тем, кто
интересуется вопросами выживания в экстремальных природных условиях, ту-
ризмом и модным сейчас ниндзюцу.
Сразу же хотим подчеркнуть, что бойцов-универсалов не существует.
Опыт реальных боевых действий убедительно доказал, что подготовка су-
пер-разведчика требует такого человеческого материала, столь больших
сроков и средств, что практически неосуществима. Именно поэтому каждый
боец спецназа имеет свой профиль: один - снайпер, другой - подрывник,
третий - радист, четвертый - водолаз и т.д. Но сначала все они проходят
базовую подготовку.
В соответствии с методикой армейского спецназа ГРУ, базовая подготов-
ка разведчика-диверсанта осуществляется тремя взаимосвязанными способа-
ми. Первый из них, это обучение в условиях казармы: занятия в классах,
на `тропе разведчика`, в городке физподготовки, на стрельбище. Второй -
изучение приемов маскировки и следопытства, методов топографии и выжива-
ния, отработка тактико-специальных действий в учебно-тренировочном лаге-
ре, `в поле`. Третий - закрепление и совершенствование выработанных на-
выков на соревнованиях разведывательно-диверсионных групп и на войсковых
учениях.
Параллельно с базовой подготовкой (либо после нее) осуществляется
изучение специальных предметов. Среди них такие, как стрелковое и мин-
но-подрывное дело, радиосвязь, парашютно-десантная и горная подготовка,
вождение транспортных средств, методы экспресс-допроса в полевых услови-
ях, изучение вооруженных сил вероятного противника, иностранные языки и
т.д. В данной книге дисциплины такого рода не рассматриваются, но указа-
на соответствующая литература.
Необходимо отметить, что сведения, содержащиеся в предлагаемой книге,
не являются секретными. Они неоднократно публиковались в открытой печа-
ти, в том числе в десятках книг, изданных Военным издательством бывшего
Минобороны СССР в 19451991 годах. Работа авторов заключалась в первую
очередь в том, чтобы отобрать ту информацию, которая в самом деле необ-
ходима и достаточна для базового обучения армейских разведчиков-дивер-
сантов (при этом критерием отбора для авторов служил в первую очередь их
собственный опыт). И в том, чтобы изложить отобранные сведения в доступ-
ном виде.
Авторы предлагаемого пособия знакомы со спецификой деятельности войск
спецназначения отнюдь не с чужих слов. Федор Заруцкий проходил службу в
Чучковской бригаде армейского спецназа, имеет боевой опыт. Анатолий Та-
рас был членом одной из групп осназа (технической разведки), участвовал
в нескольких боевых операциях в дальнем зарубежье.
Авторы
1 декабря 1997 г.


ЧАСТЬ 1

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РАЗВЕДЧИК

Разведчик должен уметь:
- совершать прыжки с парашютом, десантироваться по канату с зависшего
вертолета, управлять дельтапланом, парапланом, катамараном, моторной
лодкой;
- в совершенстве знать военную топографию, уметь ориентироваться на
любой местности по компасу и карте, по местным предметам, быстро и пра-
вильно засекать нужные объекты, указывать координаты разведанного объек-
та по радио;
- определять по внешнему виду любое оружие вероятного противника,
знать его тактико-технические данные, уметь своевременно определять под-
готовку противника к применению ОМП;
- определять принадлежность личного состава противника по форме одеж-
ды и знакам различия, а техники - по опознавательным знакам и внешнему
виду, по звукам определять местонахождение, численность и характер
действий противника;
- знать тактику действий подразделений вероятного противника, уметь
пользоваться его оружием и техникой;
- отлично владеть техникой маскировки и способами бесшумного передви-
жения на любой местности;
- владеть всеми способами ведения разведки: наблюдением, подслушива-
нием, засадами, налетами, разведкой боем, умело действовать в дозоре и в
охранении;
- скрытно и бесшумно преодолевать инженерные заграждения полевого и
городского типа, вброд или на подручных средствах преодолевать водные
преграды, хорошо плавать;
- совершать длительные марш-броски пешим порядком и на лыжах, метко
стрелять, далеко и точно метать гранату и нож, искусно действовать прик-
ладом и ножом, в совершенстве владеть приемами рукопашного боя;
- знать военную терминологию на языке противника, иметь навыки пере-
вода документов, допроса военнопленных;
- умело применять ВВ и СВ, штатные мины и заряды, находящиеся на воо-
ружении как своих войск, гак и противника, уметь изготавливать ВВ из
подручтах материалов;
- знать и умело применять приборы оптической, радиолокационной, инже-
нерной и химической разведки;
- владеть `военной альпинистикой`;
- владеть умениями и навыками обеспечения жизнедеятельности и выжива-
ния в экстремальных условиях;
- уметь работать на переносной радиостанции в телефонном и в телег-
рафном режиме;
- уметь водить колесную и гусеничную технику как свою, так и против-
ника;
- уметь наводить авиацию на стационарные и движущие объекты противни-
ка, устанавливать радиомаяки;
- знать систему охраны и обороны объектов противника, контрразведыва-
тельные меры, применяемые противником, способы обмана противника для
сохранения боеспособности...
Это лишь основные знания, умения и навыки. Да и невозможно предвидеть
все, что потребуется от разведчика-диверсанта в глубоком тылу противни-
ка. На практике перечисленные знания, умения и навыки распределяются
между всеми бойцами РДГ, но в идеале ими должен владеть каждый боец, не-
зависимо от того, кто он по своей штатной специальности: подрывник,
снайпер и т.п.
А если копнуть глубже? Взять, например, минноподрывную подготовку. В
требованиях по этой дисциплине говорится: умело применять ВВ и СВ, штат-
ные мины и заряды. Это значит, что разведчик должен:
- знать характеристики взрывчатых веществ (ВВ) и средств взрывания
(СВ);
- владеть огневым и электрическим способами взрывания;
- уметь готовить заряды и рассчитывать их для подрыва грунта, дерева,
кирпича, камня, бетона, железобетона, металла.
Короче говоря, хотя разведчик-диверсант - не супермен, он должен
знать и уметь многое, главное - как выполнять любые задания и оставаться
при этом живым. Чем больше знает и умеет делать каждый боец, тем больше
шансов выполнить поставленную РДГ задачу. Великая Отечественная война,
Афганистан и Чечня убедительно подтверждают сказанное.
Полковник войск спецназа С.В. Бреславский, многоопытный профессионал
специальной разведки, говорит следующее:
` ...В Афганистане я убедился, что если солдат жалеют на учебных по-
лях, если командиры сами не хотят пробежаться с полной выкладкой, если
боевую подготовку заменяют хозяйственными работами, то в экстремальной
ситуации доучиваться и наверстывать упущенное поздно, последний `неуд`
ставит пуля...`


ОТБОР КАНДИДАТОВ В РАЗВЕДЧИКИ

Воинам, призванным вести разведку в глубоком тылу противника, осу-
ществлять там диверсии, необходимо обладать высоким уровнем физической
подготовленности и соответствующими психологическими качествами.
Среди физических качеств на первом месте стоит выносливость. Ведь вы-
полнение практически любой боевой задачи требует от разведчиков соверше-
ния марш-броска протяженностью до 30-50 километров. Если же объект уда-
лось уничтожить, то уходить от преследования требуется только бегом, не
менее чем 10-15 километров в максимальном темпе, не прекращая при этом
`работать головой`, чтобы `переиграть` противника.
Следовательно, предпочтительно отбирать для службы в армейском спец-
назе тех ребят, которые занимались видами спорта, развивающими общую и
силовую выносливость: плаванием, бегом на длинные и средние дистанции,
велоспортом, греблей, лыжами, спортивными играми, борьбой и боксом. К
сожалению, не всегда среди призывников (да и среди контрактников тоже)
можно найти спортсменов. Поэтому следует рекомендовать использование
простейших тестов, проверяющих степень общей и силовой выносливости у
мужчин. Ниже мы приводим нормативы двух таких тестов.
Тест на общую выносливость основан на измерении того расстояния, ко-
торое пробегает боец за 12 минут:
более 2,8 км - отлично,
2,8-2,4 км - хорошо,
2,4- 2,0 км - посредственно,
менее 2,0 км - плохо.
Тест на мышечную работоспособность состоит из четырех упражнений, вы-
полняемых одно за другим без перерыва, по 10 раз каждое (отжимания в
упоре лежа; из упора присев пробросом ног назад перейти в упор лежа;
подъем ног из положения лежа на спине; из седа на корточках прыжок вверх
с полным выпрямлением ног и туловища, руки за головой). Четыре упражне-
ния вместе составляют одну серию. 7 серий отлично; 5-6 серий хорошо; 3-4
серий посредственно; 1-2 серии плохо.
Вообще говоря, было бы хорошо, если бы отбором личного состава для
службы в разведывательно-диверсионных подразделениях занимались специа-
листы: психологи, врачи, инструкторы спецподготовки. На практике этим
чаще всего занимаются сами командиры таких подразделений. В принципе,
они обычно руководствуются в своем выборе следующими четырьмя критерия-
ми:
1. Учитывают личное желание молодого солдата служить в специальных
войсках (если такого желания нет, то лучше найти кого-нибудь другого);
2. Учитывают физическую пригодность к этой службе (помимо приведенных
выше тестов, обязательным является еще и выполнение всех без исключения
нормативов военно-спортивного комплекса);
3. Учитывают интеллектуальную пригодность (она выявляется в ходе бе-
седы с глазу на глаз, а также путем проведения простейших психологичес-
ких тестов на сообразительность, вроде теста Ганса Айзенка, многократно
опубликованного на русском языке);
4. Учитывают психологическую совместимость молодого солдата с другими
солдатами и сержантами (с этой целью кандидата помещают на 2-3 дня в
солдатский коллектив, а потом спрашивают мнение о нем у старослужащих
воинов).
Надо сказать, что разведчики могут успешно решать поставленные перед
ними задачи только в том случае, если способны самостоятельно принимать
решения в соответствии со складывающейся ситуацией. Ведь заранее предус-
мотреть все возможные случаи нельзя. А офицера может не быть рядом с
бойцом в критический момент. Поэтому командир должен учить солдат и сер-
жантов думать своей собственной головой, что для многих и трудно, и неп-
ривычно. И еще командир должен быть уверен в своих подчиненных, в их мо-
рально-волевых качествах и психологической надежности.
Установлено в ходе специальных исследований, что идеальный боец спец-
подразделений тот, кто имеет так называемый `пассивно-агрессивный тип`
характера; интеллект выше средней нормы хотя бы на 10-15 баллов: склонен
к риску (но не к авантюризму); в своих неудачах винит обычно себя, а не
`обстоятельства` или других людей; ценит мужскую дружбу; самостоятелен в
своих оценках и решениях; умеет быстро перестраивать свое поведение в
зависимости от ситуации.
Тем, кто думает, что эти и им подобные качества особого значения не
имеют, следует напомнить, что бойцы спецназа действуют в отрыве от своих
войск, на вражеской территории, причем не пару часов, а в течение нес-
кольких дней или даже нескольких недель. При этом они постоянно `играют
в прятки` с контрразведкой противника и лишены права на ошибку. За ошиб-
ки разведчики платят своими жизнями, не считая проваленных заданий, оз-
начающих, в конечном счете, множество жизней других военнослужащих. Сле-
довательно, разведчики действительно должны превосходить средний сол-
датский уровень по всем показателям.
Вот что вспоминает об отборе бойцов в разведывательно-диверсионный
отряд Северного флота его командир, дважды Герой Советского Союза) капи-
тан 2-го ранга В. Н. Леонов:
`...Встал вопрос, кого же брать в отряд? Совершенно четко прояснилось
одно - хорошо работать в тылу врага могут люди, обладающие прежде всего
сильной волей... Мы брали в отряд только тех, кто понимал что разведка
это не романтика, а труд. Тяжелый и очень опасный воинский труд... В
дальнейшем мы старались понять, зачем человек просится к нам? То ли хо-
чет воевать так, как воюют лучшие разведчики, то ли тянется к славе?`
Командир отдельной гвардейской разведроты, Герой Советского Союза ка-
питан Дмитрий Покрамович решал вопрос отбора следующим образом:
`После сорокакилометрового перехода Покрамович вдруг разворачивал ро-
ту в цепь, по-пластунски она преодолевала пахоту, затем следовал
марш-бросок, потом опять переползание по-пластунски и когда у разведчи-
ков в залитых потом глазах плыли красные и зеленые круги (казалось, еще
метр - и дух вон), тогда следовала резкая, как выстрел, команда: `в одну
шеренгу становись!` Разведчики выстраивались лицом к командиру, проводи-
ли перекличку по порядку номеров и число, названное последним бойцом,
бесповоротно означало списочный состав роты на сегодня. Опоздавшие и
отставшие отчислялись немедленно. Никаких объяснений Покрамович не при-
нимал...`

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА

Психофизические упражнения - это такие упражнения, которые тренируют
психику и одновременно с этим человек развивается физически. Они предс-
тавляют собой комплекс приемов и действий, выполняемых в условиях повы-
шенной опасности (риска) и связанных со значительными физическими и пси-
хическими напряжениями.
На физические показатели в условиях боя в большой степени влияет пси-
хический фактор. В ВДВ проводились следующие испытания. Вначале боец
строевым шагом проходил по широкой доске, лежащей на земле. Время про-
хождения засекалось. Затем боец проходил по той же доске, но на высоте в
5 метров. На высоте время затраченное на прохождение доски оказывалось
намного больше. Высота давит на психику и скорость теряется, так как
страх мешает быстроте выполнения упражнения. Это подтверждали и другие
испытания: на той же высоте боец делал упражнения на гибкость и силу,
прыжки. Их результат был ниже, чем при выполнении упражнений на земле.
Все эти испытания показали: чем крепче боец психически, тем лучше у него
физические показатели. И наоборот.
Поэтому на всех занятиях по физподготовке надо для тренировки психики
использовать упражнения, выполнение которых связано с опасностью и рис-
ком. Благодаря им, боец научится побеждать страх в самые трудные для не-
го минуты.
Страх - это защитная функция организма. Это сигнал об опасности. Сол-
дат, не испытывающий страха, в разведку не годен. Страх - драгоценность,
если боец умеет владеть ею.
Всем страшно прыгать с парашютом в первый раз. Это нормально. Это -
врожденная, спасительная боязнь высоты. Но если страху поддаться, то с
человеком начинают твориться такие чудеса - сам удивляется потом. Орга-
низм выходит из подчинения: кружится голова, руки трясутся, человек об-
ливается холодным потом и так держится за перила парашютной вышки, что
пальцы невозможно отцепить. Страх делает человека бессильным. А нау-
читься управлять страхом можно. И как во всяком ученье, главное - посте-
пенность. Сначала солдата учат прыгать с полуметра, затем с каждым уп-
ражнением высота повышается. Человек не перестает бояться, но страх
больше над ним не господин. Он лишь предупреждает бойца об опасности,
помогает ему быстрее принимать решение.
Все упражнения, все тренировки должны работать на одну цель: убедить
что ты сильнее собственного страха. Возможности человека беспредельны,
если он победит страх.
Или возьмем горную подготовку. Цель горных тренировок простая - дать
бойцу возможность психологически адаптироваться к высоте, проверить и
увеличить свои возможности. В горах выясняется кто есть кто. На крутых
головоломных спусках спускаться вниз психологически тяжелее, чем лезть
вверх. С непривычки страшно пятиться назад или вниз, ища ногой опору,
которая то ли выдержит тебя, то ли нет. Оглянешься через плечо и бездон-
ная бездна, кажется магнитом тянет вниз в свою глубину. Конечно, быстрее
осваиваются в первую очередь альпинисты, скалолазы, им как говорится
`сам бог велел`. А за ними все те, у кого есть опыт спортивной борьбы,
для кого риск, азарт, полное напряжение сил - не пустые слова.
Без привычки к высоте человек то и дело застывает на крутом склоне,
словно наколотый на булавку жук. Где ему воевать, ведь любая победа над
врагом начинается с победы над самим собой, над своей слабостью и сомне-
ниями. Начинать надо с того, что сажают бойцов над пропастью, на самом
краю. Вначале новички просто цепенеют от ужаса. Боятся сдвинуться, поше-
велиться. Но у человека есть прекрасное свойство - он не может долго
жить в страхе. Вот один засвистел, другой начал делиться впечатлениями,
третий потянулся что-то дать товарищу... По этим признакам командир
чувствует: люди полностью пришли в себя. Первый шаг сделан, можно про-
должать дальше `обкатку` высотой: форсировать крутые склоны (по принципу
чем круче, тем лучше), вырабатывать навыки скалолазания.
Следует постоянно учить разведчиков преодолевать страх, подавлять
инстинкт самосохранения. Это достигается разъяснительной работой и целе-
направленными тренировками, в процессе которых надо сочетать упражнения
по физподготовке усиленной сложности (переходы по канату над пропастью и
т.п.) с элементами тактической и огневой подготовок. Помимо преодоления
препятствий и заграждений под огнем `противника`, и внезапных встреч с
ним, надо широко практиковать приемы, воспитывающие дерзость в действиях
разведчиков - типа внезапных налетов на важные объекты (штабы, узлы свя-
зи, пусковые установки ракет и т.п.).
Маршруты РДГ следует выбирать по топким и труднопроходимым участкам
(болота, густой лес, горы, водные преграды, располагая на них минные по-
ля, мины - ловушки и `сюрпризы`. Одновременно с этим разведчики должны
отрабатывать задания на выживание: ночлег в открытом поле, в лесу, при-
готовление пищи из местной растительности, дичи и живности, с маскиров-
кой своего передвижения, длительным пребыванием без движения в одном по-
ложении под палящим солнцем, под дождем и на холоде.
При воспитании психологической устойчивости главные усилия должны
быть направлены на то, чтобы любые неожиданности для разведчиков стали
привычными. Чтобы неожиданность стало правилом, сюрприз - закономер-
ностью, а внезапное изменение ситуации - обычным делом.
Примерный набор некоторых упражнений психофизического характера:
- упражнения на `тропе разведчика`;
- `полоса риска`, участок которой преодолевается под действительным
огнем из стрелкового оружия;
- упражнения горной подготовки;
- упражнения из курса воздушно-десантной подготовки;
- переправа вплавь на подручных средствах через водную преграду с
быстрым течением;
- преодоление проволочного забора под напряжением электрического то-
ка;
- действия с ВВ и метание боевых ручных гранат;
- `борьба с танками` - `обкатка танками`;
- скрытное передвижение по труднопроходимой местности с попутным ре-
шением тактических задач;
- упражнения по устранению боязни высоты, воды, огня, взрывов, замк-
нутого пространства;
- переправа по канату через реку или горное ущелье в полном боевом
снаряжении;
- плавание в обмундировании и с оружием;
- ныряние на глубину 3 м и освобождение там от оружия и снаряжения;
- ныряние в воду с высоты 3 м с оружием и с завязанными глазами;
- рукопашный бой с двумя-тремя противниками;
- сочетание лыжной подготовки с элементами выживания: марш по пересе-
ченной местности со стрельбой на 2-х - 3-х рубежах и с ориентированием
по карте и компасу;
- ведение рукопашного боя настоящим ножом, малыми лопатками, автома-
том с прикрепленным к нему штык-ножом;
- уклоны и увертки от летящего в бойца боевого ножа;
- выдерживание ударов тупыми предметами;
- сопротивление болевым и удушающим приемам;
- адаптация к порезам, виду крови и к нанесению ранений живому су-
ществу;
- специальное упражнение: поймать в петлю живого зайца, убить живот-
ное ударом головы о дерево, привязать за задние ноги, быстро отрезать
голову и задержав дыхание выпить хлынувшую кровь, затем сделать выдох;
- посещение моргов, с наблюдением за вскрытием трупов;
- метание боевой гранаты в окно, прыжок через окно в горящий дом и
отработка там рукопашного боя с чучелами;
- преодоление маршрута 25-35 км по пересеченной местности ночью по
азимуту.
(Характер препятствий должен соответствовать изучаемому театру воен-
ных действий).
Опытный офицер спецназа Сергей Козлов делится своими методами психо-
физической подготовки разведчиков:
` ...Мы изготавливали чучело - манекен, одевали его в старую прыжко-
вую форму, покрой которой стилизован под полевую форму одежды армии США,
в нагрудный карман прятали какой-либо документ. После этого обильно по-
ливали манекен кровью, а в расстегнутую куртку помещали кишки и другие
внутренности. Всю кровавую атрибутику заимствовали у бродячей собаки.
Вот этот-то `труп` и предстояло обыскивать разведчикам.
Надо сказать, что далеко не каждый способен запросто возиться в кро-
вавом месиве кишек, но преодоление этого психологического барьера просто
необходимо. Не менее важно воспитать в подчиненных готовность убить вра-
га любым из изученных способов, для чего также может пригодиться бродя-
чая псина. Психологически очень тяжело `грохнуть` низа что ни про что
невинную тварь, но гораздо тяжелее будет ломать себя при необходимости
совершить убийство мирного жителя, случайно обнаружившего группу в тылу
противника. Однако, если этого не сделать, то совершенно однозначно этот
житель выдаст группу противнику.
Многие солдаты не способны видеть даже сцену убийства. Я вспоминаю,
как в марте 1984 года мы полетели на один из наших первых `облетов`.
После столкновения с противником я решил после обыска добить ножом тяже-
ло раненого `духа`. При виде этого рядовой Максудян чуть не свалился в
обморок. Боец этот не проходил отбора в Союзе и тем более не готовился
по программе психологической устойчивости. Чуть позже из-за него чуть не
погибла вся группа. Когда на Него вышла группа мятежников, совершивших
обходной маневр, он и его напарник Мамедов бросили свои позиции и бежа-
ли.
Многие будут возражать по поводу убийства бродячих собак. Для того,
чтобы убийство не было бесцельным, можно отработать еще один элемент
воспитания психологической устойчивости. Мясо собаки вполне съедобно, и
на полевом выходе возможно приготовление мясного блюда из собаки - одна-
ко не каждый сможет съесть это блюдо. Преодоление брезгливости - также
немаловажный вопрос для выживания в экстремальных условиях. Чтобы выжить
и продолжать выполнять поставленную задачу, солдат в мирных условиях
должен научиться употреблять в пищу все, включая насекомых, лягушек и
змей.
Среди людей, прошедших такую подготовку, значительно ниже процент
подверженных поствоенному синдрому. Люди же, не готовые к мощному прес-
сингу в виде лишений, смерти товарищей и необходимости убивать для того,
чтобы не быть убитым самим, зачастую становятся пациентами психоневроло-
гических диспансеров, либо попадают в исправительнотрудовые учреждения`.


ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА

В `Наставлении по физической подготовке` (НФП-87) говорится:
`Специальными задачами физической подготовки являются: для личного
состава разведывательных частей и подразделений: преимущественное разви-
тие общей выносливости, способности к совершению длительных маршей на
лыжах и марш-бросков по пересеченной местности; совершенствование навы-
ков в преодолении специальных препятствий; формирование готовности к ру-
копашной схватке с численно превосходящим противником; воспитание спло-
ченности и совершенствование навыков в коллективных действиях на фоне
больших психических и физических нагрузок`.
Дополнительно, физическая подготовка разведчиков должна способство-
вать повышению устойчивости к укачиванию и к ударным перегрузкам на
опорнодвигательный аппарат, психической устойчивости к воздействию
больших физических нагрузок, а также воспитанию смелости, решительности
и уверенности в своих силах.
Перечень основных упражнений, включаемых в учебные программы по физи-
ческой подготовке, выглядит следующим образом:
- для личного состава разведывательных частей и подразделений - 2,
3(4), 6(7), 10, II, 12, 13, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 31.
Дополнительно военнослужащие изучают приемы рукопашного боя по специ-
альной программе. В казармах оборудуются места для занятий рукопашным
боем и силовой подготовкой. Они оснащаются простейшими устройствами для
отработки ударов руками и ногами, ножом, лопаткой, автоматом, а также
снарядами для развития силы мышц рук, ног и спины.
Упражнения, которые в НФП-87 перечислены, таковы:
Упражнение 2. Бег на 3 км.
Оценки: `отлично` 12 мин. 30 сек.
`хорошо` 12 мин. 45 сек.
`удовлетворительно` 13 мин. 10 сек.
Упражнение 3. Лыжная гонка на 5 км.
Оценки: `отл.` 28 мин.
`хор.` 29 мин.
`удовл.` 30 мин.
Упражнение 4. Кросс на 5 км (для бесснежных районов).
Оценка: `отл.` 24 мин.
`хор.` 25 мин.
`удовл.` 26 мин. Упражнение 6. Подтягивание на перекладине.
Оценка: `отл.` 13 раз.
`хор.` 11 раз.
`удовл.` 9 раз.
Упражнение 7. Комплексное силовое упражнение.
Выполняется в течение 1 минуты: первые 30 сек. - максимальное коли-
чество наклонов вперед до касания руками носков ног из положения лежа на
спине, руки на поясе, ноги закреплены (допускается незначительное сгиба-
ние ног, при возвращении в исходное положение необходимо касание пола
лопатками); затем повернуться в упор лежа и без паузы для отдыха выпол-
нить в течение 30 сек максимальное количество сгибаний и разгибаний рук
в упоре лежа (тело прямое, руки сгибать до касания грудью пола).
Оценка: `отл.` 48 раз (наклоны и отжимания вместе)
`хор.` 44 раза
`удовл.` 40 раз
Упражнение 10. Бег на 100 метров.
Оценка: `отл.` 14, 1 сек.
`хор.` 14,6 сек
`удовл.` 15,6 сек
Упражнение 11. Прыжки ноги врозь:
- через гимнастического `козла` в длину - высота снаряда 125 см, мос-
тик высотой 10-15 см устанавливается в 1м от снаряда; прыжок выполняется
с разбега;
- через `коня` в длину - высота снаряда 115 см, мостик высотой 10-15
см устанавливается произвольно; прыжок выполняется с разбега толчком ру-
ками о дальнюю половину снаряда.
Разрешается выполнять две попытки.
Упражнение 12. Комплексное упражнение на ловкость.
Проводится в любом помещении или на ровной площадке с травяным покры-
тием. По команде `Марш` пробежать с высокого старта 10 м, выполнить два
кувырка вперед, прыжком сделать поворот кругом, два кувырка вперед, про-
бежать 10мв обратном направлении. При выполнении кувырков в зале разре-
шается применение матов.
Оценка: `отл.` 10 сек
`хор.` 10,6 сек
`удовл.` 11,2 сек
Упражнение 13. Сгибание и разгибание рук с одновременными махами ног
на брусьях.
Оценка: `отл.` 9 раз
`хор.` 6 раз
`удовл.` 4 раза.
Упражнение 22. Марш на лыжах 10 км в составе подразделения.
Каждый участник стартует в полной боевой выкладке. На финиш подразде-
ление должно прибыть в полном составе с растяжкой не более 100 м и без
потери предметов вооружения и снаряжения. Взаимопомощь разрешается без
передачи оружия, противогаза и других предметов экипировки. Время опре-
деляется по последнему участнику.
Оценка: `отл.` 1 час 15 мин
`хор.` 1 час 20 мин
`удовл.` 1 час 25 мин.
Упражнение 23. Марш-бросок в составе подразделения. Условия те же,
что и при броске на лыжах.
Оценка
на 5 км: `отл.` 27 мин
`хор.` 28 мин
`удовл.` 29 мин
`отл.` 56 мин
`хор.` 58 мин
`удовл.` 1 час.
Упражнение 24. Общее контрольное упражнение на единой полосе пре-
пятствий.
Оценка: `отл.` 2 мин 25 сек
`хор.` 2 мин 30 сек
`удовл.` 2 мин 40 сек.
Упражнение 25. Специальное контрольное упражнение на полосе пре-
пятствий.
Если предыдущее упражнение выполнялось без автомата, то это упражне-
ние выполняется с автоматом, сумкой для магазинов, двумя магазинами и
противогазом. Дистанция - 400 м. Исходное положение - стоя у борта БТРа
(оружие в руке, противогаз в сумке): влезть в макет БТРа через борт,
соскочить с противоположного борта, пробежать 200 м по дорожке по нап-
равлению к первой траншее, обежать флажок, соскочить в траншею и надеть
противогаз, выскочить из траншеи и пробежать по бревну через овраг, сос-
кочить с бревна на землю, преодолеть завал, соскочить в ров, взять с
заднего бруствера ящик весом 40 кг и перенести его на передний бруствер,
затем снова на задний. Снять противогаз и уложить его в сумку, выскочить
из рва, пробежать по проходам лабиринта, взбежать по наклонной доске на
забор, перейти на балку, пробежать по ней, перепрыгивая через разрывы, и
соскочить на землю с конца последнего отрезка балки, преодолеть разру-
шенную лестницу прыжками, наступая на каждую ступень, и соскочить с пос-
ледней ступени на землю. Преодолеть стенку, соскочить в колодец, пробе-
жать по ходу сообщения до траншеи, метнуть противотанковую гранату мас-
сой не менее 1 кг на 15 м по щиту размером 2х1 м, при непопадании в цель
первой гранатой продолжать метание (но не более трех гранат) до пораже-
ния цели, выскочить из траншеи и преодолеть палисадник, влезть в нижнее
окно фасада дома, с него - в верхнее окно, перейти на балку, пройти по
ней, соскочить на первую площадку, с нее - на вторую, спрыгнуть на зем-
лю, перепрыгнуть через траншею.
Оценка: `отл.` 3 мин 25 сек
`хор.` 3 мин 30 сек
`удовл.` 3 мин 45 сек
Упражнение 26. Преодоление единой полосы препятствий в составе под-
разделения.
Командиры взводов, рот и их заместители выполняют упражнение в соста-
ве проверяемых подразделений. Выполняется в составе отделения. Оценка:
до 4 чел. `отл.` 3 ,50 `хор.` 4 ,15 `удовл.` 4,40 до 7 чел. `отл.` 4 ,15
`хор.` 4 ,40 `удовл.` 5,05 до 10 чел. `отл.` 4 ,40 `хор.` 5 ,05 `удовл,`
5,30
Упражнение 27. Бег с преодолением полосы препятствий в составе под-
разделения.
Те же условия, что и в N26, но сначала пробежать 1000 или 3000 метров
и затем уже преодолеть полосу.
Упражнение 28. Плавание в обмундировании с оружием (автомат).
Выполняется в повседневной одежде, сапоги сняты и уложены за поясной
ремень спереди или сзади. Упражнение считается невыполненным при утере
оружия или предметов обмундирования.
Оценка: `отл.` 100 м `хор.` 75 м `удовл.` 50 м
Или плавание на 100м в спортивной форме, если нет условий для плава-
ния в обмундировании.
Оценка: брассом
`отл.` 2,05 `хор.` 2,20 `удовл.` 2,50 вольным стилем
`отл.` 1,50 `хор.` 2,05 `удовл.` 2,35
Упражнение 31. Специальный комплекс приемов рукопашного боя.
Предназначен для уничтожения и пленения противника и включает приемы,
предусмотренные комплексами РБ-1 и РБ-2, а также дополнительно следующие
приемы:
1) Режущие и колющие (сбоку и прямо) удары ножом - наносятся быстрыми
движениями вооруженной руки горизонтально, вертикально и по диагонали.
2) Загиб руки за спину.
3) Рычаг руки наружу.
4) Рычаг руки внутрь.
5) Задняя подножка.
6) Бросок через спину.
7) Освобождение от захватов и обезоруживание с применением бросков и
болевых приемов, названных выше.
8) Приемы связывания противника и его обыск.
Для личного состава подразделений, предназначенных для действий в го-
рах, НФП - 87 предусматривает еще одну специальную полосу препятствий:
Выполняется с автоматом, сумкой для магазинов, двумя магазинами. Дис-
танция 100 метров. Исходное положение - изготовка для стрельбы лежа пе-
ред линией начала полосы: пробежать до первой вышки канатного перехода,
по вертикальной лестнице влезть на террасу, выбрать веревку с грузом
массой 24 кг до упора в перила и, не бросая, опустить на землю, пройти
по нижнему тросу до второй вышки, перелезть на веревку и спуститься по
ней, взбежать по наклонной доске на тропу, пробежать по ней, наступая на
каждый отрезок, и с последнего отрезка соскочить на землю. Пролезть че-
рез ограничительный проход и влезть на второй участок тропы, наступая на
каждый отрезок, пробежать по нему, перелезть по веревочному мосту на ме-
таллическую конструкцию, пройти по горизонтальной лестнице до конца,
преодолеть в висе на руках горизонтальную лестницу в обратном направле-
нии до последней перекладины и спрыгнуть на землю. Пройти по качающемуся
бревну, подняться по наклонной стене горки до нижнего карниза (разреша-
ется использовать веревку), перелезть на него, подняться на террасу и с
колена метнуть гранату массой 600 гр в цель - круг диаметром 3 м (засчи-
тывается прямое попадание), при непопадании в цель первой гранатой про-
должать метание (не более трех гранат) до поражения цели, спуститься по
вертикальной стенке с треугольными вырезами, используя три точки опоры,
прыжками преодолеть `сухое русло реки` по выступающим камням (при срыве
с одного из них вернуться и продолжать бег с берега), пересечь линию фи-
ниша.
Оценка: `отл.` 3 мин; `хор.` 3 мин 20 сек; `удовл.` 3 мин 50 сек.
При подготовке к тактическим учениям за дветри недели до их начала в
содержание занятий по физподготовке включают марш-броски на 10-15 км с
преодолением полосы препятствий; приемы снятия часового; парные упражне-
ния в виде учебных схваток с оружием и подручными средствами. Марш-брос-
ки планируются во всех формах физподготовки и проводятся через день. За
три-четыре дня до учений занятия по физподготовке с высокой физической
нагрузкой прекращаются.
При длительных сроках подготовки к тактическим учениям или боевым
действиям (до двух месяцев) занятия по физподготовке проводятся поэтап-
но. На первом этапе в содержание занятий включаются бег на 100м, 400 м,
3 км и силовые упражнения, на втором этапе - бег на 3-5 км, преодоление
полосы препятствий и рукопашный бой, на третьем этапе - бег на 100м, 400
м и рукопашный бой, на четвертом этапе - марш-броски на 10-15 км с прео-
долением полосы препятствий и рукопашный бой.


СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС РУКОПАШНОГО БОЯ

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован