09 апреля 2002
240

Политическая ситуация в Республике

Политическая ситуация в республике накануне выборов в Государственное Собрание РМ 27 ноября 1994 года. Анализ электорального процесса. Итоги выборов.
27 ноября 1994 года в Мордовии состоялись выборы в представительные органы власти на уровне сел, районов, городов и республики, а также глав местных администраций.
Особенностью кампании являлось то, что на фоне значительного спада производства (в сентябре общий объем производства промышленной продукции был на 2,7% ниже августовского), растущей безработицы и низкого уровня заработной платы (в среднем по республике она составляет сейчас 100- 120 тыс. руб. ежемесячно). С новой силой проявились противоречия между претставительными и исполнительными структурами.
Впервые в Мордовии выборы в парламент проходили на многопартийной и альтернативной основе. Избирателям впервые пришлось опустить в урну до 9-ти бюллетеней одновременно, так как предстояла смена управленческих команд на всех уровнях власти. Наиболее острая борьба развернулась за мандаты депутата Государственного Собрания РМ. На 75 мест было зарегистрировано 412 кандидатов, представлявших всю политическую палитру республики.
Перед выборами в Государственное Собрание особое внимание привлекали три округа, а вернее три кандидита, каждый из которых претендовал на роль председателя будущего законодательного органа Мордовии, а значит, предполагалось три варианта дальнейшей стратегии развития республики.
Первый - Анатолий Березин, бывший первый секретарь обкома, находившийся у руля власти в течение 21 года. В этом случае Мордовию ожидал `азербайджанский` вариант: возвращение прежнего лидера со всеми соответствующими процедурами.
Второй - Николай Бирюков. Это означало дальнейшее проведение политики изоляционизма от федерального центра.
Третий - Николай Меркушкин, председатель фонда имущества республики, лидер республиканского общественно- политического движения `Экономический союз`. Появление этой персоны на вершине политического Олимпа Мордовии означало бы, что республику ожидает нормализация отношений с Москвой, проведение реформ.
По данным опроса Аналитического Центра Мордовского республиканского Экономического союза Бирюков и Меркушкин постоянно делили первое и второе места в списке наиболее влиятельных лиц в регионе. Березин выше девятого не поднимался. Таким образом, становилось очевидным, что основная борьба развернется среди двух команд. Третьего варианта не было.
По ситуации на сентябрь 1994 года первая `двадцатка` в рейтинге наиболее влиятельных политиков республики выглядела следующим образом:
Меркушкин Н.И. , председатель Фонда имущества РМ. Бывший первый секретарь горкома ВЛКСМ Саранска. Лидер `Экономического союза`.
Сентябрь - 1, июнь -1.
Бирюков Н.В. , председатель ВС РМ.
Сентябрь - 2, июнь - 2.
Рыбин Ю. И. , мэр г. Саранска. Вместе с Меркушкиным и представителями предпринимательских кругов стоял в оппозиции Бирюкову.
Сентябрь - 3, июнь - 4.
Швецов В.Н. , председатель Совмина Мордовии.
Сентябрь - 4, июнь - 3.
Скопцов В. А. , сопредседатель политического блока `За великую и неделимую Россию`.
Сентябрь - 5, июнь - 5.
Конаков В.В.
, Представитель Президента РФ в РМ.
Сентябрь - 6, июнь - 8.
Замотаев А. И. , зам. главы администрации Октябрьского района г.Саранска.
Сентябрь - 7, июнь - 11.
Костерин Е. А. , председатель республиканской организации КПРФ, депутат ГосДумы РФ.
Сентябрь - 8, июнь - 6.
Березин А.И. , депутат ВС Мордовии. Бывший первый секретарь рескома КПСС.
Сентябрь - 9, июнь - 13.
Иванова И.А. , депутат Совета Федерации, один из лидеров КПРФ, член `теневого кабинета` партии Зюганова.
Сентябрь - 10, июнь - 10.
Келин И.И. , главный редактор издания ВС газеты `Мордовия`. Сентябрь - 11, июнь - 7.
Пыков А.М. , главный редактор газеты `Известия Мордовии` (антибирюковской направленности).
Сентябрь - 12, июнь - 9.
Макаркин Н.П. , ректор МГУ им. Н. П. Огарева, д. э. н., профессор, бывший депутат ВС РФ.
Сентябрь - 13, июнь - 14.
Бурканов А.Н. , зам. председателя ВС РМ.
Сентябрь - 14, июнь - 17.
Бикмаев Ш.З. , руководитель регионального отделения ПРЕС, депутат ВС, к.э.н., директор ТОО `Монтажсервис`.
Сентябрь - 15, июнь - 12.
Волков В. Д. , председатель Комиссии ВС по вопросам капитального строительства, член КПРФ (позиция антибирюковская).
Сентябрь - 16, июнь - 19.
Кевбрин Б. Ф. , ректор филиала Московского Университета потребкооперации, д. ф. н., профессор. На выборах в Государственную Думу выдвигался от `ВР`.
Сентябрь - 17, июнь - 15.
Карташов В. П. , депутат Государственной Думы, один из лидеров КПРФ.
Сентябрь - 18, июнь - 16.
Кокнаев В. Н. , директор, сопредседатель `Экономического Союза` РМ
. Сентябрь - 19, июнь - 20.
Грузнов П.Д.
Сентябрь - 20, июнь - 18.
Подготовка к выборам ноября 1994 года показала явную неготовность к борьбе за депутатство представителей демократического лагеря республики. Лидеры ослабевших после серьезной дискредитации власти первого и единственного пока Президента Мордовии Гуслянникова ДемРоссии, ДПР и ДВР никак не могли договориться между собой из- за преобладания личных амбиций, совершенно заслонивших собой саму идею построения демократического общества. На прошедший в середине 1994г. Конгресс демократических сил Мордовии собрались 60 делегатов от разных районов, где было принято решение воздержаться от непосредственного выдвижения в парламент. Визиты Лысенко и Борового (22 ноября) в Саранск явились результатом усилий местных демократов по исправлению сложившегося о республике мнения как о всероссийском оплоте коммунизма.
Представители местного отделения ЛДПР также пока не представляют из себя сколь нибудь серьезной политической силы и на выборах блокировались с местными аграриями и коммунистами `новой волны`.
Активистами данной немногочисленной организации являются в основном студенты и попасть в парламент изначально имели шанс только по партийным спискам.
Наиболее вероятными политическими противниками Н. Бирюкова являлись председатель Фонда имущества Мордовии Н. Меркушкин, глава администрации Ковылкинского района А. Пронин и управляющий делами администрации г. Саранска А. Яшков.
На основании социологических опросов, Н. Меркушкин являлся одним из главных претендентов на пост Председателя Государственного Собрания РМ. Перед выборами упорно распространялись слухи о возбуждении против него и работников Фонда имущества уголовного дела. Пронин баллотировался в депутаты ГС РМ по одному избирательному округу с Бирюковым и 31 октября межрайонный прокурор Егор Бирюков (родной брат Н. Бирюкова) возбудил против него уголовное дело. 1 октября в местной газете `Ковылкинский вестник` (редактор - доверенное лицо спикера) публикуется статья дискредитирующего характера о А. Яшкове - были опубликованы дневниковые записи, изъятые во время обыска по объвинению в покупке Яшковым год назад ворованной машины. Следует отметить также и то, были неоднократные случаи угроз кандидатам с требованием снять свою кандидатуру с предвыборного марафона (факты зафиксированны соответствующими органами).
Причины столь напряженной предвыборной борьбы в Мордовии, когда используются все средства, а морально- этические принципы вспоминаются только в агитационных листовках, объяснил редактор газеты `Мордовия` (печатный орган ВС РМ) И. Келин на одной из предвыборных встреч в г.Ковылкино 16 ноября: `Если из 75 мест в Государственном Собрании нам достанется хотя бы 40, вот тогда мы покажем каждому свое место`.
Качественный состав кандидатов в депутаты ГС РМ на выборах 27 ноября 1994 года (официальная информация ЦИК Мордовии)
По профессиональному признаку:
Руководители органов власти, местного самоуправления и госслужащие - 95 чел., 23%.
Руководителей промышленных предприятий и учреждений иных форм собственности - 95 чел., 23%.
Представители народного образования, науки, СМИ - 78 чел., 19%.
Работники сельского хозяйства - 40 ч., 10%.
Работники здравоохранения - 29 ч., 7%.
Рабочие - 19 чел., 5%.
Общественные, профсоюзные, политические деятели: 19 чел., 5%.
Работники правоохранительных органов, судов, независимые юристы - 17 чел., 4%.
Пенсионеры и безработные: 15 чел., 3%.
Представители коммерческих структур, банков, фондов, предприниматели: 6 чел., 1%.
По возрасту:
Свыше 70 лет: 3 чел., 0,7%.
От 60 до 70 лет: 7 чел., 1,3%.
От 50 до 60 лет: 91 чел., 22%.
40-50: 202 чел., 49%.
30-40: 88 чел., 21%.
20-30: 21 чел., 6%.
По демографическим признакам:
Женщин: 38 чел., 9%.
Мужчин: 374 чел., 91.
По образованию:
Высшее и незаконченное высшее: 389 чел., 95%.
Среднее специальное: 11 чел., 2%.
Среднее: 12 чел., 3%.
По национальному признаку:
Русские: 215 чел., 52%.
Мордва: 167 чел., 41%.
Татары: 20 чел., 5%.
Украинцы: 7 чел., 1%.
Башкир: 1 чел., 0,3%.
Немец: 1 чел., 0,3%.
Белорус: 1 чел., 0,3%.

Формы выдвижения кандидатов:
От групп избирателей: 225 чел., 55%.
Самовыдвижение: 125 чел., 30%.
От политических партий и общественных организаций:
62 чел., 15%.
Политические партии и общественные организации, участвующие в выборной кампании:
КПРФ : 38 кандидатов
Народно-патриотическая партия Мордовии: 7
Российская коммунистическая партия: 6
Союз коммунистов Мордовии: 5
ДПР : 1
ЛДПР : 1
Народно-трудовой союз российских солидаристов: 1.
Совет ветеранов ВОВ и труда г.Саранска: 1
Общество инвалидов и пенсионеров Ленинского района г. Саранска: 1.

Выборы пользовались незначительным вниманием со стороны населения и, в первую очередь, городского. Выборы не состоялись в столице - г. Саранске и других местных райцентрах: Рузаевка, Комсомольский, Ковылкино.
По имеющимся данным на выборах ГС в Саранске 50% голосов получили демократические силы, а остальные 50% - коммунисты. На выборах главы администрации г. Саранска победу одержал Рыбин Юрий Иванович, и ранее являвшийся мэром города, опередив Замотаева Александра Ивановича - главу администрации Октябрьского района Саранска всего на 250 голосов.
В ходе выборов был зафиксирован ряд нарушений: немотивированный вынос урн избирательных участков под предлогом сбора голосов на дому, также в Ковылкинском избирательном округе при участии районного прокурора (родного брата Бирюкова) были удалены из зала голосования наблюдатели при активном участии милиции. Вызывает подозрение факт резкого увеличения активности избирателей в некоторых районах в период с 20. 00 до момента окончания голосования в 21. 00. В связи с этим, соответствующим органам было предписано разобраться в данной ситуации.
Из 75 мест в парламенте заполненными оказалось только 43. Таким образом, кворума в Государственном собрании не было, а следовательно, по республиканскому закону Верховный Совет во главе с Бирюковым должен был продолжать работу в течение 2- х месяцев, пока не пройдут довыборы.
Из 43 избранных депутатов - 20 являлись представителями `Экономического Союза` (главы администраций, часть директоров крупных промышленных предприятий; откровенные противники власти спикера ВС Мордовии Бирюкова).
Коммунисты потерпели поражение - было избрано всего 4 человека. В числе 43 новых депутатов примерно 7- 8 являлись представителями местных административно-территориальных кланов, поддерживающих Бирюкова. Охарактеризовать политическую позицию остальных было практически невозможно. Хотя непосредственно перед выборами многие кандидаты (особенно от села) обратились к своему уже позабытому партийно- коммунистическому прошлому, желая так или иначе обрести столь нужный им статус депутатского иммунитета, подобное использование данными лицами коммунистической идеи и набора лозунгов носило конъюнктурный характер. Двигательной силой выдвижения в парламент местной управленческой элиты являются, в первую очередь, командные, семейно- земляческие, но не национальные или идеологические интересы.
В целом, частичный провал мордовских выборов в ноябре прошлого года был полностью выгоден Бирюкову, который имел возможность представить пассивность местного электората как некий неофициальный `вотум доверия` власти Верховного Совета в его лице. В кулуарах заседаний ВС РМ обсуждалась полусерьезная, но вполне характерная для общих устремлений депутатов мысль о желательности пожизненного пребывания у власти нынешнего состава парламента. У ВС Мордовии существовал и собственный вариант Конституции, содержащий идею окончательного законодательного закрепления статуса парламентской республики, что при уже существовавшем фактическом всевластии ВС, лишь усилило бы противоречия с новой федеральной Конституцией.


6. Отстранение Бирюкова. Новый курс.
Довыборы в ГС РМ планировалось провести 12 февраля 1995 года. Уверенности, правда, в этом не было. И не только потому, что Верховный Совет в очередной раз мог их перенести. Основная проблема заключалась в том, что согласно республиканскому закону, чтобы выборы считались состоявшимися, в них должно принять участие не менее 50 процентов избирателей. То, что такое их количество придет голосовать в городах и районных центрах республики (а именно здесь выборы и не состоялись) было более чем сомнительно.
Еще более важно было то, что из 45 избранных депутатов более 20 представляли откровенно оппозиционный власти Николая Бирюкова `Экономический Союз`. Довыборы, таким образом, тем более следовало отложить, провести новую предвыборную кампанию. Ведь сторонники Бирюкова, проигравшие кандидатам от оппозиции в тех округах, где выборы состоялись, имели возможность выдвинуть свои кандидатуры снова (это предусматривалось республиканским законодательством). Это, естественно, имело смысл, так как среди избранных депутатов союзники спикера оказались в меньшинстве.
Со стороны оппозиции все более настойчиво стала звучать мысль о необходимости изменений в избирательном законодательстве, которые позволили бы Государственному Собранию начать работу. Благоприятный для `Экономического союза` исход выборов позволял надеяться на смещение Бирюкова. Председатель ВС, однако, отвергал подобные предложения, ссылаясь на их неправомерность.
6 января группа депутатов ВС провела заседание парламента республики. Николай Бирюков находился в это время на `чебоксарской встрече` глав республик, посвященной событиям в Чечне (по другим сведениям, однако, в этот момент он уже был в Саранске и имел возможность принять участие в заседании). В отсутствие спикера в избирательный закон задним числом была внесена поправка о снижении избирательной квоты до 25 процентов. В результате этого выборы в оставшихся 30 округах были признаны состоявшимися, а депутаты - избранными. Государственное Собрание стало действующим органом, а ВС прекратил свое существование. 12 января 1995 года, вместо ранее назначенной на этот день сессии Верховного Совета, состоялось первое заседание нового законодательного органа республики.
17 января было проведенозаседание оргкомитета по подготовке первой сессии ГС под председательством Меркушкина. Основным вопросом сессии, которая открылась 24 января, стал вопрос о выборах председателя ГС. На пост главы нового республиканского законодательного органа было выдвинуто три кандидатуры: бывший Председатель ВМ РМ Бирюков Н. В., председатель Фонда имущества Мордовии Меркушкин Н. И. и глава администрации Октябрьского района г. Саранска Замотаев А. И. Последний, проигравший выборы мэра Саранска Рыбину (стороннику Меркушкина), снял свою кандидатуру в пользу Бирюкова Н. В. Голоса распределились следующим образом: за Меркушкина Н. И. 49, за Бирюкова Н. В. - 21.
Заместителями главы Гос. Собрания стали Бурканов А. Н. бывший зам. Председателя Верховного совета Республики Мордовии по строительству и Волков В. Д. также бывший председатель Комиссии ВС по вопросам капитального строительства. Был сформирован Совет ГС из 15 человек, двое из которых - члены КПРФ.
Прогнозы о `смене курса` в Мордовии, связанные с избранием Николая Меркушкина председателем Государственного Собрания, начали достаточно быстро сбываться. Новым руководством республики была подготовлена комплексная программа социально-экономического развития Мордовии, разработка которой велась еще в прошлом году.
В республике преодолено и противостояние местных властей. То, что между мордовскими руководителями наметилась возможность сотрудничества подтверждает, например, тот факт, что в начале февраля прошла встреча представителей Мордовии с руководителем администрации Президента Сергеем Филатовым, на которой, в частности, была представлена программа развития республики. В ней приняли участие председатель ГС Николай Меркушкин, председатель Совета министров Валерий Швецов, представитель Президента РФ Валентин Конаков, а также мэр Саранска Юрий Рыбин.
Данная встреча дала также возможность говорить о начале нормализации отношений с Москвой. Завершение многолетнего конфликта властей республики и нынешний расклад политических сил в Мордовии, по- видимому, вполне устраивают федеральное руководство. В результате была прорвана политическая и экономическая блокада республики. Свидетельством тому стала и достигнутая на встрече с Сергеем Филатовым договоренность о встрече председателя Государственного Собрания Мордовии с Президентом России весной этого года.
30 марта 1995 года в Саранске работала вторая сессия Государственного Собрания Мордовской Республики. Депутаты приняли уточненный бюджет, символику республики (флаг и герб) и обсудили ряд других вопросов. Смена символики внешне отражает фактическую ликвидацию власти Советов на территории республики после избрания нового депутатского корпуса и означает, что Мордовия, наконец, перестала быть `красным заповедником` на территории России. Всего же в первом квартале 1995 года состоялись две сессии ГС РМ, на которых было рассмотрено 86 вопросов.
Председатель ГС РМ в течение апреля-мая дважды встречался с Б. Н. Ельциным . Встречи, по мнению Меркушкина, прошли весьма продуктивно. Особое удивление у него вызвало то, что `Президент РФ хорошо помнит детали нашего первого разговора`.
По словам Меркушкина, ему пришлось и еще придется много `поездить в Москву`. Он также отметил, что после того как `барьеры для нормального сотрудничества республиканских властей с федеральными были сняты`, на республику перестали смотреть как `на изгоев`. В настоящее время, по словам председателя ГС РМ, рассматривается участие Мордовии в российских федеральных программах, пересматривается трансферт. По данным 1994 года, доля поступлений из федерального бюджета в доходах РМ составляла 45%. Разделение налоговых поступлений Федерация: Мордовия - 22:78.
В настоящее время, федеральным правительством республики выделены следующие средства: механический завод - 11 млрд. руб. на коверсию, `Электровыпрямитель` - 3 млрд. рублей. На строительство жилья ветеранам получено 9 млрд. руб. По словам Меркушкина, ветеранам планируется построить 170 квартир, т. е. простые арифметические вычисления показывают, что средняя себестоимость одной квартиры составляет около 10500 USD. Следует, правда, отметить, что в ноябре 1994 года средняя коммерческая цена одной квартиры в Саранске сотавляла не более 4000 USD и весьма сомнительно, что за полгода цены возросли.
Ликвидировав противостояние между центром и регионом, руководство республики планирует остановить спад производства, разрабатывается новая стратегия использования промышленного потенциала: планируется увеличить производство железобетонных изделий, ликеро- водочных продуктов (в два- три раза) с целью экспорта за рубеж (в республике 6 специализирующихся на производстве спирта заводов, от которых бюджет получает 70 млрд. руб.). Большие надежды возлагаются на светотехническую промышленность (завод `Электровыпрямитель`).
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован