Эксклюзив
03 декабря 2012
5840

Политика России на постсоветском пространстве усиливается...

Вячеслав Лапидус в эксклюзивном интервью www.viperson.ru/

С начала 2000-х годов политика России на постсоветском пространстве значительно активизировалась. В начале 2000-х годов происходила смена акцентов в российской политике в СНГ.

Внешнеполитический курс России по отношению к странам региона приобрел больший прагматизм и гибкость. Происходило доктринальное оформление внешнеполитического курса России, формализующее российскую политику в СНГ.

На постсоветском пространстве, объединяющим преимущественно Белоруссию, Казахстан и Украину, а также государства Центральной Азии, создавались пророссийские интеграционные объединения в сфере безопасности (ОДКБ), в торгово-экономической области (ЕврАзЭС, Таможеннный Союз и ЕЭП).

Другим объединением с участием России и Китая стала Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), охватывающее сферу безопасности, торгово-экономическое, энергетическое взаимодействие. Формирование новых организационных структур привело к некоторой упорядоченности сотрудничества России со странами СНГ.
Можно выделить целый ряд факторов, ведущих к усилению геополитической неопределенности и, в перспективе, к обострению конфликтов внешних сил за переформатирование постсоветского пространства в своих интересах.

Среди них можно выделить: геополитическую "пестроту" региона, фактор разнополюсной интеграции, противоречия между различными внешними силами, отсутствие цивилизационного выбора значительного количества стран СНГ в пользу определенной идеологической ориентации.

Постсоветские государства в целом придерживаются многовекторной политики и пытаются участвовать в различных интеграционных объединениях.
Важнейшей тенденцией стало превращение постсоветского пространства в объект секьюритизации для ключевых мировых сил. В обеспечение безопасности вовлечены ведущие мировые страны (Россия, ЕС, Китай, США, Индия, Иран и др.), международные организации (ШОС, ЕС, ОДКБ, НАТО и пр.), а также международные финансовые институты.

Некоторые из ключевых трансграничных вызовов и угроз, активно "втягивающих" в регион внешние силы, тесно связаны между собой. Среди них: терроризм, наркотрафик, религиозный экстремизм, нелегальная миграция.

Важным фактором стало усиление региональной конкуренции за доступ к ресурсам, контроль над маршрутами транспортировки углеводородов, политическое, экономическое и военное влияние.

В итоге возникает проблема согласования пророссийских интеграционных проектов с другими векторами притяжения постсоветского пространства, например, ГУАМ, ЦАРЭС, параллелизм и противоречия в деятельности различных интеграционных объединений.
Серьезными ограничителями политики России на пространстве СНГ являются высокая региональная непредсказуемость и нестабильность.

Одной из важнейших проблем для России становится развитие взаимодействия с другими внешними акторами и создаваемыми ими институциональными структурами, а для этого России необходимо увеличение финансовых инвестиций с целью сохранения и развития ключевых элементов своего влияния в СНГ.

Вполне очевидно, что на это в самое ближайшее время и будут направлены главные внешнеполитические и экономические действия России....

Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован