Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
02 августа 2021
192

Попытка группирования факторов, формирующих МО и ВПО

Встает вопрос о беспристрастности... публичных докладов о расстановке сил в будущем и прогнозных данных, издаваемых как частными корпорациями, так и международными организациями[1]

Д. Дегтярёв, профессор

Простое перечисление и хаотичное упоминание всего очень широкого спектра факторов, формирующих МО и ВПО, малопродуктивно. В реальности этих факторов и тенденций сегодня можно вычленить десятки и даже сотни тысяч. И формируют, отбирают эти факторы, придают им «особенное» значение достаточно произвольно. Парадоксально, но до настоящего времени общепринятой системы так и не сложилось, хотя национальных и международных сопоставлений, в которых отобраны те или иные факторы, их показатели и критерии, – вполне, казалось бы, достаточно[2].

Для наших целей нужны не вообще факторы, их показатели и критерии, а те, которые в наибольшей степени влияют на формирование МО и ВПО. Для этого, повторю, как минимум, следует определиться с тем, какие именно основные факторы и тенденции оказывают влияние на формирование МО и ВПО, а какие можно не учитывать (полностью или частично), либо даже вообще игнорировать. В этой области пока что согласия нет. Другими словами, необходимо определиться в принципе со структурой МО и ВПО и основными её составляющими, что отнюдь не является простым вопросом потому, что в настоящее время не существует устоявшегося мнения ни в теории международных отношений (ТМО), ни в прикладных исследованиях о том, какие факторы и тенденции следует учитывать в первую очередь, какие во вторую, какие можно учитывать по мере возможности, а какие вообще можно игнорировать.

До недавнего времени, как уже говорилось, учитывались 8–10 факторов, – политика государств и сами государства, оказывающих решающее воздействие на формирование МО и ВПО. Как правило, это были государства-лидеры человеческой цивилизации в XVII–XX веках – Англия, Франция, Германия, Россия, Испания, Италия, США, Австрия, Пруссия, иногда и ряд других, менее значимых стран. В периоды древней истории нередко такой анализ сводился вообще к противостоянию двух государств, например, Греции и Спарты, Греции и Персии, Египта и Вавилона, Римской империи и Карфагена и т. д. При этом в целом ряде периодов история Китая, Индии и целого ряда других государств вообще «выпадала» из истории развития человечества, что бвшо, естественно, неверно.

Но по мере развития человеческой цивилизации происходило упорядочение международных и военно-политических отношений: стали формироваться некие системы («Вестфальская», «Российская империя», «Китайская империя» и т. п.), а затем появляться и усиливаться некие самостоятельные акторы – «Вест-индийская компания», «Русско-американская компания», Католическая церковь, Православная церковь и пр. религиозные и не государственные организации и структуры, которые постепенно приобрели сильное влияние. Это влияние негосударственных акторов возросло с появлением и усилением партий различных общественных движений с конца XVIII века.

На формирование МО и ВПО, таким образом к ХХ веку стали оказывать влияние самые разные факторы (субъекты и акторы) и разные тенденции – технологические, торгово-экономические и пр., о которых я писал ранее[3]. Поэтому важен как прогноз развития субъектов, акторов и других факторов, формирующих МО и ВПО в целом (как результат взаимодействия и взаимовлияния, порой противоречивого, самых разных тенденций), так и прогноз развития собственно самих основных факторов и тенденций, которые их формируют, например, демографии или науки и техники, не говоря уже о военных и социальных технологиях.

Выше, в предисловии к этой работе, я коротко описал их в качестве простейшей модели МО и вытекающей из неё ВПО. В этой части пособия необходимо рассмотреть эту модель и основные группы факторов, формирующих ВПО, подробнее. К сожалению, детальный анализ таких факторов и тенденций в научной литературе мне не известен, хотя то, что они существуют и оказывают влияние на состояние и развитие ВПО – не вызывает сомнений – есть только отдельные работы (ЦРУ, Комитета по национальной разведке США, ряда других), – где рассматриваются отдельные стороны будущего состояния МО и ВПО, но нередко эти работы имею заранее предопределенный характер, искажающий как реальность, так и перспективу.

Проблема заключается в том, что используя абстрактную логическую модель развития того или иного сценария МО и ВПО или (прибегая к дедукции) даже какого-то варианта этого сценария, требуется огромный массив самой свежей информации, отражающей не только состояние, но и прогноз развития многих тысяч факторов и тенденций, что под силу только достаточно большому коллективу исследователей (однажды, кстати, нам почти удалось это сделать применительно к оценке состояния и прогнозу развития ВПО в одном из НИРов, но в этой работе были заняты достаточно длительное время сотни человек)[4]. На мой взгляд, только такой подход к деталям даёт возможность адекватного анализа множества других, не учитывавшихся прежде факторов и тенденций, влияющих на формирование МО и ВПО. К сожалению, современные многочисленные анализы и прогнозы МО и ВПО носят явно упрощенный, слишком абстрактный характер, который, как правило, основан на анализе нескольких факторов и тенденций. Полученные в результате подобного прогноза сценарии, можно оценить как попытки (в разной степени удачные) приблизиться к полноценному анализу и прогнозу.

Чтобы как-то систематизировать и формализовать многочисленные факторы и тенденции, формирующие МО и ВПО, несколько лет назад я предложил объединить эти факторы и тенденции в 4 основные группы, где собственно субъекты[5] МО и ВПО составляют только одну такую группу (другая группа относительно независимых участников формирования МО и ВПО обозначена как акторы[6]), а в целом все эти группы представляют собой некую систему, которая лежит в основе модели МО и, как следствие, её части – ВПО.

Как видно из отображённой структуры МО, представляющей основные 4 группы факторов и тенденций, их состояние и их взаимодействие, и взаимовлияние (порой противоречивое) формирует в основном современное состояние МО и закладывает самые общие основы для различных сценариев[7] развития сценариев ВПО и их вариантов. Иными словами, чтобы дать оценку состоянию МО, необходимо:

– оценить состояние факторов и тенденций, формирующих МО;

– оценить состояние взаимоотношений между этими факторами и тенденциями;

– попытаться спрогнозировать развитие первого и второго.

Важно подчеркнуть, что военно-политическая обстановка (ВПО) соотносится с международной обстановкой (МО) в целом также как понятия «политики» и «война»[8], о чем ниже будет сказано подробнее, но принципиально важно отметить, что любой сценарий развития ВПО или даже его вариант неизбежно предопределяется тем или иным сценарием развития МО и даже их вариантами. Так, если сценарий развития МО (как будет показано ниже) конфронтационен, а его наиболее вероятный вариант ведёт к военно-силовому противоборству, то и сценарий развития военно-политической обстановки будет последствием развития этого сценария МО, а не независимым, искусственным сценарием.

И, наоборот, если наиболее вероятный сценарий развития МО не будет угрожающим, то и наиболее вероятные сценарии развития ВПО (и соответствующая военная политика России) будут относительно бесконфликтными. В качестве практического примера нарушения этой логики (которая очень часто не соблюдается в исследованиях и особенно в публицистике и политических выступлениях) приведу высказывание известного политолога С.А. Караганова в 2012 году (т. е. после осетинского конфликта 08.08.2008), в котором он следующим образом описывает состояние и перспективы развития МО: «С уходом идеологического противостояния практически не осталось политических разногласий, которые могли бы привести Москву к прямому военному столкновению с Западом. (т. е. ВПО не будет обостряться – А.П.). И далее: «Объективно Соединенные Штаты в обозримой перспективе будут сосредоточены. на растущем соперничестве с Китаем и удержании своих рассыпающихся позиций на Большом Ближнем Востоке. Противостояние с Россией только усугубит данные проблемы. Европейцам же конфронтация вообще не нужна, у них на неё нет ни сил, ни желания»[9].

К сожалению, подобный прогноз полностью провалился менее, чем через 2 года: уже в конце 2013 года не только внимательному исследователю стало ясно, что мы находимся накануне резкого обострения МО и ВПО. Ради справедливости следует признать, что точки зрения С.А. Караганова придерживалось в то время абсолютное большинство политологов и международников – опубликованные в те месяцы прогнозы и оценки (особенно академическими институтами, прежде всего, ИМЭМО РАН) описывают МО как «наиболее благоприятную» за всю историю развития России.

Формализация и учёт большинства факторов и субъектов, формирующих МО, важна, например, если говорить о том, что некоторые из них вообще «выпадают» из анализа. Так, влияние такого важнейшего фактора – субъекта формирования МО – как новые военно-политические центры силы и локальные человеческие цивилизации (ЛЧЦ)534, создающих отдельные широкие и военно-политические коалиции, на мой взгляд, становится в наше время решающим, хотя большинство политиков и экспертов этого не хотят признавать, не смотря на иногда появляющиеся работы и заявления[10].

Таким образом, в центре внимания анализа и прогноза развития МО по-прежнему остаются преимущественно главные субъекты МО и ВПО – государства, хотя их роль постепенно становится менее значимой по сравнению с широкими цивилизационными коалициями, а иногда (как в случае с массовыми экстремистскими организациями) и по сравнению с отдельными акторами[11].

Поэтому в данном разделе делается попытка, во-первых, предложить своё видение структуры МО и ВПО, которая позволило бы «не забыть» целые группы важных факторов и субъектов, формирующих МО, а, во-вторых, попытаться систематизировать и оценить эти факторы, степень их влияния на развитие сценариев и их вариантов ВПО с единственной целью показать всю сложность, опасность и перспективу развития системы МО и ВПО, а также необходимость максимально полного анализа всей совокупности формирующих её факторов.

 

_____________________________________

[1] Дегтярёв Д.А. Оценка современной расстановки сил на международной арене и формирование многополярного мира: монография. М.: САЙЕНС, 2020, с. 6.

[2] См. работы профессора МГИМО МИД РФ Л.М. Капицы, которая многие годы в ООН и в России занималась систематизацией понятий и критериев в оценке субъектов МО.

[3] См., например: Подберёзкин А.И. Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в XXI веке. М.: Издательский дом: «Международные отношения», 2018. 1599 с.

[4] Часть этой работы была опубликована в книге авторов НИИ № 46 МО РФ «концепция обоснования перспективного облика силовых компонентов военной организации Российской Федерации. М.: Граница, 2018, 512 с.

[5] Субъекты МО и ВПО - зд.: суверенные с точки зрения международного права государства, способные к проведению самостоятельной внешней и военной политике.

[6] Акторы МО и ВПО - легитимные и нелегитимные негосударственные организации и структуры, участвующие в формировании МО и ВПО.

[7] Сценарий развития военно-политической обстановки - зд.: порядок перехода ВПО из одного состояния в другое под воздействием совокупности факторов, определяющих социально-политическое и военно-техническое, а также иное развитие субъектов и тенденций в развитии ВПО.

[8] См.: Истоки представлений о соотношении понятий: Клаузевиц, Карл фон «О войне». М.: АСТ, 2019, 320 с.

[9] Караганов С. Зачем оружие? // Россия в глобальной политике, 2012, № 5, сс. 53-54.

[10] См., например, одну из моих последних работ: Подберёзкин А.И. Локальные цивилизации и их влияние на формирование МО. Эл. ресурс: «Рейтинг персональных страниц» / www.viperson.ru.12.12.2018.

[11] Подберёзкин А.И. Роль США в формировании современной и будущей военно-политической обстановки. М.: ИД «Международные отношения», 2019. 462 с.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован