07 октября 2004
98

Портовые волки в таможенной шкуре

На письме резолюция: дать фирме `зеленый свет`... Возможно, ничего предосудительного в этом нет: должен же быть на таможне порядок, тем более речь идет о таком монстре таможенного транзита, как Петербургский морской порт. Но с другой стороны, события последних месяцев как в порту, так и в структурах самой таможни заставляют задуматься. И напрашивающиеся выводы, увы, далеки от рисующейся поначалу благостной картины.


Таможня дает добро, но не каждому

Вот полный текст письма.

`Председателю Таможенного комитета РФ

действительному государственному советнику

таможенной службы Российской Федерации

Ванину М.В.

Уважаемый Михаил Валентинович!

В настоящее время региональный таможенный брокер `Далк Северо-Запад` совместно с компанией `Северстальтранс` и руководством порта Санкт-Петербург разрабатывает план совместных мероприятий на 2003 год, направленных на качественные улучшения работы на Первом контейнерном терминале в порту Санкт-Петербург (таможенный пост `Турухтанный`).

Основные усилия будут направлены на увеличение собираемости таможенных платежей, а также на повышение оперативности таможенного оформления грузов, поступающих морским путем на Первый контейнерный терминал.

Для гарантии достоверности декларирования, а также для вытеснения с рынка таможенных услуг `серых` брокеров предусматривается проведение определенной работы с участниками ВЭД (внешнеэкономической деятельности - Прим. авт.) по проведению таможенного оформления только через официальных таможенных брокеров, согласованных с ГТК, одним из которых хотел бы выступить ООО `Далк Северо-Запад`.

Решение проблем, указанных в настоящем письме, возможно только в тесном взаимодействии с руководством Балтийской таможни.

Просим Вас дать соответствующие указания руководству Балтийской таможни по взаимодействию с руководством порта Санкт-Петербург, `Северстальтранс` и `Далк Северо-Запад` в рамках настоящего проекта.

С уважением, генеральный директор ООО `Далк Северо-Запад` А.А. Унишевский

05.01.2003`

На письме - резолюция:

`Вьюнову, Рыбкину. Прошу организовать взаимодействие. Систематически докладывайте о ходе работы. М. Ванин. 08.01.03. Сапьянику - под контроль. М. Ванин`.

Обратите внимание на такие детали.

Во-первых, письмо, отправленное 5 января, рассмотрено руководителем ГТК уже через 3 дня. Значит, из Петербурга в Москву оно шло не обычным долгим бюрократическим путем, а укороченным - неформальным.

Во-вторых, резолюция наложена практически мгновенно, следовательно, руководитель ГТК посчитал данный документ крайне важным.

В-третьих, руководителям Северо-Западного таможенного управления (Вьюнову) и Балтийской таможни, в зону ответственности которой входит порт (Рыбкину), дано указание обеспечить частной структуре эксклюзивные условия. Мало того, руководитель ГТК берет исполнение этого решения под двойной контроль: личный (`систематически докладывайте о ходе работы`) и своего зама (`Сапьянику - под контроль`). То есть вопрос для руководителя ГТК действительно архиважный, и от его решения зависит многое.

Вывод? По всей видимости, упомянутая частная структура ООО `Далк Северо-Запад` является по отношению к руководству ГТК вовсе не чужой, и в радении ее интересам господин Ванин заинтересован, как никто другой. Каким интересам? Обратите внимание на фразу в письме: `Для гарантии достоверности декларирования, а также вытеснения с рынка таможенных услуг...` Так что, судя по первой части фразы, интересы сугубо государственные. А вот судя по второй - самые что ни на есть шкурные: вытеснение с рынка конкурентов. И поддержка в этом деле грозного государственного профильного ведомства - аргумент прямо-таки убойный. А вот почему в этом кровно заинтересовано само ведомство - это вопрос.


`Ленинградское таможенное дело`

Чтобы хоть немного приблизиться к ответу на этот непростой вопрос, вспомним недавние события, которые до основания потрясли Северо-Западное таможенное управление. И хотя `Новая газета` уже не раз об этом писала, напомним.

В октябре 2001 года в Петербурге десантировалась ревизионная комиссия ГТК, которая совместно с Управлением Генпрокуратуры по Северо-Западу осуществила комплексную проверку Северо-Западного таможенного управления. Результатом стала основательная кадровая чистка местного таможенного руководства. От работы были отстранены руководитель СЗТУ Владимир Шамахов, глава службы собственной безопасности Михаил Прокофьев и начальник Балтийской таможни Александр Пучков, который к тому же стал фигурантом возбужденного Генпрокуратурой уголовного дела.

По версии московских ревизоров, кадровые чистки стали результатом выявленных многочисленных нарушений: товары якобы оформлялись с занижением их фактической стоимости, из-за чего российская казна недополучила огромные суммы. По неофициальной версии, суть конфликта была в ином. В частности, в напряженных отношениях, сложившихся между главным российским таможенником Ваниным и его северо-западным коллегой Шамаховым, в котором многие видели преемника Ванина, предрекая тому скорую отставку.

А главное - высказывалось предположение о том, что разборки в СЗТУ вызваны не столько служебной деятельностью, сколько проявлением борьбы по переделу сфер влияния вокруг Морского порта Санкт-Петербурга, стремлением неких влиятельных структур проглотить этот лакомый кусок внешнеэкономического пирога.

Последние события говорят в пользу того, что эта версия не лишена оснований. К примеру, год назад Ванин громогласно обличал Шамахова в том, что в электронной базе СЗТУ рядом с государственными таможенными органами мирно соседствовала частная фирма - таможенный брокер `Стерх`. А теперь он сам предлагает новому руководству СЗТУ внедрить другого таможенного брокера - `Далк Северо-Запад`, на этот раз фирму `свою`, московскую.

Кстати, и назначенный недавно новый руководитель Балтийской таможни Юрий Рыбкин - тоже московский `варяг`. Да к тому же поговаривают, что Михаил Ванин намеревается заменить назначенного год назад начальника СЗТУ Владимира Вьюнова на другого (более покладистого?) человека.

Так что выходит, что у `ленинградского таможенного дела` ноги растут из Москвы. И оттуда же тянутся руки к Петербургскому морскому порту.

В порту штормит

Ничего удивительного в том, что Петербургский морской порт давно стал вожделенным для многих совсем не криминальных или, наоборот, совсем криминальных бизнес-структур, конечно же, нет. Этот порт по праву считается российским внешнеэкономическим `окном в Европу`, являясь крупнейшей импортно-экспортной перевалочной базой России. Сами понимаете, какие здесь крутятся деньги. А известно, что рука об руку с большими деньгами у нас идут не только честная конкуренция, но и коррупция, и откровенный криминал.

В порту ситуация сейчас далека от идиллической. Положение можно охарактеризовать примерно так. В схватке за порт столкнулись интересы `теневого правительства КПРФ`, криминальных группировок северной столицы и Смольного. Первые представлены так называемой `группой Юрия Маслюкова` в лице депутата Госдумы от КПРФ Виталия Южилина. А вот последние - то есть городская администрация - оказались явно на обочине. Принадлежащий городу 28-процентный пакет `привилегированных` акций ОАО `Морской порт Санкт-Петербург` не позволяет горадминистрации принимать участие в управлении портом. А инициированный КУГИ в октябре прошлого года процесс пересмотра такого положения дел вряд ли приведет к успеху, поскольку основные активы порта, как выяснилось, уже давно выведены в офшоры.

Ко всему прочему на этом фоне Петербургский порт сейчас усиленно прибирает к рукам группа `Северсталь` `стального олигарха` Алексея Мордашова. (Дочернее предприятие `Северстальтранс` как раз упоминается в `таможенном` письме). Мордашовская группа стремится к контролю над самым прибыльным портовым бизнесом - Первым контейнерным терминалом (который тоже упоминается в письме).

Так что судьба Петербургского порта решается уже не в северной столице, а в Москве.

И вся `таможенная возня` вокруг порта, по мнению осведомленного источника в СЗТУ, связана с этими непростыми процессами передела сфер влияния. В частности, по мнению источника, опальный руководитель СЗТУ Шамахов перекрыл `московские` каналы `серого импорта` на Северо-Западе, за что и поплатился. Ведь за этим якобы стояли интересы могущественных столичных фигур, в том числе `семьи`, включая главу президентской администрации Александра Волошина.

Не надо, конечно, понимать буквально: контрабандой Волошин, конечно, не занимается. И Петербургский морской порт лично контролировать пока тоже вроде не намеревался. Возможно, он и с Мордашовым незнаком. Но, по большому счету, сути это не меняет... Есть такое модное нынче слово - `лоббирование`, за которым маячит другое могущественное нынче слово - `капитал`... А в остальном - возможны варианты.

Новая газета -СПб, 27.01.2003http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован