18 января 2002
115

ПОСОБИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ



ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ

Пособие по бухгалтерскому учету



Содержание стр.

1. Предмет и метод бухгалтерского учета............................
2. Источники хозяйственных средств.
3. Бухгалтерский баланс и бухгалтерская отчетность.
4. Основные задачи бухгалтерского учета в современных условиях.
5. Строение баланса.
6. Счета и двойная запись.
7. Двойная запись операции на счетах.
8. Синтетические и аналитические счета.
9. Сальдовые ведомости.
10. Составление баланса по данным счетов.
11. План счетов бухгалтерского учета.
12. Забалансовые счета.
13. Формы учетных регистров.
14. Формы бухгалтерского учета.
15. Главная книга.
16. Способы исправления записей в учетных регистрах и документах.
17. Задача 1.
18. Документация.
19. Задача II.
20. Инвентаризация.
21. Порядок регулирования выявленных расхождений.
22. Учет кассовых операций.
23. Учет операций по расчетному счету.
24. Формы расчетов.
25. Задача III.
26. Расчеты платежными поручениями.
27. Расчеты чеками.
28. Расчеты плановыми платежами.
29. Учет основных средств.
30. Расчет амортизации.
31. Учет поступлений основных средств.
32. Учет выбытия основных средств.
33. Учет затрат на ремонт основных средств.
34. Учет затрат на ремонт основных средств с образованием
ремонтного фонда.
35. Учет затрат на ремонт основных средств, если ремонтного
фонда нет.
36. Капитальный ремонт.
37. Учет арендованных основных средств.
38. Финансируемая аренда.
39. Текущая аренда.
40. Учет основных средств при текущей аренде.
41. Сводка бухгалтерских проводок по учету текущей аренды.
42. Учет операций по долгосрочной финансируемой аренде основных
средств.
43. Сводка бухгалтерских проводок по учету долгосрочной
финансируемой аренде основных средств.
44. Пример учета долгосрочно арендованных основных средств
(с оценкой).
45. Учет арендуемого государственного имущества арендным
коллективом.
46. Задача IV.
47. Учет материальных ценностей.
48. Учет материалов в бухгалтерии.
49. Сводка бухгалтерских проводок по учету заготовления и
приобретения материальных ценностей.

- 2 -
50. Сводка бухгалтерских проводок по учету расхода материальных
ценностей.
51. Расчет суммы транспортно-заготовительных расходов.
52. Пример расчета фактической заготовительной себестоимости
материальных ценностей.
53. Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
54. Учет расчетов по оплате труда, налогообложению физических
лиц.
55. Повременная оплата труда.
56. Расчет больничных листов.
57. Расчет отпускных.
58. Компенсация за неиспользованный отпуск.
59. Удержания из заработной платы.
60. Подоходный налог.
61. Льготы по подоходному налогу.
62. Удержание взносов 1% в пенсионный фонд из зарплаты.
63. Учет расчетов по оплате труда.
64. Учет затрат на производство.
65. Учет потерь от брака в производстве.
66. Учет готовой продукции и ее реализации.
67. Учет отгруженной продукции.
68. Коммерческие расходы.
69. Учет реализации продукции.
70. Резерв на погашение сомнительных долгов.
71. Налог на имущество.
72. Налог на добавленную стоимость.
73. Ставки налога.
74. Налог на пользователей автодорог.
75. Схема бухгалтерских проводок по учету общих финансовых
результатов.
76. Распределение и использование прибыли.
77. Реформация баланса.
78. Схема бухгалтерских проводок по учету операций, связанных с
реформацией баланса.
79. Учет начисления и выплаты дивидендов акционерам.
80. Расчеты по имущественному и личному страхованию.
81. Налогообложение прибыли.
82. Свод бухгалтерских проводок по учету уставного фонда.
83. Формирование уставного фонда при преобразовании гос.
предприятия в акционерное.
84. Изменения уставного фонда действующего акционерного общества.
85. Учет нематериальных активов.
86. Бартерные сделки.
87. Учет операций с векселями.
88. Свод бухгалтерских проводок.
89. Учет краткосрочных финансовых вложений.
90. Доходы и потери от продажи акций.
100. Операции с облигациями.












- 3 -

ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА


ПРЕДМЕТОМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА является хозяйственная
деятельность предприятий, организаций,учреждений. Этот предмет
базируется на трех объектах.
1. Хозяйственные средства и их движение (изменение).
2. Источники хоз. средств и их движение (изменение).
3. Хозяйственные процессы и их результаты.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Для осуществления своей деятельности предприятию необходимо
иметь средства.Эти средства группируются в зависимости от того,какую
роль они играют в процессе производства и обращения. Различают два
вида хозяйственных средств: основные и оборотные.
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА (фонды) - это средства труда,которые действуют
длительное время, сохраняя натурально-вещественную форму как в
производственной, так и в непроизводственной форме.
В состав основных средств включают предметы,стоимостью 100 руб.
и выше за единицу и сроком службы не менее 1 года (исключение:
библиотечные фонды,взрослый продуктивный рабочий скот).
Предметы стоимостью до 300 руб. за единицу и сроком службы менее
1 года (независимо от стоимости) считают малоценными и
быстроизнашивающимися предметами (МБП) и к числу основных средств не
относят. При этом они постепенно изнашиваются и свою стоимость на
вновь изготовленный продукт переносят постепенно, частями или сразу.
ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА - это совокупность оборотных производственных
фондов и фондов обращения.
Производственные оборотные фонды - это предметы труда
(сырье,материалы,запчасти,топливо,МБП и др.), которые
непосредственно участвуют в процессе производства.
ФОНДЫ ОБРАЩЕНИЯ - это средства,которые участвуют в хозяйственной
деятельности вне процесса производства. Они состоят из:
1) готовой продукции (на складе), товаров отгруженных (это
продукция,отправленная покупателю, но деньги за нее еще не
поступили), товары;
2) денежных средств (в кассе предприятия и на счетах в банках);
3) средств в расчетах - дебиторской задолженности (ДЗ) ДЗ - это
задолженность покупателей, подотчетных лиц,задолженность по
претензиям, по возмещению материального ущерба и т.д., т.е. это долг
нашему предприятию.
Разновидностью оборотных средств являются отвлеченные средства,
т.е. это средства изъятые из оборота предприятия. Они не участвуют в
процессе производства и обращения. К ним относят, например,
средства, подлежащие списанию за счет прибыли (отчисления от прибыли
в бюджет).

ИСТОЧНИКИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Хозяйственные средства образуются из определенных источников,
которыми являются:
1) собственные средства
2) заемные средства
СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА закрепляются за предприятиями на весь
период их деятельности и являются основным источником формирования
их основных и оборотных средств (фонды, резервы, целевое
финансирование).

- 4 -

ЗАЕМНЫЕ СРЕДСТВА - это средства, не принадлежащие предприятию,
но временно находящиеся в его распоряжении и используемые наравне с
собственными средствами (кредиты банков, кредиторская задолженность,
обязательства по распределению).
КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ - это задолженность данного
предприятия юридическим и физическим лицам. При наступлении срока
платежа она должна быть оплачена. Задолженность поставщикам и
подрядчикам за полученные от них материальные ценности, выполненные
работы и услуги, депонентская задолженность, задолженность рабочим и
служащим по оплате труда.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ любого предприятия (независимо от его
профиля) состоит из 3-х видов хозяйственных процессов:

1. Заготовление (снабжение).
2. Производство.
3. Реализация.

Все эти хозяйственные процессы состоят из совокупности различных
хозяйственных операций.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ - это любое действие, связанное с
хозяйственной деятельностью предприятия.
Признаки хозяйственной операции.
1. Место и время её проведения.
2. Номер операции.
3. Вещественные элементы.
4. Затраты.
5. Справочно-нормативная информация (цены, нормы).
6. Результаты операции.
В БУ, как правило, отражаются совершенные операции и
свершившиеся события.

МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА (БУ)

Совокупность способов и приемов, с помощью которых осуществляют
контроль за сохранностью и движением средств, учитывают их источники
в процессе кругооборота хозяйственных средств, называют МЕТОДОМ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.
Основные элементы метода БУ
1. Документация и инвентаризация.
2. Оценка и калькуляция.
3. Счета и двойная запись.
4. Бух. баланс и бух. отчетность.

Документация и инвентаризация

Документация - это начало и основа учетного процесса. Документ
служит не только обязательным основанием для бухгалтерских записей,
но и способом первичного оформления и регистрации хозяйственных
операций. Без документа не может быть бухгалтерской записи.

Инвентаризация

В хозяйственной практике встречаются такие явления, которые не
охватываются первичной документацией в момент их совершения
(естественная убыль, хищения, недостачи, потери). Всякого рода

- 5 -
недокументированный расход устанавливается посредством
инвентаризации.
Оценка - это выражение в денежном эквиваленте хозяйственных
средств, их источников и процессов.
Без денежной оценки не может быть сделана ни одна запись,
поэтому товарно-материальные ценности сначала переводятся в денежную
оценку (умножаются на цены) - это называется токсировкой.
Однако, бухгалтерия использует не только готовые, заранее
утвержденные другими службами и органами цены, тарифы, расценки. Во
многих случаях она сама устанавливает такую оценку.
В бухгалтерии исчисляют фактическую себестоимость
приобретенных(поступивших) материалов( покупная цена +
транспортно-заготовительные расходы ), фактическую себестоимость
произведенной продукции и фактическую себестоимость реализованной
продукции. Исчисление себестоимости называется калькулированием.

Счета и двойная запись

Хозяйственные операции многообразны. Чтобы получить необходимые
показатели для руководства, управления и контроля, все операции в
учете подвергаются непрерывной и сплошной группировке в строго
определенном порядке. Для этого, в качестве способа такой текущей
группировки используют бухгалтерские счета. Операции отражаются на
бухгалтерских счетах при помощи двойной записи.

Бухгалтерский баланс и бухгалтерская отчетность

В процессе учетной обработки по бухгалтерским счетам получают
итоговые данные, которые подвергаются ещё более обобщенной
группировке для получения итоговых показателей выполнения плана за
отчетный период. При этом используются балансовое обобщение
(бухгалтерский баланс) и бухгалтерская отчетность. Они содержат
взаимосвязанную систему показателей, характеризующих итоги
деятельности предприятия за определенный период.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1. Учет кругооборота средств предприятия на основе сплошного
непрерывного системного документирования хозяйственных и финансовых
операций.
2. Информация о ходе выполнения хозяйственных и финансовых
операций в сопоставлении с плановыми заданиями и расчетами для
принятия управленческих решений, обеспечивающих выполнение этих
заданий и расчетов.
Информация должна быть постоянной, повседневной, особенно по
производству, отгрузке, реализации и т.д.
3. Информация о финансовом и имущественном состоянии
предприятия, руководителей и др. заинтересованных пользователей
(налоговая инспекция, банк, вышестоящая организация учредителей,
депутаты и отдельные общественные организации, следственные органы,
статистические органы, биржы).
4. Государственное регулирование, регламентация хозяйственных и
финансовых операций (нормативная документация по бухгалтерскому
учету - стандарты).
5. Соблюдение законодательства (трудового, налогового,
хозяйственного).
6. Достоверность учетных и отчетных данных.
7. Обеспечение сохранности собственности предприятия.


- 6 -
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

Для эффективного управления процессами производства необходимы
сведения о состоянии хозяйственных средств и их источников.
Такие сведения получают при помощи бухгалтерского баланса.
Бух.баланс - это способ группировки и обобщенного отражения в
денежной оценке хозяйственных средств по их составу и размещению и
по источникам образования на определенную дату (на 1-е число
месяца). В бух. балансе отражаются остатки по счетам.

СТРОЕНИЕ БАЛАНСА

По внешнему виду баланс представляет собой таблицу двухсторонней
формы (левая и правая сторона). Левая сторона называется АКТИВ.
Здесь отражаются хозяйственные средства по их составу и размещению.
Правая сторона - ПАССИВ. Здесь отражаются источники образования
хозяйственных средств и их целевое назначение.
Каждая строка баланса - это наименование конкретных экономически
однородных видов хозяйственных средств и их источников. Все статьи
баланса сгруппированы в разделы.
Особенность баланса - общий итог актива должен быть равен итогу
пассива, т.к. и в активе и в пассиве отражается одно и то же (актив
- средства, пассив - их источники), поэтому сколько источников,
столько должно быть и средств.
Форма баланса разрабатывается и утверждается Минфином РФ и
Госкомстатом. Порядок составления баланса и денежная оценка его
статей устанавливаются Положением о бух. отчетах и балансах.
Ежедневно на предприятиях совершаются различные хозяйственные
операции: они вызывают изменения в составе хозяйственных средств и
их источников. Такие изменения бывают 4-х типов:
1. Изменения происходят только в активе баланса, когда одна
статья увеличивается, а другая уменьшается на ту же сумму. Общий
итог баланса не изменяется, т.к. хозяйственные средства переходят из
одного состояния в другое. Пример: Деньги получены в кассу
предприятия с расчетного счета.
2. Изменения происходят только в пассиве баланса (дальше
аналогично 1-му типу). Пример. За счет полученной ссуды банка
перечислены средства для погашения задолженности поставщикам.
3. Изменения происходят одновременно и в активе и в пассиве
баланса в сторону увеличения (поступление средств). Итог баланса
изменяется (увеличивается) и в активе и в пассиве, но равенство не
нарушается. Это происходит тогда, когда в результате хозяйственной
операции средства на предприятии увеличиваются. Пример: получена
краткосрочная ссуда банка и зачислена на расчетный счет.
4. Изменения происходят и в активе и в пассиве в сторону
уменьшения (дальше аналогично 3-му типу). Пример: выдана зарплата
рабочим и служащим из кассы.
Баланс составляется на 1-е число каждого месяца (как равенство
остатков), а баланс как форма отчетности - ежеквартально на 1-е
число месяца, следующего за отчетным кварталом.

СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

Для оперативного управления хозяйственной деятельностью надо
иметь информацию о хозяйственных средствах, их источниках, о
хозяйственных процессах по состоянию на каждый день. Для этого
применяются счета бухгалтерского учета. Для каждого вида
хозяйственных средств, их источников, хозяйственных процессов
открывается отдельный счет.

- 7 -
Счета имеют названия в основном такие же, как и статьи баланса.
Ежедневно на счетах записываются хозяйственные операции по мере их
совершения.
(Д) Дебет Счет`Название счета` Кредит (К)
────────────┬────────────



Дебет и кредит - это условные термины для обозначения
противоположных изменений - увеличения или уменьшения. Счета тесно
связаны с балансом. По отношению к балансу все счета делятся на 3
группы.
1. Активные счета. На них отражаются хозяйственные средства
(основные средства, материалы).
2. Пассивные счета. На них учитываются источники образования
хозяйственных средств.
3. Активно-пассивные счета. Это смешанные счета. Например, счет
`Прибыли и убытки`.
В активных счетах дебет означает увеличение, кредит -
уменьшение. В пассивных счетах дебет означает уменьшение, кредит -
увеличение. Кроме операций в счета записывают остатки (сальдо) на
начало и конец периода. В активных счетах остатки записываются по
дебету, т.е. в левой стороне как и в балансе. В пассивных счетах
остатки записываются по кредиту, т.е. на правой стороне, как и в
балансе.

ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ ОПЕРАЦИИ НА СЧЕТАХ

По мере совершения хозяйственные операции записываюся по счетам.
Это вызывает изменения в составе хозяйственных средств и их
источников. Эти изменения носят двойственный характер. Поэтому
хозяйственные операции записываются по счетам методом двойной
записи. Двойная запись операции на счетах - это такой способ записи,
когда каждая хозяйственная операция записывается два раза. Один раз
в дебете одного счета, а второй раз - в кредите другого счета в
одинаковой сумме. При отражении хозяйственных операций на счетах
между ними возникает взаимосвязь, которая называется
корреспонденцией счетов, а сами счета называются корреспондирующими.
Эта корреспонденция счетов практически отражается путем составления
бухгалтерских проводок. Пример: получены деньги в кассу с расчетного
счета. Д - сч.`Касса`, К - сч.`Расчетный счет` - 20000 руб.
Проводки бывают простые и сложные. Простая проводка - это такая
запись, когда один счет дебитуется и один кредитуется. Сложная
проводка - это такая запись, когда один счет дебитуется, а несколько
счетов кредитуются на ту же сумму и наоборот. Пример: Выдано из
кассы 10000 руб., в т.ч. 9500 - на зарплату и 500 руб. -
подотчетному лицу. Д - сч.`Расчеты по оплате...` - 9500 руб.,Д - сч.
71 - 500 руб.; К - сч. `Касса` - 10000 руб.
В конце периода по счетам подсчитываюся обороты и конечные
остатки. Оборот - это итог сумм операций по дебету и кредиту счета
без начального остатка. Конечные остатки подсчитываются следующим
образом: В активных счетах - к начальному остатку по дебету + оборот
по дебету - оборот по кредиту. В пассивных счетах - к начальному
остатку по кредиту + оборот по кредиту - оборот по дебету.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ СЧЕТА

В зависимости от объема получаемых показателей счета бывают
синтетические и аналитические.

- 8 -
Синтетические счета - это такие, которые дают обобщенные
показатели и операции на них отражаются только в денежной оценке (в
руб.)
Аналитические счета - это счета, которые конкретизируют,
уточняют данные синтетического учета.
Учет в аналитических счетах ведется и в денежном выражении и в
натуральных измерителях. Аналитические счета открываются к
определенным синтетическим счетам. Например: по счету `Материалы`
открываются аналитические счета по видам материалов.
Аналитические счета бывают двух видов:
1. Для учета товарно-материальных ценностей в натуральном и
денежном выражении.
2. Для учета дебиторской и кредиторской задолженности в денежном
выражении.
Синтетические и аналитические счета между собой взаимосвязаны.
Суммы начальных остатков, обороты по дебету и кредиту конечных
остатков аналитических счетов должны равняться таким же показателям
синтетического учета. Для сверки данных аналитического учета с
синтетическим составляются оборотные ведомости отдельно по
синтетическим счетам и отдельно по аналитическим счетам.
Особенности оборотной ведомости по синтетическим счетам состоят
в том, что она имеет три пары равных итогов.
1. Сальдо на начало месяца по дебету и кредиту равны. Это
вытекает из сущности баланса.
2. Обороты по дебету и кредиту за месяц равны. Это равенство
вытекает из сущности двойной записи.
3. Сальдо на конец месяца по дебету и кредиту равны. Это
равенство возможно при наличии первых двух.
Оборотные ведомости по аналитическим счетам составляются для
проверки правильности подсчетов оборотов и остатков того
синтетичского счета, к которому они открыты. При современных формах
и методах учета регистры и машинограммы построены так, что совмещают
аналитический и синтетический учет. Это в большинстве случаев
исключает применение оборотных ведомостей, но принципы свода
оборотов и остатков сохраняются.

САЛЬДОВЫЕ ВЕДОМОСТИ

Применяют для сверки данных аналитического и синтетического
учета взамен оборотных ведомостей. Эти ведомости отличаются тем, что
в них отсутствуют графы для учета оборотов. В сальдовой ведомости
записывают только остатки по счетам аналитического учета. Эти
ведомости используют в основном по счетам материальных ценностей, но
могут быть применены и к другим счетам.

СОСТАВЛЕНИЕ БАЛАНСА ПО ДАННЫМ СЧЕТОВ

На счетах в течение месяца записывают хозяйственные операции, а
в конце месяца подсчитывают обороты и находят остатки, которые
переносят в баланс, составляемый на 1-е число следующее за отчетным
месяцем.

ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Это систематизированный перечень синтетических счетов, с
указанием наименования, N счета, N и наименования субсчета.
Субсчет занимает промежуточное место между синтетическим счетом
и открытым к нему аналитическим счетом. К каждому субсчету
открываются свои аналитические счета. К плану счетов прилагается

- 9 -
инструкция, в которой дается характеристика каждого счета и его
корреспонденция с другими счетами.

ЗАБАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА

На этих счетах показываются товарно-материальные ценности,
оборудование, бланки строгой отчетности и т.д., которые приняты
предприятием на хранение и в балансе не отражаются. Бухгалтерские
записи осуществляются методом простой записи, т.е. приход по дебету,
расход по кредиту.

РЕГИСТРЫ И ФОРМЫ БУ
Формы учетных регистров

Все операции оформляются документами. После их приемки, проверки
и учетной обработки данные документов должны быть сгруппированы и
записаны на счета аналитического и синтетического учета. Для ведения
синтетического и аналитического учета применяются различные по
форме, назначению и внешнему виду учетные регистры.
Учетные регистры - это разные таблицы различной формы,
предназначенные для учетных записей. Запись учетной информации из
документов в регистры называется регистрацией. По внешнему виду
учетные регистры - это карточки, книги и свободные листы. Карточки
изготовлены на отдельных листах плотной бумаги. Используются для
аналитического учета. Книги. В них оформляются обязательно кассовые
операции. Отдельные листы встречаются наиболее часто и применяются
для аналитического и синтетического учета.
При открытии учетных регистров в них записывают остатки на
1-е число месяца, затем в течение месяца по мере поступления
документов производятся текущие записи. В конце месяца
подсчитываются обороты за месяц и выводится сальдо на 1-е число
следующего месяца.

Формы бухгалтерского учета

Это определенная система использования учетных регистров для
записи в БУ и определенная последовательность отражения
хозяйственных операций в учетных регистрах синтетического и
аналитического учета. Такими формами являются: мемориально-ордерная;
журнал-главная книга (разновидность мемориальной формы);
журнально-ордерная механизированная форма учета.
Форма бухгалтерского учета показывает:
1) какие применяются учетные регистры;
2) их количество;
3) последовательность записей в них и взаимосвязь между ними.
Наиболее распространенной является журнально-ордерная форма.
Журналы-ордера представляют собой типографическим способом
изготовленные бланки, в которых отпечатаны коды и наименования
корреспондирующих счетов по операциям, которые учитываются в данном
журнале.
В каждом журнале-ордере накапливаются кредитовые обороты по
одному или нескольким счетам, коды которых указаны на титульной
странице журнала-ордера, т.е. журнал-ордер является накопительной
итоговой месячной бухгалтерской проводкой по кредиту заранее
установленных счетов.
Итоговые данные кредитовых и дебитовых оборотов за месяц по
каждому синтетическому счету из заполненных журналов-ордеров
переносятся в Главную книгу, построенную в отличие от журнала-ордера
по дебитовому признаку.

- 10 -
В дополнение к журналу-ордеру могут применяться ведомости, в
которых ведут аналитический учет по счетам с большой номенклатурой.
Итоги ведомостей в конце месяца переносят в журнал-ордер. Кроме
того, в дополнение к журналу-ордеру и ведомостям могут применяться
разработочные таблицы, в которых производят группировку документов в
необходимых разрезах, делают расчет аморт. осн.фондов, износа, МБП и
т.д. Данные таблиц используют для записи в ведомости и
журналы-ордера. Для обеспечения правильной группировки документов в
журнале-ордере предусмотрены типовая корреспонденция счетов и
перечень показателей, необходимых для текущей и годовой отчетности.
В журнале-ордере по отдельным счетам приводятся также
необходимые позиции аналитического учета. Первичные документы, а
также документы бухгалтерского оформления хранятся отдельно от
журнала-ордера и вспомогательных ведомостей. Каждая пачка документов
текущего месяца, относящаяся к какому-либо журналу-ордеру или
ведомости формируется отдельно. Внутри пачки документы брошюруются в
порядке следования записей в журнале-ордере или ведомости. К каждой
группе документов, относящихся к отдельному журналу-ордеру или
ведомости должна прикладываться справка архивного хранения, которая
одновременно является прокладкой между документами по кредиту
каждого балансового счета.
ИНСТРУКЦИЯ по применению единой журнально-ордерной формы
счетоводства, утв. Минфином СССР 6 июня 1960 г. N 176.

ГЛАВНАЯ КНИГА

Предназначена для обобщения учетных показателей журнала-ордера и
последующей их сверке с итоговыми показателями регистров
аналитического учета, а также для составления отчетного баланса.
В Главной книге текущие обороты приводятся только по счетам
1-го порядка. Обороты по кредиту каждого синтетического счета
отражаются одной итоговой суммой за месяц, а обороты по дебету в
сумме по журналу-ордеру в целом без относительно к корреспонденции
счетов.
Главная книга открывается на год, на каждый счет отводится 1
лист. В связи с тем, что в Главную книгу записывают месячные обороты
по счетам, отпадает необходимость составлять оборотную ведомость.
Однако, для проверки равенства дебитовых и кредитовых оборотов по
счетам в целом за месяц целесообразно одну из последних страниц
Главной книги отвести для регистрации общей суммы дебитовых и
кредитовых оборотов журнала-ордера.

┌───────────┐ ┌────────────────────┐
│ ДОКУМЕНТЫ ├──────┤ карточки │
└┬────────┬─┘ │ складского учета, │
┌──────┘ └──┐ │ книги и т д. │
│ │ └───────────┬────────┘
┌───────┴───────┐ │ │
│ разработочные │ ┌──────┴───────┐ ┌─────┴──────┐
│ таблицы и ├───┤журналы-ордера│ │ оборотные │
│ ведомости │ └──────┬───────┘ │ ведомости │
└───────────────┘ │ └─────┬──────┘
┌───────┴───────┐ │
│ Главная книга ├─────────┘
└───────┬───────┘

┌───────┴┐
│ баланс │
└────────┘ Рис.1

- 11 -
СПОСОБЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ЗАПИСЕЙ В УЧЕТНЫХ РЕГИСТРАХ И ДОКУМЕНТАХ
1. Корректурный.
2. Красное сторно.
3. Дополнительная запись.
КОРРЕКТУРНЫЙ способ применяется для исправления неправильно
написанной суммы. Исправление производится следующим образом.
Неправильное число зачеркивается тонкой чертой, чтобы можно было
прочесть зачеркнутое число, над ним пишется правильное число с
оговоркой `исправлено`, ставится дата и подпись исправителя. Этот
способ применяется в документах и учетных регистрах до подсчета
итогов и если эта ошибка допущена в одном месте.
КРАСНОЕ СТОРНО.В бух.учете число, написанное красными чернилами,
при подсчете оборотов вычитается. Этот способ применяется для
исправления неправильной корреспонденции счетов. Исправление
производится следующим образом. Неправильно записанная
корреспонденция повторяется красными чернилами и тем самым
снимается. Во-вторых, составляется правильная корреспонденция
обыкновенными чернилами. В практике применяют также частичное
красное сторно, т.е. при правильной корреспонденции снимают
(сторнируют) красными чернилами излишне записанную сумму.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСЬ применяется в том случае, когда при
правильной корреспонденции сумма указана меньше, чем следует. Для
исправления нужно повторить ту же корреспонденцию на недостающую
сумму. После записи в Главной книге итогов журнала-ордера никакие
исправления в них не допускаются. Необходимые уточнения оборотов
оформляются справками бухгалтерии и приводятся в учетных регистрах
на дополнительных строках и в графах специально предназначенных для
этой цели. В этих случаях дополнительные записи в Главную книгу
производятся на отдельной строке.

ЗАДАЧА 1. Остатки по синтетическим счетам на 1 августа 1991 г.
Исходные данные.
──────────────────────────────────┬────────────┬───────────
Номер и наименование счета. │ ДЕБЕТ │ КРЕДИТ
──────────────────────────────────┴────────────┴───────────
01 `Основные средства` 750000
02 `Износ основных средств` 94000
10 `Материалы` 90600
20 `Основное производство` 7000
40 `Готовая продукция` 6000
45 `Товары отгруженные` 13000
50 `Касса` 70
51 `Расчетный счет` 11200
60 `Расчеты с поставщиками и под-
рядчиками` 17000
68 `Расчеты с бюджетом` 4000
69 `Расчеты по соцстрахованию и
обеспечению` 3000
70 `Расчеты с персоналом по оплате
труда` 12000
71 `Расчеты с подотчетными лицами` 130
76 `Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами` 1000
80 `Прибыли и убытки` 60000
81 `Использование прибыли` 52000
85 `Уставный фонд` 724000
90 `Краткосрочные ссуды банка` 15000

ИТОГО: 93000 93000

- 12 -

ОПЕРАЦИИ ЗА АВГУСТ 1991 г.

──────┬─────────────┬──────────────┬───────────────┬───────────────────
│ │ │ │ Корреспонденция
N опе-│Наименование │ Содержание │ СУММА │ счетов
│ │ ├───────┬───────┼─────────┬─────────
рации │документа │ операции │Частное│ Общее│ Дебет │ Кредит
──────┼─────────────┼──────────────┼───────┼───────┼─────────┼─────────
1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7
──────┴─────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────┴─────────
1. Акт приема-пе- По распоряже-
редачи основ- нию вышестоя-
ных средств щей организа-
ции передано
безвозмездно
новое обору-
дование друго-
му предприя-
тию по перво-
начальной сто-
имости. 15000

2. Платежное Акцептованы
требование (т.е. дано со-
гласие на оп-
лату) платеж.
требования по-
ставщиков за
поступившие
и оприходован-
ные на склад
материалы:
а) з-да `Ис-
кож` 52000
б) картонаж-
ной фабр. 16000 68000

3. Лимитные Израсходованы
карты материалы для
нужд основного
производства. 78600

4. Требования Отпущено топ-
ливо на отоп-
ление зданий
общезаводско-
го назначения. 1480

5. Авансовый Представлен и
отчет, при- утвержден
ходный кас- авансовый от-
совый ордер чет подотчет-
ного лица по
расходам на
командировку:
а) отнесено
на общезавод-
ские расходы 120

- 13 -
──────┼─────────────┼──────────────┼───────┼───────┼─────────┼─────────
1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7
──────┴─────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────┴─────────

б) остаток
аванса сдан
в кассу 10 130

6. Наряды, та- Начислена
бель, рас- з/плата
четная ведо- а/рабочим
мость. основного
производст-
ва 20000
б/общезавод-
скому пер-
соналу 5000 25000

7. Бухгалтер- Образован ре-
ская справ- зерв на опла-
ка ту ежегодных
отпусков ра-
бочим основ-
ного произ-
водства 2000

8. Бухгалтер- Произведены
ская справ- отчисления
ка на соц.страх.
от суммы на-
численной
з/п:
а/рабочих ос-
новного про-
изводства 2800
б/общезавод-
ского персо-
нала 700 3500

9. Расчетно-пла- Удержаны на-
тежная ведо- логи из з/п
мость рабочих и
служащих 3200

10. Платежное по- Перечислено
ручение, вы- с р/с за элек-
писка банка троэнергию,
из расчетного потребленную
счета на общезавод-
ские нужды 300

11. Бухгалтерская Списываются в
справка конце месяца
общезаводские
расходы на
счет `20`
/сумму опре-
делить/


- 14 -
──────┼─────────────┼──────────────┼───────┼───────┼─────────┼─────────
1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7
──────┴─────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────┴─────────

12. Накладные Оприходовано 109000
на склад по
фактической
с/с готовая
продукция,
выпущенная
из основного
производства

13. Ведомость, Отгружена со
платежное склада готовая
требование продукция по-
купателям по
факт. с/с
/отразить по
счету 45/ 107000

14. Платежное Поступило на
требование р/с за реали-
и выписка зованную про-
из р/с банка дукцию по опто-
вым ценам 120000

15. Бухгалтерская Списывается
справка факт. с/с реа-
лизованной
продукции по-
купателям 108000

16. Бухгалтерская Списывается
справка на соотв. счет
результат от
реализации
продукции
/сумму опреде-
лить/

17. Денежный чек Получено с р/с 23000
и приходный в кассу на вы-
кассовый плату з/п рабо-
ордер чим и служащим

18. Платежные ве- Выдана из кассы
домости и рас- з/п рабочим и
ходный кассо- служащим 23000
вый ордер

19. Выписка банка Перечислено с
из р/с, пла- р/с:
тежные поруче- а/ бюджету по-

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован