Эксклюзив
31 января 2013
4427

Повестка для Президента: финансово-промышленная политика

1. Необходимо организовать формирование действительно Единой государственной (а не ведомственной - Минфина и Банка России) денежно-кредитной политики, реально обеспечивающей решение стратегических и текущих задач социально-экономического, научно-технического и промышленно-технологического развития страны: создать постоянно действующий Национальный совет по денежно-кредитной и финансово-промышленной политике при Президенте РФ (возможно, путем реорганизации Национального банковского совета); расширить задачи, функции и полномочия Банка России, обязав его участвовать в обеспечении качественного (несырьевого) и стабильного (независимого от состояния мировых денежных рынков) экономического роста инструментами денежно-кредитной политики, предоставив ему право выкупа долгосрочных национальных финансовых активов и предоставления банкам долгосрочных кредитов под залог таких активов; от стерилизационной денежной и мягкой кредитной политики перейти к политике обеспечения высокой ликвидности финансовой сферы (вся национальная денежная масса должна находиться в банковской системе) и качественного корпоративного кредитования (аудирование по стандартам МСФО и рейтингование корпоративных клиентов); отказаться от политики подавления инфляции, имеющей в России, в основном, немонетарные причины, инструментами денежно-кредитной политики, в том числе путем реального укрепления рубля, снижающего конкурентоспособность российских товаропроизводителей. Это сейчас чрезвычайно актуально в условиях вступления в ВТО.

2. Учитывая недостаточный объем внутреннего накопления капитала для решения грандиозных задач предстоящего десятилетия, необходимо кардинально изменить отношение к национальным институциональным инвесторам и прямым иностранным инвестициям: создать юридические и экономические условия накопления значительных страховых, пенсионных и инвестиционных фондов; сформировать современное инвестиционное законодательство, адаптированное к мировой практике и международному праву; использовать успешный опыт Китая, Южной Кореи, Бразилии, Польши и ряда других развивающихся стран по привлечению и защите прямых иностранных инвестиций; создать правовые и экономические условия, препятствующие резкому притоку и оттоку иностранного спекулятивного капитала в значительных объемах, вызывающих нестабильность на российском финансовом рынке.

3. В связи с необходимостью коренной модернизации технологического уклада российской экономики, прежде всего за счет создания инновационной производственной базы, требуется срочно сформировать правовые и организационные основы проектного финансирования: внести необходимые изменения в гражданское законодательство и принять специальный закон о проектном финансировании (в соответствии с лучшими образцами мировой практики); внести изменения в банковское и налоговое законодательство, предусмотрев возможность создания инвестиционных банков для обеспечения проектного финансирования и других видов прямых нвестиций. Сейчас все российские банки - это лишь кредитно-депозитные учреждения; создать юридические и экономические условия развития деятельности фондов прямых инвестиций, включая условия активного участия в них населения как частных инвесторов, предусмотрев возможность обязательного страхования таких инвестиций по примеру страхования банковских вкладов.

4. Внести существенные изменения в деятельность государственных институтов развития: институты развития должны выполнять функции специализированных кредитных агентств по развитию приоритетных отраслей экономики, работать напрямую с корпоративными клиентами, а не заниматься кредитованием банков (для этого есть Банк России); учитывая, что локомотивом экономики должна стать строительная отрасль, необходимо создать новый институт развития - Земельно-строительный банк развития (возможно, на базе объединения одного из дочерних банков Внешэкономбанка, Фонда РЖС, Фонда ЖКХ и программы "Стимул" АИЖК); создать Федеральный гарантийный фонд содействия кредитованию среднего несырьевого бизнеса (сегодня имеются государственные гарантийные инструменты поддержки только малого бизнеса - до 300 млн. руб. и крупного - от 2 млрд. руб.), который станет основой формирования инновационной экономики; все государственные и муниципальные гарантийные фонды объединить в единую систему управления, координации и синдикации на базе Внешэкономбанка; создать государственное агентство модернизации градообразующих предприятий, которое на основе опыта Агентства по страхованию вкладов и во взаимодействии с ним будет осуществлять процедуры финансового оздоровления, антикризисного управления и банкротства крупнейших предприятий в моногородах.

5. Обеспечить правовые и организационные условия эффективного функционирования кредитного рынка: ввести институт финансового омбудсмена в целях обеспечения равноправия и внесудебной медиации в отношениях участников кредитного рынка; утвердить единые стандарты кредитования, позволяющие клиентам получать кредиты на основе оферты (стандартного предложения), банкам - секьюритизировать портфели стандартных кредитов, а Банку России - рефинансировать банки на основе залога стандартных кредитов; создать единую государственную систему (с открытым электронным порталом) регистрации всех видов залогов по кредитам: недвижимого и движимого имущества и нематериальных активов; в рамках Агентства по страхованию вкладов создать систему выкупа у банков крупных (или портфелей) проблемных кредитных активов с одновременным поддержанием уровня капитализации этих банков на срочной и платной основе.

Гамза В.А.
Председатель Комитета
по финансово-кредитному обеспечению бизнеса
Деловой России

www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован