Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
18 декабря 2019
369

Практическая политическая потребность объективного анализа и стратегического прогноза развития ВПО: защита идентичности и суверенитета

Анализ и прогноз развития ВПО, как уже не раз говорилось, несёт в себе очень серьёзный субъективные отпечаток лиц, готовящих и принимающих решения. Они могут увидеть и захотеть увидеть одно явление (и именно в том свете, как им кажется) и не заметить или не оценить по достоинству другое. В этой связи хотелось бы привлечь внимание к тому, что анализ и прогноз развития современной ВПО во многом должен строиться на понимании значения таких явлений как национальный и государственный «суверенитет»[1], «система национальных ценностей»[2] и национальная «идентичность[3]», а также различий между ними и другими понятиями. Так, от правильного, адекватного понимания системы национальных ценностей непосредственно зависит современное политическое целеполагание, которое формируется прежде всего на основе ценностей (национальных, либо региональных или цивилизационных, либо чужих), а не, как прежде, когда цели формировались исключительно на базе интересов (шрупповых, личных, классовых, национальных, государственных).

К сожалению, это происходит не всегда, хотя в последнее время внимание было привлечено и в важнейших нормативных документах[4].

Для анализа и прогноза развития важнейших военно-политических тенденций в мире и рекомендаций для деятельности российского руководства по созданию эффективной национальной стратегии уже сложились благоприятные условия: после мировоззренческой и экономической разрухи 90-х и тяжелого, почти двадцатилетнего периода восстановления, отказа от системы национальных ценностей и интересов, Россия встала перед практической потребностью в соответствии с национальными интересами и системой ценностей перейти к ускоренному развитию, выбору наиболее эффективной национальной модели и сценария развития, которые бы соответствовали такой потребности[5].

Проблема – в создании эффективного государственного механизма реализации этого целеполагания в реальных современных условиях развития ВАПО. В.В. Путин неоднократно заявлял это. Более того, он формально зафиксировал эту потребность в своём послании ФС и поручении правительству в указе 7 мая 2018 года, а потом неоднократно возвращался к реализации этой цели. Это означает, что анализ состояния МО-ВПО и России, прогноз развития, без которых невозможен никакой план деятельности, уже востребованы властью: ни реальный прогноз, ни планы социально-экономического развития России подготовить невозможно без анализа и прогноза развития ВПО и последствий политики ведущих государств мира в отношении России. Примеры показывают, что такие последствия могут быть очень серьёзными[6].

Надо признать, что решение этой управленческой задачи – крайне сложная проблема для современной российской элиты, которая так и не смогла создать эффективного и ответственного механизма государственного управления. Даже либеральные сторонники В. Путина, такие, как Г. Греф, признают эту задачу «проблемой № 1» для российского руководства.

И последнее. Из всех ЛЧЦ, которые в 2019 году являются мировыми лидерами, российская пока что находится на самом последнем месте по своим основным ресурсам, определяющим государственную мощь страны и её способность защитить свой суверенитет – демографическим, экономическим, технологическим. Более того, приходится констатировать, что такое отставание России, прежде всего, в области технологического и промышленного развития и человеческого капитала нарастает: если темпы развития в мире в последние десятилетия составляли 3–4%, то в России в среднем не более 1%.

Но Россия находится отнюдь не на последнем месте по площади своей территории, природным ресурсам, геополитическому положению и политическому влиянию, качеству человеческого капитала, а также таким важным ресурсам как культура, история, духовность. По совокупности этих качеств и признаков российская ЛЧЦ рассматривается наравне с другими ведущими ЛЧЦ[7], более того, нередко в более предпочтительной ситуации. Из этого признания следуют неизбежно два вывода:

Во-первых, это требует в ещё большей степени ускорения усилий в её социально-экономическом и научно-культурном развитии, прежде всего в области опережающих темпов развития качества НЧК и его институтов («креативного класса»)[8]. В противном случае все её богатства могут стать приобретением для других ЛЧЦ.

Во-вторых, национальная безопасность и развитие требуют прежде всего защиты национальной идентичности – важнейшего национального ресурса. Обладая огромными природными богатствами, наивно полагать, что они останутся вне сферы корыстных интересов, защититься от которых можно только обладая силой и решимостью, а также знаниями к её применению.

 

_____________________________________

[1] Суверенитет – зд.: государственный – независимость и полная самостоятельность во внешних и внутренних делах; национальный – полновластие нации, её политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая, прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до отделения образования самостоятельного государства.

[2] Система национальных ценностей – зд.: система (базовых) национальных ценностей – совокупность духовных идеалов, присущих определённой этнической общности, которые отражают её историческое своеобразие, нравственные приоритеты и  специфику.

[3] Национальная идентичность – зд.: (англ. Identity) – свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к национальной (и политической) общности.

[4] Путин В.В. Указ Президента Российской Федерации №640, от 30 ноября 2016 г. «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». Часть II. Статья № 4.

[5] Этой проблеме была посвящена специальная работа. См.: Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в ХХI веке / А.И. Подберёзкин; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, Центр военно-политических исследований. – М.: Издательский дом «Международные отношения», 2018. – 1496 с.

[6] Assessing the impact of cost-imposing options / RAND report. April, 2019. – P. 5 / Источник: https://politexpert.net/153115-rand-corp-opublikovala-antirossiiskii-plan-deistvii-ssha?utm_source=smi2

[7] Мир в ХХI веке: прогноз развития международной обстановки по странам и регионам: монография / [А.И. Подберёзкин, М.И. Александров, О.Е. Родионов и др.]; под ред. М.В. Александрова, О.Е. Родионова. – М.: МГИМО-Университет, 2018. – С. 30–31.

[8] Путин В.В. Указ ««О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». – № 604 от 7 мая 2018 г.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован