02 ноября 2005
2685

Право или справедливость? Круглый стол о качестве власти в России

2 ноября в Российской академии государственной службы состоялся круглый стол на тему "Качество власти в России". В его работе принял участие Председатель Совета Федерации, Председатель Российской партии ЖИЗНИ Сергей Миронов, члены верхней палаты парламента, представители органов государственной власти - федеральных и региональных, местного самоуправления, а также социологи, политологи, представители средств массовой информации.

Отправным пунктом для работы круглого стола стало проведенное группой ЦИРКОН исследование - "Качества власти: восприятие и представления населения". В своем выступлении Сергей Миронов заметил, что подобные аналитические отчеты пока довольно редки. Но ситуация постепенно меняется; если в 90-е годы люди спорили - есть ли у нас власть вообще? то теперь речь уже идет о качестве этой власти, которой подчас даже слишком много.

Председатель Совета Федерации напомнил, что у россиян исторически сложилось особое отношение к власти, поэтому они порой в штыки воспринимают, например, идею децентрализации. Однако то, что все больше официальных мероприятий проводится вне Москвы, постепенно получает все большое признание и одобрение, и помогает населению свыкнутся с идеей о том, что не обязательно все решения должны приниматься в столице. Также Сергей Миронов остановился на проблеме местного самоуправления и реализации программы "Электронная Россия". Развитие обоих направлений поможет улучшить качество российской власти. А предложение национального комитета "Интеллектуальные ресурсы России" по созданию консорциума лучших вузов страны способно повысить профессиональный уровень 160 000 новых управленцев, которые появятся в связи с реализацией 131-го закона (об основных принципах местного самоуправления).

Он также рассказал как о позитивном факте, что недавно в Санкт-Петербурге семь федеральных ведомств проиграли в суде, пытаясь "закрыть" служебную информацию. Это судебное решение подтолкнет власть к более открытой информационной политике, без которой бессмысленно говорить об улучшении ее качества.

Безусловно, позитивной стороной проведенного "круглого стола" являлось то, что на нем были широко представлены регионы в лице руководителей местной власти, детально знакомые с проблемами населения именно им приходится принимать на себя основной "удар" жителей, которые просто не способны достучаться до более высоких уровней. Об этом напомнил мэр Мурманска Михаил Савченко. Он сказал, что людей не интересуют перетягивания полномочий и распределение обязанностей между федерацией, областью и городом. Их интересует конкретный результат деятельности власти. Вот о чем следует помнить, принимая законы или вступая в должность. Михаил Савченко проинформировал о мурманской инициативе проведения общественных слушаний по тем или иным животрепещущим проблемам.

Как бы отвечая ему, мэр Ставрополя Дмитрий Кузьмин рассказал, что в его городе правление новой власти началось с обращения к населению с просьбой присылать свои предложения. Было получено около 54 000 обращений, которые проанализировала специальная экспертная группа, создав на их основе пятилетний план действий для власти.

Все это примеры нового, творческого подхода к делу местных властей, зримое свидетельство изменений, происходящих в регионах. Но, конечно, не все так радужно. Мэр города Новошахтинска что в Ростовской области, Алексей Зайцев считает, что если в областных центрах богатые люди - люди умеющие работать, то в маленьких городах - это по преимуществу криминалитет. Положение в провинции отчаянное. В его городе на 120 тысяч жителей всего 14 300 рабочих мест. Зарплата в полторы тысячи рублей уже считается удачей. Доля трансфертов в бюджете города - 78 %. В результате воровство бюджетных денег - едва ли не почетное и уважаемое занятие.

По нашему мнению, вот непаханое поле для местной власти, вот где необходимо повышать и повышать ее качество, как в смысле профессионализма, так и в смысле морали. Кстати, о моральной стороне управления говорили многие из выступавших.

Ирина Табацкова в прошлом месяце была избрана мэром Коврова, второго по численности города Владимирской области. Ее избрание стало завершением длительной борьбы инициативной группы в городском совете за очищение власти. Прежний мэр не останавливался ни перед чем, в результате из семи депутатов-оппозиционеров, шесть оказались за решеткой. Но население смогло таки сделать свой, независимый выбор, и теперь Табацковой придется на деле доказывать, что люди не ошиблись, поддержав ее вопреки административному давлению. Вывод, который она сделал из своей борьбы - верховная власть мало обращает внимания на то, что творится на местах. Оттого и стали возможными аресты оппозиции.

Любопытен эксперимент, начатый в Федеральной антимонопольной службе. О нем рассказал помощник ее руководителя Тимофей Нижегородцев. Суть его сводится к оценке внутриведомственной эффективности. Руководство ФАС никак не могло понять - чем же занимаются на местах его представители? Ему пришлось столкнуться с чудовищным сопротивлением внутри системы, как только оно решило раскрыть информацию - какими делами в данный момент занимается ведомство. Обладание этой информацией было привилегией чиновников, получавшего за это деньги. Вывод ФАС следующий. Чтобы реформировать свою структуру, необходимо, во-первых, привлекать для оценки только независимых экспертов (сами чиновники себя реформировать не способны), во-вторых, эти эксперты должны быть связаны по роду занятий со структурой, чтобы понимать, чем она занимается. В случае с ФАС речь идет о предпринимательском сообществе. При антимонопольном ведомстве создаются общественные советы для проведения мониторинга и оценки качества предоставляемых услуг. Что ж, мы будем следить за этим в высшей степени любопытным экспериментом.

Один из самых авторитетных старейшин социологического цеха - член-корреспондент Академии наук Жан Тощенко привел следующие данные, показывающие, что не все так просто во взаимодействии власти и общества. По данным опросов 80 % руководителей местного самоуправления выступают за привлечение населения к процессу принятия решений, но лишь 16 % реально следуют этому в своей практике. Он же отметил следующие негативные тенденции власть придержащих - высокий уровень технократического мышления, их этнократические потуги (желание решать собственные проблемы под соусом национальных устремлений) и теократические тенденции - заигрывание власти с религией и наоборот, что недопустимо в светском государстве.

Руководитель ЦИРКОНа Игорь Задорин рассказал, что сегодня население уже перешло этап митинговой демократии, и жаждет не права избирать власть, а уже права контролировать ее после избрания. Люди оценивают руководителей не по их обещаниям, как в начале 90-х, а по их реальным делам. Однако, по его мнению, результаты исследования показали существования острой дихотомии в российском общественном сознании, которое разрывается между образами власти-менеджера и власти-отца, другими словами, между законом и справедливостью.

Проведение подобного "круглого стола", собравшего как теоретиков так и практиков (исследователь Юрий Борев, кстати, заметил, что современный руководитель должен быть не прагматиком, а стратегом) должно помочь преодолению разрыва между этими двумя, традиционно у нас не совместимыми, группами. Власть не знающая, как она выглядит в глазах собственного населения, слепа и глуха. Население, не влияющее на власть, немо. А слепоглухонемое создание нежизнеспособно. Будем надеяться, что процесс прозрения уже начался. Свою лепту организаторы "круглого стола" уже вложили.


Максим Артемьев
02 ноября 2005
http://www.novopol.ru/article3862.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован