09 апреля 2002
495

Православная Церковь в Мордовии

Православная Церковь в Мордовии, как и во всей России, прошла не простой путь. До образования республики приходы и монастыри Мордовки подчинялись разным епархиальным управлениям: Пензенскому, Нижегородскому, Тамбовскому, Симбирскому. В период репрессий, закрытия церквей и монастырей, естественно, не могло быть и речи об образовании самостоятельной епархии на территории Мордовии, так как на каждую область Советского Союза в 1940 году оставалось по одному действующему храму. Во время Великой Отечественной войны власти пересмотрели свое отношение к Церкви и разрешили открывать приходы, строго дозируя их количество.

По благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода духовное окормление приходов Мордовии было поручено Пензенской епархии, чьи архиереи с большой любовью относились к верующим Мордовии. Преосвященные Владыки старались, как можно чаще бывать в приходах, совершать богослужения и заботиться о благосостоянии Божиих церквей. Но кроме действующих приходов по всей Мордовии стояли десятки храмов закрытых, а часть использовалась в утилитарных цепях, что наводило грусть и тоску по уходящей, как казалось тогда, Святой Руси. После празднования 1000-летия Крещения Руси Церкви была предоставлена полная свобода.

Началось массовое открытие церквей по всей стране, в том числе и у нас в Мордовки. К 1990 году количество приходов увеличилось до 50. Их обслуживали 40 священнослужителей. Это позволяло открыть на территории Мордовии самостоятельную епархию. К этому мнению пришли и верующие, и руководство Мордовии.

Священный Синод Русской Православной Церкви в январе 1991 года образовал Саранскую и Мордовскую епархию, и Варсонофий стал первым епископом Саранским.

Следует заметить, что в дореволюционное время на территории нашей Мордовии действовало около 600 храмов и около 40 монастырей (в разное время). Имелись духовные училища, церковно-приходские школы и библиотеки.

В настоящее время на территории Мордовии действуют около 200 приходов. Не все они имеют типовые храмы - многие приходы для молитвы перестроили светские постройки. Приходы посильнее строят новые типовые здания.

Новые храмы построены в городе Ковылкине, поселках Б. Игнатово, Чамзинка, селе Алове Атяшевского района и других населенных пунктах. Особо хочется сказать об обителях мордовской земли, их сегодня у нас двенадцать.

Мордовия должна гордиться своими монастырями. Как в прежние века монашеские обители, монастыри, были очагами просвещения, благотворительности, центрами религиозного и национального просвещения и духовной культуры, так и сейчас в наступающем, новом тысячелетии эта роль уготована нынешнему монашеству.


Первым монастырем, который был вновь открыт в наше время, стал Санаксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь в городе Темникове.

В 1999 году он отметил 340-летие со дня основания. В этом же году, в июле, на нашей мордовской земле появился первый святой. Им стал приснопамятный старец Феодор (Ушаков), мощи которого были торжественно обретены и положены в раку главного собора монастыря.


Рядом с собором находится могила легендарного флотоводца адмирала Ушакова - племянника святого старца.

Санаксарская обитель известна не только у нас в Мордовии, но и далеко за ее пределами. С каждым годом растет число паломников, желающих побывать в этом монастыре, поклониться его святыням, пообщаться со старцами обители.








Большой известностью пользуется и Параскево-Вознесенский женский монастырь в с. Пайгарма Рузаевского района. Под стенами монастыря бьют ключом чудотворные источники, в которые зимой и летом окунаются паломники. Многие из них получают исцеление от своих тяжелых недугов и с благодарностью возвращаются в обитель еще и еще раз.










Аналогичные святые источники с родниковой водой находятся на территории Казанской Ключевой пустыни (мужского монастыря) в поселке Тургенево Ардатовского района. Этот монастырь отстраивался заново, так как на этом святом месте не сохранилось ни одной постройки, кроме полуразрушенного храма.










Жители Саранска любят посещать Иоанно-Богословский мужской монастырь в селе Макаровка Октябрьского района, а великолепный пейзаж монастырского комплекса неизменно привлекает художников и туристов. Главный храм обители, один из лучших в Мордовии по акустическим данным, интересен своей историей, восходящей к Петровским временам.

Собор построен на пожертвования сподвижника Петра Первого, думного дьяка Макария Полянского, супруга которого вскоре после построения храма перешла из лютеранства в Православие.




Не менее известны и охотно посещаемы паломниками монастыри: Свято-Тихвинский женский монастырь в селе Курилове и Свято-Троицкий мужской монастырь в селе Чуфарове Ромодановского района. На месте этих обителей раньше стояли тюрьмы и подсобные хозяйства, здания ветшали и приходили в негодность, а вместе с ними черствели и души живущих там людей. Возрождение человеческих душ и есть главная цель восстановления и строительства монастырей. Ведь монахи и монахини новых монастырей не спустились с небес, это наши близкие и соотечественники, нашедшие в тяжелых условиях нашего мира тропинку к Богу. Число таких людей растет, и уже ведется строительство совершенно нового Свято-Варсонофиевского женского монастыря в селе Покрово-Селищи Зубово-Полянского района, женского монастыря в селе Ст. Ковыляй Темниковского района, мужского в селе Дракине Торбеевского района и других.


Не только монастыри украшают Мордовию подвижниками благочестия. В августе 1999 года совершилась канонизация монаха Филарета, отшельника, несшего свой уединенный молитвенный подвиг в Ичалках. Житие святого Филарета - яркое свидетельство того, что для достижения святости, единения со Христом не требуется сверхъестественных подвигов, необыкновенных чудес и поездок в дальние монастыри.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 11 ведется работа по сбору материалов о жизни и мученической кончине десятков священнослужителей и мирян Мордовии, пострадавших в 20 - 40-х годах нашего века.


Руководство епархии большую надежду возлагает на Саранское духовное училище, которое открыто 2 года назад и уже сделало первый свой выпуск. Несмотря на молодой возраст, духовное училище уже приобрело известность и за пределами Мордовии - выпускники училища успешно поступают в семинарии Нижнего Новгорода, Самары, Костромы. Хорошо подобранная профессорско-преподавательская корпорация, постоянное храмовое послушание и участие студентов в жизни епархии позволяют надеяться на высокий уровень следующего поколения священнослужителей Мордовии.




Преосвещенный Варсонофий - Епископ Саранский и Мордовский.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован