31 июля 2002
311

`Правые`

I. Терминология. Точка отсчета

Складывающаяся в России политическая система уже имеет некие устоявшиеся точки отсчета, зафиксированные прессой в массовом сознании. Трехчленная система `левые-центр-правые` выражена в политическом раскладе Государственной Думы, других политических институтов и является сферой общественного и государственного консенсуса. Сегодняшнее обиходное понимание политической терминологии резервирует `правый (правоцентристский) фланг` за партиями СПС, `Яблоко` и `Единая Россия`. Соответственно, именно эти политические силы имеют широкую область электоральных пересечений и являются конкурентами в грядущей избирательной кампании - именно в сфере так называемой `правой политики`, где правая самоидентификация либо будет использоваться как электоральный козырь, либо так или иначе будет заметна.

Адекватное описание электоральных взаимоотношений перечисленных политических сил будет невозможно без терминологической ясности. Несмотря на устоявшийся обиход, экспортированная с Запада понятийная сетка `правое-левое` не только деформируется в российском политическом контексте, но и в целом выглядит достаточно противоречиво, что будет видно ниже. Если сам по себе каркас партийно-политической структуры является признанной категорией, то в вопросе о том, что такое `правое` (а следовательно - кто выражает правые интересы), единства нет. Напротив, мы часто видим, что схожие идеологические представления выступают то в виде левых, то в виде правых ценностей.

В российском контексте понятийный ряд `правого` строится на четырех базовых комплексных элементах:

1. Экономический либерализм
2. Высокая символическая и духовная роль государства
3. Традиционализм
4. Западничество.

1. Экономический либерализм.
Экономический либерализм - безусловный, не вызывающий сомнений принцип правой идеологии. Всякая политическая сила, отождествляющая себя с правым спектром, не может не выступать с позиций экономического либерализма. Под правой экономической идеологией принято понимать следующие принципы:

- низкие налоги;
- равные `правила игры` для всех субъектов свободного рынка;
- минимальное участие государства во владении и перераспределении собственности и средств производства.

В российском контексте экономический либерализм фактически синонимичен реформам и именно в поддержке реформ находит свое адекватное выражение. Поэтому самой правой партией с этой точки зрения следует считать СПС, в котором участвуют ключевые символические фигуры реформ 90-х годов - Егор Гайдар и Анатолий Чубайс.

2. Государственничество
В той же степени, в какой `правое` описывается экономическим либерализмом, оно характеризуется уважением к государству - как к институту, воплощающему достоинство нации. Здесь наблюдается определенное противоречие, которое в большой степени и является причиной терминологической неопределенности правой идеологии: выступая за сокращение экономических размеров государства, правые одновременно поддерживают расширение его символических размеров, в том числе и в прикладных культурных и политических сферах. Правая идеология требует уважения и почтения к государству и оставляет государству значительные права в области воспитания и поддержания национального пафоса.

Взаимопересечение экономического либерализма и масскультурного государственничества иногда заводит политические силы, именующие себя правыми, в идеологический тупик. Так, правый фланг Думы разделился примерно пополам в дискуссии о федеральной реформе, которую, вступив в должность, инициировал президент Путин. С одной стороны, формально правой (праволиберальной) позицией является федералистская децентралистская позиция поощрения самоорганизации жизни субъектов рынка и максимального делегирования полномочий сверху вниз, из центра - на места. С другой стороны, символическая ценность государства диктует необходимость укрепления властной вертикали. В определенной степени властная вертикаль является внутриполитической проекцией национально-имперских устремлений, имеющих выраженный правый характер.

3. Традиционализм
Существенная правая категория. Отношение к национальным традициям во многом пересекаются с правыми представлениями о высокой символической и духовной роли государства, но им не тождественно. Государственничество есть именно уважение к масштабу государства. Ряд традиционалистских коннотаций включает в себя такие понятия как религиозность, национализм и отчасти - консерватизм.

Консервативная партия - партия, охраняющая устои. Вторая (экономическая) итерация консерватизма - медленное, эволюционное движение вперед с оглядкой на сложившийся порядок и элиты, в противоположность либерализму, выступающему за быстрые перемены в интересах низших социальных групп. В российской политической действительности `консерватизм` представляется крайне привлекательной имиджевой категорией, несмотря на очевидные трудности его идентификации в связи с бурными переменами последнего десятилетия: об охранении какой социо-политической реальности идет речь? Маргарет Тэтчер как лицо консерватизма чрезвычайно популярна среди российского правого истеблишмента (в схожей степени - Уинстон Черчилль). Политические силы, отождествляющие себя с правыми, часто стремятся выглядеть консервативными. `Единая Россия` (до 2001 года - `Единство`) активно позиционировала себя как консервативную партию, причем под консерватизмом понималось, по сути, государственничество и традиционализм, осторожное почвенничество, а также семейные домашние ценности. СПС в программной статье одного из своих идеологов Евгения Ясина в конце 2001 года заявил о постепенном переходе с реформаторских на консервативные позиции. Примерно в то же время Егор Гайдар выступил с тезисом, что СПС `уже есть, что охранять`, имея в виду каркас нового налогового законодательства. Тем не менее консерватизм остается маргинальной категорией - прежде всего в силу слабых представлений электората о том, что это такое. Но можно говорить о моде на консерватизм среди относительно активной части населения, в основном в бизнесе.

4. Западничество
Чисто российская категория, исторически соотносимая с правыми силами, по сути, деформирующая всю картину представлений о правой идеологии. В сегодняшнем историческом опыте понятие `правого` включает в себя идеологические категории, которые западная практика разводит по разным идеологическим флангам, таким как политический либерализм и права человека, в западном контексте отождествляемые с левой идеологией, и традиционалистские ценности, которые демократическая система Запада считает правыми.

Именно по этим причинам западничество как правая категория, зарезервированная `Союзом правых сил` и `Яблоком`, сегодня оспаривается их политическими конкурентами, претендующими на игру на правом поле, и схожее напряжение наблюдается в том числе внутри `Союза Правых Сил` (но в силу повышения однородности партии эта оппозиция в СПС все менее заметна.)

Таким образом, экспертное сообщество, задавшись целью внести терминологическую ясность в вопрос о правой идеологии в России, оказывается в тупике. По разным, в равной степени `правым`, признакам наиболее правыми могут выглядеть разные политические силы. Разнонаправленность идеологических векторов в том виде, в каком они зафиксированы массовым сознанием, заставляет говорить об ущербности градации политических сил по парадигме `правое-левое`, по крайней мере, об ее содержательной и дефинитивной недостаточности.

Например, СПС, `Яблоко` и `Единая Россия`. По `правой` шкале реформистского (антикоммунистического) вектора СПС займет крайне правую позицию, `Единая Россия` - левую, а `Яблоко` расположится посередине. По `правой` шкале вектора политической оппозиционности электорально самую крайнюю позицию займет `Яблоко`, а СПС расположится посередине, между `Яблоком` и `Единой Россией`. Наконец, по `правой` шкале вектора государственничества слева направо ряд будет таков: `Яблоко` - СПС - `Единая Россия`.

В принятом политическом обиходе считается, что `Яблоко` левее СПС, а в самом СПС левее расположены лидеры, оперирующие правозащитными категориями. При этом не считается, что `Единая Россия` (`Единство`) - соответственно правее этих двух партий. Идеологически и позиционно `Единая Россия` (`Единство`) претендует на центр. Таким образом, исторически сложившаяся традиция под `самой правой` партией понимает `Союз правых сил`, который в актуальный момент спроса на правые ценности просто узурпировал нужную лексему.

II. Игроки

`Единая Россия`
`Единая Россия` - самая крупная партия, апеллирущая к электорату в том числе и через правые ценности. В июне 2002 года ее рейтинг составил 25% (ВЦИОМ). Эти цифры показывают, что к середине 2002 года `Единой России` удалось подойти к общему электоральному потенциалу движений `Единство` и `Отечество Вся Россия`, из которых она была сконструирована. Рейтинг `Единой России` в большой степени является отражением рейтинга Владимира Путина. Воплощая собой доверие к власти, партия имеет электоральную устойчивость и пространство для политического и политтехнологического маневра. С другой стороны, эффективность этих маневров может быть девальвирована той же инерцией общественного доверия.

`Единая Россия` имеет два выраженных правых вектора. Во-первых, государственничество, электоральное доверие и уважение к государству. Во-вторых, экономический либерализм и поддержка реформ. Доверие к власти - идеологическая основа `Единой России`, и, занимая позицию центра, `Единая Россия` оперирует ценностями государства, обращаясь и к левой, и к правой части своего электората. Для `Единой России` государственничество - абсолютно беспроигрышная позиция. Напротив, идеология реформ и свободного рынка релевантны для правого электорального крыла электората `Единой России`, и чрезмерный крен в эту сторону теоретически может вызвать отток левого фланга электората. Тем не менее левоцентристский электорат `Единой России` в целом достаточно инерционен для того, чтобы оперативно реагировать на подобные повороты, а кроме того, не имеет пространства для оттока. Электорат `Единой России`, даже та его часть, которой присущи латентное сочувствие ортодоксальным левым принципам и ностальгия по Советскому Союзу, воспринимает себя как антикоммунистический и в условиях отсутствия полноценной левоцентристской силы сохранит лояльность `Единой России`, даже если она оперирует реформистскими ценностями.

Проекты
Последним крупным политическим проектом `Единой России` стал антикоммунистический проект - борьба в Государственной Думе за коммунизм с человеческим лицом. Раскол в КПРФ (отчисление из партии Геннадия Селезнева, Светланы Горячевой и открытое недовольство этим умеренных коммунистических лидеров, в том числе среди губернаторов) - был, по мнению относительно посвященной в политику части общества, организован и проведен Кремлем, однако арена мероприятия - Государственная Дума - сделала центристский блок основным публичным действующим лицом конфликта.

Об успехе проекта говорят рейтинги КПРФ и `Единой России`. Рейтинг КПРФ в мае относительно апреля упал на 5%, выйдя за пределы статистической ошибки (с 30% до 25%). Напротив, рейтинг `Единой России` вырос с 18% в апреле до 27% в мае (ВЦИОМ), и эти скачки имеет смысл связать с портфельным переделом в Думе.

Лидеры
Существенной проблемой партии `Единая Россия` на грядущих выборах может стать отсутствие заметных публичных фигур в первом и даже во втором партийных эшелонах. Лидером `Единой России` общественное мнение считает Владимира Путина, однако это представление не вербализуется ни со стороны общества, ни со стороны партийного актива. Общество оставляет президенту пространство для самоопределения, `не давит` на него. Номинальным и реальным лидером партии остается Сергей Шойгу, возглавлявший список `Единства` на прошлых парламентских выборах. Шойгу делит с Геннадием Зюгановым второй-третий рейтинг в стране. В представлении людей Шойгу - спасатель, который больше делает, чем говорит. При этом Шойгу остается вне критики президента и руководства правительства, что укрепляет его имидж `профессионала на работе`. Одновременно Шойгу не имеет собственного идеологического лица: он таков, какова партия, и не сдвигает ее ни вправо, ни влево.

Проект закона о выборах депутатов Государственной Думы оставляет президенту возможность возглавлять политическую партию, не покидая должность, и осенью следует ожидать второго раунда кампании по приглашению Путина занять первое место в избирательной списке `Единой России`. Партактив заинтересован в этом, так как буквальное участие президента в партийном строительстве резко увеличивает перспективы `Единой России` на выборах. Однако, по всем имеющимся признакам, Владимир Путин не склонен делать подобный шаг, в частности, из-за устройства избирательного цикла: участвуя в выборах в парламент, Путин успеет `приесться` к моменту президентских выборов.

Юрий Лужков, второй номинальный лидер партии, по существу отстранен от лидерства. По нашим данным, Лужков не участвует в аппаратном руководстве партией. Его публичная роль партийного лидера также относительно невелика. В общественном мнении Лужков снова из федерального политика стал региональным лидером - мэром столицы. Схожая метаморфоза произошла с президентом Татарстана Ментимером Шаймиевым. Министр внутренних дел Борис Грызлов (`политическое назначение` президента) сегодня также крайне косвенно отождествляется с `Единой Россией` и сам не демонстрирует публичной активности в этом направлении.

Оперативное руководство `Единой Россией` осуществляет Александр Беспалов, ранее занимавший должность заместителя полпреда ЦФО Полтавченко и, по разным данным, имеющий личные контакты с президентом. Александр Беспалов до сих пор не стал признанным публичным политиком, общественным ньюсмейкером, отождествляемым с партией. Второй ряд - председатели центристских фракций в Думе и их заместители - тоже не являются публичными партийными лидерами. Проблема публичных лидеров в `Единой России` стоит очень остро. Среди лидеров второго ряда наибольшим авторитетом в обществе пользуется Вячеслав Володин. Среди других лидеров - Владимир Пехтин, лидер фракции `Единство`, Олег Морозов, лидер группы `Регионы России`, заместитель председателя фракции `Единство` Владислав Резник. И Пехтин, и Резник, и в определенной степени Володин (обладающий более заметной харизмой) скорее выглядят нанятыми бюрократами, государственными чиновниками среднего ранга, нежели политическими деятелями, и именно так воспринимаются в обществе.

Выраженное лицо среди них - Олег Морозов, политик ельцинской эпохи, имеющий среди истеблишмента и отчасти в обществе имидж респектабельного, уравновешенного, разумного политика центристских взглядов - одновременно в меру либерального и лояльного властям. Морозов фигурировал среди кандидатов на пост спикера Нижней палаты парламента - как в 2000 году, так и весной 2002 года, когда в связи с инициированным Кремлем расколом КПРФ был снова поднят вопрос о спикере. Аппаратным недостатком Морозова считается его близость к Ментимеру Шаймиеву. Пехтин и Резник - политики из Петербурга `путинского призыва`. Считается, что у Резника есть личные отношения с президентом.

Представление о существовании различных политических кланов в Администрации Президента проецируется и на `Единую Россию`. В феврале 2002 года на собрании партактива в пансионате `Бор` впервые публично выступил замглавы Администрации Владислав Сурков, буквально подтвердив таким образом связь между партией и Кремлем. Есть данные об определенном противостоянии между Сурковым (и Волошиным) и Беспаловым. Многочисленные нереализованные законодательные инициативы `Единой России` в определенной мере свидетельствуют об этом противостоянии. Например, анонсированные руководством центристских фракций и Беспаловым поправки в избирательное законодательство, которыми предполагалось повысить минимальный порог явки на региональных выборах до 50%, что фактически привело бы к назначению большинства губернаторов президентскими указами. По некоторым данным, эта инициатива Генерального совета `Единой России` была встречена в штыки в Администрации и потому не была реализована. Схожий характер имеет инициатива `Единой России` о совмещении парламентских и президентских выборов, с которой не согласился председатель ЦИКа Александр Вешняков.

Союз правых сил
Партия `Союз правых сил`, как и `Единая Россия`, пережила за последние два года стадию финального становления, и в ее случае этот процесс принял более завершенный вид. Два партийных съезда оформили СПС в однородную партийную конструкцию. На первом объединительном съезде в мае 2001 года от партии откололась так называемая `леволиберальная группа` представителей ДВР Юшенкова-Головлева-Похмелкина - в отдельный партийный проект `Либеральная Россия`, финансируемый Борисом Березовским. Партия стала однородной структурой с единым членством. Формально партия была образована из девяти объединений, ранее входивших в предвыборный блок СПС, однако на деле можно говорить о трех исторических группах влияния в СПС - 1) либерально-демократическое крыло ДВР; 2) право-консервативное лояльное крыло, представленное `Новой силой` Сергея Кириенко и 3) условный центр Немцова-Хакамады. На том же съезде Борис Немцов был избран председателем партии. Еще весной 2000 года Сергей Кириенко приостановил членство в партии в связи с назначением полномочным представителем президента в ПФО.

На сегодняшний день идеологический расклад в СПС выглядит так: среди сопредседателей партии крайнюю точку зрения на ситуацию в стране артикулирует Борис Немцов. В феврале 2002 года он выступил с заявлением о необходимости перехода в `конструктивную оппозицию` и в своих выступлениях критикует сформированный при Путине `олигархически-бюрократический капитализм`. Остальные лидеры СПС - Ирина Хакамада, Егор Гайдар и Анатолий Чубайс - демонстрируют большую лояльность политике федерального центра, отмечая экономический и внешнеполитический курс президента. Группа Кириенко находится в оппозиции к Немцову, однако ее влияние на партийные процессы, за исключением региональных в Поволжье, сведено к минимуму.

Последняя полит-идеологическая самоидентификация `Союза правых сил` - `полуправящая полуоппозиция` (Ирина Хакамада). Исторически воплощая собой реформизм, СПС демонстрирует близость к экономическому блоку правительства - к главе МЭРТ Герману Грефу, к вице-премьеру министру финансов Алексею Кудрину и к их заместителям. Именно здесь заключена двусмысленность политического момента и пересечение с `Единой Россией`, которая (в первую очередь фракция `Единство`) также демонстрирует лояльность к экономическому блоку кабинета. И именно здесь сосредоточено пространство электорального столкновения между двумя партиями: при одинаковом градусе экономического прогрессизма избиратель будет выбирать, исходя из внутреннего кредита доверия к власти. При этом `Единая Россия` отождествляется с бюрократическим аппаратом в целом, и в этой связи - с правительством как институтом, не выделяя его структурные элементы, тогда как `Союз правых сил` проводит линию `точечной связи` с МЭРТ и Минфином как с `министерствами реформ`, на что также будет реагировать определенная часть электората.

В огромной степени выбор лояльного к реформам электората, имеющего потенциал колебания между СПС и `Единой Россией`, будет определяться в зависимости от того, с какой партией эти реформы будут отождествлены в сознании электората. Тут СПС обладает исторической прерогативой, однако его оппозиционная риторика в том, что касается внутриполитических проблем, притупляет эту связь: `Раз они против власти, значит, они против реформ`. С другой стороны, `Единая Россия` выглядит проводником реформ, так как имеет дееспособное большинство в Думе и не находится в оппозиции. Сегодня партийные активисты на местах - как СПС, так и `Единой России` - используют утвержденные парламентом структурные реформы (земельная, налоговая, судебная) как средство для self promotion. Тот же спор идет и между лидерами партий: `Это наши достижения`, - говорят они. Эта ситуация свидетельствует и об общественном спросе на перемены. Структурные реформы, прямо не затрагивающие достатка, воспринимаются теперь как позитивное прогрессивное движение, приводящее к экономическому росту.

Электорат СПС представляет собой достаточно разнородную смесь с преобладанием молодежи и мелкого бизнеса. Он настроен достаточно инертно и конформистски, и поэтому СПС имеет ограниченное пространство для оппозиционного маневра: поворот в сторону жесткой критики властей приведет к оттоку электората к `Единой России`.

Лидеры
На сегодняшний день можно говорить о трех публичных лидерах СПС. Это Борис Немцов, Ирина Хакамада и Анатолий Чубайс.

Немцов
В последний месяц наметился определенный дрейф Бориса Немцова в сторону снижения оппозиционного риторического градуса. Ключевым вопросом политического самоопределения `Союза правых сил` станет позиция партии на президентских выборах, и, судя по многочисленным признакам и инсайдерской информации, Борис Немцов был намерен выставить свою кандидатуру, однако в итоге отказался от этой идеи, по-видимому, после определенных переговоров с руководством администрации президента. Желание Немцова участвовать в президентских выборах вызвало косвенную и не вполне публичную, но довольно резкую критику со стороны группы Кириенко в СПС.

Параллельно с переходом в оппозицию к президенту Немцов предложил новый проект объединения `демократических сил` - правого фланга, не связанного обязательствами перед властью: выдвижение единого кандидата в президенты по итогам парламентских выборов в зависимости от результатов, которые покажут участники коалиции. Под объединением `демократических сил` понимается прежде всего альянс с партией `Яблоко` - остальные партии правого фланга не имеют существенного влияния, не преодолеют 5-процентный барьер и будут лишены возможности выдвигать кандидата в президенты.

Пока есть только косвенные признаки того, что лидер `Яблока` Григорий Явлинский может теоретически согласиться на подобную предвыборную коалицию с СПС. Исходя из исторического опыта взаимодействия СПС (ДВР) и `Яблока` можно сделать вывод, что договоренность, скорее всего, не будет достигнута, и, таким образом, не будет реализована инициатива выдвижения единого кандидата. Следовательно, СПС оказывается в положении 2000 года, когда у партии не было собственного кандидата в президенты, и одни лидеры СПС - Кириенко и Чубайс - поддержали Владимира Путина, а другие - Немцов и Хакамада - скорее высказались в пользу Явлинского. Несмотря на нечеткие и смутные последние сигналы от `Яблока` о реальности выдвижения единого кандидата на выборах, пока сценарий 2000 года представляется более вероятным. По состоянию на сегодняшний день Борис Немцов практически наверняка не выдвинет свою кандидатуру.

Борис Немцов исторически объединяет в себе две правые - в российском контексте - идеологемы: 1) западничество, как буквальное, так и правозащитные акценты в риторике и 2) близость к интересам мелкого и среднего бизнеса. Можно утверждать, что за последние два года Борис Немцов сделал огромный шаг вперед в своей политической карьере, не только добившись поста лидера партии, но и аккумулировав ее аппаратные и материальные ресурсы. Немцов - самый успешный политик последних двух лет после Владимира Путина. В определенной степени имидж успеха проецируется и на партию. С другой стороны, в общественном сознании сложился образ Немцова-неудачника (`не смог пересадить чиновников на `Волги` и вылетел из правительства, ответственный за дефолт младореформатор`) и Немцова - инфантильного, несолидного политика, бросающего слова на ветер. Это основные факторы крайне медленного роста рейтинга Немцова. Участвуя в президентских выборах параллельно с Явлинским, Немцов проиграет Явлинскому.

Чубайс
Анатолий Чубайс является признанным лидером `Союза правых сил`. Имея имидж профессионала и бизнесмена, Чубайс имеет авторитет в бизнес-кругах, что в большой степени определяет их электоральные предпочтения. Чубайс олицетворяет `правое крыло СПС`; под правизной тут понимается государственничество и лояльность власти, при этом массовое сознание считает Чубайса `человеком Путина`. Среди истеблишмента также бытует мнение, что именно Чубайс, одержав победу над Явлинским в телевизионных дебатах накануне выборов-1999, а также выступив в качестве организатора избирательной кампании, привел СПС к успеху на выборах. Эти дебаты (там Чубайс заявил: `В Чечне возрождается российская армия`) во многом определили СПС как партию, отстаивающую государственный престиж.

Чубайс опроверг слухи о своем возможном участии в президентских выборах 2004 и 2008 годов.

Хакамада
Ирина Хакамада, `женское лицо` СПС, имеет имидж современной business-woman, что притягивает к ней одну и отталкивает другую, более традиционалистски настроенную, часть общественности. В российском обществе с устойчивыми сексистскими традициями Ирина Хакамада в большой степени влияет на представление об СПС как о прогрессистской партии, устремленной в будущее.

Гайдар
Егор Гайдар не является лидером партии СПС в буквальном смысле, занимая авторитетное положение одного из `родителей` партии и символической фигуры, с которой партия неразрывно связана. Егор Гайдар не участвует в активной политике, однако партия распространяет сведения о том, что Гайдар является теневым соавтором многих экономических структурных законопроектов. В первую очередь речь идет о налоговой реформе. Гайдар - председатель партии `Демократический выбор России`, однако после возникновения блока СПС занял более лояльную к власти позицию (условно `правую`), чем оппозиционно настроенный партактив.

Интеллектуальный ресурс
СПС - единственная партия, в отношении которой уже сегодня можно прогнозировать федеральную часть избирательного писка (9 фамилий), в которую войдут, кроме сопредседателей партии (за исключением Чубайса), партийные лидеры федерального масштаба, относительно известные - Павел Крашенинниников, Елена Мизулина, Эдуард Воробьев, Григорий Томчин и другие. (Борис Надеждин, первый зампред фракции, сознательно отказывается войти в федеральную часть списка.) Тем не менее пока нет ясности в вопросе, какой вид будет иметь первая тройка списка, хотя наиболее вероятным представляется вариант Немцов-Хакамада-Гайдар. Однако не исключено, что место Гайдара займет другой политик. Это выражение проблемы кастовости в СПС: обладая самым мощным, по сути, интеллектуальным ресурсом, аппарат партии имеет консервативное устройство, мешающее появлению новых партийных лидеров. (Отчасти это общая проблема современной российской политики.) Все представители СПС, кроме сопредседателей, являются `вторым эшелоном` партии. Это ограничивает политическую потенцию СПС. Тем не менее для избирательной кампании СПС находится в выгодной позиции, имея сразу несколько признанных обществом ньюсмейкеров.

Проекты
Самым успешным пиар-проектом СПС стало выступление весной в пользу военной реформы. Именно с массовыми акциями в поддержку реформы призыва Вооруженных сил эксперты склонны связывать рост рейтинга СПС в апреле. Акция СПС не имела аппаратного успеха, однако утвердила `молодежный` имидж СПС, привлекая в ряды сторонников партии не только молодых людей, но и их родителей. Сегодняшняя армия крайне непопулярна, и выступление с конкретными предложениями по военной реформе, понятными большинству народа, является безусловно выигрышным ходом. Нет сомнений в том, что военная тема станет одним из козырей СПС в грядущей избирательной кампании.

Новый партийный проект - отказ от региональных избирательных списков, предложенный Борисом Немцовым для достижения внутренней конкуренции между партийными отделениями на парламентских выборах и мобилизации партийных активистов на время предвыборной кампании. Суть предложения, одобренного федеральным политсоветом и Советом партии, в том, что в избирательном округе конкурируют три-четыре региональных отделения, и в Думу проходит тот лидер, в регионе которого СПС набрал наибольшее число голосов.

Буквальная технология такова (цитируется по партийному документу): `Кандидаты, претендующие на занятие мест лидеров в региональных группах федерального списка ... откажутся от депутатских мандатов, распределенных по результатам голосования за федеральный список Партии, если разность между количеством голосов избирателей, поданных за федеральный список Партии в представленном данным кандидатом субъекте Российской Федерации, и величиной, равной количеству избирателей в том же субъекте Российской Федерации, умноженной на общероссийский коэффициент явки избирателей и на общероссийский результат голосования за федеральный список Партии в относительном выражении, окажется меньше, чем в другом субъекте Российской Федерации, входящем в данную региональную группу, представитель которого занимает в ней одно из последующих мест`. При этом и региональные, и федеральные лидеры партии обязуются публично заявить о том, что уйдут в отставку, если их список не преодолеет 5-процентный барьер. Эта технология, скорее всего, будет утверждена на следующем съезде партии в декабре, будет воплощена в жизнь и, вероятно, обеспечит СПС дополнительный приток голосов на выборах.



`Яблоко`

Партия `Яблоко` - вторая после СПС крупная независимая партия правого - в смысле антикоммунистического - фланга. Несмотря на явный идеологический кризис, партия держит стабильный рейтинг, что объясняется консервативностью привязанностей ее электората. `Яблоко` имеет все шансы преодолеть на выборах в Думу 5-процентный барьер. Как показывает парламентская практика, партия `Яблоко` иногда в большей степени лояльна власти и центристскому большинству (по сути, вопреки настроениям электората), однако, судя по рейтингам, электорат игнорирует эти повороты, реагируя на исторически-символический смысл фигуры Григория Явлинского.

Партия `Яблоко` исторически сложилась как партия технической и гуманитарной советской интеллигенции, выступавшей за перестройку, однако разочаровавшейся в ней и не устроившейся в жизни. Партия `Яблоко` - партия `демократической оппозиции` президенту Борису Ельцину. Идеологический кризис `Яблока` связан с уходом Ельцина как политика, что во многом девальвировало ценность партийного проекта. Партия `Яблоко` более, чем СПС, ориентирована на Запад, однако выступает за более социальный экономический порядок. При некотором приближении и с долей условности можно говорить о том, что сегодня `Яблоко` и СПС являются российскими аналогами соответственно социал-демократических и консервативных партий в развитых демократиях. Таким образом, комплекс отношений к Западу ставит `Яблоко` правее СПС, если пользоваться принятой в России терминологией, тогда как в экономическом смысле `Яблоко` окажется левее СПС.

В партии остро стоит проблема лидеров и ньюсмейкеров. Два минувших политических сезона были отмечены оттоком заметных партийных функционеров, и это происходило со скандалом. Со скандалом ушла в СПС Елена Мизулина. Был изгнан из партии Вячеслав Игрунов. Это в определенной степени способствовало созданию имиджа `Яблока` как тоталитарной партии, полусекты, подчиненной единственному лидеру Явлинскому. Этот образ активно раскручивали центральное телевидение и пресса. Впрочем, ядерный электорат `Яблока` игнорировал эту кампанию.

Явлинский
После долгого отсутствия на политической сцене Григорий Явлинский вернулся в публичную политику. Тем не менее Явлинский по-прежнему не является парламентским политиком, несмотря на то, что возглавляет фракцию в Думе. Оперативное руководство фракцией осуществляет Сергей Иваненко, сегодня - второй человек в `Яблоке`. В последние два-три месяца заметно некоторое снижение оппозиционного градуса в риторике Явлинского, и, наоборот, все отчетливее звучат его слова в поддержку внешнеполитического курса президента Путина. В последнее время в журналистских кругах ходят слухи, что Явлинский претендует на должность министра иностранных дел, однако они не выглядят достоверными. Нельзя не обратить внимания на аккуратную позицию Явлинского в чеченском вопросе: если Борис Немцов сделал чеченскую тему лейтмотивом своей популистской кампании, то Явлинский в последнее время скорее избегает этой темы.

Проекты
Один из наиболее известных проектов `Яблока` - Демократическое совещание, представленное как ежегодный форум независимых демократических движений и объединений. Формальное число участников - 22 организации. В определенной степени инициатива СПС о выдвижении единого кандидата от `демократических сил` является ответом на эту инициативу `Яблока`. Реальный политический смысл Демократического совещания невелик, так как Явлинский остается независимым политиком и не идет на партийные альянсы.

Объединение с СПС. Проект не пошел дальше создания межфракционного координационного совета в Думе и согласования кандидатов в одномандатных округах на федеральных, и часто - на региональных выборах. При этом в начале работы этой Думы речь шла о возможном составлении единого предвыборного списка СПС-`Яблоко`. Для размежевания в этом вопросе партия `Яблоко` использовала позицию по военной реформе, заявив о своем несогласии с предложенным СПС вариантом реформы призыва, при том, что до этого этот план был `Яблоком` полностью поддержан.

Интеллектуальный ресурс `Яблока` относительно невелик. В сущности, сегодня `Яблоко` - это партия одного лидера (Явлинский) и одного его заместителя (Иваненко). Вице-спикер Думы Владимир Лукин и другие партийные деятели относительно незаметны в информационном пространстве. Однако устойчивый электорат `Яблока` дает партии все основания рассчитывать на преодоление 5-процентного барьера при относительно лояльном отношении администрации президента. Ближе к весне 2003 года `Яблоко` вступит в острую предвыборную борьбу с СПС. СПС претендует на часть электората `Яблока` и играет на том же идеологическом поле.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован