18 ноября 2008
587

Предмет спора

С введением новой оплаты труда в школах развернулась борьба за высокие рейтинги

В новом году воронежские учителя вряд ли будут зарабатывать больше, чем сегодня.

В школах области надеялись на повышение финансирования с января 2009 года. Минимальный размер оплаты труда увеличат на треть - значит, должен бы вырасти и фонд оплаты труда в школах. Но пока воронежским учителям предлагается лишь эффективнее перекраивать свой премиальный фонд.

Таковы выводы "круглого стола", где педагоги и чиновники под эгидой Общественной палаты области обсудили проблемы поощрения учителей в рамках новой системы оплаты труда (НСОТ). Ее возможности испытывают на воронежских учителях уже больше года. С 1 декабря ее основные принципы распространятся на все отрасли бюджетной сферы с введением отраслевых систем оплаты труда (ОСОТ).

В случае с учителями система следующая. Фонд оплаты труда, который зависит от числа учеников и статуса школы, поделен на две части. Из первой (70 процентов) выплачивают базовую часть зарплат, из второй - стимулирующую. Поводы для поощрения могут быть самыми разными. Кто-то сам сделал оборудование для кабинета, кто-то творческий проект с учениками реализовал. Критерии оценки учителя разрабатываются и изменяются при участии управляющего совета школы (родители, ученики, педагоги, общественники). По этим критериям периодически рассчитываются стимулирующие надбавки для каждого учителя. Они утверждаются советом, но последнее слово, как правило, за директором.

Величина надбавок непредсказуема: при аналогичных показателях работы каждый месяц выходит разная суммаС введением НСОТ в школах развернулась борьба за высокие рейтинги, от которых зависит размер надбавок. Твердой ставки зарплаты, как раньше, нет. По словам учителя Воронежской гимназии N 10 Светланы Пушкиной, величина надбавок непредсказуема, даже при аналогичных показателях работы каждый месяц выходит разная сумма.

Председатель комиссии по образованию Общественной палаты области Ольга Картавцева сообщила: средняя зарплата учителя в области - 8330 рублей, среднемесячная премия учителя - 1106 рублей (13,3 процента зарплаты при требуемых 30 процентах). Некоторые участники "круглого стола" недоумевали: в их школах восемь тысяч - максимальная зарплата, премии выплачиваются не везде, нерегулярно и обычно не превышают 500 рублей.

Вот она, дифференциация в оплате труда учителей - в Воронеже зарплаты варьируются от 3,4 до 26 тысяч рублей, в Борисоглебском и Подгоренском районах - от 2,5 до 18 тысяч. То же у директоров: в Кантемировском районе одни получают 7 тысяч, другие - 78, а в Воронеже "вилка" еще шире: от 4 до 86 тысяч рублей.

Глава областного управления образования Яков Львович не считает это проблемой.

- Раньше боялись, что учитель получит грант или надбавку и с ним коллеги здороваться не будут, - заметил он. - Но ведь здороваются!

- Каждая вторая жалоба к нам связана с необъективным распределением стимулирующего фонда, - рассказала заместитель председателя обкома профсоюза работников образования Евгения Попова. - Есть учителя, которые получают 8 тысяч, работая на две ставки. Есть школы, где половина фонда стимулирования распределяется среди небольшого числа педагогов.

Картину дополнила учитель гимназии N 2 Светлана Богданова:

- Представьте: несколько учителей работают очень хорошо, им достается большая часть выплат. Другие "тянутся" за лидерами - вскоре и им положены надбавки. Но величина стимулирующего фонда фиксирована, и ту же сумму просто делят на много частей. Чем больше в коллективе хороших педагогов - тем меньше они получают.

В анкете каждый четвертый учитель указывает на нецелевое распределение фонда стимулирования: где-то из него доплачивают уборщицам (их оклад ниже МРОТ), где-то - завучам... При этом 90 процентов опрошенных сообщают, что стимулирующие выплаты в их школах распределяются объективно. Дело в том, что анкеты не анонимны. Хочешь заработать - дружи с руководством, учениками и родителями (какими бы все они ни были), громче заявляй о своих достижениях.

Ольга Картавцева настаивает на том, что справедливость в рамках отдельно взятой школы может установить только общественный совет. Правда, по ее же данным, советами некоторых школ руководят директора и завучи, а эффективность этих органов низкая.

Татьяна Ткачева, Воронеж
18 ноября 2008 г.
www.rg.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован