10 января 2007
2668

Председатель облдумы Владимир Ключников: `Самим управлять`

Не так давно довелось присутствовать при подведении итогов минувшего года в Лискинском районе. Как всегда, называлось много цифр, но в память врезалась фраза одного из выступавших: "Реформа местного самоуправления сделала нас сильнее".

О ПОЛЬЗЕ И НУЖДАХ

Эти слова легко подтвердить материально: в районе произведено продукции и оказано услуг на шесть миллиардов рублей (6 процентов прироста), говорилось и о вводе новых сельских и промышленных объектов. Но, опять-таки, лично меня удивило другое: город "пробивает" идею - в 2008 году стать столицей Всероссийских сельских игр, а это - новые финансовые вливания, модернизация и строительство спортивных объектов... Думаю, что к подобной активности как раз и подталкивает закон о местном самоуправлении: администрация хочет заработать и - ищет такую возможность.

Кстати, еще в 1860 году, когда в России только начались дебаты о введении самоуправления, рассматривались две основные теории - хозяйственная и государственная. Например, "хозяйственник" князь Васильчиков считал, что интересы общества и государства часто не совпадаю,т и, следовательно, общество имеет право на отдельное ведение хозяйства. То есть, о самостоятельности территории (земств) заговорили еще при крепостном праве!

В Положении о земских учреждениях, утвержденном Александром II, говорилось, что они должны заниматься "пользами и нуждами губерний и уездов". Сегодня главная забота в том, чтобы новый 131-й закон о самоуправлении, вступивший в силу год назад, существовал не условно, а реально, и занимался как раз "пользами и нуждами".

НЕ ОБОЗ, А АВАНГАРД

Но на недавнем съезде "Единой России", который прошел в Екатеринбурге, говорилось, что лишь семь процентов муниципалитетов готовы к реализации закона о местном самоуправлении, только у двух процентов современных "земств", по данным Счетной палаты РФ, расходы обеспечены их собственными доходами. У большинства сельских поселений реальные расходы превышают доходы в два раза.

И в то же время съезд констатировал, что местное самоуправление - не "обоз, а авангард" управления страной. Не где-нибудь, но в городах, районах и поселениях решаются задачи будущности страны.

В нашей области, например, с трех миллионов гектаров пашни кормятся 850 тысяч жителей. А вот жить и развивать хозяйство селянину непросто. Например, задумал фермер возвести новую хозяйственную постройку, взял кредит, но чтобы при помощи государства частично возместить процент по кредиту, ему следует: представить копию сметы затрат, копии кассовых и товарных чеков, оформленных в установленном порядке на материалы согласно смете, копии договоров подряда на строительство... Это я почти дословно процитировал инструкцию Управления аграрной политики области. Какой же крестьянин будет ввязываться в эту бумажную карусель?

Рабочая группа, при участии депутатов, работает сегодня над тем, чтобы облегчить подобную "железобетонную" конструкцию и упростить бюрократический процесс получения кредита.

Но зачем крестьянину кредит? А затем, что справный хозяин - главный налогоплательщик поселения. Современным "земствам" отданы "на откуп" налоги на имущество, налог на землю, на доходы с физических лиц. Но чтобы увеличить сборы налогов, следует, прежде всего, разобраться с землей. В моем родном Нижнедевицком районе, в селе Скупая Потудань, например, земля была поделена еще в 1992 году на 616 долей, но невостребованными остались 274 доли. Почему? Да потому, что до сих пор не везде определились с кадастровой оценкой земли и с оплатой налогов. В иных местах они в несколько раз превышают разумные реалии. В результате земли брошены.

А ведь речь идет о черноземах, которым равных в мире просто нет. Напомню, что более ста лет назад Вольное экономическое общество выставило в Париже необычный экспонат - куб воронежской земли, который был признан эталонным и получил золотую медаль.

И вот этот эталон мы до сих пор не научились использовать по-хозяйски. Почему так? Прежде всего потому, что не хватает оборотных средств, несовершенна кредитная политика...В результате многолетней безответственной политики государства, во многих "таежных углах" сложилась именно такая ситуация, "разрулить" которую, может только закон о самоуправлении. Суть закона в том, чтобы жить самостоятельно, не сигнализируя по каждой мелочи в Кремль. Но еще хуже - закрывать глаза на все безобразия, исповедуя принцип: плетью обуха не перешибешь, или - моя хата с краю.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

Активное расслоение общества настигло не только крупные центры, но и мелкие города и веси. Партия "Единая Россия" создала "Всероссийский совет местного самоуправления", общественную организацию, объединяющую актив самоуправления страны. Партия поставила диагноз: в местном самоуправлении скопилось немало проблем, многие из которых приобрели хронический характер. Сегодня мы пытаемся вывести из тени проблемы, к которым, казалось бы, местное самоуправление притерпелось и объективно ведет к обострению ряда хронических недугов. Прежде всего - это кадры.

В области - более 500 муниципальных поселений, из них районных - 21, остальные - сельские. Кто же их возглавляет?

Дело в том, что на местах особенно выбирать было не из кого - главами многих местных, скажу по-старому, земств, стали врачи или учителя. Люди, безусловно, образованные, уважаемые, но им надо было вести хозяйство, зарабатывать деньги на то, чтобы привести в порядок дорогу, или залатать школьную крышу, или построить сельский стадион... Но этому надо учиться.

И вот здесь, должен признать, сделано многое. Подготовлены бухгалтеры, работники бюджетных отделов поселений, ведется подготовка специалистов по земле и градоустротельным работам. В рамках областной программы "Муниципальная информационная система поселения" проведено обучение представителей "деревенской власти" работе с компьютерами. В сельские поселения безвозмездно переданы 500 комплектов компьютерной техники, муниципальным районам - 31 сервер для создания единой локальной сети.

Вся последняя информация в считанные минуты отныне доходит до самого отдаленного села.

При областной Думе создан комитет по самоуправлению, который возглавляет Ирина Транькова, в администрации области также имеется соответствующее управление. Эти структуры загружены, как говорят в таких случаях, на все сто процентов. Тем не менее известны случаи самоуправства, бюрократизма. Естественно, к каждому нерадивому работнику контролера не приставишь. Мне кажется, что возможным выходом из ситуации мог бы стать некий Кодекс поведения, который каждый муниципальный работник обязан подписать. Это будет что-то вроде "клятвы Гиппократа", которая напомнит, что "самоуправленцы" - государевы люди, стало быть, обязаны свято блюсти интересы общества.

Не исключаю и возобновление народного контроля. А почему - нет? Организация - общественная, она не будет плодить чиновников, зато доказала свою эффективность еще в советские времена.

КУДА КРЕСТЬЯНИНУ ПОДАТЬСЯ?

Существует выражение, что "деньги идут к деньгам". Лично я придерживаюсь иного мнения: деньги вкладываются туда, где существуют четкие правила игры и хорошая законодательная база. Уже идет работа по ограничению вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов малого и среднего бизнеса, что должно существенно повысить ответственность и самостоятельность местных "земств". В этих условиях вполне оправдано закрепление за местными бюджетами налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса. Вопрос в том, как развивать этот бизнес, как научиться зарабатывать деньги.

Логично вернуться к началу разговора. Вспомним о том же селе Скупая Потудань. Еще четыре года назад в нем было 108 работников, сегодня - 70, прибыль составляла 887 тысяч рублей, сегодня - 200 тысяч. Почему произошло "усыхание" бюджета? Да потому, что поселение не определило свою судьбу, до сих пор оно в поиске: как жить дальше? А вот соседи - определились. В Семилукском районе семь хозяйств отдали землю в аренду (на двадцать лет) банку "Авангард", а также ОАО "Группа Черкизово". На средства инвесторов закуплены трактора, комбайны, машины...

На сегодня Минсельхоз утвердил в области девятнадцать инвестиционных проектов на общую сумму два миллиарда рублей. Документы на субсидирование подали почти 90 фермерских хозяйств, 248 "единоличников".

...В какой-то газете встретил выражение, что у многих глав поселений при доверенной им самостоятельности "загорелись глаза". Они ищут новые решения уже навязших в зубах проблем; они хорошо понимают, что прежнего "колхоза" уже никогда не будет, что пора самим налаживать жизнь.

Но это опять-таки красивые общие слова. Вырастить хороший урожай - этого мало. В наши времена главное - продать. Вопрос: где и кому? А главное - по какой цене?

В европейских странах, например, нет частных рынков, они - муниципальные, а потому находятся под контролем государства. На них торгуют с накруткой не более 8 -10 процентов. А кто контролирует цены у нас? Если сказать, что цены контролируют рыночные отношения, то это будет лукавство. Их контролируют теневые структуры и, как сейчас принято говорить, лица кавказской национальности. Воронеж - не исключение. Здесь не требуется никакой аналитики - достаточно зайти на рынок. А исконные производители просто все, что выращено их руками и полито потом, продают, как говорится, пятьдесят на пятьдесят.

Но "дикие" посредники должны, обязаны уйти с рынков! А кто их выгонит ? Милиция? Сомневаюсь. Надежда - на проект "Развитие АПК". Одно из его направлений как раз и стимулирует создание сбытовых кооперативов. Объединяя в основном представителей малого агробизнеса, сельская кооперация как раз и поможет избавиться от паутины посреднической сети. Именно эту позицию сегодня отстаивает Минсельхоз, а мы ее поддержим на законодательном уровне.

Источник: Газета "Коммуна"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован