25 января 2007
209

Предвыборный смотр народного контроля

Власти доверят грядущие выборы правильно организованным НПО

На мартовских выборах в российских регионах скорее всего будет опробована новая система легитимного волеизъявления граждан, основанная на некоем, пока еще не вполне отчетливом общественном соглашении. Политологи не исключают, что с помощью этого механизма будет произведена отладка модели официальной части операции "Преемник-2008".

В декабре минувшего года завершились непростые консультации между неправительственными организациями (НПО), намеревающимися принимать участие в выборах разных уровней. Участники оказались единодушны: для того чтобы у НПО на выборах в России осталась хоть какая-нибудь "полянка", нужно выработать приемлемые как для власти, так и для общества "правила поведения". Для этого по инициативе Российского фонда свободных выборов в Координационный совет решили объединиться представители двух с лишним десятков общественных организаций. В Координационный комитет вошли председатель Совета директоров Независимого института выборов Александр Иванченко, исполнительный директор Ассоциации некоммерческих организаций в защиту прав избирателей "Голос" Лилия Шибанова, директор Российского общественного института избирательных прав Игорь Борисов, председатель совета Межрегиональной общественной организации "Клуб содействия политической активности избирателей" Владимир Козомазов, секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов, президент Вольного общества социальных технологов Александр Урманов, руководитель Межрегионального общественного объединения избирателей Андрей Бузин, председатель Общественного комитета 2006 - 2008 "За чистые и честные выборы!" Алексей Подберезкин, президент Межрегионального общественного фонда содействия развитию избирательных технологий "За справедливые выборы" Александр Салий и другие. А костяк Координационного совета составили члены Общественной палаты РФ Александра Очирова (президент Международной общественной благотворительной организации "Будущее женщины"), Анатолий Макеев (исполнительный директор областного общественного движения "За возрождение Урала"), в качестве председателя Андрей Пржездомский (исполнительный директор Российского фонда свободных выборов), а также член Центризбиркома Владимир Лысенко. Если учесть, что широко представлены как проправительственная, так и оппозиционная стороны, то можно надеяться на действительно цивилизованное сотрудничество политтехнологов с разных сторон выборных "баррикад".

Участники совета сошлись на том, что главная цель - повышение доверия граждан к выборам. И именно от этого будет зависеть, как избирательный процесс в России будет выглядеть в глазах Запада. А вот вопрос, как оценит эту деятельность власть, едва всех снова не поссорил.

Так, скептически высказывавшийся о мероприятии глава фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров вовсе не принял участия в работе Совета. По мнению Андрея Бузина, в отличие от Сатарова, вошедшего в Координационный совет, Общественный договор 2003 г., тоже организованный Российским фондом свободных выборов, не имел практически никакого эффекта, но деньги налогоплательщиков были при этом потрачены подчистую. Он вспомнил и другие подобного рода соглашения. Так, в 1999 г. политтехнологи договорились о проведении честных и чистых выборов, пообещав не заниматься "черным пиаром". Выборы в итоге оказались самыми "черными" в истории новой России. К выборам в Мосгордуму по инициативе "Единой России" был создан комитет "Москва-2005: за чистые и честные выборы". В итоге в МГД не попала даже ЛДПР.

На этот раз, по мнению наблюдателей, Центризбиркому, Совету при президенте и Общественной палате удалось создать довольно обширную площадку для объединения НПО к очередным выборам. Руководители НПО разумно решили мобилизовать под свое начало самое широкое народное представительство и опереться на самые разные общественные организации, вплоть до организаций экологов и детей-инвалидов. Самое главное - каждая организация должна продемонстрировать Координационному совету свои максимальные возможности. Также в рамках Координационного совета НПО уже договорились об обмене информацией в период выборов. Участники Совета осознают, что, объединив усилия, они должны совершить нечто такое, чего невозможно сделать врозь. Это по крайней мере предполагает конструктивное сотрудничество людей с разными политическими взглядами.

Не меньше хлопот доставило и само название новой организации. Как назвать, чтобы не оттолкнуть вопиющей банальностью потенциального избирателя? В конце концов решили назвать орган "Координационным советом неправительственных организаций РФ по общественному контролю над обеспечением избирательных прав граждан".

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Андрей БУЗИН, руководитель Межрегионального общественного объединения избирателей

Выборы, которые сейчас проводятся в России, еще не "опустились" до уровня советских выборов. Тем не менее их вполне можно уже назвать имитируемыми декоративными выборами. Несмотря на то, что, в отличие от советских, они являются альтернативными. До самого дня голосования избирательный бюллетень фактически "стерилизуется". И общественный контроль приобретает, с моей точки зрения, совершенно не тот смысл, какой он имел в 90-х годах или даже с конца 80-х. Теперь он должен быть направлен в первую очередь против нарушения принципов выборов - принципа равноправия, принципа организации выборов избирательными комиссиями, а не администрацией, как это сейчас происходит, и т.д.

Александр САЛИЙ, президент Межрегионального общественного фонда содействия развитию избирательных технологий "За справедливые выборы"

Мартовские выборы покажут, насколько хорошее или плохое нынешнее избирательное законодательство. Полагаю, что оно на самом деле пошло в худшую сторону, ограничивая возможность общественности по контролю над выборами. Если эту проблему Координационный совет решит, то станет "бессмертным".

Андрей ПРЖЕЗДОМСКИЙ, исполнительный директор Российского фонда свободных выборов, член Общественной палаты РФ

Важнее события в этом году для российского общества, чем парламентские выборы, нет. Понятно, это беспокоит всех граждан. А поскольку общественные некоммерческие организации в той или иной форме представляют различные слои или группы людей, то, конечно, они не будут в стороне от предстоящих выборов. Однако на сегодняшний день они разобщены и действуют без единого общего замысла для того, чтобы вся эта общественная площадка оказалась в большей степени ориентирована на интересы российского избирателя, который все более и более утрачивает интерес и доверие к выборам. А следовательно, и доверие к выборной власти.

В рамках работы Координационного совета и других проектов, которые мы будем реализовывать, предполагается создание целой сети информирования граждан о происходящем в стране, о проблемах в избирательной сфере. Такая система "горячих линий" откроется на федеральном уровне в январе, в июне уже откроется в федеральных округах. И к моменту выборов, я думаю, нам удастся выстроить мощную сеть, позволяющую чувствовать "общественную температуру", понимать, что беспокоит людей.

Элла ПАМФИЛОВА, председатель Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека

В выборах должны участвовать партии, это не дело общественных организаций. Если хочешь участвовать в выборах - иди создавай партию. Роль общественных организаций как раз в том, чтобы не быть втянутыми в политическую борьбу, а влиять опосредованно, через формирование общественного мнения. Что касается контроля над общественными организациями - да, мы ругали закон, но пока что ни одна организация именно от этого закона не пострадала. Ведется мониторинг, я всех тереблю. Были два-три случая по другому поводу. Все теперь ждут неприятностей после апреля, когда организации начнут отчитываться. Но у нас с президентом имеется договоренность. Если по результатам мониторинга у нас появятся существенные претензии к закону, то он обещал, что даже сам готов внести поправки. Сейчас же очевидно, что предусмотрена слишком громоздкая отчетность. Но это не сам закон, а безобразные подзаконные акты. Их однозначно надо переделывать, и с этим мы будем выходить на президента.

К сожалению, все время говорят только о плохом. А то, что президент поддержал поправку в ст. 251 Налогового кодекса о возможности получения зарубежных грантов, включая гранты на правозащитную деятельность? Никогда такого не было! Если посмотреть, какое у нас убогое политическое поле, то на этом фоне общественные организации смотрятся сильнее, и чем больше давят на них административным ресурсом, тем быстрее они растут. Зная всю эту кухню и приложив немало сил к тому, чтобы они крепчали, я уверена, что мы никому не позволим их задушить.

Антон ВАРЛАМОВ
24.01.2007

http://www.politjournal.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован