28 марта 2007
1706

Преклоняясь перед подвигом - думаем о будущем

Андрей Иванович, в этом году мы отмечаем 55-летие Великой Победы. Какие мысли и чувства вызывает у вас знаменательная дата ?

- Чувство гордости и восхищения подвигом, который совершило поколение наших отцов. Это праздник поистине всенародный и для многих сугубо личный день памяти. Как в песне: нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой... Мой отец, Николаев Иван Георгиевич, прошел всю войну и закончил ее командиром полка.

Наш народ в те огненные годы совершил боевой и трудовой подвиг, равного которому не знает история человечества. Цена за победу заплачена не просто большая - огромная. Десятки миллионов людей не вернулись с войны. А мы не можем по достоинству оценить этот подвиг. До сих пор не все павшие за Родину захоронены как подобает. Мы не создали более или менее сносных в материальном и особенно в моральном отношении условий жизни победителям.

Думаю, осознание этой несправедливости по отношению к поколению победителей должно стать отправной точкой для поворота общества к заботе и почитанию ветеранов не на словах, а на деле, а 9 мая - "контрольной" датой проверки сделанного в этом благородном деле.

Вообще 2000-й - знаменательный год для Российской армии. В этом году целый ряд юбилейных дат отечественной военной истории: 300 лет российской гвардии, 450 лет образования русского постоянного (стрелецкого) войска, 780 лет со дня рождения Александра Невского, 270 лет со дня рождения и 200 лет - кончины Александра Васильевича Суворова, 70 лет воздушно-десантным войскам. И, естественно, самая знаменательная из них - 55 лет Победы. Такое соседство исторических дат - еще одно напоминание о том, что наша страна во все времена нуждалась в защите. Без ратного труда и подвига защитников Отчизны не выстоять России. У нее не было бы ни славного прошлого, ни настоящего, ни будущего. Поэтому, преклоняясь перед подвигом победителей, мы думаем о будущем.

- Как вам видятся уроки Великой Отечественной и второй мировой войны с позиции сегодняшнего дня?

- Может быть, у кого-то вызовет недоумение мой ответ, но самый главный урок в том, что мы не смогли по достоинству и с максимальной эффективностью воспользоваться результатами Великой Победы, чтобы обеспечить нормальную жизнь не одному поколению граждан. Прав был Ф.М. Достоевский, когда замечал, что "даже победы военные не пошли нам впрок именно по узости мысли".

Если взглянуть на реальности сегодняшнего дня, то уж очень много возникает тревожных параллелей с предвоенными годами. И отнюдь не дружественное отношение к России (как тогда к Советскому Союзу) и мощная военная сила. Тогда - фашистской Германии и ее сателлитов, покоренной ими Европы, поставленной под ружье. Сегодня - военного блока НАТО. Правда, тогда фашистская Германия пробивалась на Восток с боями и политическими интригами, поглощая одну страну за другой, а сейчас объединение происходит добровольно.

Судя по тому облегченному подходу к военному строительству, который распространен в нашем обществе, в среде различного рода критиков армии, не извлечен еще один урок. Война не начинается внезапно. Она медленно вызревает из суммы тех противоречий, которые постепенно накапливаются внутри стран и между государствами в экономической, политической и духовной сферах жизни. Чрезвычайно важно определить тот роковой рубеж, переступив который государство или группа стран, наиболее влиятельные силы внутри них принимают решение на использование военной силы для разрешения противоречий.

Уроки Великой Отечественной и второй мировой войны для нас важны еще и потому, что они требуют отказаться от распространенной ошибочной позиции - попыток выдать желаемое за действительное, приукрасить намерения оппонента, который может превратиться в агрессора, стремления задобрить его собственной беспечностью, произвести хорошее впечатление в ущерб интересам безопасности государства. Достаточно вспомнить, к чему привела чрезмерная вера в силу договора СССР и Германии, как дезориентировали людей накануне войны запреты на публичную критику немецких фашистов, Заявление ТАСС от 14 июня, чего стоило требование "Не поддаваться на провокации".

Сегодня нас пытаются убедить в миролюбивом характере НАТО. Надо учитывать: расширяется на Восток не просто одна из международных организаций, а мощная структура, способная вести современную войну на широком фронте. Вспомните, что аппетиты Гитлера возрастали по мере аншлюса Австрии, захвата Чехословакии, Польши, Бельгии, Франции. К сожалению, из опыта второй мировой многими странами, и прежде всего теми, которые по старинке пытаются военной силой навязать свою волю другим, не усвоен самый главный урок: механизм войны легче раскрутить, чем остановить.

- С какими военными угрозами, на ваш взгляд, может столкнуться Россия?

- Военная угроза прямо зависит от целей, которые государства преследуют, и военной мощи, которыми они реально располагают. Определить военную угрозу - значит выяснить и оценить те интересы потенциального агрессора, ради которых он способен использовать военную силу. Применительно к России - определить, в каких ее богатствах так остро нуждаются другие страны.

Мир полон противоречий между государствами. Разговоры о сферах влияния, об интересах базируются не на пустом месте. Но стремление реализовать свои потребности и интересы приводит к войне в том случае, если есть главный инструмент войны - соответствующие военная мощь, вооруженные силы и уверенность в их превосходстве над силами потенциальной жертвы агрессии.

Наивно полагать, что из-за нарушения прав человека и позиции руководства Китая против этой страны США и НАТО могут сейчас развязать войну. Военная мощь Китая требует, чтобы с ней считались. Между тем США и НАТО мотивировали агрессию против Югославии именно "нарушением прав человека" и политикой президента СРЮ, отлично понимая, что эта страна не обладает достаточной военной мощью.

Военную опасность для России могут представлять и вооруженные конфликты малой интенсивности. Любой из них по мере вовлечения в него все большего числа сторон и сил может разрастись в крупную войну. Если проследить логику вооруженного конфликта в Чечне, то он имел именно такую тенденцию. В его воронку втягивались все новые силы, в том числе из-за рубежа. Трудно сказать, чем бы все завершилось, если бы правительство не проявило решительность.

Кроме этого, военные конфликты вблизи границы России могут соединиться в одну общую огненную дугу и по своему эффекту сравнятся с широкомасштабной войной.

Так что в силу особенностей своего геополитического положения и трудностей внутреннего развития Россия может столкнуться с различными видами военной угрозы. Вопрос в том, чтобы выделить наиболее вероятные и исходя из них вести военное строительство.

- Стратегическая концепция НАТО не ограничивает альянс территорий его членов, а, напротив, требует "рассмотрения вопроса во всемирном масштабе". К вызовам, рискам и угрозам в ней отнесен широкий круг явлений - экономические, социальные и политические трудности, этническая и религиозная вражда, неадекватные и неудачные попытки реформ, нарушения прав человека, распространение оружия массового поражения и военных технологий, а также терроризм, саботаж, оргпреступность, перебои в поставках жизненно важных ресурсов и другие. По некоторым из этих поводов западная пресса не раз поднимала шумиху вокруг России. Нет уверенности, что при определенных условиях альянс не вознамерится предъявить ей претензии с позиции силы. Каким должен быть ответ на реальности международной обстановки и тенденции ее развития ?

- Все перечисленные вызовы, риски и угрозы - не что иное, как универсальный "дежурный" набор поводов (а не причин, они скрыты глубже) применения военной силы против конкретной страны или группы государств. Чем больше набор рисков, тем шире диапазон вмешательств вплоть до вооруженного во внутренние дела государства. Наша задача заключается в том, чтобы этот диапазон мотивов и претензий не расширять. Но это уже вопросы внутренней политики государства.

Тенденцию к противостоянию порождает само наличие военного блока НАТО, вооруженных сил, содержание которых требует огромных денег. Во имя самосохранения им нужно доказать свою пользу. Как? Только убедительно представив те задачи, решить которые без военной силы, как утверждают их сторонники, якобы просто невозможно. Чем больше будет раздуто угроз, тем больше задач, тем больше военной силы, тем больше затрат. Отсюда и тезис: мол, непрогнозируемая Россия с ее ядерным потенциалом неизвестно как себя поведет. Запад убеждают: не до жиру, быть бы живу. Так что раскошеливайтесь, господа налогоплательщики стран Западной Европы.

К сожалению, на Западе пока верх берет старый подход к безопасности, основанный исключительно на приоритете военной силы. А между тем наивно полагать, что для борьбы с наркомафией, терроризмом нужны мощные авианосцы, подводные лодки, крупные общевойсковые соединения и тысячи самолетов, которые есть у НАТО.

Альтернатива Североатлантическому альянсу есть. Прежде всего ставка должна быть сделана на нейтральные страны в Европе. Их немало, и опыт сотрудничества в решении проблем безопасности имеется. Кроме этого, необходимо расширять не основу конфронтации между странами Европы, а базу взаимовыгодного сотрудничества. Это и работа в рамках Совета Европы, и двусторонние соглашения в различных областях. Основами регулирования международных отношений должны стать международное право, институт ОБСЕ и весь набор из области мер доверия, которые сейчас применяются. И главное: на смену НАТО - детищу "холодной войны" должна прийти своя, чисто европейская система безопасности. До тех пор, пока одна страна, находящаяся на другом континенте, при помощи консолидированной военной организации будет навязывать свое мнение, и обеспечивать свое присутствие в Европе, она в области военной безопасности не будет независимой.

- Председатель Государственной Думы Г.Н. Селезнев на страницах нашего журнала (¦ 9, 7999 г.) отметил, что законодательное обеспечение военной безопасности государства до сих пор не выстроено в целостную систему, общие проблемы военного строительства не получают необходимого нормативно-правового разрешения. Задачи национальной безопасности, а также государственной политики по военному строительству на период до 2005 года, оформленные концептуально, пока не отражены в законах. Не оформлены законодательно принципиальные положения Военной доктрины, государственной программы вооружения, международные аспекты безопасности и военного сотрудничества, как в рамках СНГ, так и в Европе. Военная реформа идет не первый год, а закон о ней, образно говоря, застрял на полпути. Каковы перспективы совершенствования законодательных механизмов военного строительства, обеспечения обороны России?

- Трудно не согласиться с Геннадием Николаевичем Селезневым. Действительно, назрела острая необходимость произвести своеобразную инвентаризацию законов в области военного строительства. На встречах с министром обороны мы обсудили эти проблемы и пришли к общему мнению, что законодательное обеспечение политики государства в военной сфере должно быть поднято на новый уровень. На это направлена серия слушаний в Госдуме весной этого года. Работы много,

Надо переломить укоренившуюся традицию, когда под натиском непонятно каких причин вдруг появляется чья-то законодательная инициатива, проходит обсуждение в Думе и "сверху" опускается на головы изумленных исполнителей. Есть и другая крайность, когда снизу требуют "сочинить такой закон, который охватил бы все случаи жизни". Мы сторонники того, чтобы законы не сочинялись, а вырастали из жизни, при активном участии тех, кто их должен выполнять. Затем необходимо грамотное правовое оформление по правилам юридической науки с созданием механизма приведения законов в действие.

Мы так стараемся строить свою работу. Например, в феврале - марте группа депутатов Госдумы из Комитета по обороне и Комитета по безопасности выезжала в Чечню для изучения ситуации в самом эпицентре событий.

Жизнь ставит ряд насущных задач совершенствования законодательного обеспечения обороны. Кратко их можно сформулировать так.

Во-первых, реализацию законов, регламентирующих деятельность силовых ведомств, необходимо обеспечить экономически, в материальном и финансовом отношении.

Во-вторых, нужны конкретизация и совершенствование ранее принятых законов, отдельные положения которых вошли в противоречие с жизнью и юридической практикой.

В-третьих, поскольку возникли принципиально новые явления в сфере обороны и они оказались за пределами правового поля, предстоит срочно разработать новые законы и подзаконные акты.

В-четвертых, назрела необходимость устранить противоречия между содержанием законов, касающихся обороны, и законодательными актами, регламентирующими другие сферы жизни общества, которые позволяют бюрократам манипулировать нестыковками в свою пользу.

В-пятых, поскольку главным в военном деле был и остается человек, мы будем уделять особое внимание социальному блоку законодательных инициатив в области обороны.

- Концепция национальной безопасности РФ оценивает уровень оперативной и боевой подготовки войск как критически низкий, снижение их укомплектованности современным оружием и техникой кик недопустимое, а финансирование как недостаточное. Причем оценки 1997 г. сохранены и в 2000 г. Вряд ли кто-нибудь из депутатов Госдумы станет оспаривать их. Однако ни разу не довелось услышать, чтобы вопрос о финансировании обороны страны был поставлен столь же остро при обсуждении госбюджета на очередной год. Как добиться перелома, чтобы поднять состояние войск до уровня требований времени?

- Финансирование обороны - лишь часть проблемы. Военное строительство не сводится к затратам на содержание определенной численности войск. Можно содержать многомиллионную армию и быть неспособными решить задачи обороны. С другой стороны, не бывает маленькой и дешевой армии, способной обеспечить безопасность страны. Тем более такой огромной, как Россия.

Главное противоречие военного строительства - между его предназначением и теми качественными характеристиками, которыми оно в данный момент обладает. Простым снижением численности армии это противоречие не разрешить. Грамотное сокращение любой организации, а военной в особенности, эффективно, когда уменьшаются ее задачи, в данном случае - оборонные. К слову, само сокращение требует затрат, и немалых.

Механическое сокращение сегодня может принести, хотя и небесспорно, некоторую экономию, а завтра потребует затрат на порядок больше. Так, легко можно ликвидировать военные вузы, боевые соединения с богатыми традициями. Но чтобы их создать заново, вывести на "проектную мощность", понадобится 5-7 лет. Можно сократить затраты на фундаментальные военные исследования. А в будущем мы отстанем в создании оружия 1 боевой техники на 15-20 лет.

- Принято более 50 законодательных актов о льготах военнослужащим, их семьям, гражданам, уволенным с военной службы, а проблемы их соцзащиты no-прежнему остры. Каковы перспективы их решения ?

- Прежде всего, необходимо обратиться к соответствующим лицам, представителям организаций, ответственных за выполнение этих законов. Возможно, они не могли выполнить их требования по объективным причинам. Тогда спрос с законодателей. Но в любом случае результаты этих разбирательств должны быть преданы гласности. Я внес предложение оценивать работу Госдумы не по числу принятых, а по количеству работающих законов. Тогда законодатели не будут действовать по принципу "Главное - прокукарекать, а там хоть не рассветай".

- Что вы хотели бы пожелать нашим читателям - ветеранам, военнослужащим армии и флота, других силовых структур, членам их семей в связи с 55-летием Великой Победы?

- Поздравляя наших уважаемых ветеранов, желаю, чтобы они передали молодому поколению воинов тот моральный дух, непоколебимую стойкость и ратную доблесть, которые позволили им выстоять и победить фашистское чудище в 1945 году.

Хочу высказать самые добрые слова военнослужащим и членам их семей, работникам военно-промышленного комплекса, всем, кто в чрезвычайно трудных условиях, несмотря на материальную нужду и моральные издержки, несет службу, поддерживает готовность к защите Отечества, без которой у нашей страны не может быть ни настоящего, ни будущего.

Пусть День Победы, память о всенародном подвиге объединяют нас не только в праздники, но и в будни, когда нужны реальные дела во имя безопасности, развития и процветания Родины.


Газета "Ориентир"
май 2000 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован