29 мая 2002
205

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ НЕЗАВИСИМОГО ИНСТИТУТА

В пятницу, 16 ноября 2001 года, в Каминном зале Дома журналистов в Москве прошла ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ НЕЗАВИСИМОГО ИНСТИТУТА выборов в связи с правовой ситуацией, сложившейся вокруг предстоящих выборов Президента Республики Саха (Якутия).


На вопросы журналистов отвечали Александр Иванченко - председатель совета директоров Независимого института выборов в недавнем прошлом, как многие помнят, Председатель Центризбиркома Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации; Всеволод Васильев - директор Института законодательства и сравнительного правоведения, он же редактор журнала `Выборы. Законодательство и технологии`, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель наук Российской Федерации; Юрий Дмитриев - доктор юридических наук, академик Российской Академии наук; Римма Кузнецова - руководитель Дирекции правовых программ Независимого института выборов.
Создалось впечатление, что правовые коллизии предвыборной ситуации в Якутии послужили лишь поводом для обсуждения более общих, фундаментальных проблем, таких, как проблема приоритета федеральной Конституции над региональным законодательством, проблема гарантий политических прав и свобод на всей территории Российской Федерации. Какую демократию мы строим, когда за ошибки избирательной комиссии расплачивается ни в чем не повинный кандидат в президенты В. Штыров, искусственно удерживается от участия в выборах действующий президент М. Николаев. В обоих случаях грубо попирается фундаментальное право российского гражданина избирать и быть избранным.
В то же время правовые коллизии вокруг имени действующего президента Республики Саха (Якутия) и других кандидатов наглядно показывают, что, несмотря на ошибки в правотворчестве следует придерживаться главного принципа: права каждого человека на всей территории Российской Федерации должны быть гарантированы в равном объеме. Не должно быть двойных стандартов. Например, для Орловской губернии - пожалуйста, для Татарстана - пожалуйста, можно избираться на третий срок. А вот для Якутии - никак нельзя. В любых запутанных вопросах ответ следует искать в федеральных законах. Региональное законодательство не может иметь приоритет перед федеральным в столь деликатной сфере, как реализация политических прав и свобод.
Не Верховный Суд, не прокурор или высокопоставленный чиновник, а Конституция Российской Федерации вводит ограничения для желающих принять участие в выборах. Запрет касается лиц, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда и признанные недееспособными - по решению суда. Иных ограничений Конституция Российской Федерации не знает.
Поэтому нынешние `изгои` предвыборной кампании в Республике Саха (Якутия) стали заложниками одного из самых противоречивых в России региональных избирательных законотворчеств. Именно преодоление коренных причин, порождающих подобную ситуацию, а не пересуды вокруг конкретных имен, должны будить творческую мысль строителей демократического государства. Следует дать отпор столь очевидному наступлению федеральной и региональной бюрократии на права и свободы граждан. Тем самым будет оказана помощь президенту В. Путину, который добивается совершенствования политической системы страны, осуществления приоритета федерального законодательства, приоритета прав и свобод граждан над ограничениями, которые нередко устанавливают правоохранительные, судебные, иные исполнительные органы. Права граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации, должны быть реализованы в полном объеме. Поэтому право гражданина М.Е. Николаева, право гражданина В.А. Штырова на пост президента Республики Саха (Якутия) гарантировано Конституцией РФ и не зависит от прихоти местных или иных правоприменителей.
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) принял единственно правильное решение, определив, что точку в данном правовом конфликте должен поставить Конституционный Суд Российской Федерации, поскольку проверка соответствия законодательства субъектов Российской Федерации федеральной Конституции относится к его исключительным полномочиям. Окончательное решение принимает избиратель.
Что касается региональной Конституции, которая стала палкой в колесах нынешней избирательной комиссии, то сроки приведения ее в соответствие с федеральной Конституцией истекли 18 октября. И теперь непоколебимый в своем упорстве парламент республики Ил Тумэн должен быть распущен. Краеугольный камень жизни северной республики - ее Конституция - не может превратиться во всеобщий камень преткновения.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован